Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Философия_шпор. 1. Философия как наука


Название1. Философия как наука
АнкорФилософия шпор.doc
Дата08.04.2019
Размер0.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФилософия_шпор.doc
ТипДокументы
#43205
страница1 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Лектор: Баранов Г.В. (2000-2001)

Ответы на вопросы NN 27, 32, 33, 38, 42, 45, 46, 52 сделаны по материалам различных учебных пособий, т.к. лекций по этим темам еще не было.
1. Философия как наука

Предмет философии

Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:

а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.

б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.

Специфика философского знания

Специфика – отличительные признаки данного объекта от другого.

1. Предметное самоопределение в культуре человечества, относительно точное обозначение и понимание исследуемой сферы бытия. По этому вопросу существуют разные мнения. Стандартно:

Философия – мировоззренческая наука о сущности, всеобщих качествах, законах формирования и развития бытия, его познания, отношениях человека к миру.

2. Дифференциация на систему философских наук – относительно самостоятельные области философии – по предмету исследования.

 Онтология – философская наука о бытии.

 Гносеология (эпистемология) – теория познания.

 Аксиология – философская наука о ценностях.

 Этика – философская наука о морали и нравственности, т.е. о нормальном поведении на основе идеалов Добра, Гуманности и Справедливости. С середины 19 века сформировалась прикладная этика вне философии.

 Эстетика – философская наука о сущности прекрасного и его модификаций и законов эстетического понимания бытия.

 Логика – философская наука о законах, правилах и формах истинного мышления.

 Социальная философия – философская наука об обществе.

 Натурфилософия – философская наука о природе на основе логического рассуждения и аксиом природы.

 История философии – философская наука о законах исторического развития философии.

 Психология – философская наука о психике (душе) человека. С середины 19 века психология выделилась в самостоятельную науку.

 Метафизика – философская наука о предельно общих сущностях, качествах бытия, принципах его познания и отношении человека к миру.

 Философия науки и техники

 Философия культуры

 Философия права

 Философия экономики

Философия образования

 Философия антропологии и т.д.

3. Принадлежность к системе знаний. Как знание, философия имеет следующие признаки:

1) рациональность: логическая точность понятий, суждений и выводов, а также четкая последовательность мышления, в котором выделяется связь "цель → средство → результат".

2) предельный уровень абстракции: философия достигает максимального уровня в отвлечении от чувственной наглядности исследуемого объекта.

3) теоретичность: отсутствие опытной (экспериментальной) базы, утилитарности.

4) доказательность: любое утверждение истинно или ложно.

5) универсальность: охват всех уровней бытия, его познания и оценки.

6) эвристичность: максимально содействует приросту новых знаний.

7) дуализм содержания: объединяет признаки науки и мировоззрения.

4. Прогрессивное развитие в истории культуры с 8 века до н.э.

5. Плюрализм философской системы знаний. Множественность учений, теорий, школ, направлений и типов.

Философское учение – это система философии, созданная отдельным мыслителем.

Философская школа – это философская система, созданная мыслителями, развивавшими идеи своего учителя.

Философская теория – это философская система, которая логически завершена, отличается четкостью определений, доказательностью и создается либо одним мыслителем, либо группой мыслителей.

Философское направление – это философская система, которая решает проблемы на основе сложившихся традиций, в которых однозначно определенный принцип является организующим началом разных философских учений. Напр., идеалистическое и материалистическое направления.

Тип философии – это система философии, основанная на национальных и культурно-исторических традициях мышления данной эпохи.

Универсальные типы философии: восточный, западный, русский.

Исторические типы философии: Др. Индии, Др. Китая, античные и т.д.
2. Философия и мировоззрение

Мировоззрение (Мр) – [система знаний о мире, месте человека в нем и смысле жизни]. Оно многоообразно, т.к. непосредственно применяется в динамике личной и общественной жизни людей.

Виды:

Жизненно–практическое Мр – […], создающаяся в процессе индивидуального существования человека.

Его виды:

1) Пессимистическое Мр – […] с точки зрения последующего ухудшения, деструкции и роста негативизма. Различают два варианта пессимистического Мр:

а) все к худшему в этом худшем из миров.

б) все к худшему в этом лучшем из миров.

2) Оптимистическое Мр – […] с точки зрения улучшения, прогресса, позитивности:

а) все к лучшему в этом лучшем из миров.

б) все к лучшему в этом худшем из миров.

3) Реалистическое Мр – […] с учетом позитивных и негативных сторон индивидуального существования.

4) Эгоистическое Мр – […] с точки зрения личной выгоды без учетов интересов других

5) Альтруистическое Мр – […] с точки зрения пользы для других (даже в ущерб собственным интересам).

6) Прагматическое Мр – […] с точки зрения личной пользы с учетом интересов других.

Философия изучает эти виды мировоззрения , но относится ко второму типу мировоззрения, т.к. ее знание отличается общезначимостью и непосредственной связью с интересами государства:

Общественно-историческое Мр – […], созданное специалистами, пропагандируемое среди населения и отличающееся общезначимостью.

Общественно-историческое Мр используется для управления населением методом убеждения и для формирования культуры личности.

Виды:

1) Мифическое Мр – […] , основанная на особом почитании возможных состояний бытия, которым нужно поклоняться, чтобы была успешной деятельность индивида и коллектива.

Миф – форма объединения людей на предметном уровне культуры, когда авторитет руководства не оспаривается.

Мифы существуют у каждого из народов. Они становятся недостаточны по мере развития познания и практики.

В XX веке мифы составляют часть художественной культуры человечества.

Миф преодолевается религиозным Мр.

2) Религиозное Мр – […], основанная на вере в реальное существование сверхестественных сил (силы) и организованном поклонении им в форме конфессий (официально установленный вариант вероисповедания).

Религиозное Мр основано на эмоциях страха и веры, оно позитивно для людей в целом, но недостаточно практически, т.к. жизнь людей и могущество государства зависят от науки, техники, производства и политики.

3) Научное Мр – […], основанное на практически проверенных и логически доказанных знаниях.

Его недостатки:

- Не учитывает ценностные потребности людей,

- Ограничивается возможностями человека к усвоению больших объемов информации.

4) Социальное Мр – […], основанное на обобщении интересов и потребностей социальных групп, этносов и государства.

В рамках социального Мр возникает Идеология – теоретическое выражение особенностей интересов социальных групп в обществе. Социальное Мр ограничено субъективизмом социальных групп.

Все перечисленные четыре вида Мр имеют ограничения и мыслители пытаются создать универсальное Мр:

5) Философское Мр – […], основанное на обобщении всех достижений культурного опыта человечества в целостное универсальное миропонимание.

Особенности философского Мр:

1. Максимальная степень рационализации знания: в философии знание представлено не эмоциями (вера и т.п.), а точными, логически определенными понятиями, их смыслами, последовательностями рассуждений, в которых четко выделенысредства, цели и результаты.

2. Логически доказанная по правилам и законам формальной логики – науки об организованном мышлении.

3. Практическая направленность:

- в систему управления населением,

- в систему образования для формирования требуемых обществу качеств мышления населения,

- на формирование творческого мышления специалистов.

4. Деление на два альтернативных типа, которые взаимонесовместимы по исходным основаниям:

а) Материалистическое философское Мр (МФМ) – […], в котором доказывается первичность вещественно-энергетического бытия над идеальным.

б) ­Идеалистическое философское Мр (ИФМ) – […], которое доказывает первичность идеального бытия над вещественно-энергетическим.

У каждого из этих типов свои понятия и своя роль в культуре.

Основные понятия МФМ: материя, вещество, природа, причина, закон, сущность и т.д.

Теоретики МФМ: Демокрит, Гальбах, Гельвецкий, Лометри, Богданов, Чернышев, Энгельс, Маркс и др.

Роль МФМ в культуре:

1) Материальное – это основа техногенной цивилизации, т.е. общества, в котором приоритетны наука, техника, производство, политика, свобода личности, демократия.

2) МФМ – теоретическая основа естествознания (в том числе и медицины), частично – общественных наук, в первую очередь – экономических и политических.

3) МФМ – теоретическая основа принципа реализма в мировой культуре и реалистического Мр в целом.

Основные понятия ИФМ: дух, душа, высшее мировое сознание – в качестве универсальных, а остальные понятия интерпретируются с точки зрения основы идеализма. (Понятия "дух", "душа", "бог" также интерпретируются и в МФМ, но "со своей колокольни".)

Теоретики ИФМ: Пифагор, Платон, средневековые философы (напр., Фома Аквинский), Гегель и др.

Роль ИФМ:

1. ИФМ – теоретическая основа ценностных форм культуры – религия, мораль, искусство. Впервые идеалы (высшие цели жизни: добро, красота, истина, гармония, гуманность, совершенство, бог как высшее совершенство) были определены в ИФМ.

2. ИФМ в восточной философии – это основа традиционных обществ, т.е. государств, в которых приоритетны подавление личности, отсутствие демократии, господство религии над наукой, отсталость техники и производства. В Западной Европе с 17 века начало развиваться техногенное общество, в котором ИФМ обеспечивал потребности разума (рациональной организации общественных процессов), однако практика культуры западной цивилизации материалистична.

3. ИФМ благодаря двусмысленности используемых понятий способствует развитию творческих способностей человека к познанию неизведанного, скрытого смысла бытия.
3. Философия и наука

Наука – это система сознания и деятельности людей, организованная обществом для получения объективных знаний о действительности. Наука уникальна, т.к. дает максимальное практическое влияние на общество.

Философия имеет следующие признаки науки:

1. Эссенциальностьнаправленность на познание истины, сущность законов.

2. Объективность - выражение не субъективных мнений мыслителя, но информации об общезначимом в исследуемом объекте.

3. Наличие понятийного аппарата.

4. Формулировка законов (напр., закон диалектики, закон соотношения состояний бытия)

5. Практическая направленность с учетом опосредованной связи с производством и техникой через мышление специалиста.

6. Соблюдение принципа верификации и фальсификации знания.

Верификация – это возможность экспериментального чувственно-наглядного подтверждения философских теорий при проведении особых познавательных процедур.

Фальсификация – это возможность теоретического опровержения любой философской теории или любой научной теории.

Однако, философия не является наукой в полном смысле этого понятия, т.к.:

1) в философии не проводятся эксперименты, ибо они невозможны и не нужны;

2) философия занимается проблемами смысла жизни и ценностей, которые абсолютно исключаются из науки;

3) в философии существует множество различных точек зрения на одну и ту же проблему, которые могут быть логически доказаны, но не решают проблемы; в науке же несколько гипотез "работают" на одну истину;

4) отсутствие полной точности используемых понятий (базовые понятия определяются достаточно точно, а новые понятия и их смыслы вводятся мыслителями и обосновываются в каждом из философских учений и направлений);

5) философия связана с идеологией и ценностными видами культуры, а этим нарушается принцип истины.

Значение философии для науки

1. Философия разрабатывает методы, общие для науки: диалектический, метафизический, систематический, индуктивный, дедуктивный и др.

2. Философия определяет понятия, которыми пользуются науки, уточняя их (напр., понятия "закон", "атом")

3. Философия определяет предмет науки на начальной стадии формирования её.
4. Проблемы философии

Проблемы философии – это те познавательные и/или практические затруднения, которые необходимо преодолеть, чтобы развивался процесс деятельности. Они относятся ко всем сферам бытия.

Особенности философских проблем

1. Делятся на группы по предмету исследования:

Онтологические – [теоретические вопросы о сущности, качествах и законах функционирования и развития] бытия.

Гносеологические – […] познания.

Аксиологические – […] ценностных состояний бытия и ценностно-оценочных состояниях людей.

Теологические – теоретические вопросы о сущности и качествах бога и религиозного опыта или в его конфессиональных отношениях.

Социальные – […] общества как самостоятельной части бытия.

Антропологические – […] человека как особой части бытия.

Натурфилософские – […] природы как особой части бытия.

Праксиологические – вопросы о сущности, качествах и законах эффективной предметной деятельности человека, социума, общества.

Сотериологические – вопросы о сущности, качествах и законах эффективной деятельности по развитию духовности и спасения души.

Метафизические – теоретические вопросы о предельно общих сущностях, качествах и законах бытия, его познания и места человека в нем на основе единого философского принципа. Эти проблемы исследуются гениями философии, как, например, Аристотель, Платон, Демокрит, Фома Аквинский, Гегель, Кант, Хайдеггер. Эти проблемы представлены у философа в той или иной мере развития, совершенства.

2. Проблемы философии отличаются длительным периодом разработки, т.к.:

а) наука не может дать экспериментальные подтверждения, а проблемы считаются решенными, если эти решения были экспериментально доказаны.

б) социальные запросы государства и социумов обязывают философию создавать не истинные решения проблем, а социально-полезные.

3. Принадлежность к теоретическому уровню познания, на котором господствуют логически определенные понятия, суждения и выводы, и в то же время отсутствие непосредственной экспериментальной базы. Условно признано, что для философских проблем экспериментальной базой является культурный опыт человечества, в пределах которого проверяется правильность постановки и решения философских проблем.

4. Философские проблемы имеют инструментальное значение в системе культуры, а именно: а) могут использоваться как гипотезы (напр., теория атома Демокрита в 18-20 вв. была гипотезой, блестяще подтвердившейся достижениями в физике и химии); б) они выполняют функции в системе культуры, как и философия в целом.

5. Всеобщность и абстрактонсть формирования с использованием понятий, имеющих широкую сферу применимости.
5. Функции Философии

Функция – значение одного элемента по отношению к другому в рамках системы или во взаимосвязи с другими системами.

Функции философии – её роль для общества, личности и культуры человечества.

Культура – это система средств человеческой деятельности, созданная людьми для программирования, реализации и стимуляции активности индивида, социума и человечества. По содержанию культура делится на три типа.

1) Материальная культура – система вещественно-энергетических средств деятельности, которые создают и поддерживают физическое (материальное) бытие. К ней относятся: техника, материальные условия жизни (зарплата), физкультура.

2) Социальная культура – система правил взаимодействия людей в межличностных (этикет, сексуальная культура) и специальных условиях жизни (правовых, политических, экономических, военных, конфессиональных и пр.).

3) Духовная культура – система знаний, информации, смысла и оценок, которые создаются специалистами и людьми благодаря сознанию, которое реализуется в предметной деятельности.
Философия принадлежит культуре и выполняет в ней особые функции (f):

1. Идеационная f – обоснование особой роли в обществе идеалов – высших целей жизни, к которым стремятся и никогда не достигают, чтобы преодолеть природный эгоизм и природно-животные ограничения жизни. Универсальные идеалы: Истина, Добро, Красота, Справедливость, Свобода; Гармония, Гуманность, Совершенство и Бог – как высшее Совершенство.

2. Гуманистическая f – обоснование идеи, что человек есть высшая ценность бытия (в сравнении с государством, богатством, богом, природой и т.п.).

3. Критическая f – нахождение противоречий между идеалом и действительностью.

4. Мировоззренческая f – создание моделей миропонимания или их теоретических основ.

5. Методологическая f – разработка эффективных методов познания.

6. Праксиологическая f - разработка эффективных методов предметной деятельности.

7. Сотериологическая f - разработка эффективных методов развития духовности.

8. Культуротворческая f – создание новой общезначимой информации о бытии и человеке, а также обобщение культурного опыта человечества в понятия – универсами культуры, категории (пространство, аремя, общество, культура).

9. Эвристическая f – содействие развитию мышления и творческих способностей людей.

10. Социально-идеологическая f – теоретическое обоснование систем идеологии и их пропаганда.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей