Главная страница
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница4 из 39
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
Предмет и задачи детской психологии
Закономерности развития ребенка как члена общества, его психики, сознания — психическое развитие ребенка от момента рождения и до зрелости — изучает специальная область психологических знаний — детская психология, отмечает ДБ. Эльконин. Другие стороны развития ребенка изучают различные области науки анатомия и физиология, физиология высшей нервной деятельности, гигиена, этнография и т.д. Детская психология есть наука о закономерностях психического развития ребенка, об особенностях его психики на разных стадиях развития.
Как отмечает Л.Ф. Обухова, предмет детской психологии исторически менялся. В настоящее время предмет детской психологии — раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.
Решение задач теоретического плана расширяет возможности решения задач практического плана. Так, помимо активизации процессов обучения и воспитания в последнее время возникла новая сфера практики детской психологии. Это контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, тов чем состоят отклонения и каких следует компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной с.
О.
А.
Шаграева
33
. I
теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка.
Расширение предмета детской психологии происходит за счет попыток ввести в поле исследования детской психологии период внутриутробного развития ребенка. Одной из работ, в которой приводятся достаточно веские доказательства необходимости такого шага, является исследование Г.Г. Филипповой.
Целью своего исследования Г.Г. Филиппова определила построение концептуальной модели материнства для обеспечения целостного научного исследования данного явления в психологии. Объект исследования — система психического взаимодействия «мать—ребенок». Поскольку сама система возникает с появлением ребенка, то Г.Г. Филиппова считает необходимым определить в первую очередь, с какого периода онтогенеза можно считать ребенка элементом системы психического взаимодействия с матерью. Точкой отсчета в возникновении и развитии исследуемой системы она предлагает считать момент возникновения психического отражения в пренатальном (внутриутробном) развитии ребенка.
Связь детской психологии с другими науками
Философия и детская психология.
Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека. Законы философии являются законами возрастной психологии. Можно сказать, что законы философии несут на себе методологическую нагрузку. Например, основной закон философии отвечает на вопрос Что первично Можно по-разному отвечать на этот вопрос. Но оттого, как мы на него отвечаем, зависит наша позиция в решении психолого-педагогических проблем.
Подумайте, так ли это. Приведите примеры за или против данной позиции.
Еще одна философская проблема — спор между диалектическими метафизическим способами мышления, способами анализа окружающей действительности. Метафизика — философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира.
Диалектика — учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания, основанный на этом учении метод мышления. Законы диалектики единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицаний
Развитие ребенка — это тоже борьба и единство противоположностей, в роли которых постоянно выступает противоречие между уже возросшими желаниями ребенка и его реальными возможностями.
В соответствии с этим деятельность ребенка перестраивается. Так совершается переход к новой стадии развития его психической жизни.
Педагогика и детская психология.
Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Детская психология — отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития ребенка на разных возрастных этапах, а также законы перехода с одного возрастного этапа на другой.
По определению, педагогика — это наука о воспитании и обучении это воспитательные приемы, воздействие. Она раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, процесса образования и обучения, их роль в жизни общества и развитии личности.
Сотрудничество педагогики и психологии в деле воспитания и обучения человека имеет давнюю историю. По мнению одного из классиков отечественной педагогики К.Д. Ушинского, педагогика может успешно разработать план воспитания целостной личности, только опираясь навесь комплекс наук о человеке, в центре которых находится психология. Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе, писал К.Д. Ушинский, но говорим им, изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить.
В решении одних и тех же задач обучения и воспитания ребенка педагогика и психология ищут ответы на разные вопросы. Педагогика отвечает на вопрос как. Психология отвечает на вопрос почему. Например, педагогика ставит задачи по нравственному воспитанию личности ребенка в дошкольном возрасте, задачи развития тех или иных навыков и умений, предлагая специальные приемы, методику и технологии обучения, использующие игровые моменты. Психология отвечает на вопрос почему это целесообразно Потому что ведущим видом деятельности ребенка данного возраста является сю-жетно-ролевая игра. И потому с использованием игровых моментов проводят занятия в детском саду и по развитию речи, и по изобразительной деятельности, по формированию математических понятий.
Медицина и детская психология.
Медицина — совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней, а также практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней
На стыке медицины и психологии возникла совершенно особая отрасль научного знания — психосоматика. Психосоматика — направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний. Этот термин означает, что изменения, которые происходят во внутренних органах и системах организма (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной, врачи связывают с более или менее длительным эмоциональным напряжением (в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния, возникающим в ответ на жизненные трудности и конфликты — как межличностные, таки внутренние.
В книге B.C. Ротенберга и СМ. Бондаренко Мозг. Обучение. Здоровье перечисляются многие успехи в разных областях медицины. Авторы пишут, что это перечисление могло бы занять не один десяток страниц. В целом же заболеваемость не уменьшилась. Изменилась ее структура место тяжелых инфекций заняли болезни цивилизации. Сюда относятся гипертоническая болезнь со всеми ее грозными осложнениями, вплоть до инсульта и инфаркта, стенокардия, опухоли, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма и другие заболевания аллергической природы, экземы и нейродермиты, также алкоголизм и наркомания.
В исследованиях B.C. Ротенберга и В.В. Аршавского было показано, что основным компонентом поведения, определяющего устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является такой психологический феномен, как поисковая активность. Под поисковой активностью понимается деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности.
Как оказалось, уже самые ранние этапы развития ребенка имеют непосредственное отношение к формированию поисковой активности. Для формирования такого ценного образования, имеющего огромное значение в жизни и деятельности человека, необходимо выполнение взрослыми, ухаживающими за детьми, целого ряда условий с первых дней жизни ребенок должен ощущать себя находящимся под постоянной защитой ближайшего окружения, особенно матери. Он должен приобрести уверенность, что плач — единственно доступный ему способ реагирования на неприятные ощущения (голод, боль, дискомфорт в кровати, страх перед неизведанным) — является достаточно эффективными помогает ему контролировать ситуацию. Он должен приобрести уверенность в том, что может привлечь к себе внимание криком и может положиться на хорошее отношение матери, ее постоянную защиту. Только с ее помощью он постепенно может развить в себе способность к активному взаимодействию с миром и поисковому поведению, только она способна бережно провести его через этап покровительства и поддержки к этапу самостоятельности и независимости.
Антиподом поисковой активности является отказ от поиска. В основе возникновения ряда заболеваний сердца (стенокардия и инфаркт, опухолевых заболеваний, особенностей их протекания лежит чувство беспомощности и безнадежности, ситуация отказа от поисковой активности. Состояние отказа от поиска не только вредно для здоровья — оно резко отрицательно сказывается на результатах любой деятельности.
Роль психологических факторов признается многими исследователями ив развитии бронхиальной астмы. Как показывает клинический опыт Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого, родительские семьи больных бронхиальной астмой характеризовались сдержанностью в проявлениях эмоций у ее членов родители стремились контролировать и подавлять инициативу своих детей, блокировать несанкционированные ими эмоциональные проявления. Сюда же непосредственно относится подавление матерью эмоциональных проявлений у ребенка в раннем детстве — крика, плача и т.д.
Широко признана роль семьи ив происхождении неврозов. Так, показано, заболеваемость человека неврозом в немалой степени зависит от условий, в которых он воспитывался стиля, типа воспитания. При этом воздействие родительской семьи простирается весьма далеко, проявляясь ив то время, когда человек сформировал собственную семью.
Несмотря на то что в приведенных примерах речь идет в основном о семье и ее роли в возникновении тех или иных заболеваний, воспитателю необходимо иметь ввиду эти факты. Они
— лишь частное проявление общей закономерности причины психосоматических заболеваний коренятся в неправильном взаимодействии взрослых (родителей, воспитателей и учителей) и детей. Последствия такого взаимодействия могут стать для ребенка, увы, необратимыми.
Общая и детская психология.
Общая психология — теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Например, общая психология дает нам представление об особенностях работы мышления, о его видах и основных операциях
Детская психология прослеживает, каковы специфика, уровень, особенности развития мышления на томили ином возрастном этапе.
Социальная и детская психология.
Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
В поле зрения детской психологии — особенности развития и функционирования детского коллектива. В поле внимания детской психологии — особенности формирования реальных (в отличие от игровых) отношений между детьми в группе сверстников. Предмет особого интереса детской психологии — стиль общения ребенка со сверстниками и со взрослыми людьми и механизм влияния этого общения на детское развитие.
Детская психология в структуре возрастной психологии
Детская психология — один из разделов возрастной психологии. Отличие возрастной психологии, а значит и детской, от других отраслей психологии видят в том, что ее научным объектом являются не сами психические явления, а их развитие или возрастная изменчивость.
Наиболее существенными проблемами возрастной психологии на современном этапе называют:
а) научное обоснование возрастных норм различных психофизиологических функций как в молодом, таки в пожилом возрасте;
б) определение эталонов зрелости индивида, личности;
в) выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни;
г) научное прогнозирование развития и понимание роли ранних периодов жизни для последующего развертывания психических ресурсов человека.
Считается, что решение этих задач возможно лишь при значительных изменениях в понимании самого объекта возрастной психологии, в изучении всего жизненного цикла человека, включающего детские и юношеские годы, взрослость и период старения. Специфику же объекта возрастной психологии видят прежде всего в том, что на протяжении жизни в психологии человека происходит не только рост, но и разнообразные качественные преобразования.
Б.Г. Ананьев выделил две главные характеристики возраста метрическую и топологическую. Метрическое свойство возраста выражено в сумме прожитых лет, в общем времени жизни индивида коп ределенному моменту его существования. Метрическая характеристика возраста показывает не только длительность протекания или формирования того или иного психического процесса и свойства, но и то, каким образом развертывается этот процесс или свойство во времени, ускоренно или замедленно, равномерно или неравномерно и т.п. Другой характеристикой возраста является его топологическое свойство, выраженное в фазах, стадиях становления различных психологических функций, в периодизации развития.
Понятен ли вам подход Б.Г. Ананьева к выделению основных свойств возраста Прочтите его работы, рекомендуемые в списке литературы. Приведите примеры метрических и топологических свойств возраста.
Б.Г. Ананьев рассматривал возраст человека как функцию биологического и исторического времени как человек в целом, таки его временные характеристики, в том числе и возраст, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.
По Б.Г. Ананьеву, возраст есть сумма разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, тесно взаимодействующих со многими сложными явлениями общественно-экономического, культурного, идеологического и социально- психологического развития человека в конкретно-исторических условиях. При этом он отмечал, что возрастные изменения могут быть правильно поняты лишь в свете диалектической взаимосвязи органического и социального в психическом развитии человека. Возраст является одной из наиболее интегральных характеристик человека и относится не только к индивидуальным свойствами функциям, но и к личности, субъекту разных видов деятельности. В тоже время онтогенез и жизненный путь человека определяются принципиально разными условиями и факторами, и само понятие возраста имеет разный смысл в процессе развития индивидуальных и личностных свойств человека.
Возрастная и генетическая психология
Термин генетический, используемый в выражении генетическая психология, был введен в психологию во второй половине XIX века, те. до того, как биологи начали использовать его в более узком смысле слова. Термин генетическая психология относится к индивидуальному развитию, к онтогенезу. Как отмечает Ж. Пиаже, выражение генетическая психология нельзя использовать в качестве синонима для детской психологии, психологии развития ребенка
так как генетической называют и общую психологию, если она рассматривает психические функции в процессе формирования. Именно Ж. Пиаже создал женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка.
Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Она отвечает на вопросы как происходит то или другое психическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением Как происходят те процессы, результатом которых является мысль?
Детская психология теория и практика
Теория и практика психологической науки составляют неразрывное единство. Вместе стем характер отношений между ними, их связь и специфика, их возможности в решении актуальных проблем повседневной жизни человека вообще и ребенка в частности — предмет специального обсуждения ряда работ.
Наличие существенных отличий между теоретической (академической, фундаментальной) и практической психологией дает основание говорить о существовании двух самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных между собой, областей психологического знания. Им присущи различия в целях, концептуальном аппарате, методологии, процедурах.
Цель фундаментальных исследований состоит в приращении знаний об общих закономерностях возникновения и воспроизводства психологических явлений. Практическая психология направлена на решение конкретных проблем конкретного человека, конкретной социальной группы. Концептуальный аппарат академической науки сложился для целей описания, объяснения и прогноза некоторых психологических явлений и для коммуникации внутри научного сообщества. Концептуальный аппарат практической психологии предназначен для понимания проблем клиента и заказчика и для коммуникации в первую очередь с ними.
Критерии оценки качества инструмента также различны. Критерии надежности, валидности, репрезентативности чрезвычайно значимы в экспериментальных исследованиях. В области же практической психологии они не играют главных ролей.
Однако более существенные различия, по мнению АИ. Донцова, Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, прослеживаются в ценностных предпочтениях и самоидентификации людей, работающих в фундаментальной (академической) и практической областях. Одно из
таких ключевых отличий касается проблемы влияния личности психолога на получаемые результаты. В фундаментальной науке метод работает сам по себе, без влияния личности исследователя, а в практической психологии личность психолога есть неотъемлемая часть метода.
Овладение понятийным аппаратом науки, глубокое знание основных фактов и закономерностей психического развития ребенка — совершенно необходимые вещи для формирования психолога- профессионала. Касаясь отношений практической детской психологии и фундаментальных исследований, Л.Ф. Обухова отмечает, что продвижение в решении теоретических задач детской психологии расширяет возможности ее практического внедрения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

перейти в каталог файлов


связь с админом