Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Н. И. Лобачевского А. Е. Шолина Социальное проектирование. Теория и практика


Скачать 109.5 Kb.
НазваниеН. И. Лобачевского А. Е. Шолина Социальное проектирование. Теория и практика
Анкорsotsproektirovanie metodichka.doc
Дата03.10.2017
Размер109.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаsotsproektirovanie_metodichka.doc
ТипРеферат
#24235
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Федеральное агентство по образованию

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
А. Е. Шолина
Социальное проектирование. Теория и практика

Нижний Новгород

Издательство Нижегородского государственного университета

2013
УДК-

ББК-

К-


Шолина А. Е.

Социальное проектирование. Теория и практика

 Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского, 2013

Содержание:

  1. Введение стр. 4

  2. Часть 1. Основные понятия социального проектирования. Практические шаги. стр. 5

- Этапы социального проектирования. стр.8

- подготовительный этап

- этап реализации

- постэтап

3. Часть 2. Ресурсы в социальном проектировании стр. 13

- виды ресурсов в социальном проектировании

- поиск ресурсов в социальном проектировании

- составление сметы социального проекта

4. Часть 3. Рекомендации по подготовке социального проекта к конкурсу. стр. 19

5. Заключение стр. 22

-

Введение.

Данное методическое пособие обращено к работникам сферы работы с молодежью, а также к молодым людям, осуществляющим свою деятельность в социальной сфере.

Эти методические разработки помогут начать свой проект, помогут грамотно развить свою идею до стадии социального проекта и реализовать его. А также подготовить социальный проект к конкурсу

Часть 1. Основные понятия социального проектирования. Практические шаги.

Проект – деятельность, направленная на изменение какой-либо системы в соответствии с поставленными целями.

Проектная деятельность - является индивидуальной или коллективной деятельностью, целью которой является позитивное преобразование социальной среды и условий обитания доступными для разработчиков проекта средствами.

Задачи проектной деятельности определяются исходя из уровня проблем, на решение которых они направлены

Социальное проектирование – это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально-значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Иными словами, социальное проектирование – это деятельность, направленная на разработку и реализацию проектов, имеющих социальную значимость.

Одним из определяющих суть термина определений социального проектирования можно сформулировать так:

Социальное проектирование- это способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект обладает следующими характеристиками:

Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату;

Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Т.е. цели напрямую вытекают из поставленной проблемы, бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

Объективность и обоснованность – доказательство того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки:

  • он должен быть создан на научной основе,

  • не противоречить нравственным нормам,

  • выражать общепринятые социальные ценности,

  • выражать социальный заказ,

  • быть эффективным с точки зрения реализации,

  • не содержать противоречий,

  • должен быть предназначен для реализации

Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени. Однако мало определить стратегически важные цели, направление развития, важно уметь выразить их в определенных показателях. Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп. К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности.

Субъект и объект социального проектирования

Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной природы:

1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т.п.);

Этапы социального проектирования.

  1. Выбор объекта социального проектирования.

Поиск проблем объекта. Определение проблемы, которой предполагается совершить позитивное изменение.

Критериями отбора являются компетентность субъекта социального проектирования, соответствие проблемы уставным целям организации или наличие первичной информации об объекте у коллектива или индивида, являющегося автором проекта.

  1. Сбор информацию о проблеме.

На первых шагах необходимо собрать полную информацию об объекте. его характеристики, взаимосвязь с другими социальными группами. А также историю проблемы. Уже существующие пути решения, существующие проекты, направленные на решение проблемы, а также ознакомится с законодательством, касающимся данной проблемы.

Важно на этом этапе определить все необходимые компетенции, для решения найденной проблемы. Определить соответствуют ли компетенции команды в совокупности ее членов с необходимыми. Найти носителей необходимых компетенций - индивидов, организации, коллективов.

  1. Формирование целей и задач проекта.

Любой проект имеет своей целью глобальное изменение объекта. Цель проекта подразумевает изменение сложившейся ситуации в целом, путем изменения ее на уровне выбранного объекта. Цель проекта должна быть ясна и понятна и ее можно охарактеризовать при помощи качественных и количественных критериев оценки.

В цели должна быть отражена целевая аудитория проекта, количественный критерий, по которому можно определить эффективность и успешность проекта.

Задачи проекта должны соответствовать целям. Задачи – это конкретные шаги и мероприятия, подразумеваемые проектом.

Пример:

Цель проекта – улучшение здоровья студентов конкретного ВУЗа, путем пропаганды здорового образа жизни среди студентов и отказа от вредных привычек.

Задачи:

  1. Организация выездной фитнес-смены студентов ВУЗа

  2. Проведение информационной компании о пользе активного образа жизни

  1. План-график реализации. Методы и пути реализации

Важно отметить, что любой социальный проект прежде всего подразумевает практическое применение. Авторы проекта должны четко понимать как практически достичь поставленных целей и выполнить поставленные задачи. Субъект социального проектирования обязан четко представлять себе реализацию проекта. Продумать необходимые действия, взаимодействия с другими организациями для выполнения проекта.

Выделяют три основных этапа реализации проекта.

- подготовительный этап;

- этап реализации;

- постэтап. Получение обратной связи. Оценка эффективности проекта.

Подготовительный этап включает в себя все шаги по подготовке:

Сбор информации, оценка компетенций, сбор команды и необходимых человеческих ресурсов, проведение SWOT- и SMART-анализа проекта, заключение договоров со всеми участниками проекта, информирование объекта проектирования о проводимом проекте, привлечение целевой аудитории к участию в проекте, описание проекта, распределение обязанностей и обозначение сроков.

Обозначение сроков и ответственных за выполнение части проекта является необходимым условием выполнения проекта. Когда нет ответственных за определенный этап и не обозначены сроки никакой работы никогда не произойдет.

На предварительном этапе важно создать график реализации. Он может быть представлен в табличной форме или в виде графика.

При подготовке проекта удобно представлять график реализации проекта в виде следующей таблицы:




Март

Апрель



1 -10 июня..

10-20 июня

20-30 июля









Поиск экспертов;

Ответственный й

























Поиск помещений

Отвественный 2

























Закупка канцтоваров



























проведение мероприятия



















..







Определение даты мероприятия




























Из такого графика ясно когда планируется проведение того или иного этапа и кто конкретно когда и за что отчитывается.

Такой график может быть расписан как подробно по дням, так и по неделям, декадам, месяцам, кварталам в зависимости от масштабности проекта.

Еще один пример составления такого плана – табличная форма

Март

- проведение установочного собрания;

- определение списка ответственных;

- распределение обязанностей

Апрель

- закупка необходимого;

- заключение договоров с участниками и волонтерами

Май

- проведение прогандистких лекции среди 50 участников Приокского, Советского, Канавинского районов

Июнь

- проведение практической выездной смены

Также на этом этапе необходимо определить и описать сценарий прохождения проекта, расписать подробно каждый этап, сценарий мероприятий, задать критерии эффективности.

Критерии успеха могут быть заданы количественно: количество человек, принявших участие в проекте; количество человек, с которыми произошли позитивные изменения; увеличение числа мероприятий и проектов, проводимыми участниками проекта. Причем обязательно должно быть определено число, достижение которого будет показателем успеха проекта. Число может быть задано в процентах, может быть заданно количеством человек, проектов и т.д.

Также могут быть определены и качественные показатели: улучшение культурного уровня студентов, появление позитивного отношения к событию и т.д.

Следующий этап - этап реализации. Этот этап подразумевает выполнение всех описанных планов и обязательств. На данном этапе могут возникнуть существенные изменения планов и возможно возвращение к предварительному этапу.

Необходимо помнить, что организация проекта не заканчивается этапом реализации. Важная часть проектирования - получение обратной связи по итогам проекта, проведение оценки эффективности.

1. Получение обратной связи может быть осуществлено обычными социологическими методами:

- устный опрос участников проекта.

- замеры состояний до и после проекта

- анкетирование участников выборочное или полное. Вопросы анкеты должны отражать критерии оценки проекта

- проведение пост-мероприятия, где участник проекта могли бы проявить полученные навыки или показать свои изменения.

Обратную связь от участников необходимо анализировать во время проекта, чтобы получить возможность оперативного внесения изменений в проект, сразу после проекта, и через месяц после прохождения проекта. Т.о. можно получить адекватную картину изменений.

Обратная связь, полученная сразу после проекта, может быть основана на эмоциях и не отражать эффекта. Обратная связь, полученная по истечении времени наиболее конструктивна.

Часть 2. Ресурсы в социальном проектировании.

Виды ресурсов в социальном проектировании

Ресурсами в социальном проектировании принято обозначать все необходимые материальные вещи, финансы, компетенции, экспертов, волонтеров, время, которое затрачивают субъекты проектирования на выполнение проекта.

Существуют следующие виды ресурсов:

- материальные

к материальным ресурсам относят необходимую технику, технические средства, возможно призы и подарки.

Пример: канцтовары, проекторы, музыкальная аппаратура, варежки для уборки, лопаты.

- временной ресурс

Время организаторов, экспертов, волонтеров

- человеческий ресурс

Компетенции, необходимые для разработки и осуществления проекта, эксперты, которых необходимо привлечь для осуществления проекта, волонтеры, администраторы

- административный ресурс

Взаимодействие с администрацией учебного заведения, администрацией города, региона; необходимые для проекта разрешения (предоставление территорий и помещений, разрешений на взаимодействие с объектом социального проектирования).

- информационный ресурс.

К такому виду ресурсов относят и информацию, которая необходима для организации проекта, и возможность распространения информации о проекте с целью привлечения участников и партнеров.

- финансовый ресурс.

Это все необходимые финансовые средства, которые необходимо привлечь к проекту.

Важно отметить, что зачастую для организации проекта требуется не финансовый ресурсы, а все остальные виды ресурсов сами по себе а именно: время, эксперты, материальные ресурсы. Если посмотреть на ситуацию с этой стороны, то можно достигнуть успеха практически не привлекая денежных средств, а привлекая ресурсы на основе социального партнерства или взаимовыгодного обмена ресурсами между партнерами.

Поиск ресурсов

Прежде чем, что-то просить необходимо понимать, что ты можешь дать взамен. Поэтому, прежде, чем обращаться к партнерам необходимо осознать, что каждый проект сам по себе обладает множеством ресурсов, которые можно «обменять» на необходимые для создания и проведения проекта.



Источники

Ресурсов

Что может предоставить источникам ресурсов субъект проектирования

Какие ресурсы возможно получить от источников ресурсов

Бизнес-сфера

Информационные ресурсы –предоставить необходимую маркетинговую информацию об объекте проектирования;

Обеспечить рекламу продукции среди целевой аудитории: промо, размещение логотипов и информации о продукции на полиграфической продукции и в СМИ, обеспечить создание позитивного образа организации или продукции среди целевой аудитории

- человеческие: предоставить волонтеров для нужд спонсора; помочь достигнуть договоренностей с необходимыми экспертами или лицами принимающими решение; предоставление стажеров и потенциальных работников.

Материальные: предоставление призов, подарков, любой другой продукции предприятия или организации; предоставление в пользование транспорта, помещений, инструментов;

-человеческие: предоставление экспертов на основах бартера;

- финансовые по договору оказания услуг по рекламе;

- информационные: распространение информации о проекте среди целевой аудитории.

СМИ

Человеческие: предоставление волонтеров,

Информационные: создание информационного повода, реклама СМИ, информация об объекте проекта;

Административные: помощь в достижении договоренностей с администрацией

Материальные: предоставление призов и подарков,

Информационные: реклама проекта,

Человеческие: эксперты

Возможно привлечение волонтеров – сотрудников СМИ при организации совместного проекта

Администрация ВУЗа

- административные: создание отчетного мероприятия или проекта силами организаторов для ВУЗА,

-человеческие: предоставить волонтеров;

- информационные: создание позитивного образа ВУЗа среди целевой аудитории;

-повысить рейтинг ВУЗА в международных рейтинговых агентствах




Исполнительная власть

- административный: если мероприятие соответствует целям и программа соответствующего органа государственной власти, то совместное проведение мероприятия позволит органу исполнительной власти выполнить уставные задачи;

- человеческие: предоставить волонтеров на мероприятия, выступить организаторами плановых мероприятий органа исполнительной власти по договору оказания услуг;

- информационные: создать позитивный образ органа исполнительной власти среди граждан региона;

-

- информационный: при организации совместного проекта возможно распространение официальных писем среди целевой аудитории с использованием базы контактов органа исполнительной власти

- административный: разрешения на проведения проекта, мероприятий проекта, предоставление помещений на время мероприятий

- человеческий: эксперты для консультаций по проекту,

- финансовый.

Вообще органы исполнительной власти имеют строго распределенный бюджет, не подразумевающий инструмента выделения средств на проекты, не входящие в план органа исполнительной власти. Но при совместной организации возможно получение финансирования по договору оказания услуг

Некоммерческие общественные организации. Организации

Взаимодействие с некоммерческими организациями возможно на основах социального партнерства. Т.е. обмен аналогичными ресурсами. А именно:

Человеческие: волонтеры и эксперты

Материальные: и субъектов проектирования и у НКО возможны в собственности техника, необходимые для проекта вещи (к примеру: палатки, перчатки, лопаты).

Информационные: обмен рекламой, совместные маркетинговые мероприятия, информация об объекте.

Некоммерческие организации. Благотворительные Фонды

Человеческий ресурс:

Волонтеры и эксперты среди команды проекта

Информационный: распространение информации об проектах благотворительных фондов

финансовый ресурс.

Информационный ресурс: распространение информации о проекте;

Человеческий ресурс: эксперты

Федеральные фонды – организации, распределяющие финансы государства по тем или иным направлениям путем организации программ, конкурсов, отборов.


Информационный: распространение информации о деятельности фонда, увеличение количества участников программ.

Выполнение уставных задач Фонда путем освоения выделенных финансовых средств и выполнения программы

- финансы

Политические партии

Информационный: предоставление социологической информации об объекте;

Распространение информации о программах партии и ее деятельности.

Человеческий: предоставление волонтеров на акции.


- административный ресурс: помощь в достижении договоренностей с исполнительной властью;

Материальные: призы и подарки, предоставление во временное пользование техники, инструментов, аппаратуры

Частные лица

«СПАСИБО»

Частные лица, привлекаемые к проекту чаще всего делают это исходя из внутренних мотиваций: создание собственного личного позитивного имиджа, потребности быть нужным и востребованным, а также из патриотических чувств к конкретной социальной группе. Поэтому во многом то, что нужно частному лицу это благодарность за помощь

Информационный ресурс: человек может передать свой опыт и знания в конкретной сфере, поделиться списком контактов

Материальный: предоставление личной техники, транспорта, личных вещей во временное пользование для организации проекта

Финансы.


Составление сметы социального проекта.

Смета проекта должна отражать формирование итоговой суммы и планируемые источники финансовых средств с указанием конкретной суммы.

Пример сметы приведен ниже:

Направление расходования

Цена за единицу, руб.

Необходимый объем покупки

Общая стоимость, руб.

Предполагаемый источник финансирования































ИТОГО НЕОБХОДИМО ПО СМЕТЕ:

000000

Источниками финансирования в данном случае могут быть:

  1. Средства субъекта проектирования.

  2. Спонсоры и партнеры (в таблице лучше указать конкретных спонсоров или предполагаемых, или сферу поиска партнеров и спонсоров).

  3. Средства гранда или субсидии, предоставляемой в конкурсе.

Если социальный проект планируется выставлять на конкурс с целью получения финансирования проекта, то смета проекта должна отражать, что данный проект действительно нуждается в финансовых средствах, в каком количестве и на какие цели будут они направлены.

Часть 3. Рекомендации по написанию проекта и подготовке проекта к конкурсу

План описания социального проекта.

При объявлении конкурса организаторы часто предоставляют рекомендации по составлению плана проекта на конкурс, шаблон, который нужно заполнить, анкету. Проанализировав множество предоставленных конкурсных документаций можно определить универсальный шаблон, который поможет наиболее полно описать свой проект.

1. КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА:

1.1. Название проекта

1.2. Авторы проекта

1.3 Цель проекта

1.4 Описание сроков проекта

1.5 Имеющийся у коллектива задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты. (если есть)

2. ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА:

2.1. Описание целевой аудитории на которую направлен проект. (объем аудитории, кто конкретно)

2.2 Описание проблемы целевой аудитории, на которую направлен проект, объекта проектирования

2.2. Новизна предлагаемых в проекте решений

2.3. Обоснование необходимости проведения проекта.

2.4. Современное состояние дел, проектов по данному направлению.

2.5. Ожидаемый результат и сравнение его с существующим уровнем.

3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ :

3.1.Уточнение цели проекта

3.2Описание четких задач проекта

3.3 подробное описание методов решения

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

4.1. Поквартальный график реализации проекта.

4.2. Необходимые ресурсы для реализации проекта. Описание планируемых источников ресурсов. план привлечения источников ресурсов. Четкое описание социальной кооперации.

4.6. Необходимые специалисты, квалификация и предыдущий опыт работы, схема привлечения специалистов

5. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН:

5.1. Общий объем финансирования проекта, источники средств и формы их получения.

5.2. смета затрат на выполнение проекта

Затраты

Количество необходимых денежных средств, руб

Источник финансирования




























6. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

6.1 Возможные моменты, типы и источники рисков, меры по их уменьшению.

6.2 Описание сильных и слабых сторон, рисков, возможностей

6.3 Качественные показатели эффективности: методы оценки, показатели достижения цели проекта

6. 4. Количественные показатели эффективности: методы оценки, показатели достижения цели проекта.

Цель такого описания показать, что команда проекта компетентна во всех вопросах, связанных с объектом проектирования. Что понимает и знает как предотвратить и нейтрализовать риски проекта. Четко понимает и знает сильные и слабые стороны своего проекта и имеет возможности их использовать. А также, если конкурс направлен ан получение финансирования, то в своем описании важно показать необходимость именно в этих денежных средствах. А это значит: а) деньги нужны, б) они нужны на конкретные вещи в конкретном объеме, в) команда компетентна, чтобы проект реализовать.

Заключение.

В данном методическом пособии были описаны практические шаги по реализации проекта. Технологию, описанную выше можно применять по отношению к любому делу, или жизненной ситуации.

Желаем Вам удачи и множество интересных проектов. Выражаем уверенность в успехе любого Вашего предприятия.


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей