Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

2 Основы управления силами и средствами на пожаре


Скачать 252.88 Kb.
Название2 Основы управления силами и средствами на пожаре
Дата22.11.2019
Размер252.88 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла6.2 Основы управления силами и средствами на пожаре.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛитература
#65293
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Тема занятия № 6.2: «Основы управления силами и средствами на пожаре».
I.
Цель занятия: Изучить со слушателями основы управления силами и средствами на пожаре.
II.
Литература:
1. Приказ МЧС России №156 от 31.03.2011 г. «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».
2. Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России (утверждены МЧС
России от 28.06.2007 г.).
3. Теребнев В.В. Пожарная тактика. Екатеринбург: Калан, 2007.
4. Пожарная тактика основы тушения пожаров Теребнев В.В., Подгрушный А.В.
5. Управление силами и средствами на пожаре. В.В. Теребнев, А.В. Теребнев. Москва
2003.
6. Справочник РТП 2004 г.

п/п
Учебные вопросы
1.
Сущность управления силами и средствами на пожаре.
2.
Основные понятия в управлении силами и средствами на пожаре.
3.
Руководителем тушения пожара.
4.
Оперативный штаб на пожаре (организация и решаемые задачи).
5.
Тыл на пожаре (руководящие документы; задачи, выполняемые тылом; организация подачи огнетушащих веществ в перекачку).

1. Сущность управления силами и средствами на пожаре
Под оперативным управлением подразделениями в процессе тушения пожара понимается постоянная творческая деятельность РТП по выработке решений и непосредственному управлению подразделениями в целях обеспечения выполнения основной боевой задачи личного состава пожарной охраны на пожаре.
Для того чтобы правильно поставить подразделениям те или иные задачи, РТП должен вначале выработать объективное решение.
Выработка решения в процессе руководства тушением пожара осуществляется в два этапа: прогнозирование и оценка обстановки, складывающейся на пожаре; разработка тактического плана тушения пожара, т.е. принятие окончательного решения на постановку задач подразделениям.
После принятия решения РТП должен поставить задачи перед подразделениями и обеспечить их выполнение в запланированный срок, т.е. осуществить непосредственное управление подразделениями. Следовательно, непосредственное управление подразделениями
РТП также осуществляется в два этапа: постановка задач перед подразделениями; организация взаимодействия между подразделениями и обеспечение выполнения поставленных перед ними задач.
Руководство тушением пожара осуществляется старшим начальником, возглавляющим подразделения, прибывшие на пожар.
При работе одного подразделения на пожаре руководителем тушения пожаров является старший начальник (командир), возглавляющий подразделение. При работе нескольких подразделений – старший начальник (командир), возглавляющий подразделения той пожарной части, в районе выезда (на объекте) которой возник пожар, или в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне пожарной охраны.
Старший начальник, прибывший на пожар, несет ответственность за исход тушения пожара независимо от того, принял он на себя руководство тушения пожара или нет.
Отдача на пожаре приказаний старшим начальником, минуя предыдущего РТП, является моментом принятия на себя руководства тушением пожара. Руководителю тушения пожара подчиняются все подразделения, участвующие в тушении пожара.
В действия руководителя тушения пожара никто не имеет право вмешиваться.
Если старший начальник решил принять руководство тушением пожара на себя, он должен объявить об этом руководителю тушения пожара, который был до его прибытия.
Независимо от занимаемой должности и ранга руководителя тушения пожара основным предметом его деятельности является оперативное управление подразделениями в тушении пожара.
Действия РТП и оперативного штаба пожаротушения, а также способы и приемы их осуществления обуславливаются содержанием и обстановкой на пожаре. В каждом конкретном случае объем управленческих действий РТП и лиц, входящих в состав штаба, определяется с учетом специфики объекта, размеров и возможных последствий от пожара.
2. Основные понятия в управлении силами и средствами
на пожаре
Управленческая деятельность представляет собой, с одной стороны, совокупность последовательно выполняемых сотрудниками органов управления работ, объединенных единством цели и общностью решаемых задач по управлению, с другой - совокупность тесно связанных между собой организационных форм работы, методических приемов непосредственного решения задач управления, а также субъективных качеств должностных лиц органов управления.
От принятой организации работ, применяемых в процессах управления силами и средствами стиля и методов работы РТП и должностных лиц органов управления, в прямой зависимости находится успех решения задач управления и эффективность применения сил и средств по тушению пожара. Чем выше научная обоснованность организации, стиля и методов
управленческой деятельности, тем эффективнее и качественнее управление. Этот вывод справедлив для всех уровней и областей деятельности органов управления.
Совершенствование управленческой деятельности зависит от умелого использования в теории и практике управления механизмов проявления объективных законов, соблюдения принципов управления, внедрения последних достижений науки и техники в практику управления.
В процессе совершенствования управленческой деятельности возникают трудности, связанные с различной трактовкой таких понятий, как организация, стиль и методы управления.
Не всегда одинаково понимается их сущность и специфические особенности применительно к различным условиям обстановки и т. д. Теория управления силами и средствами на пожаре ставит задачу научной систематизации этих важнейших понятий управленческой деятельности, их терминологической упорядоченности.
В теории и практике управления термин "организация" употребляется в двух основных значениях: организация – как определенная структура системы управления, взаимное расположение и взаимосвязь составных ее элементов и организация – как форма управленческой деятельности РТП и оперативных штабов, направленной на эффективное и качественное решение задач управления при подготовке и в ходе ведения боевых действий на пожаре.
Понятие организации управления силами и средствами на пожаре содержит комплекс мероприятий, направленных на создание и развертывание системы управления и обеспечение эффективного функционирования на различных её этапах.
Организация работы органов управления предусматривает решение таких вопросов, как четкое распределение функций между различными командными инстанциями и органами управления одной инстанции, определение обязанностей должностных лиц органа управления в ходе боевых действий на пожаре, последовательность и порядок их практического осуществления.
Важная роль в улучшении управленческой деятельности РТП и оперативных штабов отводится научной организации управленческого труда, которая включает в себя специальные приемы и способы внедрения достижений современной науки и практики в организацию управленческого труда в целях максимального повышения его производительности и качества, эффективности управленческой деятельности должностных лиц органов управления.
Чтобы правильно организовать работу органов управления, необходимо рассчитать все рабочие процессы, четко определить функциональные обязанности каждого сотрудника, работающего на том или ином участке управления, предусмотреть необходимое количество личного состава для выполнения поставленной задачи, а также необходимый комплекс технических средств, определить форму контроля, ввести жесткую регламентацию управленческой деятельности. Это одно из обязательных условий, обеспечивающих своевременное выполнение большого объема работ по управлению. На эффективность и качество управления силами и средствами на пожаре прямое влияние оказывает стиль работы РТП, должностных лиц органов управления, а также правильный выбор методов работы.
Под стилем работы РТП и оперативного штаба следует понимать совокупность
приемов и правил, характеризующих их подход к выполнению своих функций, манеру
поведения в ходе управления силами и средствами на пожаре. Все это, безусловно, накладывает отпечаток на деятельность органов управления. Поэтому к стилю работы по управлению силами и средствами в сложных условиях подготовки и ведения боевых действий на пожаре предъявляются высокие требования.
Профессионально-организаторские черты включают деловитость и научный, творческий подход к решению возникающих задач, чувство нового, компетентность, постоянное стремление повышать свои знания, способность рационально организовывать свой труд и труд подчиненных органов управления, оперативность и целеустремленность в работе, в решении стоящих задач, способность подбирать и расставлять кадры по их деловым качествам, умение осуществлять действенный контроль и проверку исполнения.
Для РТП должны быть характерны такие нравственно-психологические черты, как чувство высокой ответственности за порученное дело, трудолюбие, самостоятельность, решительность и твердость, исполнительность, высокая требовательность к себе и подчиненным, скромность и тактичность в поведении, доступность и чуткость к людям. Эти черты характеризуют РТП как личность и проявляются в его повседневной деятельности.
Важнейшие требования к стилю работы – способность к творчеству, поиски новых решений сложных вопросов при изменении обстановки. Развитие науки, производства, ПТВ, пожарной техники, использование в пожарной охране современных технических средств управления обуславливают возникновение новых форм и методов управления, а значит, и необходимость дальнейшего совершенствования стиля работы РТП и оперативных штабов, других должностных лиц органов управления силами и средствами на пожаре.
Совершенствование стиля управленческой деятельности идет не за счет замены одних черт другими, а за счет более глубокого их раскрытия, выделения тех сторон и свойств, которые в данных условиях оказывают наибольшее влияние на эффективность управления силами и средствами.
В современных условиях научный подход к управлению силами и средствами на пожаре возможен на основе, во-первых, глубокого понимания законов и механизмов их проявления на практике, во-вторых, умения руководителей всесторонне и объективно оценивать обстановку, широко используя для этого современные технические средства, в-третьих, умения руководителей опираться на выводы и рекомендации различных наук, своевременно подмечать все новое, передовое, энергично внедрять его в практику управления подразделениями пожарной охраны.
Деловые качества предполагают эффективную творческую организаторскую деятельность руководителя по претворению в жизнь принятых решений, умелое преодоление трудностей на пути к цели и доведение начатого дела до конца, способность выделять главное, определять решающее звено, а также четко организовывать контроль и проверку исполнения.
В условиях тушения пожара особое значение приобретают личные качества руководителя, его умение сплотить коллектив и опереться на него, особенно в сложных условиях пожарной обстановки, чувство ответственности за порученное дело, настойчивость в достижении поставленной цели, выдержка и самообладание в критических ситуациях.
Совершенствование стиля управленческой деятельности предполагает повышение эффективности и качества работы каждого должностного лица, научную организацию труда и создание наиболее благоприятных условий для повышения эффективности работы. Немаловажное значение в управленческой деятельности на пожаре занимают и методы работы – как сложная категория теории управления силами и средствами на пожаре. Метод определяется применительно к выполнению конкретного вида работ. Кроме того, разнообразна сама управленческая деятельность РТП, оперативных штабов и других органов управления по руководству подразделениями ПО, разнообразны и условия их работы. Поэтому требуется большая гибкость в определении методов работы при решении задач управления в сложных условиях обстановки.
Остро стоит вопрос о поисках путей совершенствования методов работы РТП и оперативных штабов на базе широкого привлечения технических средств управления, особенно средств автоматизации и автоматизированных систем управления.
В общепринятом толковании, под методом понимается сумма приемов, правил и способов,
используемых в практической деятельности для достижения поставленной цели.
Работа РТП и оперативного штаба, как уже отмечалось, состоит в проведении ряда мероприятий, связанных с организацией тушения пожара. В этой деятельности РТП и оперативные штабы применяют различные приемы, правила и способы, которые взаимосвязаны между собой и образуют систему методов работы при решении задач управления.
Если сравнить методы с организацией работы, то нетрудно заметить различие этих понятий. Организация работы определяет задачи управления, последовательность их решения, время и исполнителей; методы работы дают конкретные пути, приемы и правила их практического осуществления. Понятия "методы работы РТП и оперативных штабов по управлению силами и средствами " и "методы управленческой деятельности", на наш взгляд, являются идентичными, поскольку все они включают приемы и правила решения РТП основных задач управления силами и средствами в ходе подготовки и ведения боевых действий.
Разработка и внедрение научно обоснованных методов работы РТП и оперативных штабов является одной из важнейших задач теории управления силами и средствами. Ее решение требует анализа и оценки многих достижений науки и техники, передового опыта управленческой деятельности, постановки экспериментов и проведения специальных исследовательских пожарнотактических учений. При этом эффективность разрабатываемых методов будет определяться
содержанием и конкретностью приемов и правил, составляющих аппарат решения той или иной задачи управления, и получаемыми при этом результатами.
Исходя из объема и содержания задач управления, специфики отношений руководителей и подчиненных в процессах управления силами и средствами на пожаре, в теории и практике управленческой деятельности, можно выделить два основных направления формирования методов, существенно отличающихся друг от друга способами и приемами работы.
Первое направление связано с выявлением и формулированием методов решения конкретных задач управления: сбора, обработки и отображения информации, принятия решения и планирования боевых действий, доведения задач до подразделений и организации их взаимодействия, руководства подразделениями в ходе боевых действий и других задач, составляющих содержание управления.
Второе направление включает методы воздействия на людей в процессе управления, так как нельзя успешно решить ни одну боевую задачу на пожаре без правильного построения отношений между людьми, между вышестоящей и подчиненной инстанциями, между начальниками и подчиненными.
Для методов решения конкретных задач управления характерны относительно четкая постановка задач или определение выполняемых работ; регламент времени; возможность привлечения определенного состава людей и технических средств управления; применение отработанных приемов (правил) действий с использованием технических средств управления, включая средства автоматизации и автоматизированные системы.
В интересах успешного решения задач управления должна быть разработана система приемов (правил) действий должностных лиц и органов управления (алгоритмы решения конкретных задач управления), которая после проверки на практике может быть предъявлена в наставлениях, рекомендациях или методических пособиях для РТП и должностных лиц оперативного штаба.
Более сложной является форма методов воздействия на личный состав пожарной охраны при подготовке и в ходе ведения боевых действий. В науке управления, в группе этих методов обычно выделяют директивные и стимулирующие, которые неразрывно связаны между собой и зависимы друг от друга.
Директивные методы предполагают прямое волевое воздействие начальников на подчиненных путем отдачи приказов, распоряжений и указаний в рамках прав, предоставленных им действующими правовыми документами.Стимулирующие методы основываются на использовании моральных, психологических, экономических и других стимулов и имеют целью обеспечить наилучшее выполнение подчиненными своих задач. С их помощью повышается активность и инициатива личного состава пожарной охраны в выполнении служебного долга, инициатива и творчество в действиях.
Для стимулирующих методов в каждом конкретном случае присущи своя последовательность и специфика применения. К наиболее распространённым можно отнести проведение индивидуальных бесед перед началом и в ходе боевых действий; постоянную работу
РТП и других лиц органов управления по сколачиванию коллективов, их обеспечению и удовлетворению материальных и духовных потребностей личного состава; поощрение и награждение отличившихся в тушении, популяризацию их в печати, поддержание боевых традиций.
Управленческая деятельность базируется на применении разнообразной техники, имеет многосторонние связи с внешней средой, применяет определенный научный аппарат, поэтому наряду с общими методами управления имеются и частные, касающиеся, например, способов использования электронно-вычислительной техники и АСУ, применения математического моделирования и прогнозирования операций, сетевого планирования в процессах управления и т. д.
3. Руководителем тушения пожара.
Непосредственное руководство тушения пожара осуществляет руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны
(если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а та привлеченными к тушению пожара силами.
Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара и, привлеченных к тушению пожара сил.
Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества на пожаре.
При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжение при тушении пожара.
Руководителем тушения пожара является:
• прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо ГПС;
• прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо ведомственной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии должных лиц ГПС) если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами или действующими соглашениями.
В зависимости от количества прибывших на пожар сил и средств пожарной охраны руководство тушения пожара осуществляют: при работе одного караула (отделения) - старшее должностное лицо, возглавляющее караул (отделение) или оперативный дежурный гарнизона; при работе двух и более подразделений - старшее должностное лицо возглавляющее подразделение (караул), в районе выезда которого возник пожар, или должностное лицо, допущенное к руководству тушения пожара в соответствии с порядком, установленном в гарнизоне, в том числе начальник гарнизона.
Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим должностным лицом органа управления, подразделениям пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушения пожара.
Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица нештатной службы управления, являющиеся РТП, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, подающих невозможным исполнение или обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, назначив РТП другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем обязательно сообщается диспетчеру и делается запись в соответст-вующих документах.
Ответственность за последствия этого решения возлагается на должностное лицо, его принявшее.
4. Оперативный штаб на пожаре (организация и решаемые задачи).
Оперативный штаб – это временно сформированный нештатный орган управления на пожаре и создается при:
• привлечении на тушение пожара сил и средств по повышенному номеру (рангу) пожара;
• организации на месте пожара трех и более боевых участков;
• необходимость детального согласования с администрацией предприятия действия по тушению пожара. Работой ОШ руководит его начальник, который одновременной является заместителем
РТП.
В состав ОШ могут входить заместитель НШ, НТ, представители администрации предприятия и другие лица по усмотрению РТП. Основными задачами оперативного штаба являются:
• встреча и расстановка на УТП прибывающих подразделений;
• проведение разведки пожара и сбор сведений об изменении обстановки;
• ведение учетных документов;
создание на пожаре резерва сил и средств;
• организация связи и взаимодействия;
• организация работы ГДЗС и связи на пожаре;
• организация питания личного состава при продолжительной работе;
• материально-техническое обеспечение подразделений, работающих на пожаре.
• обеспечение мер безопасности личного состава на пожаре.
5. Тыл на пожаре (руководящие документы; задачи, выполняемые тылом;
организация подачи огнетушащих веществ в перекачку).
Тыл - это территория, прилегающая к пожару, на которой сосредоточены силы и средства, обеспечивающие боевые действия. Тыл на пожаре возглавляет начальник тыла (НТ).
В задачи тыла входит:
• организация разведки водоисточников;
• встреча и расстановка на водоисточники пожарных автомобилей;
• обеспечение бесперебойной подачи огнетушащих веществ и работы пожарной техники;
• охрана магистральных рукавных линий;
• обеспечение ГСМ и огнетушащими веществами, создание резерва сил и средств.
• обеспечение личного состава средствами индивидуальной защиты.
В практике пожаротушения НТ часто назначают руководителя подразделения, в районе выезда которого тушат пожар, так как он может выполнить эти обязанности, зная хорошо оперативно-тактическую характеристику района, объекта. Бывают случаи, когда первый прибывший РТП, определив решающее направление на пожаре, назначает на этом направлении
НУТП, а сам руководит работой тыла, встречает подразделения и направляет их на боевые участки. Это оправдано, когда обстановка на пожаре достаточно ясна, а скорость развития пожара требует в минимальные сроки ввести в действие мобильные средства тушения.
Когда на пожаре нет ОШ, значительно возрастает роль НТ: ему приходится организовывать связь и освещение на пожаре, а также взаимодействие с другими службами города или объекта.
Начальник тыла должен иметь планшет или справочник водоисточников и регистрировать время прибытия подразделений, а также содержание боевой задачи. Начальник тыла использует в своей работе план или карточку пожаротушения на объектах, где должны быть предусмотрены все возможности, обеспечивающие наиболее рациональное использование ближайших водоисточников, указаны основные направления прокладки рукавных линий, вид и диаметр водопроводной сети, водоотдача, наличие пожарных вводов и т.п., сообщены условия обеспечения эффективной работы насосно-рукавной системы в зависимости от подачи насоса и напора.
Когда на пожаре работает ОШ, НТ входит в состав штаба и подчиняется НШ и РТП.
Организованность в работе тыла зависит от четкости и ясности определения его боевой задачи, следовательно, высокий уровень организации работы тыла во многом зависит от умелого управления боевыми действиями со стороны РТП. Часто на пожарах создаются условия, которые вызывают необходимость в усилении тыла.
Такими условиями могут быть:
• возможность сосредоточения сил и средств на пожаре с различных правлений;
обеспечение водой от удаленных водоисточников;
• использование различных видов огнетушащих веществ.
РТП в указанных случаях должен выделить в помощь начальнику тыла одного-трех человек начальствующего состава, а также необходимый транспорт и средства связи.
РТП управляет тылом через оперативный штаб и связных, выделенных из боевых расчетов, имеющих радиостанции или телефоны. В ходе тушения пожара начальник тыла составляет схему расстановки пожарных автомобилей на водоисточники, составляет необходимые сведения начальнику штаба для заполнения оперативной карточки тушения пожара (количество использованных рукавов, огнетушащих веществ и т.п.).
Одним из важнейших условий успешного тушения пожара является бесперебойная подача воды на боевые позиции подразделений. Когда вблизи места пожара нет запаса воды, то тушение организуете подвозом воды пожарными и хозяйственными автоцистернами или подачей вод в перекачку. Если по условиям прокладки магистральной линии и количеству необходимых стволов требуется перекачка воды, то следует указать количество ступеней перекачки, расстояние между ними и место установки головного насоса. При наличии водоема
необходимо указать его объем, на какое количество автомобилей рассчитан пирс или подъезд к водоисточнику, высота забора воды, способ пополнения водоема.
В этому случае успех в боевом развертывании, сосредоточении сил и средств для тушения пожара во многом зависит не только от четких оперативных действий пожарных подразделений, но и от организаторских, инженерных и тактических способностей командиров и в первую очередь НТ, который, оценив обстановку, должен организовать работу тыла.
Разработал:
Преподаватель отделения специальных дисциплин
А.Е. Третьяков
«___»________2016г.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей