Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница38 из 39
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39
Наш комментарий
Раннее физическое и психическое развитие ребенка, закаливание, огромный интерес и внимание материи отца к личности ребенка, поощрение его малейших успехов — основные приоритеты данного направления. И все-таки, предоставляя ребенку свободу, не следует забывать, что решающую роль в психическом развитии ребенка играют не кубики, азбука и спортивный комплекс сами по себе, а общение и тесное сотрудничество ребенка со взрослым.
Семьи А. Ц. Гармаева
Около 20 лет назад в Москве возникла лаборатория под названием Нравственная психология и педагогика. Возглавил ее работу А.Ц. Гармаев. Семьи А.Ц. Гармаева, православные семьи. По ряду позиций они резко отличаются от двух предыдущих.
В центре внимания А.Ц. Гармаева — не психическое развитие ребенка, не развитие его способностей и талантов, не укрепление здоровья и не физическое совершенство. В центре его внимания — нравственные принципы человеческого общежития. Цель деятельности — возрождение семейных ценностей.
Два образа жизни противопоставляет А.Ц. Гармаев: неукладный и уклад-ный. Неукладный образ жизни — это образ жизни свободы хотений», когда в жизни семьи реализуются желания и хотения супругов. Желания одного из супругов
— святыня в семье. На практике это выглядит примерно так глава семьи делает свои представления, ценности и установки центральными и наиболее значимыми, подчиняя им ценностные ориентации других членов семьи. Если второй супруг не подчиняется этому, начинается борьба. Она разрывает семью. Аналогично складывается ситуация с ребенком. Его часто спрашивают Хочешь литы этого, Хочешь литого Так слово хочу оказывается узаконенным в доме. Такова динамика внутрисемейных отношений в семье неукладной.
Укладный образ жизни требует наличия в доме святыни, которая выше и больше, чем оба родителя. Такой святыней является уклад семьи. Уклад требует усмирить свои желания, согласовать их с потребностями окружающих. Сначала должна быть удовлетворена нужда рядом идущего, а потом моя — девиз укладной семьи. Такой образ жизни семьи формирует совестливые, нравственные поступки в ребенке. В семье царит атмосфера послушания матери — отцу, а отца — укладу.
Послушание рождается из любви чем больше любим человека, тем больше его слушаем. Гневная реакция, по словам
А.Ц. Гармаева, в такой семье невозможна. Но если она происходит, то рождает сильное чувство вины, покаяния и смирения.
Феномен проживания — центральный момент в концепции А.Ц. Гармаева. Это основа, фундамент всего процесса обучения и воспитания
Как передать ребенку ценности человеческого общежития Это усваивается в проживании. Ребенок просто запечатлевает ритуал домашних событий. До 5 лет не имеет смысла что-либо говорить ребенку в процессе воспитания, главное для формирования его личности — как ведут себя родители. Из жизни родителей ребенок получает либо благодатные образцы поведения, либо «неблагодатные». Чем больше уклоняются в своем поведении родители от сокровенного (нравственного) человека, тем больше уклоняется от него ребенок. Сколько бы ни говорили ему о благородстве, он воспринять это не сможет. Попытка передать смысл жизни через слова, по мнению А.Ц. Гармаева, несостоятельна. Ребенок усваивает лишь то, что видит в родителях. То, что проживается, не только запоминается, но и хорошо усваивается.
Проживание дает результат, если его опыт осознается. Над процессами проживания и осознания возвышаются процессы просвещения. Все они — составляющие, неотъемлемые элементы единого процесса воспитания и обучения ребенка. Но объем их, представленность в этом процессе различны.
Соотношение между просвещением, осознанием и проживанием легко установить, если сам процесс обучения представить в форме пирамиды. Разделив ее по вертикали натри части, получим следующую картину в основе обучения — проживание, которое занимает значительную долю объема данного процесса, объем поменьше — это осознание, самый маленький объем в процессе воспитания должен принадлежать элементам просвещения.
Все три элемента — проживание, осознание, просвещение — вплетены в ритуал жизни семьи.
Глава семьи — отец. Он — наставник, кормилец и ответчик за здоровье и благополучие семьи. Его слово — закон. Авторитет отца поддерживается матерью. Она — его помощница. Родители в такой семье немногословны. Они не читают детям нотации и не спешат делать замечания. Главный родительский принцип отца и матери — терпение, терпение и терпение. Утром детям даются поручения, а вечером отец спросит сына или дочь Чем ты сегодня заработала) ужин Дети дают отчет, и отец оставляет за собой право лишить ребенка части ужина, если что-либо не сделано.
Итоги дня подводит и мать в вечерней сказке. Никогда она не расскажет сказку просто так. Мать пишет ее, наблюдая за ребенком, в течение всего дня. Она может изменить конец или начало уже известной сказки с учетом того, как был прожит именно этот день. Через сказку ребенок получает возможность увидеть себя как Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного, чтобы не повторять сделанное сегодня в будущем
По мнению А.Ц. Гармаева, вначале человеческого рода блага было очень много. Где хранятся традиции, обычаи, там есть и благо (нравственное. Древние племена, считает А.Ц. Гармаев, были более совестливые. Хотя принято считать самым совершенным ныне рожденное поколение. Уклад семьи в прошлом был более гуманен и по отношению к человеку вообще и к ребенку в частности. А потому совершенство, по А.Ц. Гармаеву, — видеть благо в родителях. Творчество собственного поступка — зло. Все это происходит от примитивного представления о наших предшественниках. Уважение к старшим пронизывает всю атмосферу семьи. Дети послушны родителям они не выбирают, что им есть, что носить, что читать. Родители не упрашивают детей. Воспитание уважения к старшему брату
— необходимое условие нравственного становления личности.
Для обсуждения семейных проблем собирается совет. Глава семьи говорит о том, что необходимо семье приобрести на данный момент. Здесь никто не будет говорить о себе. Чем старше член семьи, тем раньше о нем заговорят. О матери скажет сам отец. Каждый ребенок получает право голоса на совете слет. Но он говорит о младших или старших членах семьи. Такой ритуал позволяет исключить слово хочу из лексикона его участников.
И тем не менее вся пирамида семейной жизни рухнет, если супруги лишены духовности. Ведь любовь, терпение имеют свойство истаивать. А дать человеку почувствовать свой эгоизм и греховность в состоянии только церковь с ее таинством покаяния.
Уже в утробе матери ребенок получает заряд духовных и душевных сил, когда мать ведет соответствующий образ жизни вовремя беременности отсутствие раздражения, ее мягкое обращение к людям, в которых она ищет индивидуальное и уникальное, ее способность прощать других, ее духовность. Потом она также будет относиться к своему ребенку.
В утробе матери ребенок добр. В категориях нравственной психологии, он — сокровенный человек. Свои духовные силы ребенок черпает в духовности матери. Телесно он един с матерью. Но духовно он не может быть слит с ней. Одни добродетели — у матери, у ребенка — другие. В этом его уникальность.
Щедрость передает мать своему ребенку вовремя родов, когда, перенося боль, думает не о себе, а о ребенке. Мысли матери о себе, боязнь боли закрывают родовой канал, приводят к кесареву сечению, тем самым оставляют ребенка вне покровительственной мудрости матери. Уменьшать муки матери в родах недопустимо. Это верно лишь с позиции матери, сточки зрения ребенка — это неправильно. Ибо, успокаиваясь, мать не помогает ребенку, не дарит ему любви. Лишь терпеливо перенося боль, женщина дает ребенку пример самопожертвования. Ив последующем силу духовную и душевную, сточки зрения А.Ц. Гармаева, ребенок черпает в смирении матери в ее мягком обращении к другим людям в ее кротости и спокойствии, когда не возникают раздражение и обида на окружающих людей. Мать хранит мир в доме.
Дети бесправны перед родителями, и это несправедливо, считает Гармаев. Ребенок по сути своей — уникален. Задача родителей не в том, чтобы склонить ребенка к тому, чего они хотят, а сохранить это своеобразие детской души. Каждый ребенок талантлив и добр. Это взрослые формируют в них пороки, зло, жадность
Родительских правил всего три, — говорит А.Ц. Гармаев.
Правило первое — это правило десятисекундной паузы реагируем на то или иное поведение ребенка, которое нам не по нраву, через десять секунд. Правило второе — это правило трехдневной паузы. Делаем замечание и обсуждаем с ребенком его некорректное поведение по истечении трех дней. Если через три дня такое желание у нас не появится, то мы и не пытаемся затевать разговор на эту тему. Правило третье — терпение, терпение и терпение...
Не могут нравственная психология и педагогика ставить перед собой задачу развития способностей человека, ибо развитие способностей подчинено удовлетворению собственных потребностей и интересов. За последнее столетие человечество в этом достаточно преуспело, — говорит А.Ц. Гармаев, — но понятия долга и совести уходят из нашего лексикона».
Четыре вида долга выделяют нравственная психология и педагогика сыновний, родительский, супружеский и гражданский. Исполнению каждого вида долга отводится свое время, и недопустимо исполнять гражданский долг в ущерб всем остальным. Наиболее ценным сточки зрения нравственной психологии является долг, связанный с семьей, так как именно он направленна исполнение нужды другого человека и требует кропотливого каждодневного труда. Гражданский же долг подчинен удовлетворению своих собственных потребностей и интересов.
Семейный уклад, предлагаемый нравственной психологией и педагогикой, подчинен одной цели — воспитывать у ребенка чувство долга и умение исполнять нужду другого человека. Именно оно, это умение, рассматривается в качестве непременного условия психического развития ребенка. В связи с этим в системе воспитания данного направления важное место отводится вопросам приучения детей к обслуживающему труду. Дети рады взрослым обязанностями очень важно поддержать их стремление помочь маме подмести и помыть полы, постирать, вымыть посуду. В этом ряду отводится место и рукоделию. Труд — залог нормального психического развития, — считают здесь. Ибо он обеспечивает ситуацию проживания, что позволяет более полно развить и реализовать их способности.
К физическому развитию ребенка отношение особое. Высоко ценится умение терпеливо переносить телесный дискомфорт. А силы духовные рассматриваются как гарантия сил физических.
К сожалению, современная семья не знает разделения на мужские и женские роли. Сточки же зрения нравственной психологии их необходимо сохранить. Жизнь семьи подчинена воспитанию у ребенка целомудрия. Поэтому супруги сдержанны в проявлении своих чувств по отношению друг к другу и детям. Женщины не оголяют плечи, а мысль о появлении в нагом виде просто недопустима. Дочь и сын никогда не видят тела своей матери.
Однако для раннего возраста ярко очерченных различий между мальчиками и девочками не делается. Принцип старшинства лежит в основе разрешения конфликтов. Однако мать, говоря с сыном о его долге, приводит в пример отца отец беседует с дочерью о матери.
Поле деятельности лаборатории нравственной психологии и педагогики, возглавляемой А.Ц. Гармаевым, многогранно. В Подмосковье и Москве проходят педагогические и христианские семинары, во многих городах проводятся
выездные конференции, на которые приглашаются люди с высшим образованием педагоги и родители.
В практику работы лаборатории давно вошла организация летних поселений. Их цель — дать семье возможность почувствовать достоинства предлагаемого уклада. Дать возможность прожить его, ощутить результат. Женщина получает здесь возможность почувствовать прелесть смирения и покорности, а мужчина — груз ответственности.
Весь день проходит в многообразных трудах расчистка полуразрушенной неподалеку церкви, уборка совхозного сена, сбор ягод и грибов, работа на собственном картофельном поле его поселенцы сами возделывали поле по весне, а теперь с него и кормятся. Есть в распорядке дня артельные часы, когда дети упражняются в разнообразных ремеслах плетут корзины, выстругивают ложки, шьют, лепят, рисуют.
Население лагеря разбивается народы. Во главе каждого — старейшина рода, непременно мужчина, ему в помощь назначается женщина, как раньше было в деревенских семьях. Здесь расправляются плечи у мужчин, получивших бразды правления собственной семьей. Здесь спокойнее становятся женщины, потерявшие все шансы играть главные партии в этом мире. И все рады наступившим переменам.
Наш комментарий
Семинары и летние поселения А.Ц. Гармаева производят впечатление чистилища в Дантовском понимании этого слова. Уклад жизни в них больше напоминает жизнь монастыря ежедневные продолжительные молитвы, утренние и вечерние, чтение Евангелия вовремя трапезы, дабы не услаждаться пищей, полное игнорирование физического комфорта чем теснее телу, тем просторней душе, постоянная работа ума и сердца по открытию того греховного, что содержится в тебе, и покаяние.
После такой интенсивной терапии родители и дети возвращаются в привычный для них мир. Каждый из них волен строить свой образ жизни так, как ему хочется. Взгляды не навязываются, и каждый участник семинара имеет возможность покинуть его в любую минуту. Поэтому движение последователей А.Ц. Гармаева достаточно неоднородно. Одни, периодически подключаясь к работе семинаров и поселений, черпая в них определенную долю сил, безболезненно возвращаются к обычным делами обязанностям, живя творчески активной жизнью. Другие открывают для себя христианство. Его жизненную силу и непреходящую ценность. Третьи, как правило, это люди немолодые, души которых изранены неудавшимся браком, серьезными проблемами в отношениях с собственными детьми, буквально следуют за Гармаевым по пятам. Это их пристанище в столь сложной и противоречивой жизни. Здесь они нашли утешение и поддержку.
В основном А.Ц. Гармаев собирает женскую аудиторию. Поэтому не стоит ждать существенных изменений в позиции отцов в воспитательном процессе. Эти изменения должны произойти прежде всего в позиции матери. Именно они должны пересмотреть свои взгляды, свою роль в семье и отдать приоритет отцу в решении ключевых вопросов жизнедеятельности семьи. Все это следует из логики размышлений нравственной психологии и педагогики
Как трансформируются в душах слушателей теоретические построения А.Ц. Гармаева?
Выводы
Итак, по мнению сторонников данного движения, эгоизм родителей лежит в основе целого круга проблем, возникающих в семье. А потому вся система занятий с матерями и отцами подчинена одной цели — дать родителям возможность осознать свой эгоизм и предложить выходы из создавшегося положения. Душа ребенка уникальна и легко ранима. Воспитать душу ребенка, не изранив ее при этом, можно лишь через проживание, через личный пример родителей. Ибо ребенок перенимает лишь то, что он видит в повседневной жизни семьи.
В центре внимания семей А.Ц. Гармаева — структура семьи, иерархия внутрисемейных отношений, приоритет духовных ценностей над материальными, а семейных — над общественными. В этом видят сторонники данного направления залог не только нравственного становления личности, но и гармоничного психического развития ребенка. И здесь чрезвычайную значимость придают периоду беременности, процессу родов. Однако акцент с физической активности матери переносится на ее духовный рост и совершенствование. Смирение матери, ее терпение, кротость и спокойствие — залог нравственного становления личности ребенка.
Судя по самоотчетам отцов и матерей и проведенным наблюдениям, можно рассчитывать на положительные сдвиги в процессе семейного воспитания, по крайней мере в том случае, если идеи нравственной психологии и педагогики используются родителями для самоанализа, для анализа собственного поведения, ноне для анализа поведения другого человека (супруга, ребенка и т.д.). Вином случае они могут явиться причиной раздора и непонимания в семье.
Православные семьи
При изучении православных семей источником информации выступили многочисленные встречи с настоятелями храмов и служителями церквей участие в богослужениях беседы с родителями и детьми, для которых жизнь храма — неотъемлемая часть их собственной жизни. Размеренность, упорядоченность жизни — визитная карточка православной семьи.
Православие возникло в нашей стране не вчера. Но сегодня все новые и новые семьи приходят в православные храмы. И делается это не только для того, чтобы отдать собственного ребенка под покровительство Бога, но и для того, чтобы дать ему ориентиры в жизни, раскрыть ребенку суть человеческого существования. Дорога к храму для многих из них прошла через горе, страдания, неизлечимые болезни и потерю близких.
Православный храм имеет давно устоявшиеся традиции. Его атмосфера пропитана духом смирения, терпения и любови к ближнему. Жизнь храма — это не только утренние и вечерние службы. Это и таинства покаяния, причастия, крещения, а также свадебные обряды, отпевание и поминовение усопших.
Семья и дом — это тоже храм. Непременные атрибуты здесь — иконы с горящими передними лампадками в жилой комнате, в спальне, на кухне. Жизнь православной семьи — это участие в церковных таинствах и обрядах
соблюдение постов, участие в утренних и вечерних богослужениях, ежедневное чтение Евангелия, утренние и вечерние молитвы перед и после приема пищи. Дом — это место, где разворачивается душевная и телесная жизнь семьи. А уют в доме, по словам Б.В. Ничипорова, — это мерило возвращения женщины к своей сущности. Здесь можно понять и ощутить, что в православной семье есть еще одно таинство. Это таинство воспитания ребенка, в котором нет места случайному человеку, где есть место только молитве родителей за спасение души своего чада.
Существует мнение, что именно христианство убедило людей в том, что ребенок — личность, обладающая душой. Оно положило конец существующим в далекие времена избиениям, насилиям и даже убийствам детей. Христианство формирует особое отношение к детям. Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним ученики жене допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовали сказал им пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам, кто не примет Царствие Божие, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их (Евангелие от Марка, В Библии подчеркивается ценность детей. Вот наследие от Господа дети награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой (Псалтырь, 126: 3—5). Христианство определяет шкалу ценностей, их приоритет. Расположены они в следующем порядке Бог, супруг, дети.
Основной объект воспитания православия — женщина ее чувства, страсти, желания, ее позиция и роль в семье. О женщине сказано немощный сосуд. Эта немощь состоит главным образом в подвластии женщины природным стихиям в ней самой и вне ее. В силу этого — слабый самоконтроль, безответственность, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина от этого несвободна, она всегда раба своих страстей, своих антипатий, своего хочется. Только во Христе женщина имеет возможность стать равной мужчине, подчинив высшим началам свой темперамент приобретает мудрость и благоразумие, терпение, способность рассуждать.
Невеста не должна слушать и увлекаться нехристианским учением современных защитников женского пола о незаконности власти мужа над женой. Не должна мечтать о власти над мужем, изучая слабые стороны его характера, чтобы потом извлечь из них для себя пользу. В первом послании к Тимофею святого апостола Павла читаем Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде был создан Адама потом Ева и не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление».
Рождение детей влечет за собой глубокие изменения мужа и жены они превращаются в отца и мать. В христианском браке дети связывают духовными узами родителей между собой очень крепко. Ведь муж не только муж, но и отец. А детям нужна не только мать, но и отец, которого мать никогда заменить не может. И настоящая мать это чувствует, знает, понимает и становится лучшей женой тем больше, чем она больше мать, то есть чем больше она любит детей. Родители в христианской семье не оторваны от детей своими ежедневными занятиями или службой, они живут сними общей жизнью. Ангелы-хранители,
358
приданные младенцам от святого крещения, тайно, но ощутимо содействуют родителям в воспитании детей, отвращая от них различные опасности.
Велика ответственность родителей пред Богом за воспитание детей. «...Нерадя-щие о детях, хотя бы они во всем другом были исправны и умеренны, за этот грех подвергнутся крайнему наказанию. Все пороки происходят от нашей беспечности, оттого, что мы нес самого начала и нес первого возраста руководим детьми к благочестию. И еще если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, тоне нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний, ни мучений и публичных убийств. А поэтому подвергаем их великим бедствиями предаем в руки палачей, и часто ввергаем в пропасть (Слово св. Иоанна Златоуста»).
В христианстве разработаны и приемы воспитания детей. Прежде всего это воспитание страху Божию. Начинать такое воспитание должно с раннего возраста.
Как же надо поступать, чтобы поселить в сердце ребенка уважение к Богу и приучить его к добру Очень просто Проснулся ребенок, умылся, принарядился во что Бог послал, тотчас ставь его на молитву не поленись и сам с ним помолись Хочешь, чтоб детище твое хранило в сердце своем страх Божий Имей же его прежде сами во всем поступай так, чтоб быть тебе примером сыну своему или дочери. Идя домой из церкви, расспроси своего сына, что он там видел, что слышал, да объясни ему по мере сил твоих и возможностей.
«Представляй, что у тебя в доме золотые статуи — дети каждый день исправляй и осматривай их тщательно и всеми мерами украшай их душу. Необходимо тщательно смотреть за входами и за выходами, и за поведением и знакомствами, в той уверенности, что за небрежение об этом мы не получим прощения от Бога (Слово св. Иоанна Златоуста, Детей вразумлять есть долг родителей. И бояться чего Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день и ночь
— таковы слова св. Феофана Затворника.
Христианство принесло идею особой ценности души ребенка. Получив от отца и матери тело, от Бога ребенок воспринял главное — единственную и неповторимую личность со своим собственным путем в жизни. А поэтому для воспитания детей самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими истинно духовной жизнью и светящимися любовью.
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей