Филосо́фия (др.-греч.: любовь к мудрости) — особая форма познания мира, система знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие.
Возникновение философии относится к глубокой древности. Зачатки философских знаний отчетливо обнаруживаются в VI-V вв. до н.э. в Китае, Индии и наиболее развитых странах Средиземноморья.
Слово "философ" впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок.580-500 гг. до н. э) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Философия начинается с Фалеса - он родился около 640 г. до н.э. и прожил 78 лет.
По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.
Индийская мысль предполагает, что искусство мистики, духовных переживаний, медитаций приводят к погружению во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим в состоянии нирваны. Нирвана – избавление от земных привязанностей, желаний, боли, страданий и удовольствия. В результате человек совпадает с Богом, с абсолютным бытием. Йогами разработан комплекс приемов для достижения нирваны. Индусы считают, что именно владение таким искусством позволяло им избегать и противостоять превратностям истории.
Будда провозгласил 4 основные истины: жизнь есть страдание (как и Брахманизм) корень страдания – жажда жизни; если страдание имеет причину, то возможно прекращение страдания путь избавления от страданий восьмиричный (имеет 8 ступеней), в конце этого пути достигается состояние нирвана - выход из круга перерождений души – круга самсары: 1). Правильное суждение (понимание жизни как вместилища скорби)
2). Правильное решение (решимость проявлять сочувствие всему живому)
3). Правильная речь (бесхитростная, правдивая, точная и дружественная)
4). Правильная жизнь (соблюдение 5 нравственных буддийских заповедей: - не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещенных половых связей; не вести праздных и лживых речей; не пользоваться опьяняющими напитками).
5). Правильное стремление
6). Правильное внимание
7). Правильное сосредоточение. (четыре ступени погружения – медитации).
8). Нирвана
Главный интерес китайской философии – отношение между обществом и человеком, правителем и подчиненными.. Яркими представителями китайской философии были Лао Цзы и Конфуций.
Считается, что зарождение древнегреческой философии произошло в промежуток VII — VI вв. до нашей эры. Самые ранние философы Древней Греции — Фалес, Пифагор, Гераклит, Анаксимандр, Ксенофан и Анаксимен.
. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон (nomos). Номос – это разумные установления, принятые всеми жителями города, его гражданами, и равнообязательные для всех. Поэтому такой город есть также государство (город – государство – полис).
В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:
- материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);
- древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
- стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед космосом, проявление интереса, прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
- допускалось существование богов;
- древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
- человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
- были заложены два направления в философии – идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период – материалистическое, в классический имели одинаковое влияние, в эллинистический – материалистическое, в римский идеалистическое.
В случае философии перед нами некий самостоятельный акт мышления, в котором мы не чувствуем какой-либо ритуальной или священной окраски, не можем отнести ее к мифу и ритуалу, а относим к автономной теоретической мысли, называя эту мысль философией, или мудростью, с феноменом которой всегда связано имя. А когда говорим о знаниях, которые заложены в мифе, то имен не называем. (…) Миф – это упакованная в образах и метафорах и мифических существах многотысячелетняя коллективная и безымянная традиция.
Следовательно, уже на уровне интуиции мы узнаем акт философствования как некий акт автономной, неритуальной мысли и одновременно знаем имя. Второй шаг – имя. Кто?! И оказывается – датируется. Философия в отличие от мифа уже датируется, она индивидуальна и датируема. (…)
Миф есть организация такого мира, в котором, что бы ни случилось, все было понятно и имело смысл. Вы скажете – метафорический. Да, конечно, метафорический, но это – смысл. Смысл, который делает для меня предметы понятными и близкими. Он вписывает их в систему моей жизни или в систему культуры. (…)
Миф отличаются от философии и религии тем, что мир мифа и ритуала есть такой мир, в котором нет непонятного. Миф есть рассказ, в который умещаются человеком любые конкретные события; тогда они понятны и не представляют собой проблемы. Все проявления неизвестных человеку сил в мире может быть осмыслены путем приписывания их известному, доступному и понятному мифологическому образу.
Таким образом, основной вопрос философии, с акта задавания которого и датируется рождение философской мысли: почему в мире есть нечто, а не - ничто. Другими словами: почему вообще в мире существует порядок или хоть что-то упорядоченное, а не - хаос. Философия начинается с удивления, и это настоящее удивление не тому, что чего-то нет. Происхождение. Миф — это вымысел. Он не нуждается в обосновании. Философия — результат рационального подхода. Цель. Мифы нужны для упрощения взгляда на мир. Они придавали смысл явлениям, которые в древности были необъяснимы.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |