Главная страница
qrcode

Пути формирования учебных интересов младших школьников


Скачать 99.73 Kb.
НазваниеПути формирования учебных интересов младших школьников
Дата25.11.2019
Размер99.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkursovaya.docx
ТипКурсовая
#65375
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3



Ставропольский Филиал ФГБОУ ВО

«Московский педагогический государственный университет»

Кафедра психолого-педагогического и естественно-научного образования

Курсовая работа

Тема: «Пути формирования учебных интересов младших школьников»

Специальность: «Преподавание в начальных классах»

Выполнила студентка гр. ПНК1Фризина М.С.

Проверила Филимонова Е.В

г. Ставрополь 2019



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ................................7
Понятие «интереса» и его общая характеристика……….......7
  • Психолого-педагогические особенности формирования учебных интересов у младших школьников…ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………..20

    2.1. Методы и методики исследования уровня формирования учебного интереса детей младшего школьного возраста...............................20

    2.1. Пути формирования учебного интереса в группе детей младшего школьного возраста……………………………………………….26

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...…32

    ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….…34

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность темы определяется тем, что в последние годы мы часто задумываемся как пробудить в ребенке желание учиться. У каждого ребенка есть потребность в развитии. Все дети любознательны, но мы, взрослые, их любопытство, как и самостоятельность, скорее не поощряем. А интерес к учебе напрямую связан с тем, насколько школьник чувствует ответственность за себя самого. Настоящий интерес всегда связан с яркими впечатлениями, а не с давлением и натаскиванием, которые постепенно вызывают отвращение к обучению. Важно отметить, что многие психологи понятие «познавательный интерес» употребляют в более широком значении, чем «интерес к учению». Они считают, что «познавательный интерес» — это интерес к познанию, проявляющийся в любом возрасте и направленный на любой объект.

    Проблемой формирования интереса к учебной деятельности занимались Морозова Н. Г., А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и многие другие. Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов.

    А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед ребенком начинают открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий». Отношение к учению — понятие, которое по своему содержанию делится на три вида: положительное, отрицательное и пассивное. Любое отношение учащегося к учению характеризуется наличием у него желания учиться. Но различается это отношение по уровню активности и усердия, а также по характеру переживаний, обусловленных учением. Чтобы не изучал ребенок в школе, у него всегда возникают определенные переживания, вызванные выполнением той или иной деятельности, которые отражаются в его психическом состоянии, — радость, скука или огорчение.

    Безусловно, переживания, которые доставляют удовольствие, повышают успешность и результативность учебной деятельности, а также работоспособность учащихся. Все это способствует формированию положительного отношения к учению. И, наоборот, переживания, которые рождают ощущение скуки и безразличия или даже неудовольствия и равнодушия неизбежно приводят к формированию пассивного и отрицательного отношения к школе. Если же такое состояние возникает на каждом уроке, независимо от учебной дисциплины, то у учащегося формируется, а затем и закрепляется устойчивое безразличие к учению вообще. В итоге, это приводит к проблемам в знаниях, несовершенству навыков и умений. У некоторых младших школьников отношение к учению легко установить по проявлению эмоций, психического состояния. Давно замечено, что если двое выполняют одну и ту же деятельность, то каждый делает ее по-своему, исходя из своих знаний, навыков и отношения к делу, соответственно. Когда нет нужных знаний и навыки несовершенны, то и работа выполняется малоуспешно и безрезультативно.

    Отношение к делу — это в первую очередь, осознание мотива деятельности, то есть то, что побуждает ее выполнять. Поэтому источником положительного отношения к учению является осознание мотивов. Как пишут психологи М. С. Лебединский и В. Н. Мясищев, «человек осознает цель деятельности и также то, почему он стремится к этой цели,- мотивы деятельности». Известно, что от мотивов, побуждающих к деятельности, зависит отношение к деятельности. Мотив деятельности может быть вдохновляющей силой, но также он может быть и стимулом, порождающим личность на проявление отрицательные эмоций. Учитель должен знать, что побуждает школьника к учению, это может быть и личная заинтересованность или высокоразвитое чувство долга, либо это может быть боязнь наказания в семье.

    Обычно, когда говорят об учебе детей, то, как правило, анализируют успешность, т. е. отметки по тем или иным учебным дисциплинам, упуская при этом изменения в мотивах учения, которые не всегда сразу отражаются в его успешности. По мнению А. А. Люблинской, «знание мотивов деятельности проливает свет на основные «механизмы» человеческого поведения и условия их формирования».

    Мотивы деятельности являются сложным психологическим свойством личности, поэтому их нельзя определить с достоверностью путем опроса или только исходя из качественного и количественного показателей деятельности. Как показывает исследование известных советских психологов Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой, Л. С. Славиной, учение всегда побуждается несколькими мотивами, которые обязательно взаимодействуют между собой, образуя при этом сложную систему. Но, как и в любой системе один мотив является ведущим, который более осознаваем личностью. Также системе мотивов свойственна изменчивость, динамичность. Поэтому особой задачей учителя является воспитание полноценных мотивов учения, среди которых один наиболее важный — интерес к знаниям.

    Цель исследования – изучить пути формирования учебных интересов младших школьников.

    Объект исследования – процесс формирования учебных интересов младших школьников.

    Предмет исследования -

    Для того чтобы выполнить поставленную цель, надо:

    1. Проанализировать различные потребности детей младшего школьного возраста.

    2. Изучить понятие «интереса» и его общую характеристику.

    3. Разобрать процесс формирования учебных интересов младших школьников.

    Базой исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21

    Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

    Теоретическими основами исследования являются труды отечественных педагогов и психологов в области исследования учебной деятельности (Т.В. Габая, А.К. Марковой, О.И. Павлюка, А.В. Петровского, Б.Ф. Райского, Г.А. Цукермана и др.); исследования общих закономерностей возрастного развития детей младшего подросткового возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, И.Ю. Кулагиной, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и др.); факторов, влияющих на формирование и функционирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте (Ю.З. Гильбуха, В.К. Дьяченко, И.А. Редковеца, Г.И. Щукиной и др.).

    Методологической основой исследования являются культурно-историческая теория психического развития (Выготский Л.С.); деятельностный подход в педагогической психологии и психологии развития (Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Рубцов В.В., Эльконин Д.Б.); научные положения, согласно которым учебная деятельность младших школьников рассматривается в непрерывном развитии (Ананьев Б.Г., Кулагина И.Ю., Леонтьев А.Н., Хухлаева О.В., Эриксон Э.).

    Методы исследования:
    Теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме;
  • Эмпирические: беседа, наблюдение, тестирование. В качестве психодиагностических использовались методики: анкета «Оценка уровня школьной мотивации учащихся» (автор Н.Г. Лусканова), «Уровень познавательной потребности» (автор В.С. Юркевич); проективная методика «Что мне нравится в школе» (автор О.Н. Истратова).
  • Методы количественной обработки экспериментальных данных.
    Теоретическая значимость исследования состоит в том, что была изучена проблема межличностного взаимодействия в психолого-педагогической литературе, рассмотрены психологические особенности детей младшего школьного возраста и выявлены факторы, влияющие на формирование учебного интереса в младшем школьном возрасте.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что были подобрана методика для экспериментального изучения особенностей учебной деятельности в младшем школьном возрасте и даны основные рекомендации по развитию учебного интереса.
    Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования учебных интересов в процессе обучения в начальной школе.
    Понятие «интереса» и его общая характеристика.
    Интересы - это эмоциональные проявления познавательной потребности человека. Удовлетворение их способствует восполнению пробелов в знаниях, лучшей ориентировке, вниманию, ознакомлению с фактами, которые приобрели значение. Роль интересов в процессе деятельности исключительно велика, так как интересы выражают побудительную силу значимых объектов деятельности, отвечающей познавательные потребности и тем самым, заставляет личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у него жажды знания и понимания.

    Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости[5]. Различие интересов по содержанию являются объекты познавательной потребности и их реальное значение для целей данной деятельности и шире- для того общества, которому принадлежит личность. Одной из важнейших задач школы является воспитание серьёзных и содержательных интересов, которые стимулировали бы активную познавательную деятельность подростка и младшего школьника и которые сохранялись бы за пределами школы.

    Различие по признаку цели выявляет наличие непосредственных и опосредствованных интересов. Непосредственные интересы вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта («мне интересно это знать, видеть, принимать»). Опосредственный интерес имеет место тогда, когда реальное значение объекта и значимость его для личности совпадают («это мне интересно потому что это в моих интересах»). Так как в трудовой и учебной деятельности далеко не всё обладает непосредственной эмоциональной привлекательностью, всегда сохраняются задачи формирования опосредствованных интересов, которые играют ведущую роль в сознательной организации процесса труда.

    Интересы различаются по широте. У одних людей они могут быть сконструированы в одной области, в других оказывается распределены между многими объектами обладающими устойчивой значимостью. Разбросанность интересов нередко выступает как отрицательная черта личности, однако было бы неверным трактовать широту интересов как недостаток

    Интересны могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми являются интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности.

     Задачи педагога заключается не в том конечно, чтобы заставить младшего школьника заниматься только тем делом, которое его первоначально заинтересовало, а в том, чтобы углублять и разбирать его интересы, сделать их действенными, превращать стремление в склонность заниматься деятельностью, ставший центром его интересов.

    Учебный интерес — это эмоционально-познавательное отношение к изучаемым в школе учебным дисциплинам. Учебный интерес проявляется в стремлении глубже и основательнее изучать тот или иной предмет, приобретать знания и умения. В психологической литературе наряду с понятием «учебный интерес» используется понятие «познавательный интерес», которое иногда употребляется в аналогичном значении. При высоком уровне развития учебного интереса он устойчиво проявляется как ведущий мотив учения и, закрепляясь в учебно-воспитательном процессе, становится чертой личности, выражающей ее познавательную направленность. Интерес проявляет познавательное отношение к предмету. Цель такого отношения — изучать и познавать. Учебные интересы направлены, прежде всего, на то, что имеет для ребят значимость (термин Н. Ф. Добрынина). Разумеется, содержание значимости у детей разных возрастных этапов неодинаково.

    Среди мотивов учения выделяются смыслообразующие (термин А. Н. Леонтьева), указывающие на высокую цель учебной деятельности и мотивы — стимулы, которые непосредственно побуждают к деятельности: отметки, похвала и т. д.. В зависимости от возраста и условий воспитания подростков побудительная сила изменяется, и происходит изменение их роли внутри самой системы мотивов.

    На смену одному ведущему мотиву приходит другой. Л. И. Божович[3], Н. Г. Морозова, Л. С. Славина отмечают, что развитие системы мотивов происходит не путем возникновения новых по содержанию, более высоких и исчезновения элементарных, простых по своему содержанию мотивов, а в результате изменения их характера и роли в учебной деятельности школьника. Так, «похвала родителей, как мотив учебной деятельности, не исчезает с возрастом, но становится в иное, подчиненное положение к другим мотивам учения более значимым в средних и старших классах школы».

    Моральные стимулы, придающие высокий смысл учению (чувство долга, стремление быть полезным Родине и т. д.) воспитываются в школе и семье, когда достигается усвоение подростком нравственных понятий и развитие у него нравственных чувств и убеждений. Действенность моральных стимулов учения зависит от степени осознания подростками общественной и личной значимости приобретаемых в школе знаний и навыков. Чем моложе дети, тем слабее стимулирующее воздействие мотивов, ориентирующих на далекие цели (быть образованным), и тем сильнее побуждают к учебной деятельности непосредственные стимулы.

    И в первую очередь — отметку. Отношение к отметкам, закрепляясь, развиваясь, обобщаясь, осознается как отношение к учебному предмету. И педагогу важно понимать, что переживают и думают дети по поводу оценки их знаний, не возникло ли у них предубеждение против учителя. Нередко такое отношение к педагогу возникает из-за того, что он не мотивирует отметки, не выделяет существенные особенности ответа, не развивает у подростков понимание требований, предъявляемых к их знаниям и навыкам по предмету. Мотивы учения отражают также отношение учащихся к школе.

    Именно характер отношений к школе зависит от многих факторов. Знать их и способствовать формированию полноценного ведущего мотива — значит создавать положительное отношение к школе и к учению.

    Знание мотивов позволяет проникнуть в субъективный мир ученика, понять какой смысл он вкладывает в ту или иную деятельность. Гете В. писал «в человеческих делах, как и в природе, главное внимание обращено на мотивы». Об этом же писал великий советский писатель М. Горький «ничего нет в жизни более важного и любопытного, чем мотивы человеческих действий».

    Также одним из источников положительного отношения к учению является значимость получаемых знаний. Знания, которые воспринимаются как бесполезные, усваиваются формально и поверхностно. Все, чему обучают в школе, тесно связано с жизнью и жизненно необходимо. Задача учителя — раскрыть учащимся научную и практичную значимость получаемых в школе знаний, умений и навыков и тем самым сформировать положительное отношение к изучаемому. Чешский педагог Ян Амос Коменский[15], обращаясь к учителю, писал: «… ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его ни учил, покажешь ему, какую это приносит повседневную пользу в общежитии». В передовом опыте учителей определились методы и формы работы, ведущие к глубокому и всестороннему раскрытию значимости знаний. Главное. Создать ситуацию, в которой учащийся прочувствует потребность в тех или иных знаниях.

    Такая ситуация может быть создана как на уроке, так и во внеклассной работе. На уроке самостоятельные и творческие работы — тем более индивидуальные задания — требуют, чтобы учащийся проявил самостоятельность мысли и определенные знания и умения.

    Внеклассная работа же, проводимая систематически учителями школ, включает учащихся в деятельность, по своему содержанию отличающуюся от учебного труда на уроках, но в большей или меньшей степени связанную с учебными предметами имеющую легко осознаваемую общественную значимость.

    Итак, отношение учащегося к учению формируется в результате взаимодействия большого числа факторов, берущих свое начало и в состоянии здоровья ученика, и в его домашних условиях, и в особенностях семейного воспитания, и во многом другом. Но главные факторы — это мотивы учения и разнообразные воздействия на личность ученика в процессе обучения и его участия в жизни классного и школьного коллективов. Положительное отношение младшего школьника к предмету, школе, учителю проявляется в его настроении, самочувствии, в том душевном подъеме, благодаря которому учение переживается как радостная деятельность.


    1.2 Психолого-педагогические особенности формирования учебных интересов у младших школьников.

    В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?». С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению определенной литературы, у мальчиков быстро формируется интерес к технике. С 3 класса начинают дифференцироваться учебные интересы[8]. Учебный интерес, как и творческая активность – сложные, многозначные явления. Они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Главное в системе работы по развитию интереса младших школьников это учебный процесс, который должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радости, интереса.

    Первоначально интерес проявляется в виде любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес. Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. Таким образом, интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.

    В младшем школьном возрасте занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию интересов младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся. Во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.

    Игровые приёмы бесконечно разнообразны: подвижные игры, игра-соревнование, настольные игры. Игра может быть организована и как самостоятельная деятельность, например, сценическая. Когда спектакль является ее результатом. Участие в спектакле влияет на понимание учащимися окружающего мира. Мир чувств ребенка становится более ярким, разнообразным и глубоким. Во время репетиций укрепляется уверенность, а также способность адаптироваться в различных обстоятельствах: ребенок учится без стеснения выражать свои чувства в мимике, жестах. Это очень помогает ребенку в повседневной школьной жизни. Развивается сотрудничество между младшими и старшими школьниками, между школьниками и учителями, между педагогами и родителями.  

    Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями. Современные школьники обладают рядом особенностей, которые влияют на развитие их интересов. Для них является характерным стремление к реальной самостоятельности, к самопознанию. Важным качеством современных учащихся является более сильное ощущение своего «Я» в мире. Поэтому для развития познавательной мотивации современных учащихся важна работа в атмосфере диалога и сотрудничества учителя и учеников, регулярная самооценка и самоконтроль.

    Сегодня учащиеся имеют доступ к небывало широкому объему информации. Они проявляют искушенность в технике, прекрасно ориентируются в новых технологиях. В связи с этим важно участие школьников в учебной и внеучебной деятельности, требующей использование компьютерных технологий (например, создание мультимедийных презентаций по темам с последующей их защитой). У современных учащихся возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Клиповое мышление характеризуется рядом особенностей: любой текст должен быть насыщен «большим количеством коротких фраз, отражающих эмоциональное состояние человека; текст сильно фрагментирован, разбит на перемежающиеся смысловые блоки небольшого объема; фрагменты текста слабо связаны между собой, образуют своего рода мозаичное изображение с частично утраченными элементами. Поэтому важно, чтобы в результате своей учебной деятельности учащиеся получали конкретный результат, продукт, который в дальнейшем может иметь практическое применение.  

    Формирование учебного интереса – это усовершенствование приемов и методов, которые обеспечивают активную, самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учеников на всех ступенях образовательного процесса. Действенность какого-либо метода определяется успешностью приобретения учащимися знаний, умений и навыков, а также формированием их учебных способностей. Для формирования познавательного интереса учащихся целесообразно использовать разнообразные способы организации процесса обучения и воспитания.

    Прежде всего, это нестандартные формы организации урока. Основными переживаниями младшего школьника на уроках должны быть радость и интерес.

    Учебный интерес определяют[9], как необходимое и ключевое средство в обучении учащихся начальной школы. Без развития учебного интереса у учащихся достижение цели обучения не только трудно в достижении, но и практически невозможно.

    В своем развитии учебный интерес проходит последовательные стадии, которые можно определить, как любознательность, учебный интерес и теоретический интерес. В младшем школьном возрасте на смену преобладающих вопросов «Что это?» и «Почему» приходят: «Для чего?» и «Как?». Характерной особенностью обозначенного возрастного периода выступают познавательные интересы, которые выражаются во внимательном наблюдении за определенным процессом, рассматривании того или иного объекта или явления, в стремлении узнать у взрослых их причины и особенности, в самостоятельном поиске интересующей информации.

    Активное развитие интернет-технологий, медиа, игровой индустрии в значительной степени влияют на уровень развития учебного интереса у младших школьников. Проблема развития и формирования учебного интереса учащихся является одной из актуальных проблем современной педагогики. Учебный интерес, теоретический интерес, познавательная активность являются достаточно сложными понятиями. В науке на сегодняшний день существует несколько подходов к их определению, что позволяет рассмотреть данные процессы с различных точек зрения. Интерес, как и учебный интерес – не являются отдельными психическими процессами (в отличие от памяти, внимания или мышления), а сочетают в себе интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы.

    Большой вклад в развитие исследуемой тематики внесли отечественные учёные (В.Б. Бондаревский, Ш.И. Ганелин, Э.А. Красновский, Г.И. Щукина и др.), которые обосновали влияние познавательного интереса на развитие самой личности, на познавательную активность и на результаты учебной деятельности, а также рассмотрели познавательный интерес как устойчивую черту личности школьника [5].

    При высоком уровне развития учебного интереса он устойчиво проявляется как ведущий мотив учения и, закрепляясь в учебно-воспитательном процессе, становится чертой личности, выражающей ее познавательную направленность. Интерес проявляет познавательное отношение к предмету. Цель такого отношения — изучать и познавать. Учебные интересы направлены, прежде всего, на то, что имеет для ребят значимость (термин Н. Ф. Добрынина). Разумеется, содержание значимости у детей разных возрастных этапов неодинаково. Среди мотивов учения выделяются смыслообразующие (термин А. Н. Леонтьева), указывающие на высокую цель учебной деятельности (быть полезным Родине, чтобы получить хорошую профессию и т. д.) и мотивы — стимулы, которые непосредственно побуждают к деятельности: отметки, похвала и т. д.. В зависимости от возраста и условий воспитания подростков побудительная сила изменяется, и происходит изменение их роли внутри самой системы мотивов. На смену одному ведущему мотиву приходит другой. Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина отмечают, что развитие системы мотивов происходит не путем возникновения новых по содержанию, более высоких и исчезновения элементарных, простых по своему содержанию мотивов, а в результате изменения их характера и роли в учебной деятельности школьника. Так, «похвала родителей, как мотив учебной деятельности, не исчезает с возрастом, но становится в иное, подчиненное положение к другим мотивам учения более значимым в средних и старших классах школы».

    Моральные стимулы, придающие высокий смысл учению (чувство долга, стремление быть полезным Родине и т. д.) воспитываются в школе и семье, когда достигается усвоение подростком нравственных понятий и развитие у него нравственных чувств и убеждений. Действенность моральных стимулов учения зависит от степени осознания подростками общественной и личной значимости приобретаемых в школе знаний и навыков. Чем моложе дети, тем слабее стимулирующее воздействие мотивов, ориентирующих на далекие цели (быть образованным), и тем сильнее побуждают к учебной деятельности непосредственные стимулы. И в первую очередь — отметку. Отношение к отметкам, закрепляясь, развиваясь, обобщаясь, осознается как отношение к учебному предмету. И педагогу важно понимать, что переживают и думают дети по поводу оценки их знаний, не возникло ли у них предубеждение против учителя. Нередко такое отношение к педагогу возникает из-за того, что он не мотивирует отметки, не выделяет существенные особенности ответа, не развивает у подростков понимание требований, предъявляемых к их знаниям и навыкам по предмету. Мотивы учения отражают также отношение учащихся к школе. Именно характер отношений к школе зависит от многих факторов. Знать их и способствовать формированию полноценного ведущего мотива — значит создавать положительное отношение к школе и к учению. Знание мотивов позволяет проникнуть в субъективный мир ученика, понять какой смысл он вкладывает в ту или иную деятельность. Гете В. писал «в человеческих делах, как и в природе, главное внимание обращено на мотивы». Об этом же писал великий советский писатель М. Горький «ничего нет в жизни более важного и любопытного, чем мотивы человеческих действий». Также одним из источников положительного отношения к учению является значимость получаемых знаний. Знания, которые воспринимаются как бесполезные, усваиваются формально и поверхностно. Все, чему обучают в школе, тесно связано с жизнью и жизненно необходимо. Задача учителя — раскрыть учащимся научную и практичную значимость получаемых в школе знаний, умений и навыков и тем самым сформировать положительное отношение к изучаемому.

    Чешский педагог Ян Амос Коменский [15], обращаясь к учителю, писал: «… ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его ни учил, покажешь ему, какую это приносит повседневную пользу в общежитии». В передовом опыте учителей определились методы и формы работы, ведущие к глубокому и всестороннему раскрытию значимости знаний. Главное. Создать ситуацию, в которой учащийся прочувствует потребность в тех или иных знаниях. Такая ситуация может быть создана как на уроке, так и во внеклассной работе. На уроке самостоятельные и творческие работы — тем более индивидуальные задания — требуют, чтобы учащийся проявил самостоятельность мысли и определенные знания и умения. Внеклассная работа же, проводимая систематически учителями школ, включает учащихся в деятельность, по своему содержанию отличающуюся от учебного труда на уроках, но в большей или меньшей степени связанную с учебными предметами имеющую легко осознаваемую общественную значимость.

    Итак, отношение учащегося к учению формируется в результате взаимодействия большого числа факторов, берущих свое начало и в состоянии здоровья ученика, и в его домашних условиях, и в особенностях семейного воспитания, и во многом другом. Но главные факторы — это мотивы учения и разнообразные воздействия на личность ученика в процессе обучения и его участия в жизни классного и школьного коллективов. Положительное отношение младшего школьника к предмету, школе, учителю проявляется в его настроении, самочувствии, в том душевном подъеме, благодаря которому учение переживается как радостная деятельность.

    Положительное отношение к учению, как указывает Н. Г. Морозова, является «лишь психологической предпосылкой интереса, на основе которой легче создается интерес; она необходима, но недостаточна для развития интереса». Многочисленными исследованиями доказано, что подлинный интерес возникает и развивается в условиях активной деятельности, выполнение которой требует от учащихся проявления интеллектуальной активности, самостоятельной мысли.  

      1   2   3

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом