КГБОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Павловская общеобразовательная школа – интернат»
Ψ
Самоанализ
деятельности педагога - психолога
за 2017 – 2018 учебный год
Павловск, 2018
Содержание
1. Цели и задачи………………………………………………………………………..
2.Диагностическая работа 1-9 класс………………………………………………….
3. Диагностическая работа по изучению адаптации 1-х,5-х,4-х классов………….
4. Профориентационная работа………………………………………………………
5.Коррекционнно-развивающая работа……………………………………………...
6.Психологическое консультирование………………………………………………
7.Просветительская работа……………………………………………………………
8.Выводы………………………………………………………………………………
Обучение в школе - интернат направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. На основании этого психолог строит свою работу в данном коррекционном учреждении.
Целью работы психолога Основными задачами работысохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса; содействие в приобретении обучающимися, образовательного учреждения психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации; осуществление необходимой консультативной, диагностической, просветительской и психопрофилактической помощи педагогическим работникам и родителям; определение индивидуальных особенностей детей на каждом возрастном этапе и их учет при построении образовательной стратегии учреждения; осуществление научно-методической работы по теме проводимых исследований, методическое обеспечение инновационной педагогической деятельности; проведение ряда организационных мероприятий, направленных на оформление кабинета психолога и необходимой визуальной информации.
Вся деятельность психологической службы тесто связана с работой школьного ПМП(к). Именно на заседаниях консилиума разрабатывается стратегия работы с каждым ребенком. Работа службы велась по направлениям, заявленным в годовом плане. Велось лонгитюдное наблюдение за обучающимися, которое заносилось в карту индивидуального сопровождения.
Основными направлениями деятельности 1. Диагностика обучающихся, педагогов:
- первичная;
- динамическая;
- групповая.
2. Коррекционно-развивающая работа:
- индивидуальная;
- групповая.
3. Консультационная работа со всеми участниками обучающего процесса:
- индивидуальная;
- групповая.
4. Просветительская работа:
- выступления на классных часах;
- выступления на методических объединениях;
- выступления на семинарах;
- выступления на родительских собраниях.
5. Организационно-методическая работа:
- планирование деятельности;
- анализ деятельности;
- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария;
- разработки развивающих и коррекционных программ;
- участие в научно-практических конференциях и семинарах;
- посещение совещаний, методических объединений,
- знакомство с методической литературой и новинками в области психологии и педагогики,
- подготовка бланков, наглядного материала,
- создание картотеки тестов.
Работа психолого-педагогической службы велась по намеченному плану на 2017-2018 учебный год.
2.Диагностическая работа 1-9 классов
Ежегодно провожу диагностическое обследование учащихся с целью установления уровня актуального развития психических процессов, для оказания конкретной помощи обучающимся с низким уровнем развития.
В сентябре с обучающимися всей школы проведена первичная психодиагностика, в течение февраля и в мае проведена динамическая диагностика с применением аппаратного комплекса БОС. На основании общих данных диагностики составлены средние показатели развития психических процессов обучающихся за 2017/18 уч.гг.
Рисунок №1
3.Диагностическая работа по изучению 1, 5, 4-го классов
С вновь прибывшими, поступившими в первый класс детьми и пятиклассниками – в начале года велась работа по адаптации к новым условиям. Результат – все дети благополучно вошли в учебный процесс, случаев дезадаптации не наблюдалось.
Таблица 1
УРОВЕНЬ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ Уровень количество учащихся в % 2016 -2017
учебный год 2017-2018
учебный год норма 37 40 средняя степень дезадаптации 43 49 требуется консультация психоневролога 20 11
Таблица 2 УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
Уровень Количество учащихся в % 2016 -2017 учебный год 2017-2018 учебный год школьно – зрелые 22 23 средне – зрелые 38 39 незрелые 40 38
Таблица 3
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА
Уровень количество учащихся в % 2016–2017 учебный год 2017-2018 учебный год высокий 20 18 средний 25 25 низкий 35 37 очень низкий 20 20
МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ 1 КЛАССА:
Фамилия, имя 1 2 3 4 5 6
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
1 - внешний мотив; 2 - учебный мотив; 3 - игровой мотив; 4 - позиционный мотив; 5 - социальный мотив; 6 - отметка. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА
Фамилия, имя а б в
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%). Для оптимальной организации периода адаптации провожу коммуникативные тренинги-занятия в период адаптации, главная цель которых – повышение эмоциональной сплоченности группы, формирование коммуникативных навыков обучающихся, а также изменении личностных показателей – снижение тревожности, приспособления и соперничества в конфликтной ситуации. Ежегодно в начале учебного года осуществляется психолого-педагогическое обследование учащихся 5-х классов с целью определения адаптационного потенциала детей, выявления нарушений школьной адаптации, выяснения причин школьной дезадаптации.
Результаты психологического обследования показали следующее: Рисунок №2
Рисунок №3 1 - общая тревожность в школе; 2 - переживание социального стресса; 3 – фрустрация потребности в достижении успеха; 4 -страх самовыражения; 5 - страх ситуации проверки знаний; 6 - страх не соответствовать ожиданиям окружающих;7 - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8 - проблемы и страхи в отношениях с учителями. Уровень повышенной тревоги пятиклассников вполне оправдан (смена режима дня, новые предметы, новые требования, новые преподаватели).
Проведенное обследование показало необходимость создания комплексно-целевой программы, обеспечивающей организацию благоприятной адаптации школьников и коррекцию нарушений адаптации.
Комплексно-целевая программа адаптации обучающихся пятых классов «Первый раз в пятый класс» рассчитана на 3 месяца. По завершению программы можно сделать вывод, что обучающиеся пятого класса полностью адаптировались в новых условиях.
В четвертых классах проводилась работа по профилактике стрессовых ситуаций, формированию познавательной активности и учебной мотивации. С ребятами были применены следующие методики: «Тест школьной тревожности Филипса», и «Методика незаконченное предложение». Диагностика была проведена в конце года и показала удовлетворительный результат готовности четвероклассников к переходу в 5 класс.
4 Профориентационная работа
С 9 классом ежегодно проводится курс занятий по профориентации «Я и моя профессия» с целью изучения индивидуальных особенностей обучающихся по адаптации в социуме и создания оптимальных условий для развития личности. Этот курс оказался весьма эффективным. Все подростки к концу учебного года определяются с выбором профессии, могут сказать о дальнейшей жизненной перспективе.
Работа проводится в соответствии с определённой программой:
1.Блок диагностики;
2.Определение типа будущей профессии;
3. Блок психологического просвещения;
4. Консультации.
Блок диагностики включает в себя:
А) Вводное анкетирование, которое выявляет склонности ученика к тому или иному профилю, профессии, любимые предметы, а также причины, влияющие на выбор.
Б) Определение типа будущей профессии (мет. Е. А. Климова);
В) Профиль (модификация методики «Карта интересов»);
Г) Тип мышления (методика в модификации Г. Резапкиной);
Д) Методика Айзенка (по выявлению характерологических особенностей личности.
Е) Методика «Мое здоровье»
Комплекс методик позволяет выявлять особенности учащихся (характер, уровень умственного развития, тип личности, склонность к той или иной профессии)
По результатам диагностики проводятся консультации, которые позволяют учащимся глубже осознать проблему и перспективы профессионального выбора, а также профиля обучения.
Вот обобщённые данные, полученные в 2017-2018 уч. году: Рисунок 4 СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ДИАГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ
ЛИЧНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Анализируя, диагностические данные обучающиеся склоняются к выбору «модных»», «престижных» профессий без учёта своих склонностей, возможностей, а также реальных потребностей рынка труда. Практика показывает что введение курса предпрофильной подготовки нацеливает подростков на осознанный профессиональный выбор и в конце концов по окончании 9-го класса они мыслят более реально знают свой тип личности, особенности психики, оценивают свои возможности и приведённые цифры в значительной степени смещаются в сторону реального, практического выбора профессии.
Мониторинг детей среднего и старшего звена по выявлению и профилактике формирования жизнестойкости показал, что обучающихся с повышенным уровнем тревожности в этой сфере нет. Тем не менее, в течение года с обучающимися, родителями и педагогами велась работа по профилактике и предотвращению насилия и агрессии в школьной среде. Были проведены занятия-тренинги «Жизнь без конфликта», «Почему мы иногда ссоримся», «Толерантность, путь к миру»; и занятие – диспут «Что мы ценим в людях»; подготовлены памятки и буклеты для обучающихся по данной тематике «Твоё здоровье и насилие», «Мир без насилия»; так же использовались диагностические методы: «Проявление агрессии и враждебности» - опросник Басса-Дарки, «Нравственная самооценка подростка», «Отношение подростка к жизненным ценностям».
С целью профилактики суицидальных поступков социально-психологической службой ведется определенная планомерная работа. Проведенные мероприятия способствуют предупреждению уровня повышения детской тревожности, агрессии. В рамках данной работы осуществляется комплекс внеклассных мероприятий, психологические тренинги-занятия, индивидуальные профилактические беседы. 5.Коррекционнно-развивающая работа
По результатам диагностической деятельности, а также по запросам родителей, педагогов или самих учащихся проводится , которая проводится как в индивидуальной, так и групповой форме.
В коррекционно – развивающей работе проходящей в форме групповых занятий используются элементы игровой терапии, сказкотерапии, психогимнастики, а также разыгрываются ситуаций, этюды, сюжетно-ролевые игры, прослушиваются музыкальные произведения. Индивидуальные занятия проводятся по коррекции самовосприятия, проблем во взаимоотношениях со сверстниками, детско-родительских отношений, познавательной сферы и т.д.
Содержание работы: - развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие тонкой моторики;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие внимания, его распределения;
- развитие памяти, зрительной, тактильной, образной;
- развитие мышления, в том числе образного и элементов логического;
- развитие операций анализа и синтеза;
- развитие наблюдательности;
- развитие восприятия;
- развитие воображения;
- развития умения классифицировать предметы и их свойства;
- развития умения определять последовательность событий и т.д.
Обучающиеся посещали индивидуальные и групповые занятия согласно составленного графика по утверждённым программам: Модернизированная коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа (групповая форма работы) «Гармония» для обучающихся 2-9 классов; Модернизированная программа цикла занятий по формированию жизнестойкости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (групповая форма работы) для обучающихся 2-9 классов; Модернизированная психолого-педагогическая программа по профориентации (групповая форма работы) «Основы выбора профессии» для обучающихся 8 класса; Модернизированная психолого-педагогическая программа по профориентации (групповая форма работы) «Я и моя профессия» для обучающихся 9 класса; Модернизированная коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по адаптации (групповая форма работы) «Первый раз в пятый класс» для обучающихся 5 класса;
Модернизированная коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа (групповая форма работы) «Психологическая азбука» для обучающихся 2-4 классов; Модернизированная коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по адаптации (групповая форма работы) «Первый раз в первый класс» для обучающихся 1 класса;
Модернизированная коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа (индивидуальная форма работы) «Ступеньки роста» 2-4 класс; Модернизированная рабочая программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1 класса
на 2017 – 2018 учебный год;
(Составлена на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева)
Рабочая программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 2 класса (3, 4 класс) на 2017 – 2018 учебный год; (Составлена на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева)
Модернизированная коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа (групповая форма работы) «Коррекция агрессивности» для обучающихся 7-9 классов; Модернизированная коррекционно - развивающая программа развития познавательных процессов (индивидуальная форма работы) для обучающихся 2-4 класса; Модернизированная коррекционно - развивающая программа развития познавательных процессов (индивидуальная форма работы) для обучающихся 1 класса;
6.Психологическое консультирование
Так же в течение года велась консультативная и просветительная работа с родителями, педагогами и обучающимися. Основными темами были: «Безопасность школьников в сети интернет», «Толерантность путь к миру», «Проявление жестокости и агрессивности в школьной среде между учащимися профилактика и способы ее преодоления». Для всех участников были подготовлены буклеты, памятки, для педагогов проведён семинар и тренинг-занятие по теме «Насилие в образовательной организации».
Всего проведено более 120 консультации педагогов, родителей и учащихся.
Так же проводилось консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к школе. Консультирование осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. На собраниях говорилось о том, какую помощь смогут оказать своим детям родители. По результатам исследований в 9-го класса по мере необходимости проводятся собеседования с участием администрации, родителей и учащихся по определению дальнейшего выбора образовательного маршрута.
Были проведены родительские собрания:
- в 9-х кл. «Выбор жизненного пути»;
- в 1-9 кл. «Ваши дети в сети интернет»
- в 1-9 кл. «Причины проявления жестокости и агрессивности в школьной среде между учащимися профилактика и способы ее преодоления» 7. Просветительская работа
Организационная и методическая работа осуществляется непосредственно в течение года – это планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы. Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.
Как специалист школы принимала активное участие в работе школьного ПМПк. На заседаниях давала характеристики детям, рекомендации по дальнейшему пути сопровождения индивидуально каждого ребенка. Выступала с докладами на спецсеминарах, родительских собраниях. С целью наблюдения за поведением детей посещала уроки, воспитательские часы, общешкольные мероприятия и др.
Выводы: Вместе с тем, можно выделить проблемы, с которыми сталкиваюсь в своей работе:
1. Низкая заинтересованность родителей воспитанием детей и их низкий образовательный уровень.
2. Недостаточный познавательный уровень обучающихся.
3. Недостаточно сформированная мотивация к обучению, общественному признанию, возможности расширения своего кругозора и образования.
4. Наличие индивидуальных проблем и эмоционального дискомфорта у некоторых учащихся в среднем и старшем звене: нарушение дисциплины в классах, недостаточное уважение друг к другу.
Учитывая это, нужно отметить некоторые пункты, которые помогут составить план на следующий учебный год.
Планирование на 2018-2019 учебный год осуществлять с учетом полученных диагностических данных.
Осуществлять совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития.
Анализируя результаты работы за год можно выделить следующие перспективные задачи: 1. Более углубленный мониторинг результатов деятельности;
3.Охват новых направлений это: работа с трудными подростками (как просветительская, так и тренинговая);
4.Внедрение в диагностическую и коррекционно-развивающую работу аппаратный комплекс БОС.
5.В профориентационной работе вижу необходимость индивидуального учёта результатов психодиагностики на более высоком уровне.
|