Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Караульная-Виктория-Анатольевна. Общетеоретические вопросы вопросно-ответной стадии допроса


НазваниеОбщетеоретические вопросы вопросно-ответной стадии допроса
Дата27.03.2019
Размер0.75 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКараульная-Виктория-Анатольевна.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#44251
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4

Оглавление
Введение
4 1. Общетеоретические вопросы вопросно-ответной стадии допроса 7 1.1 Структура допроса 7 1.2 Основы психотипологического подхода криминалистической тактики 12 2. Содержание тактических приемов, направленных на разоблачение ложных показаний в вопросно-ответной стадии допроса 23 2.1 Понятие лжи 23 2.2 Выявление лжи 26 2.3 Тактические приемы, используемые для получения правдивых показаний 31 3. Тактические приемы стимуляции памяти допрашиваемого 37 3.1 Особенности функционирования памяти 37 3.2 Тактические приемы активизации памяти допрашиваемого 41
Заключение 47
Список используемых источников 49
Приложения 54
4
Введение
Допрос выделяется на фоне всего комплекса следственных действий, предусмотренных действующим законодательством. Он является одним из самых часто применяемых и одновременно сложных следственных действий.
К лицу, уполномоченному осуществлять допрос, как-то: следователь или дознаватель – предъявляются высокие требования. Для успешного проведения этого следственного действия оно должно обладать знаниями в уголовном, уголовно-процессуальном законодательстве, а также обладать теоретическими и практическими навыками в психологии. Особое внимание нам бы хотелось уделить так называемой вопросно-ответной стадии допроса.
Профессор В.А. Образцов В.А. отмечает, что успех в работе с носителем личностной информации во многом зависит от умения следователя формулировать вопросы и тактически грамотно пользоваться этим средством получения информации.
Надлежащее фиксирование слов обвиняемого (подозреваемого) в соответствии с требованиями действующего законодательства позволяет соблюсти форму, однако задача следователя не сводится только к надлежащему оформлению. Утверждение М.С. Строговича о том, что выводы следствия об обстоятельствах расследуемого дела должны полно и точно соответствовать объективной действительности , не потеряло своей значимости до наших дней.
Установление обстоятельств прошлого происходит при взаимодействии следователя и допрашиваемого лица. Так процесс формирования показаний – от восприятия до передачи информации – носит субъективный характер и является результатом функционирования психической деятельности. На всем протяжении этого процесса на психику человека влияют многочисленные внешние (объективные) и внутренние
5
(субъективные) факторы, действие которых, так или иначе отражается на полноте и достоверности показаний.
Обоснование актуальности и практическая значимость темы:
Среди всего комплекса существующих следственных действий можно выделить допрос, не только в качестве самого распространенного без которого фактически не проходит ни одно предварительное расследование, но и одного из самых сложных следственных действий, поскольку требует от следователя не только знаний уголовного, уголовно-процессуального законодательства, но и теоретических и практических навыков в психологии.
Как отмечал профессор Н.Т. Ведерников «Именно допрос является наиболее распространённым источником получения, как доказательств самого состава преступления, так и сведений о личности обвиняемого». В связи с этим, лицу, осуществляющему предварительное расследование, необходимо акцентировать внимание на данном следственном действии.
Ввиду вышесказанного цель исследования – освещение тактических приемов, направленных на разоблачение ложных, и получение соответственно правдивых показаний, а также освещение тактических приемов, направленных на активизации памяти допрашиваемого, с учетом психологического аспекта их применения в вопросно-ответной стадии допроса.
В соответствии с указанной целью автором решались соответствующие задачи:
- рассмотреть структуру допроса;
- раскрыть сущность и цель вопросно-ответной стадии допроса;
- дать характеристику психотипологическому подходу криминалистической тактики;
- дать понятие лжи и объяснить причины энергозатратности ее применении;
6
- изучить способы выявления лжи, которые может применить лицо при проведении допроса в его вопросно-ответной стадии;
- осветить тактические приемы, используемые для получения правдивых показаний, с учетом психологического аспекта допрашиваемого;
- рассмотреть особенности функционирования памяти с учетом психотипологического подхода;
- изучить тактические приемы активизации памяти допрашиваемого, которые может применить следователь при проведении допроса в его вопросно-ответной стадии;
Методологическую основу курсовой работы составляет совокупность методов и приёмов научного познания: были использованы следующие методы: формально-логический, системный, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Научная основа состоит в использовании общих положений юридической науки, включая криминалистику, научных и прикладных аспектов психологии. При исследовании были проанализированы работы
Р.Л. Ахмедшина, И.Т. Кривошеина, Т.А. Алексеевой, Т.Ю. Рзаева, Н.Т.
Ведерникова, В.А. Образцова и некоторых других ученых-криминалистов.
7
1.
Общетеоретические вопросы вопросно-ответной стадии допроса
1.1
Структура допроса
Уголовно-процессуальное законодательство не раскрывает сущность допроса, регулируя лишь общую процедуру, однако ученые-криминалисты дают множество понятий данному следственному действию. Классическим среди которых является следующее: допрос – это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела. Допрос, как познавательный процесс имеет ретроспективную направленность
1
, в связи, с чем возникает ряд проблем, которые будут раскрыты в последующем. Рзаев Т.Ю. отмечал, что данное следственное действие характеризуется, во-первых, получением информации каждым участником допроса, путем комплексного осознанного и неосознанного восприятия остальных участников и обстановки, в которой проходит допрос. Во-вторых, взаимодействием участников с объемом информации о преступлении и ходе его расследования.
2
Существует несколько подходов к пониманию структуры допроса, ее рассматривают точки зрения элементного состава и особенностей информационного взаимодействующих объектов, ряд ученых отождествляют структуру допроса с ее стадиями.
Принято выделять следующие стадии допроса:
1. предварительная стадия в ходе, которой следователь удостоверяется в личности допрашиваемого, заполняет анкетную часть протокола,
1
Ахмедшин Р.Л. Тактика коммуникативных следственных действий. Томск: Издательский
Дом ТГУ, 2014.-11 с.
2
Рзаев Т.Ю. Современные проблемы теории и практики допроса-Москва,2002.-36с.
8 разъясняет допрашиваемому его права и обязанности. Эта часть допроса используется для ознакомления с личностными особенностями допрашиваемого, выяснения его позиции и установления с ним психологического контакта.
2. стадия свободного рассказа -допрос по существу.
3. вопросно- ответная стадия
4. завершающая стадия, а именно занесение результатов допроса в протокол.
В.Л. Васильевым выделяет в структуре допроса следующие этапы:
1. Вводная часть допроса, в ходе которой следователем устанавливаются демографические данные допрашиваемого, намечается линия поведения участников по отношению друг к другу. 2. Период вступления в психологический контакт. 3. Главная часть допроса, где следователь организует получение от допрашиваемого основной информации по делу.
4. Сопоставление следователем полученной информации с уже имеющейся, устранение противоречий, неясностей. 5. Заключительная часть допроса. Она включает в себя фиксацию полученной следователем информации в протоколе и ознакомление с ним допрашиваемого.
3
Дулов А.В., Нестеренко П.Д в свою очередь выделяют главные стадии допроса - это психологический контакт, постановка вопросов перед обвиняемым. Что касается свободного рассказа и ознакомления допрашиваемого с протоколом допроса, то эти структурные элементы, по их мнению, в большей степени носят процессуальный, а не криминалистический характер.
4
Однако, мы не согласны с данной точкой зрения, классически выделяемая, стадия свободного рассказа нередко является самой
3
Васильев А.Н. Следственная тактика. - М.: Юридическая литература 1976. 84с.
4
Кривошеин И.Т. Теоретические и прикладные проблемы допроса обвиняемого.
- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. - 114 с.
9 информативной, кроме того она не лишена тактических приемов и в зависимости от добросовестности допрашиваемого, а также присутствия адвоката, тактика допроса может меняться. Также, именно стадия свободного рассказа предопределяет дальнейшую тактику следователя, вопросы, которые будет задавать последний допрашиваемому.
Следует отметить, что структура допроса должна основываться на фундаментальных положениях тактики и психологии допроса, с учетом положений закона.
Даная работа посвящена изучению так называемой вопросно-ответной стадии допроса, поскольку именно данная стадия может послужить основным источником информации, полученной в ходе допроса.
Безусловно, вопросы должны быть подготовлены лицом, осуществляющим предварительное расследование заранее, однако в зависимости от личности допрашиваемого, от показаний данных последним в рамках стадии свободного рассказа ход допроса может меняться, возникает необходимость оперативного реагирования следователя на сложившуюся ситуацию, формулирование иных вопросов и анализ ответов допрашиваемого с целью получения наиболее информативных и правдивых показаний. Окончательно тактическая линяя допроса, определяется непосредственно во время допроса с учета личности обвиняемого. Это требует от следователя особого профессионализма и навыков применения психологических тактических приемов.
5
Данные, полученные на предшествующем этапе (этапах) допроса, используются следователем в ходе дальнейшего допроса путем переработки их в форму вопросов и предложений, побуждающих носителя информации каждый раз возвращаться к общей мысленной модели объекта либо отдельным ее
5
Ведерников Н.Т. Избранные труды. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2014. Т. 1. 240 с.
10 сторонам, элементам, фрагментам и аспектам, и "отдавать" знания
(информацию) о них следователю
6
Ряд авторов выделяют следующие вопросы, входящие в вопросно –
ответную стадию допроса: основные, дополнительные, первоначальные, промежуточные, заключительные, уточняющие, конкретизирующие, напоминающие, детализирующие, уличающие, контрольные. Однако, в отношении информации, полученной в ходе стадии свободного рассказа, целесообразным считается выделять стадию уточняющих вопросов и стадию дополнительных вопросов, поскольку каждая из этих стадий имеет собственную специфику, а также цель.
Основополагающей задачей стадии уточняющих вопросов является получение от допрашиваемого лица информации, исключающей или ограничивающей возможность иной смысловой и фактической трактовки показаний допрашиваемого
7
, для достижения общей цели допроса получения и фиксации достаточных объективно отражающих обстоятельства преступного события показаний. Кроме того, поскольку стадия уточняющих вопросов следует прямиком за стадией свободного рассказа она также ставит перед собой задачу установление психологического контакта между допрашивающим и допрашиваемым, посредством убеждения последнего в том что следствие воспринимает его показания как правдивые и информативные, для того чтобы ослабить мобилизацию допрашиваемого.
Следовательно, уточняющие вопросы не должны иметь уличающий характер. Также, уточняющие вопросы направлены на то, что бы следователь убедился в адекватности информации полученной им на стадии свободного рассказа.
6
Образцов В.А., Богомолова Н.Н. Криминалистическая психология: Изд-во Юнити-Дана,
Закон и право, 2002 г. – 88 с.
7
Ахмедшин Р.Л. Тактика коммуникативных следственных действий. Томск :
Издательский Дом ТГУ, 2014.-121 с.
11
Стадия дополнительных вопросов по своей сущностной характеристике направлена на получение новой, не упомянутой ранее информации. Именно на этой стадии возможно формирование конфликтной ситуации, и в случае с недобросовестным допрашиваемым вопросы могут иметь уличающий характер, в случаях с добросовестным допрашиваемым действия следователя направлены на стимуляцию в сознании допрашиваемого воспроизведения событий и фактов, имеющих значение для уголовного дела. В ходе дополнительных вопросов следователь может использовать вещественные доказательства, фотоснимки, видеозаписи с целью воздействия на допрашиваемое лицо.
С точки зрения элементного состава и особенностей информационного взаимодействующих объектов Рзаев Т.Ю. отмечает, что структура допроса включает в себя следователя, допрашиваемого, других участников допроса, а так же криминалистически значимые элементы обстановки по месту допроса
(элементы окружающей материальной микросреды), способы (каналы) обмена информацией. При этом следователь рассматривается как носитель и источник познавательной и управляющей информации, осуществляющий ее тактически обусловленную передачу допрашиваемому, и одновременно он выступает в качестве получателя и пользователя информации, поступающей от его процессуальных коммутаторов. Допрашиваемый является также получателем информации, поступающей от следователя и значимых объектов окружающей микросреды и в тоже время источником и носителем криминалистически и юридически значимой вербальной и невербальной информации о себе и предмете допроса.
8
Таким образом, автор отмечает целесообразность создания следователем психологически значимой обстановки по месту допроса при его подготовке и внедрении в нее в случае необходимости личностно значимых для допрашиваемого объектов (предметов, звукового оформления
8
Рзаев Т.Ю. Современные проблемы теории и практики допроса-Москва,2002.-24с.
12 и т.д.), способных инициировать позитивные изменения психологического состояния допрашиваемого и формировать у него потребность к передаче полной и достоверной информации, то есть автор отмечает необходимость установления психологического контакта.
Безусловно, невозможно не согласиться с данной концепцией, поскольку не только личность допрашиваемого играет центральную роль в расследовании преступления, ход предварительного следствия определяет личность следователя. Обстановка, в которой ведется допрос также может влиять на поведение допрашиваемого. И в зависимости от того какую модель поведения целесообразным считает выбрать следователь: дружелюбную, агрессивную или нейтральную он определяет обстановку в которой будет проводиться данное следственное действие.
1.2. Основы психотипологического подхода криминалистической
тактики
Криминалистическая тактика, представляет собой систему теоретических положений и практических рекомендаций по организации планированию расследования и определению оптимальной линии поведения лиц, осуществляющих расследование, с участием их отношений и взаимодействия с другими участниками расследования на основе норм и принципов уголовного процесса.
9
Согласно ст. 189 УПК РФ следователь свободен выборе тактики допроса.
Установление психологического контакта, а также определение психологии допрашиваемых лиц, как тактический прием имеет много
9
Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3т.- М: Юрист, 1997- 48с.
13 сторонников в криминалистической науке. Значимость психологическому аспекту допроса верно придавал доктор юридических наук Николай
Иванович Порубов, он отмечал, что допрос психологически сложное действие, борьба двух лиц с противоположными интересами. Особое внимание личности допрашиваемого и установлению с ним психологического контакта уделял в своих работах профессор
Н.Т. Ведерников. Один из основных путей научного решения выявления и преодоления лжи и заблуждений допрашиваемых, является активное внедрение в оперативно-розыскную и следственную практику новейших достижений отечественной и зарубежной психологии.
10
И действительно, мы считаем, что только путем установления психологического контакта с допрашиваемым можно достигнуть цели допроса - получение значимой, достоверной для расследования информации.
Становление и развитие судебно-психологической науки, исследующей пограничные с криминалистикой проблемы, привело к расширению изучения зависимостей между сведениями о личности обвиняемого и тактикой его допроса. Исследования А.Р. Ратинова, А.В. Дулова, Г.Г. Доспулова, В.Л.
Васильева и др., осуществленные в области изучения именно психологического содержания личности обвиняемого, способствовали углублению уровня теоретического познания внутренних (субъективных) закономерностей поведения обвиняемого и расширения практики использования данных о психологии обвиняемого в деятельности органов расследования при проведении допроса этого лица.
11
Васильев В.Л., придерживается мнения об определяющем значении темперамента в изучении психологии обвиняемого, считает, что если
10
Образцов В.А., Богомолова Н.Н. Криминалистическая психология: Изд-во Юнити-Дана,
Закон и право, 2002 г. – 100 с.
11
Кривошеин И.Т. Теоретические и прикладные проблемы допроса обвиняемого.
- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. - 114 с.
14 следователь хочет добиться успеха, то, исходя из темперамента допрашиваемого (обвиняемого), он должен планировать темп, ритм, продолжительность, уровень напряженности допроса, способы снятия излишнего эмоционального напряжения, вступление в психологический контакт. Мы не совсем согласны с данной позицией, безусловно, темперамент одна из важных составляющих психофизиологического портрета личности, однако не стоит недооценивать такие качества личности, как: психическое состояние, индивидуальные характерологические особенности, моральный облик и др.
Успех допроса зависит от того, насколько полно следователь учтёт и использует при допросе особенности личности допрашиваемого – его психики, культурного и образовательного уровня, профессии, мировоззрения и т.п. Без такого учёта невозможно установление психологического контакта с допрашиваемым, что является необходимым условием достижения цели допроса.
12
Действительно неоспоримым является тот факт, что индивидуализация тактического приема способствует более эффективному применению, но индивидуально тактический прием подобрать невозможно, а если следовать общим универсальным рекомендациям тактических приемов допроса, то это слишком абстрактно. В связи с этим представляется целесообразным, среди разнообразия психологических свойств личности выбирать совокупность таких свойств, присущих определенной группе лиц, тем самым подразделяя их на психологические типы.
Из вышесказанного следует, что для того чтобы следователю применить такой тактический прием как установление психологического контакта с допрашиваемым, необходимо определить принадлежность к тому или иному психотипу последнего. Идея о целесообразности выделения
12
Зорин Г.А. Психологический контакт при производстве допроса. Гродно 1986. С.24
15 характерных психологических свойств, принадлежащих определенной совокупности лиц, развивается как в отечественной, так и зарубежной криминалистической науке.
Первой ступенью в изучении разновидности личностей стала работа
Карла Юнга «Психологические типы», в ней он поделил личности на две группы: экстраверты и интроверты, в соответствии с тем, куда направлена энергия человека, вовнутрь себя или вовне. Конечно, данная типология является базовой для всех иных, но её границы слишком широкие, что не учитывает отдельных особенностей личности.
На основе указанной концепции свою мысль развивал К. Леонгард, который предложил свою типологию. Среди интровертов выделяется гипотим, параноид, шизоид, сензетив, конформный, застревающй; среди экстравертов: эпилептоид, гипертим, истероид, циклоид.
Данная концепция представляется наиболее оптимальной в криминалистике, поскольку отражает основные свойства личности, достаточно ясна и понятна, для лица, осуществляющего предварительное расследование, которое, как правило не обладает глубокими познаниями в области психологии. В связи с этим мы дадим краткую характеристику каждого психотипа.
Интровертные психотипы:
Допрашиваемы гипотим внешним видом не выделяется, на лице, как правило, выражение недовольства, расстройства.
13
Поведение данного психотипа отличается медлительностью, малой эмоциональностью.
14
Голос тихий, медленный по темпу характеризуется частыми паузами. Гипотим, не умеет быстро переключаться, также тяжело переносит длительное
13
Ахмедшин Р.Л. Тактика коммуникативных следственных действий. Томск :
Издательский Дом ТГУ, 2014.-285 с.
14
Алексеева Т.А. Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 156
16 психическое и физическое напряжение. Как правило, представитель данного психотипа заранее настроен пессимистично, поэтому задача следователя убедить допрашиваемого в том, что никто не уйдет от ответственности и утаивать информацию бессмысленно.
Допрашиваемый параноид в отличие от предыдущего психотипа отличается энергичностью, активностью. Говорит он, как правило, кратко и не подробно, тон голоса громкий, средний темп речи. В общении может быть агрессивным, делит окружающих на «своих» и «чужих». Также параноид отличается средним или крупным телосложением. Параноид в ходе допроса зачастую выбирает принципиальную позицию, которой придерживается.
Шизоид по внешним признакам отличается не аккуратностью, не энергичностью, крепким телосложением. Лицо выражает замкнутость. Речь рваная, с задержками и паузами. Стоит отметить, что у представителя данного типа ярко выражены способности к противостоянию манипулирования. На психологический контакт идет только если видит откровенность следователя.
15
Допрашиваемы сензетив одет со вкусом, умеренно, выражение лица доброжелательное. Сензетив напротив предыдущему психотипу не способен противостоять влиянию сильных личностей. Представитель данного типа пуглив, склонен к самоуничижению. Темп речи быстрый, голос тихий.
Сензетив уделяет большое значение взаимоотношениям между людьми, поэтому в ходе допроса необходимо создать доброжелательную обстановку, показать свое понимание к испытываемым чувствам допрашиваемого.
Конформный не имеет определенного внешнего образа, выражение лица создает впечатление, что он присушивается. Темп речи медленный, голос тихий. Он старается избежать открытых конфликтов, в общении
15
Алексеева Т.А. Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399.-160с.
17 выбирает ведомую роль. К данному психотипу также целесообразнее применять доброжелательную модель поведения.
Допрашиваемый застревающий внешне отличается, крепким телосложением, ровной осанкой, одет как правило строго, голос громкий, темп речи быстрый. Представители данного психотипа, соблюдают субординацию, большое внимание предает принципам, правилам.
Экстравертные психотипы:
Допрашиваемый эпилептоид имеет среднее телосложение, одет аккуратно, речь четкая, громкая. В экстримальных ситуациях активизирует свою деятельность, стремится доминировать. В общении склонен к конфликтам, достаточно агрессивен. Следователю, для того чтобы снизить эту агрессию необходимо дать понять допрашиваемому, что его показания необходимы.
Гипертим одевается ярко, достаточно эмоционален, на лице выражение радости, обладает слабой способностью планирования и предвидения. Голос громкий, темп речи быстрый. Представители данного психотипа не конфликтны. В случае допроса представителя данного психотипа стадия свободного рассказа сводится к минимуму, поскольку гипертиму проще воспроизводить события при помощи диалога, в данной ситуации особое внимание необходимо уделить вопросно-ответной стадии, заранее подготовить вопросы, тем самым направляя ход допроса.
Внешний вид допрашиваемого истероида также достаточно яркий, поведение шумное, привлекающее внимание. Истероиду характерно самолюбование, эгоцентризм. При допросе представителя данного психотипа, следователю необходимо подчеркнуть внешний вид истероида, важность его участия в расследовании преступления.
18
Допрашиваемый циклоид среднего или худощавого телосложения, не эмоционален, голос громкий, темп речи быстрый. Циклоиды хорошие стратеги. Для того, что бы получить показания от представителя указанного психотипа следователю необходимо заставить уважать себя как профессионала.
В соответствии с данными психотипами следователь выбирает ту или иную модель поведения, для того, что бы установить психологический контакт с допрашиваемым и получить от него правдивые и информативные показания.
В связи с этим, следователю уже заранее необходимо собирать сведения характеризующие личность обвиняемого (подозреваемого), начиная с изучения материалов уголовного дела, также при проведении первоначальных следственных действий, в отдельных случаях при осмотре места происшествия следователь может сделать вывод о росте, телосложении обвиняемого(подозреваемого). Тщательный осмотр и анализ обстановки места происшествия с учетом результата преступных действий проливает свет на мотив, которым руководствовался преступник, показывает корыстолюбие, жестокость, цинизм и другие черты личности.
16
Здесь очень актуально будет применения биографического метода. То есть по средством анализа биографических фактов (семейного положения, отношения с родителями, определяет свойства личности допрашиваемого.
Далее при непосредственном контакте, следователю первоначально необходимо обратить внимание внешний вид допрашиваемого, его речь.
Таким образом в соответствии с характеристикой речи психологические типы можно классифицировать на следующие группы: циклоид, эпилептоид, гипертим, истероид, для которых характерна неравномерная интонация, и параноид, конформный, шизоид сензетив, гипотим- интонация последних
16
Ведерников Н.Т. Избранные труды. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2014. Т. 1. 103 с.
19 равномерная. В свою очередь интонация конформного может варьироваться.
Вместе с тем для таких психотипов как эпилептоид и гипертим свойственен быстрый темп речи, для застревающего, параноида и конформного средний и медленный для шизоида и гипотима.
Это первые явные ориентиры, которые могут указывать на принадлежность лица к тому или иному психотипу. Образцов также отмечает, что распознавание характера и других свойств личности коммуникатора возможно по выражению его лица и глаз, виду и состоянию прически, степени ухоженности рук, чистоте тела, запаховым следам, манерам, жестам, татуировкам, другим внешним признакам и аксессуарам. В данном контексте Образцов В.А. раскрывает метод криминалистического наблюдения, который по нашему мнению, целесообразно применять в рамках психотипологического подхода криминалистической тактики, поскольку это не просто созерцание окружающего мира, а активная, целенаправленная, часто напряженная мыслительно-конструктивная деятельность. Элементами информационной системы, в роли которой выступает допрашиваемый, источниками поступающей от него невербальной информации являются:
• внешность, одежда, другие сопутствующие вещи, предметы материальной микросреды по месту проживания, работы, досуга;
• паралингвическое поведение (перемещения в пространстве, изменения положения, позы тела, мимика, жесты и т.п.);
• действия, поступки в официальных и неофициальных, в формальных и неформальных условиях, в криминальных, криминалистических и иных ситуациях;
• объекты, средства, продукты трудовой и иной деятельности;
20
• графическая, топографическая и содержательная стороны письменной речи.
17
Кроме того, он также подчеркивает необходимость персонализировать допрос и воспринимать человека с его переживаниями, заботами. Вместе с тем Образцов А.В. говорит о том, что допрашиваемого надо расположить к себе прибегая к доброжелательной модели поведения. Однако, мы не совсем можем согласиться с данным предложением, поскольку в случаях с недобросовестным допрашиваемым это не всегда может быть целесообразным.
Г.А.Зорин, предлагает следующую концепцию стадий установления психологического контакта.
1-я стадия.
Диагностика личностных качеств будущего допрашиваемого:
• сбор и анализ информации о будущем участнике допроса;
• выявление личностных особенностей, характеризующих возможные состояния и позицию допрашиваемого;
2-я стадия. Разработка тактической программы, направленной на формирование психологического контакта и обеспечивающей получение полной и правдивой информации;
3-я стадия. Вступление в контактное взаимодействие:
• встреча и обмен контактоформирующими репликами;
• формирование первоначального контакта;
• диагностика позиции допрашиваемого;
4-я стадия. Формирование ситуативной установки допрашиваемого на контактное взаимодействие:
• углубление знаний о допрашиваемом;
17
Образцов В.А., Богомолова Н.Н. Криминалистическая психология: Изд-во Юнити-Дана,
Закон и право, 2002 г. – 100 с.
21
• формирование контактных отношений в процессе постановки дополнительных вопросов о семье, профессии, заслугах и иных обстоятельствах жизни;
• коррекция тактической программы допроса;
5-я стадия. Контактное взаимодействие в процессе основной части допроса (рефлексивная стадия):
• диагностика избранной допрашиваемым формы контактного общения;
• укрепление психологического контакта в ходе свободного рассказа допрашиваемого;
• укрепление психологического контакта в ходе свободного рассказа допрашиваемого и при постановке серии вопросов, направленных на получение полной и правдивой информации.
• 6-я стадия. Стабилизация психологического контакта при окончании допроса
18
Следует заметить, что автор данной концепции также подчеркивает, что предпосылки к установлению психологического контакта формируются еще до официальной встречи следователя с участником процесса, в период проведения организационных мероприятий по подготовке к допросу.
Таким образом, после того, как следователем был определен психотип допрашиваемого и с ним был установлен психологический контакт, он может выбирать тактические приемы, применяемые на той или иной стадии допроса.
На основе принадлежности допрашиваемого к тому или иному психологическому типу следователь выстраивает ход вопросно-ответной стадии допроса. Алексеева Т.А. предлагает следующие приемы, применяемые в данном случае. Так эпилептоиду необходимо задавать как можно больше уточняющих вопросов, кроме того, можно высказать
18
Зорин Г.А. Психологический контакт при производстве допроса: Учеб. пособие. -
Гродно: Гродненский ун-т. 1986. -16с.
22 сомнения в профессиональных навыках эпилептоида, что вызовет у допрашиваемого злость и агрессию по отношению к допрашивающему. В таком эмоциональном состоянии увеличивается вероятность ошибки и противоречий в показаниях допрашиваемого. Истероиду нужно задавать как можно больше дополнительных вопросов.
Чтобы установить психологический контакт с допрашиваемым-циклоидом, следователю стоит избегать повторения вопросов или очевидной информации, которая может показаться циклоиду наивной, поскольку, как уже упоминалось ранее, следователь должен убедить циклоида в своей компетенции, заставить уважать себя как профессионала.
Вопросно-ответная стадия с допрашиваемым параноидом наиболее информативна и эффективна, когда сопровождается предъявлением доказательств. Поскольку конфликтными ситуациями для гипотима является быстрое переключение в общении, длительно психическое напряжение, гипотиму следует задавать короткие вопросы один за другим.
Таким образом, для достижения главной цели допроса - получения полных и объективно отражающие действительность показаний, целесообразным представляется использование психотипологического подхода, тем самым определяя наиболее оптимальные варианты тактических приёмов используемых при допросе, разрабатывая на этой основе рекомендации по построению общей, тактической линии допроса, тактики и этики поведения следователя по установлению психологического контакта, по оказанию психологического воздействия, изобличения во лжи.
23
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей