Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Удк 338. 46 37 338. 465. 2 658 студенческая оценка качества образования европейский опыт


Скачать 303.17 Kb.
НазваниеУдк 338. 46 37 338. 465. 2 658 студенческая оценка качества образования европейский опыт
АнкорStudencheskaya otsenka kachestva obrazovania.pdf
Дата09.05.2018
Размер303.17 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаStudencheskaya_otsenka_kachestva_obrazovania.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#39911
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

УДК 338.46:37/ 338.465.2/ 658 СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ

Зотова В.А.
ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
Санкт-Петербург, Россия (191023 Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21 ), e-mail: Настоящая статья посвящена анализу Европейского опыта студенческой оценки качества образования, также рассмотрен опыт студенческой оценки качества образования в Российской Федерации. В Европе студенческая оценка достаточно давно является элементом самооценки вузов, в данной статье представлены различные практики студенческой оценки в Европе, а также проект Европейского студенческого союза (ESU) «QUEST», направленный на получение обратной связи от студентов касательно образовательного процесса. В публикации показана система студенческой оценки в вузах России, раскрыты функции студенческих комиссий и советов по качеству образования, приведен анализ различий между опытом Европы и России. В статье сформированы рекомендации для студенческих организаций по качеству образования в России, необходимо наладить взаимодействие 1) между студенческими организациями по качеству образования различных образовательных организаций, 2) студенческих организаций по качеству образования с внешними структурами и организациями, занимающимися вопросами повышения качества образования, 3) а также установить системное и прочное взаимодействие студенческих организаций по качеству образования с отделами и управлениями менеджмента качества внутри образовательной организации. Ключевые слова студенческая оценка качества образования, качество образования, повышение качества образования, качество образования глазами студента, обратная связь от студента.
STUDENT EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATION: EUROPEAN
EXPERIENCE
Zotova V.A.
Federal state Budget Educational Institution of Higher Education «Saint-Petersburg State
Economic University» St. Petersburg, Russia (Russia 191023 , St. Petersburg, Sadovaya street,
21), e-mail:
valeria.zotova@gmail.com
This article describes the analysis of the European experience of students' assessing of education quality,
also the experience of the of students' assessing of education quality in the Russian Federation is discribed.
Students' assessing of education quality In Europe is an element of self-evaluation of universitiesfor a long time,
this article presents a variety of student assessment practices in Europe, as well as the project of the European
Students' Union (ESU) «QUEST», crteated for collecting feedback from students about the educational process.
The publication shows students' assessing of education quality in higher education institutions of Russia, the
functions of student fees and tips of education quality are shown, the analysis of the differences between the
experiences of Europe and Russia are also shown. The article formes recommendations for student organizations
on the quality of education in Russia, it is necessary to establish cooperation: 1) between the student
organizations of education quality and various educational institutions, 2) student organizations of education
quality with external agencies and organizations concerned with improving the quality of education, 3) establish
a system of cooperation of student organizations on the quality of education with departments of quality
management in the educational organizations
.
Key words: Student evaluation of the quality of education, quality of education, improve the quality of education, student feedback. В современной России остро стоит задача повышения конкурентоспособности образовательных организаций как на уровне страны, таки на международном уровне. В условиях рыночной экономики образовательным организациям необходимо
взаимодействовать со всеми потребителями образовательных услуг. Одними из основных потребителей являются студенты – студент первый, кто сталкивается с образовательным процессом и может оценить условия обучения и деятельность научно-педагогических работников изнутри. Оценка студента может помочь образовательной организации в кратчайшие сроки определить и решить проблемы, возникающие образовательной системе. В Европе студенческая оценка достаточно давно является элементом самооценки вузов так, например, в Швейцарии студенты начали проводить оценку качества преподавания университете Лозанны еще в е года. С 1999 года, такая практика распространилась по всем вузам страны. В Финский аттестационный совет по высшему образованию, который отвечает за оценку высшего образования входят два представителя от обучающихся, в целом студенческая оценка преподавания являются обязательной частью анализа университетской внутренней системы обеспечения качества. В университетах получают обратную связь от студентов посредством различных форм – обратная связь в процессе преподавания в формате дискуссий, а также формы обратной связи в электронном и бумажном варианте. Также студенты могут оценить, какие результаты обучения были достигнуты и как формы обучения, такие как лекции, практические занятия или консультации, проводимые в университете, помогли ему в процессе обучения. В отчете об опыте работы сети из семи северо-германских университетов Исполнительный, директор Консорциума университетов Северной Германии и руководитель подразделения оценивания в университете Гамбурга в области оценки качества образования одним из критериев оценивания выделяет Справедливость, куда входит обязательный пункт о непосредственном участии студентов во всех фазах оценивания [1]. Водной из моделей европейских стандартов и директив по самооценке качества образования в вузах – Европейского фонда по менеджменту качества (European Fond of the Quality Management – EFQM), в фундаментальной концепции делового совершенства Ориентации на результат, важнейшим фокусом является четкое понимание нужд, ожиданий и ценностей обучающихся
[6]. В принятых в 2015 году Стандартах и рекомендациях для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования важным аспектом являются потребности и пожелания студентов [9]. Система студенческой оценки качества образования в Европе развита достаточно обширно, однако, и сейчас одна из крупнейших студенческих организаций – Европейский студенческий союз (ESU) считает, что у студентов редко собирают обратную связь касательно образовательного процесса, и вовлеченности студентов в оценку качества образования все еще не хватает. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию ESU реализует проект Стремление к качеству для студентов (QUEST).
Качество, по мнению ESU, является свободными довольно расплывчатым понятием, ив тоже время, наиболее важным при оценке системы высшего образования. Проект «QUEST» направленна изучение существенной озабоченности студентов в Европе в вопросах обеспечения качества образования и планирует предоставить информацию обучающимся об образовательной системе, обеспечить методами, которые помогут им повлиять на повышение качества и их уверенность в качестве получаемого ими образования. Проект включает два направления, которые направлены на определение концепции качества по мнению студента, а затем на поиск средств по решению проблем, возникающих при оказании образовательных услуг. Основная цель проекта заключается в выявлении отношения студентов к качеству высшего образования в пан-европейской перспективе. Данная цель подразделяется на четыре задачи
1. Определить, какая информация, подаваемая университетами, по мнению студентов, наиболее важна, и сравнить с существующими режимами информационных положений
2. Сравнить, как различаются взгляды студентов на уже существующие и опосредованные инструменты прозрачности, такие как обеспечение качества (европейские стандартами и руководящие принципы в ЮНЕСКО/ОЭСР и EQAR и Qrossroads), а также на другие информационные базы данных. Чтобы определить сильные и слабые стороны тех, и узнать, как определяется качество глазами студентов.
3. Разработать практические инструменты по наращиванию потенциала для укрепления и расширения прав и возможностей большего участия студентов в повышении и обеспечения процессов качества
4. Обеспечить ESU и студенческим союзам возможность увеличивать знания и поддержку европейского сотрудничества в области обеспечения качества на национальном уровне и укрепления сети ESU в студенческих экспертных советов по обеспечению качества. Основными целевыми группами проекта QUEST являются студенты, в частности, представители студенческих в национальных и местных студенческих союзах (около 300 представителей, национальные ассоциации студентов и студенческого руководства ученых, в особенности отделы качества в высших учебных заведениях, и все остальные заинтересованные стороны в высшем образовании организации ассоциации, работающие по обеспечению качества, университеты, ассоциации, эксперты по вопросам качества и политиков. Партнеры проекта
1. Румынское агентство по обеспечению качества в высшем образовании Aracis Румыния. Aracis является агентством по обеспечению качества образования, основана в

2006 году, как правопреемник Национального академического центра по оценке и аккредитации.
2. Национальный союз студентов Шотландии – sparqs (Великобритания. Sparqs является национальным агентством по развитию, которое помогает университетам, колледжами студентам ассоциации определять проблемы, обмениваться опытом.
3. Свободная ассоциация StudentInnenschaften – FZS (Германия. Свободная ассоциация местных органов студенческих союзов (FZS) является беспартийной организацией, объединяющей представителей студентов Германии. С ю членами студенческих союзов, FZS представляет около одного миллиона студентов в Германии [10]. С введения нового закона об образовании (№273 ФЗ Об образовании в Российской Федерации) [3] в образовательных организациях высшего образования России стала активно развиваться система студенческой оценки качества образования. В законе прописано, что в управлении образовательной организацией сегодня должны активно участвовать студенты (ст. 26, ст. 30, ст. 36, ст. 39, ст. 43, ст. 45), без учета мнения студентов образовательная организация не может в полной мере осуществлять свою деятельность. В приказе Минобрнауки России (№1547 Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность) [8] перечислены показатели характеризующие удовлетворённость обучающихся образовательным процессом. Для внедрения системы студенческой оценки качества образования в России в 2014 году был создан Студенческий стандарт качества образования (далее Стандарт) (в обсуждении стандарта на разных этапах приняло участие более 1500 человек) [5]. Студенческий стандарт качества образования был рассмотрен 26 августа 2014 года на круглом столе в Общественной палате Российской Федерации, его разработка была поддержана представителями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства Образования и науки Российской Федерации, ректорского сообщества, общественностью [2, 7]. После проведения экспертной оценки и корректировки 21 ноября
2014 года Стандарт был также представлен в Общественной палате Российской Федерации и принят комиссией про вопросам качества образования совета Минобрнауки России по делам молодежи. Стандарт содержит совместно выработанный студентами и экспертами набор показателей качества условий и результатов обучения. Стандарт является своеобразной сигнальной системой, обеспечивающей на постоянной основе выявление недостатков в преподавательской деятельности, в деятельности самих студентов, в управленческой деятельности. Для проведения оценки (в том числе основываясь на Стандарте) были созданы механизмы оценки качества образования анкета, система студенческих приемных и
студенческие оценочные комиссии, а также ряд других механизмов [4]. В целях системной оценки качества образования в каждой образовательной организации создаются структуры, проводящие оценку – комиссия/совет по качеству образованию. К функциям комиссий/советов относятся
1. Мониторинг качества образования со стороны обучающихся
1) оценка качества образования и выявление проблем (сбор обратной связи от обучающихся) в образовательном процессе
2) составление отчета о выявленных проблемах (информирование администрации и студенчества вуза о результатах мониторинга.
2. Решение выявленных проблем
1) поиск решений данных проблем совместно с администрацией образовательной организации
2) решение проблем посредством реализации проектов, направленных на решение данных проблем
3) формирование рекомендаций по повышению качества образования с учетом мнения студенческого сообщества
3. Проведение образовательных программ, форумов, конференций, направленных на включение студентов в процесс оценки качества образования, повышения интереса к образовательному процессу. В России механизмы получения обратной связи в каждой образовательной организации выстроены системно, однако, не хватает взаимодействия с внешними структурами и организациями, студенческая оценка в России замкнута на себе. Не происходит анализа данных в сравнении сданными внешних структур, таких как органы государственной власти (данные Рособрнадзора), общероссийские и международные организации в области обеспечения гарантии качества образования. В отличие от опыта Европы отсутствует прочная система взаимодействия студенческих организаций по оценке качества между собой. Также на данный момент не налажен процесс диалога между студенческими организациями по оценке качества образования и внутренними структурами образовательных организаций – отделы и управления по качеству образования в каждой конкретной организации. На сегодняшний день студенческие организации взаимодействуют с управлениями и отделами по воспитательной работе, студенческими советами (которые напрямую не касаются вопросов качества образования. Анализ моделей студенческой оценки качества образования Европы и России показал

1. Опыт оценки студентами образовательного процесса насчитывает десятки лет, в России студенты стали участвовать в оценке качества образовательного процесса в последние годы.
2. В России разработана более системная модель оценки качества образования для каждой конкретной образовательной организации, которая запущена в большинстве образовательных организаций высшего образования России.
3. В отечественной системе образования отсутствует системный диалог между студенческими организациями, включенными в процесс оценки качества образования между собой, и с внешними организациями и структурами, проводящими оценку качества образования, В Европе изначально позиционируется кооперация и взаимодействие образовательных организаций для участия в вопросах студенческой оценки и повышения качества образования в целом.
4. В России не налажена система взаимодействия между студенческими организациями, участвующими в процессе оценки качества образования и внутренними структурами образовательной организации (отделы и управления менеджмента качества, в Европе данное взаимодействие развито, происходит анализ данных между собой. Подводя итоги, основываясь на позитивном международном опыте следует рекомендовать образовательным организациям высшего образования в России и студенческим организациям, участвующим в оценке качества образования наладить связь между собой, с внешними структурами и организациями, занимающимися вопросами повышения качества образования, а также установить системное и прочное взаимодействие с отделами и управлениями менеджмента качества внутри образовательной организации. Список литературы
1. Болонский процесс Концептуально-методологические проблемы качества высшего образования (книга-приложение 3) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И.
Байденко. – М Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.
– 304 с.
2. ГАРАНТ - Законодательство (кодексы, законы, указы, постановления) РФ, аналитика, комментарии, практики Электронный ресурс / Общественная палата РФ выступила за участие студентов в управлении образовательным процессом – Электрон. дан.
– М ООО
"НПП
"ГАРАНТ-СЕРВИС",
2015.
– Режим доступа https://www.garant.ru/news/561688/#ixzz3DC0ZAKyA (дата обращения 17.10.2015).
3. Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности \ Консультант Плюс Электронный ресурс // Консультант Плюс - законодательство РФ кодексы, законы, указы, постановления Правительства
Российской Федерации, нормативные акты
1997-2015.
– Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165887/?frame=2#p552. (Дата обращения
16.01.2015).
4.
Зотова ВАК вопросу о методиках оценки качества образования со стороны студенчества // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 8. – С. 110-115.
5.
Зотова В.А., Козак ЕМ, Новоселов И.А., Валиахметов РНК вопросу о создании студенческого стандарта качества образования // Качество образования теория и практика оценки материалы Всероссийской научно-практической конференции (20 марта
2015 г. – Глазов Глазов. гос. пед. ин-т, 2015. – 34-46 с.
6. Инновационное обеспечение качества образования в условиях международной интеграции монография / И.А. Максимцев, Е.А. Горбашко, Ю.А. Антохина. – СПб.: ГУАП,
2012. – 138 с.
7. Общественная Палата Российской Федерации - официальный сайт Электронный ресурс / Общественная палата РФ выступила за участие студентов в управлении образовательным процессом – Электрон. дан. – М Пресс-служба Общественной палаты РФ, 2015. – Режим доступа https://www.oprf.ru/ru/press/news/2014/newsitem/25829 дата обращения 17.10.2015).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность" от 5.12.2014
№ 1547 // Министерство образования и науки Российской Федерации. 11 февраля 2015 года г.
9. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. – Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. – 58 с.
10.
QUEST
//
European
Students
Union
URL: https://www.esu- online.org/projects/current/quest/ (дата обращения 01.10.2015).
References
1.
Bolonskij process: Konceptual'no-metodologicheskie problemy kachestva vysshego obrazovanija (kniga-prilozhenie 3) / Pod nauch. red. d-ra ped. nauk, professora V.I. Bajdenko. M.:
Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2009. 304 s.
2.
GARANT - Zakonodatel'stvo (kodeksy, zakony, ukazy, postanovlenija) RF, analitika, kommentarii, praktiki [Jelektronnyj resurs] / Obshhestvennaja palata RF vystupila za uchastie studentov v upravlenii obrazovatel'nym processom Jelektron. dan. M.: OOO "NPP

"GARANT-SERVIS",
2015.
Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/news/561688/#ixzz3DC0ZAKyA (data obrashhenija: 17.10.2015).
3.
Glava 12. Upravlenie sistemoj obrazovanija. Gosudarstvennaja reglamentacija obrazovatel'noj dejatel'nosti \ Konsul'tant Pljus: [Jelektronnyj resurs] Konsul'tant Pljus - zakonodatel'stvo RF kodeksy, zakony, ukazy, postanovlenija Pravitel'stva Rossijskoj Federacii, normativnye akty
1997-2015.
Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165887/?frame=2#p552. (Data obrashhenija:
16.01.2015).
4.
Zotova V.A., K voprosu o metodikah ocenki kachestva obrazovanija so storony studenchestva Problemy sovremennoj nauki i obrazovanija. 2014. № 8. S. 110-115.
5.
Zotova V.A., Kozak E.M., Novoselov I.A., Valiahmetov R.N., K voprosu o sozdanii studencheskogo standarta kachestva obrazovanija Kachestvo obrazovanija: teorija i praktika ocenki: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (20 marta 2015 g.). Glazov: Glazov. gos. ped. in-t, 2015. 34-46 s.
6.
Innovacionnoe obespechenie kachestva obrazovanija v uslovijah mezhdunarodnoj integracii: monografija / I.A. Maksimcev, E.A. Gorbashko, Ju.A. Antohina. SPb.: GUAP, 2012. 138 s.
7.
Obshhestvennaja Palata Rossijskoj Federacii - oficial'nyj sajt [Jelektronnyj resurs] /
Obshhestvennaja palata RF vystupila za uchastie studentov v upravlenii obrazovatel'nym processom
Jelektron. dan. M.: Press-sluzhba Obshhestvennoj palaty RF, 2015. Rezhim dostupa: https://www.oprf.ru/ru/press/news/2014/newsitem/25829 (data obrashhenija: 17.10.2015).
8.
Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii "Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 5 dekabrja 2014 g. N 1547 "Ob utverzhdenii pokazatelej, harakterizujushhih obshhie kriterii ocenki kachestva obrazovatel'noj dejatel'nosti organizacij, osushhestvljajushhih obrazovatel'nuju dejatel'nost'"" ot 5.12.2014 № 1547 Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. 11 fevralja 2015 goda g.
9.
Standarty i rekomendacii dlja garantii kachestva vysshego obrazovanija v evropeĭskom prostranstve. Yoshkar-Ola: Akkreditacija v obrazovanii, 2008. 58 s.
10.
QUEST
European
Students
Union
URL: https://www.esu- online.org/projects/current/quest/ (data obrashhenija: 01.10.2015). Рецензенты
1. Карлик А.Е., д.э.н., профессор, проректор по научной работе СПбГЭУ,
Санкт-Петербург.
2. Акимов А.К., д.э.н., профессор, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Москва.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей