Книга описывает преимущества активной работы правого полушария головного мозга человека, которое отвечает за творческое мышление. Приводятся интервью с известными людьми, обладающими мощным созидательным даром. Авторская программа из 67 упражнений поможет каждому читателю осознать, насколько велики его способности, и научиться использовать их как можно полнее.
Эту книгу можно найти в электронном варианте на СD-диске, который прилагается к сборнику.
Используемая литература, интернет-ресурсы
www.7ya.ru
www.greenmama.ru
www.kinder.com.ua
www.southpaw.narod.ru
Айрапетянц В.А. Леворукость у детей и подростков. - М., 1987.
Айрапетянц В.А. Функциональная асимметрия мозга и некоторые проблемы обучения леворуких детей / Сб. Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. -М., 1987.
Безруких М.М. Готов ли ребёнок к школе?
Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург: "ЛИТУР", 2001. – 320 с.
Безруких М.М. Почему учиться трудно.-М.,1995.
Безруких М.М. Ребёнок идёт в школу.-М., 2000.
Бетелева Т.Г., Дубровинская Н.В; Фарбер Д.А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. – М., 1977. – 175 с.
Богданов. Н. Н. Дерматоглифика пишущих левой. – М., 19987. – 485 с.
Григорьев С.В. Субъектно-ориентированная игротерапия развития. – М.: Ин-т психоанализа, 2002, 2004.
Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Асимметричный мозг – асимметричное сознание//Журн. высш. нервн. деят. 1993. Т. 43. Вып. 2. С. 256-261.
Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Загадки левшей. - М., 1991.
Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М.: Издательство «Книга, лтд», 1994. – 232 с., 25 рис.
Князева М. Г., Безруких М. М. Леворукий ребенок. Проблемы обучения и воспитания//Биология в школе. 1993, № 3. С. 23-24.
Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий и неосознаваемое восприятие. М.,1983. – 243 с .
Леви Д. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание//Красота и мозг, биологические аспекты эстетики. Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергера, Д. Эпстайна. M., 1995. С. 227-250.
Лобзякова О.С.. Учимся правильно и чётко говорить.-М.,2004.
Макарьев И. Если ваш ребенок - левша. - С.-Петербург, 1995.
Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2003. – 80 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
Николаева Е.И. Леворукий ребёнок: диагностика, обучение, коррекция.- С-Петербург.,2005.
Новиковой Д.Б. Обучение и развитие (книга для воспитателя детского сада). М., 1968. – 394 с.
Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких.- М., 2007.
Семенович А. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей М., 1998
Семенович А.В.. Эти невероятные левши.- М., 2007.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
Спрингер С., Дейч Г. «Левый мозг, правый мозг». М., 1983. – 364 с.
Шелопухо О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Если ребенок левша. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский Дом "Нева"; М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2002. – 64с.
Шохор-Троцкая М.К. Не переучивайте левшу! // Наука и жизнь. – 2002. – №8. –– С.65-72.72.
Приложения
Приложение 1
Полушарное функциональное распределение
ЛЕВОЕ
| ПРАВОЕ
| ВОСПРИЯТИЕ
| дискретное (по частям)
| целостное
| аналитико-рассудочное
| эмоционально-чувственное
| речи (смыслового аспекта)
| музыки, цвета, а также шумов
| высоких звуков
| низких звуков
| ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
| более медленная
| более быстрая
| в понятиях
| в образах
| словесно-знаково-логически исследовательная
| мгновенный чувственный анализ сложных сигналов, интуитивная ориентация в окружающем мире
| ЭМОЦИИ
| Волнение, чувство
наслаждения, счастья
| Страх, печаль, гнев, ярость и др. отрицательные эмоции
| Преимущественно внутреннего (импрессивного) плана
| Преимущественно внешнего (экспрессивного) плана
| СОЗНАНИЕ
| Центр сознания и контроля, управления произвольными психическими процессами
| Центр подсознательных и бессознательных психических процессов
| Чувство индивидуальности, осознания и выделения себя из окружающей среды («я»)
| Чувство единения, общности, слитности с природой и людьми («мы»)
| РЕЧЬ
| Центр языка и речи, знаковых систем
| --------
| Смысловая сторона речи
| Интонационная сторона речи
| Чтение и счет, память
| Мимика, жестикуляция
| Опора на согласные
| Опора на гласные
| МЫШЛЕНИЕ
| Скорее рациональное
| Скорее эмоциональное
| Абстрактно-логическое
| Наглядно-образное, интуитивное, спонтанное
| Индукция (выделение частного)
| Дедукция (образование общего)
| Оперирование цифрами, математическими формулами и другими знаковыми системами
| Использование ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных примеров, формальное, программируемое
| Установление сходства
| Установление различий
| ПАМЯТЬ
| Запоминание цифр, формул, слов, имен
| Зрительно-наглядная, образная, эмоциональная; запоминание конкретных событий, узнавание лиц людей
| Произвольная
| Непроизвольная
| Прогноз будущего (планирование)
| Текущее, реальное время, информация о прошлом
| ИНТЕЛЛЕКТ
| Вербальный (словесный)
| невербальный
| Логический компонент
| Интуитивный компонент
| Приверженность теории
| Приверженность практике
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
| Большая двигательная активность
| Меньшая двигательная активность
| Ориентация во времени
| Ориентация в пространстве, слежение за движущимися предметами, управление движениями, чувство тела
| Интровертированный (обращенный внутрь) характер общения
| Экстравертированный (обращенный наружу) характер общения
|
Приложение №2
ТЕСТ КНЯЗЕВОЙ И ВИЛЬДАВСКОГО
№
| Содержание задания
| Результат
| 1.
| Рисование. Ребенку предлагается нарисовать предмет по выбору. После выполнения задания, ребенок рисует тот же предмет другой рукой
| Определяется, какой рукой рисунок выполнен более качественно: четкое, пропорциональное изображение, ровные линии, отсутствие дополнительных штрихов, разорванных линий, сглаженных углов, отсутствие тремора руки при рисовании
| 2.
| Открывание коробочки (спичечного коробка). Предлагается найти спичку в одной из коробок.
| Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает)
| 3.
| Складывание колодца из палочек (спичек)
| Ведущая рука используется более активно
| 4.
| Игра в мяч. Ребенок берет со стола теннисный мяч, бросает взрослому и ловит несколько раз.
| Бросок и ловля мяча выполняются ведущей рукой.
| 5.
| Вырезание ножницами по контуру рисунка. Ребенку предлагается вырезать по контуру рисунок (цветок, зайчика, узор и т.п.)
| Ведущая – более активная рука, причем это не обязательна та рука, в которой ребенок держит ножницы, т.к. ребенок может поворачивать рисунок, а ножницы держать неподвижно.
| 6.
| Нанизывание бисера (пуговиц) на иголку с ниткой (на шнурок).
| Ведущей считается та рука, которая выполняет движение, даже если ребенок держит иголку или шнурок в другой руке.
| 7.
| Выполнение вращательных движений. Ребенку предлагается открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками.
| Рука, активно выполняющая движение, – ведущая.
| 8.
| Развязывание узелков. Используется шнурок средней толщины с заранее неплотно завязанными узелками
| Ведущей рукой ребенок развязывает узел, а другой рукой его держит.
| 9.
| Построение из кубиков по образцу. Дается задание построить дом (ограду) с опорой на образец.
| Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая детали постройки.
|
Приложение № 3
Исследования межполушарной ассиметрии О.Б. Иншаковой.
Уважаемые родители!
Социально-педагогическая и психологическая служба УО «Государственный центр внешкольной работы Октябрьского района г.Витебска» просит Вас принять участие в изучении по определению ведущей руки среди учащихся. Результаты этого анкетирования помогут в проведении исследования о влиянии доминирующего полушария головного мозга на развитие творческих способностей у детей.
Инструкция: ответьте на вопросы, отмечая напротив каждого:
Л - чаще левой рукой, П – чаще правой рукой, О – в равной степени обеими руками
Пробы для определения ведущей руки
|
Какой рукой Ваш ребенок:
ест? открывает дверь ключом?
пишет? листает книжку?
рисует? моет посуду?
держит чашку? застегивает молнию?
режет ножницами? вставляет нитку в иголку?
расчесывается? сметает крошки со стола?
чистит зубы? аплодирует (какая рука сверху)?
бросает мяч? раздает карточки (лото или др. игра)?
стирает ластиком? машет рукой на прощание?
держит телефон? поднимает предмет с пола?
|
(при необходимости понаблюдайте за выполнением нужного действия вашим ребенком)
Благодарим Вас за сотрудничество!
ДЛЯ ЗАМЕТОК
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |