«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
В.С. Белозеров
__________________
(подпись)
«____»_______________2010 г.
КРИМИНОЛОГИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для студентов, обучающихся по специальности – 021100 «Юриспруденция»
Объем занятий: всего 144 часов
Изучается в 7 семестре
Разработано:
проф. Щербакова Л.М., доц. Лесниченко И.П.
Дата разработки:
« » _______ 2010 г. Согласовано:
Декан __________
(факультет)
/ Щербакова Л.М. / ___________(подпись)
(Ф.И.О.)
« » ________ 2010 г. Зав. кафедрой уголовного процесса,
криминалистики и защиты прав человека
/Щербакова Л.М./ ___________ (подпись) Рассмотрено УМК ЮФ
«__» _______ 2010г.
протокол № Председатель УМК __________/Савина В.С./ Ставрополь, 2010 г.
Составители: Щербакова Л.М., Лесниченко И.П. Рецензенты: доктор юридических наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук, заслуженный деятель науки РФ Э.Ф. Побегайло; доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Г.И. Чечель.
Криминология. Учебно-методическое пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. – С.
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 02.11.00 – юриспруденция, квалификация – юрист.
В учебно-методическом пособии формулируются основные темы дисциплины, даются методические указания для подготовки студентов к занятиям и список литературы, которую рекомендуется изучить для углубленного уяснения материала, а также практические задания, темы рефератов, контрольных работ и вопросы для подготовки к экзамену. Криминологический словарь поможет понять содержание сложных терминов. Тестовые задания позволят оценить знания и уверенно идти на экзамен.
Учебно-методическое пособие предназначено как для студентов очной, заочной форм обучения, экстерната, так и преподавателей юридического факультета высших учебных заведений.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Криминология является одной из основных уголовно-правовых дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях на юридическом факультете. Преподается она, как правило, после того, как студентами уже изучены такие дисциплины, как уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, уголовно-исполнительное право. Криминология как комплексная наука использует базовые данные всех вышеуказанных отраслей права. Кроме того, являясь наукой социально-правовой, она предполагает знание основных понятий и категорий философии, социологии, статистики, экономики, педагогики, психологии, психиатрии, прогностики, демографии, что требует наличия у студентов определенного уровня общетеоретической подготовки.
Изучение криминологии — необходимая предпосылка профессионального становления будущих юристов.
Цель изучения дисциплины криминологии — получение четкого представления о преступности как социально-правовом явлении, ее детерминантах, личности преступника, теории и практике предупреждения преступности в целом и отдельных ее групп (видов), способах и методах профилактического воздействия на конкретных ее носителей, жертве преступления.
Криминологические знания необходимы сотрудникам правоохранительных органов, всех юридических служб, поскольку профилактика преступления является их общей задачей. Глубокое понимание социальной природы преступности, знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей лиц, совершивших преступления, и механизма индивидуального преступного поведения важны не только для успешной предупредительной деятельности.
Криминологические знания позволяют не допустить преступления, не стать жертвой преступного посягательства, облегчают работу по выявлению уже совершенных преступлений, помогают установить и изобличить преступников, найти наиболее эффективные способы воздействия на их преступное поведение.
Криминологическая подготовка юристов вооружает их необходимыми умениями и навыками анализа информации о преступности (преступлениях), других правонарушениях, оценки криминологической ситуации на определенной территории или объекте проведения криминологических исследований, организации взаимодействия различных субъектов профилактической работы, планировании этой работы и оценки ее результатов, умением применять криминологические рекомендации в практической деятельности, при разработке и реализации различных мер воздействия на преступность, формировать научное мировоззрение и криминологическое мышление.
Учебно-методическое пособие дисциплины рассчитано также на то, чтобы научить студентов самостоятельно оперировать основными методами криминологии как науки в целях исследования количественных и качественных показателей преступности, искать ответы на поставленные вопросы в смежных отраслях знаний, в специальной литературе.
Овладение криминологическими знаниями обеспечивается сочетанием таких форм и методов обучения, как учебные лекции, практические и индивидуальные занятия. Немаловажна в этом направлении и роль самостоятельной работы студентов.
При изучении дисциплины следует использовать основную, а также дополнительную литературу, указанную по темам и рекомендованную преподавателем.
В ходе изучения криминологии необходимо пользоваться статистическими данными о состоянии преступности в стране (в своем регионе), материалами судебной практики, публикуемыми в сборниках постановлений Пленума Верховного Суда РФ, анализировать законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие документы, в которых рассматриваются вопросы борьбы с преступностью.
Большое значение для усвоения криминологии имеет ознакомление студентов с соответствующими темами уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, уголовно-исполнительного права.
Поскольку преступность является острой социальной проблемой, имеющей определенные политические и экономические аспекты, современные представления о ней должны отражать происходящие в обществе глубокие социально-политические изменения и — экономические, исходить из необходимости пересмотра многих устаревших положений и догматических концепций, содержащихся в ранее изданной криминологической литературе.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Криминология» соответствует делению криминологии на Общую и Особенную части, учитывает произошедшие в последние годы изменения во взглядах и представлениях на корни и истоки преступности, методы предупредительной работы.
Основными понятиями дисциплины являются такие, как преступность, ее детерминанты, личность преступника, общая теория предупреждения преступности, основы криминальной виктимологии, криминологическая характеристика отдельных видов преступлений и лиц, их совершивших, профилактика конкретных преступлений.
Цели изучения данной дисциплины:
Общепрофессиональные цели включают следующие компетенции:
- коммуникативную: научить студента представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей;
- социально-политическую: способность и готовность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;
- социально-психологическую: развивать способность к самоанализу, анализу мотивов поведения, рефлексии; осознание конструктивных способов межличностного и межгруппового взаимодействия, умение обеспечить психологическую безопасность личности и группы; повышение стрессоуствойчивости за счет развития субъектных свойств личности;
- социально-правовую: понимание механизма социального контроля в обществе, знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основ обеспечения безопасности; противодействие правовому нигилизму; знание нормативно-правовой базы противодействия преступности; умение выбирать, анализировать и применять правовые нормы в сфере противодействия преступности;
Общенаучные цели обусловлены формированием у студентов следующих компетенций:
- методологической: сформировать у студентов представление об основных теоретических положениях о предмете криминологии и элементах, входящих в этот предмет;
- информационная: научить студента критически оценивать, анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи обеспечения своей безопасности, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации;
- конфликтологической грамотности: выработать у студента умения осуществлять элементарный анализ конфликта, как потенциальной угрозы своей безопасности;
- психологической грамотности: выработать у студентазнание психологических особенностей конфликтных личностей, учет конфликтогенов в разрешении и прогнозировании конфликтов; умение осуществлять конструктивные деловые переговоры, созидательное взаимодействие;
Социально-личностные: развить у студента умения гармонично сочетать свои устремления с интересами других социальных субъектов; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы коллектива; ощущать ответственность за принятые решения.
Задачи, решаемые в процессе преподавания данной дисциплины можно представить следующим образом:
- теоретические задачи: изучить такие проблемы криминологии, как определение предмета криминологии и элементов, входящих в этот предмет, выработать системный подход к анализу преступности в целом и ее отдельных видов (основных показателей преступности);
- практические: формирование у студентов умения применять теоретические знания на практике (прогнозировать преступное поведение личности; раскрыть условия совершения тех или иных преступлений, объяснить их причины; теоретически и на практике осуществлять общую, специальную, непосредственную, индивидуальную, раннюю и виктимологическую профилактику).
- воспитательные и развивающие: развить культуру межнационального общения, законопослушность, мобильность; активную гражданскую позицию, личную ответственность за собственную судьбу и судьбу отечества; правовое воспитание.
Содержание дисциплины «Криминология» способствует активизации мыслительной деятельности студентов, учит логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать категориями и понятиями этой юридической науки, анализировать, решать проблемные криминологические ситуации.
По окончании изучения дисциплины студенты отделений очного и заочного обучения юридического факультета сдают итоговый экзамен.
Учебно-методическое пособие дисциплины «Криминология» разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта профессионального образования.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ Важную роль в усвоении криминологической теории играют семинары. При подготовке к ним следует руководствоваться приведенными в учебно-методическом пособии планами и методическими рекомендациями по каждой теме и контрольными заданиями. Причем данные, приведенные в заданиях, являются условными и предназначены лишь для учебных целей.
Основными источниками информации для подготовки к семинару являются учебники, конспект лекций, а также дополнительная литература, указанная к теме. Поскольку преступность является острой социальной проблемой имеющей определенный политический аспект, современные представления о ней должны отражать происходящие в нашем обществе глубокие социально-политические изменения, исходить из необходимости пересмотра многих устаревших положений и догматических концепций, содержащихся в ранее изданной криминологической литературе. Поэтому необходимо проявить особое внимание к лекциям и объяснениям преподавателей на семинарах, активнее использовать современные публикации – новые работы по криминологической проблематике, журнальные статьи и газетный материал, ведомственные нормативные документы и т.п.
Большую помощь в уяснении и закреплении учебного материала при подготовке к семинарам окажут схемы, в которых графически изображены наиболее существенные положения изучаемого предмета. Разобравшись в этих схемах, легче усвоить и запомнить соответствующий учебный материал, особенно тем, кто обладает хорошей зрительной памятью. Готовясь к занятию, следует уяснить для себя содержание каждого вопроса, указанного в плане семинара, мысленно воспроизвести свое предполагаемое выступление, при необходимости составить краткий план-конспект такого выступления. Если при подготовке к семинару остались неясны отдельные вопросы темы, либо возникло несогласие с положениями учебника или иной литературы, целесообразно отметить это на полях конспекта и обязательно разрешить возникшие вопросы во время семинара или на консультации у преподавателя. По неясным 6и спорным вопросам также полезен обмен мнениями с коллегами по учебе. Необходимо оптимально использовать эти занятия для овладения криминологическими знаниями. Большую пользу в усвоении учебного материала приносит непосредственное участие в обсуждении рассматриваемых вопросов на семинарах. Вместе с тем важно, хотя и не выступая самому, внимательно следить за выступлениями других учащихся, мысленно сверяя с ними свои знания, отмечая пробелы, неточности и ошибки в ответах выступающих. Подобная работа углубляет и закрепляет знание изучаемого предмета. Преподаватель вправе поменять тему семинарского занятия на тему КСР, обосновав это решение.
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. Цель занятия: в результате изучения темы студенты должны уяснить сущность криминологии как науки о преступности, ее глубину, понять общетеоретическое и прикладное значение учебной дисциплины.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие науки криминологии, ее характерные черты.
2. Предмет криминологии. Соотношение ее со смежными науками.
3. Методология отечественной криминологии.
4. Задачи отечественной криминологии на современном этапе борьбы с преступностью.
5. Криминология как учебная дисциплина, ее система. Методические рекомендации
Настоящая тема является вводной, предваряющей изучение данного предмета, дает общее представление о криминологической науке, ее методологических основах, основных проблемах, которые она изучает, о соотношении криминологии с другими науками. Знакомство с этой темой подготовит к изучению последующих тем курса, облегчит их усвоение.
Чтобы составить правильное представление о криминологической науке, следует исходить из существования двух основных направлений борьбы с преступностью: уголовно-правового и собственно криминологического (профилактического). Содержание последнего направления, его отличие от уголовно-правового определяет суть и содержание криминологии как научной основы предупреждения преступности. Определяя понятие криминологии, нельзя ограничиваться описанием изучаемого ею предмета, а следует выделить те закономерности, раскрытие которых составляет главное содержание криминологии как науки.
Важное значение имеет вопрос о методологических основах криминологической науки. Опираясь на полученные при изучении курса философии знания об основных закономерностях социального развития, функционирования общества, следует понять, как философские, социологические категории, закономерности применяются в криминологии, являясь исходными позициями при изучении преступности, ее причин, лиц, совершивших преступления, и методов предупреждения преступлений.
Чтобы составить себе правильное и полное представление об изучаемой науке, надо сопоставить ее с другими науками, определить ее место в общей системе научных знаний. В этой связи важны, прежде всего, характер криминологии как науки, связанной с социологией и правом; соотношение криминологии с различными отраслевыми юридическими науками, в особенности с уголовным правом, иными общественными и естественными науками. Важно иметь в виду и то, что криминология не только пользуется данными других наук, но и сама обогащает и вооружает другие науки выводами и положениями, часто весьма существенными для них. Все эти вопросы должны быть усвоены на конкретных примерах соотношения криминологии с другими науками.
Вопросы для самоконтроля
Какова природа криминологии: это общественная, юридическая или естественная наука?
Что представляет собой предмет криминологии и каково его отличие от предмета уголовного права?
Что такое деликтология (девиантология) и ее практическое значение?
В чем сходство и различия предмета российской и американской криминологии?
Каково значение криминологии?
Перечислите современные задачи отечественной криминологии.
Назовите основные этапы развития криминологии.
Охарактеризуйте новые направления российской криминологии.
Каково практическое значение криминологии?
Контрольные задания Задание 1
Подготовьте выступление и проведите беседу в учебной аудитории на тему «Что такое криминология?». Задание 2
В литературе можно встретить различные определения криминологии:
- наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;
- общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.
Внимательно изучите эти определения. Какое из этих определений является более точным и полным? Дайте обоснованный ответ. Задание 3
Покажите на примерах применение в криминологической науке следующих принципов и категорий научного познания:
-принцип историзма;
- диалектический закон единства и борьбы противоположностей;
- философские категории явления и сущности;
- диалектический закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Задание 4
Какое из приведенных ниже высказываний о характере криминологической науки представляется вам правильным (ответ обоснуйте)?
Криминология - часть науки уголовного права, так как она зародилась в недрах этой науки, пользуется ее понятиями и категориями; учение о преступности и ее причинах неотделимо от учения о преступлении и уголовной ответственности.
Криминология есть наука юридическая.
Криминология как наука сочетает в себе право и социологию.
По своим задачам, приемам и методам исследования криминология - это социология; по специфичности круга изучаемых явлений - это криминальная судебная социология.
Задание 5
Покажите на конкретных примерах значение криминологии для практической деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел. Домашнее задание
Подготовьте небольшое выступление на тему: «Какую пользу может принести изучение криминологии отдельным гражданам?», «Как бы вы объяснили, что такое преступность, детям 1-3-х классов?» (на выбор по желанию).
Творческая работа: подготовьте и выступите с докладом на тему: «Соотношение преступности, лжи и справедливости». Основная литература:
Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. – М., 2006.
Криминология: учеб./под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М. : Волтерс Клувер. 2007.
Криминология: Учебник/ Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. -М: Юристъ, 2006.
Криминология: учеб. для вузов/под общ. ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010.
Криминология: учеб. для вузов/под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб., 2008.
Криминология: учебник. (ГРИФ). Под ред. М.П. Клейменова. М. НОРМА.2009.
Криминология: Учебное пособие/ Под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. -М: ЮНИТИ-Дана, 2007.
Дополнительная литература:
Алауханов Е. Криминология.Учебник. Алматы, 2008.
Беккариа Ч.О преступлениях и наказаниях. М., 1995.
Гилинский Я.И.Криминология. Курс лекций. СПб.: Питер, 2002.
Даньшин И.Н. Криминология. Понятие, предмет, задачи и система криминологической науки: Конспект лекций. Харьков, 1995.
Долгова А.И.Преступность и общество //Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. М., 1992. Вып. 3.
Долгова А.И., Серебрякова В.А.и др. Основы криминологии для практических работников. М., 1988 (гл. 1).
Иванов С.М. Зарубежная криминология. М., 1997.
Иншаков С.М.Криминология: Учебник. М., 2000.
Карпец И.И.Криминология. Современный период и задачи // Сов. государство и право. 1989. № 6.
Карпец И.И.Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.
Кузнецова Н.Ф. Современная буржуазная криминология. М., 1974.
Лайне М. Криминология и социология отклоненного поведения. Хельсинки, 1994.
Ломброзо Ч.Преступный человек. М, 1994.
Ломброзо Ч.Преступление. М., 1994.
Лунеев В.В.Криминология: Учебник. М, 1986.
Максимов С.В.Краткий криминологический словарь. М: Юрист, 1995.
Платон.Законы / Сочинение в трех томах. М., 1972.
Сахаров А.Б.Криминология и ее значение для профилактической деятельности органов внутренних дел: Лекция. М., 1991.
Сахаров А.Б. История криминологической науки. М, 1994.
Сибиряков С.Л.Современная буржуазная криминология. М, 1980.
Шнайдер Г.И.Криминология. М: Прогресс, Университет, 1994 (гл. 2).
www.garant.ru - сайт позволяет ознакомиться с законодательством Российской Федерации (с комментариями), а также новостями органов государственной власти Российской Федерации.
www.consultant.ru - общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант-Плюс». Содержит он-лайн версии систем; графические копии документов; информацию Минюста РФ; обзоры законодательства; полезные ссылки.
www.lawportaI.ru-российский образовательный правовой портал. Содержит правовую библиотеку, информацию о конференциях, образовательные новости, юридические документы и иные материалы.
www.criminology.narod.ru - санкт-петербургский криминологический клуб. Содержит библиотеку трудов клуба.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |