Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Гагарин А.В. Теория и менеджмент экологического образования. А. В. Гагарин теория и менеджмент экологического образования учебное пособие


НазваниеА. В. Гагарин теория и менеджмент экологического образования учебное пособие
АнкорГагарин А.В. Теория и менеджмент экологического образования.pdf
Дата18.05.2017
Размер1.39 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGagarin_A_V__Teoria_i_menedzhment_ekologicheskogo_obrazovania.pd
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#19776
страница1 из 10
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Московская гуманитарно
- социальная академия
Кафедра психологии личности и педагогики
А.В. Гагарин ТЕОРИЯ И МЕНЕДЖМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие
Москва
Издательство Социум

2
ББК 74.200.5 Г 12 Гагарин А.В. Теория и менеджмент экологического образования Учебное пособие. – М Изд-во Социум,
2002. – 160 с. В предлагаемом пособии рассматриваются теорети-

ко-методологические основы, а также вопросы педагогики, психологии и менеджмента экологического образования. Издание адресовано студентами преподавателям системы
эколого-гуманитарного и
психолого-
педагогического образования, исследователям в области экологического образования. Учебное издание. Рецензенты
д.пед.н., проф. А.В. Иващенко
ISBN 5-85085-750-8

А.В. Гагарин, 2002

3 СОДЕРЖАНИЕ От автора ............................................................................. Введение ............................................................................... Раздел 1. Роль экологического образования в реализации концепции устойчивого развития .................. Раздел 2.
Стратегии, сущность и содержание экологического образования в современной России ........ Раздел 3.
Эколого-образовательная среда как универсальное пространство для развития личности в условиях экологического образования.
75 Раздел 4. Организация эколого-образовательной среды как основа психолого-педагогического менеджмента экологического образования .......................
95 Раздел 5. Психолого-педагогический менеджмент экологического образования как деятельностная система управления и его этапы ......................................... Рекомендуемая литература .............................................. Словарь понятий и терминов ..........................................
151

4 Светлой памяти

Владимира Васильевича
Лебединского посвящаю
ОТ АВТОРА Предлагаемое учебное пособие отражает ряд результатов педагогической и исследовательской деятельности автора и его коллег в системе общего и дополнительного экологического образования детей, молодежи и взрослых. Последнее десятилетие (1992
-
2002 гг.) стало периодом становления современной системы экологического образования в России, перехода от традиционных к развивающим его технологиям.
В данное время не только мы, но большинство педагогов- экологов неизменно задавались вопросами каким образом выстроить эффективный эколого
- образовательный процесс, приводящий как к расширению различных сторон экологического сознания человека (в частности соответствующих знаний, умений и навыков, таки к формированию его способности быть субъектом собственного развития, в т.ч. как человека эколого
- ориентированного какие психологические механизмы лежат в основе отмеченных процессов, какие эколого
- образовательные технологии необходимо использовать при организации такого экологического образования Ответы на эти и многие другие вопросы, которые нам, будучи практикам, казались трудноразрешимыми либо неразрешимыми вовсе, мы получили, окунувшись на несколько лет в исследования в области теории педагогики и психологии экологического образования.
Основные материалы, отраженные в пособии, получены в процессе исследовательской деятельности автора на кафедре психологии личности и педагогики Московской гума- нитарно
- социальной академии рук. д.пед.н., проф.
А.В. Иващенко) ив лаборатории экопсихологии развития Психологического института Российской Академии образования (рук. д.психол.н., член- корр. РАО В.И. Панов. Отдельные результаты получены на базе факультета социальных коммуникаций Международного независимого эколого
- политологического университета (декан д.пед.н., проф. Г.П. Иванова
). Экспериментальная проверка материалов осуществлялась на базе факультета психологии Московского городского педагогического университета (декан д.психол.н., проф.
Е.С. Романова), центра творческого развития детей и юношества Радужный ЮАО (директор Л.М. Богатырева), общеобразовательной школы № 520 ЮЗАО (директор ОН. Сусакова
) и ряда других образовательных учреждений Москвы, Московской и Волгоградской областей, Хабаровского и Приморского краев, республики Башкортостан.
В этой связи выражаю глубокую признательность вдохновителями координатором моей исследовательской деятельности- научным руководителям профессору, доктору педагогических наук Александру Васильевичу
Иващенко; и члену- корреспонденту РАО, доктору психологических наук
Виктору Ивановичу Панову
Всем коллегам (руководителями сотрудникам отмеченных выше учреждений и их подразделений, принявшим, так или иначе участие в подготовке и рецензировании пособия, которые напряженно работали и работают вместе со мной

6 над поиском новой технологии экологического образования, отвечающей современным не только педагогическими психологическим, но и экологическим реальностям.
Отдельная благодарность моему дяде
- профессору Михаилу Алексеевичу Гагарину, за моральную (и не только) поддержку в трудных ситуациях, за помощь в издании данной книги. А также талантливому журналисту и педагогу Сергею Олеговичу Новикову
за дружескую поддержку, полную включенность в проблему, прекрасные рисунки и оформление этого и предыдущих изданий

7 Введение Сегодня в условиях экологизации науки и образования понятие экология стало универсальным. Экология как наука давно уже вышла за рамки ее классического понимания как области биологии. Появились такие ее направления как медицинская, географическая, экономическая экология и т.д.
1
В настоящий момент несомненно то, что экологию следует рассматривать и как науку о человеке, относя ее к области гуманитарного знания. Так, на современном этапе ряд авторов приводят следующий перечень гуманитарных проблем экологии социально-экологическая (проблема взаимодействия социума и окружающей природной среды антро- поэкологическая (проблема выживания и адаптации человека в окружающей среде, характеризующейся рядом биологических, химических и физических свойств эколого-политологическая (проблема политических механизмов управления природоохранной деятельностью эколого-экономическая (проблема взаимовлияния хозяйственной деятельности и состояния природы эколого- юридическая (проблема правового статуса Природы для отношений Природы, Государства, Гражданина эколого- культурологическая (проблема влияния природы на культуру, в узком смысле - вопросы сохранения культурной среды эколого- психологическая (проблема взаимодействия психики человека и обитаемого мира эколого-педагогическая (проблема экологического воспитания и образования)
2
Системообразующим фактором, объединяющим данные направления, на современном этапе выступают философско- экологические проблемы – мировоззренческие аспекты формирования принципов гуманизма с позиций нового экологического сознания. Их анализ приводится в первом разделе пособия и позво-
1
Классификацию экологического знания см. более подробно Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. – М ИЦ Россия Молодая. – Экология, 1992. – С. 17.
2
См, например Горобец И.А., Калмыкова А.В., Калмыков А.А. Экология как гуманитарная наука // Психология созидания. – Т. 7. – Выпуск 2. - Казань, 2000. – С. 273-274.

8 ляет выявить ряд теоретико-методологических оснований экологического образования. Во втором разделе представлены современные стратегии развития экологического образования в России, его сущностная характеристика и особенности определения его содержания сточки зрения различных подходов к организации эколого- образовательного процесса. В третьем разделе рассмотрена проблема создания эколого- образовательной среды как универсального пространства для формирования личности в условиях экологического образования. В четвертом разделе раскрывается сущность понятия «психо- лого-педагогический менеджмент экологического образования, приводится характеристика лежащего в его основе процесса создания эколого-образовательной среды. Наконец в последнем, пятом разделе психолого- педагогический менеджмент рассматривается как деятельностная система управления экологическим образованием, а также характеризуются основные этапы его реализации с позиций классического и современного подходов. Для удобства самостоятельной работы студентов каждый раздел начинается перечнем входящих в него параграфов, которые имеют сплошную нумерацию. Заканчивается кратким резюме, вопросами и заданиями для самоконтроля. Новые термины и понятия по тексту пособия обозначены звездочкой (их определения можно найти в предлагаемом словаре. Принципиально важные, основополагающие идеи, включая резюме, выделены курсивом. В конце пособия приводится список рекомендуемой литературы.

9 РАЗДЕЛ 1. Роль экологического образования в реализации концепции устойчивого развития

10 Только предельная гуманизация общества, относительно бесконфликтное его включение в систему биосферы, основанное на использовании только прироста ресурсов, может спасти человечество. Управлять люди будут не природой, а прежде всего, собой. Ив том смысл закона ноосферы (Н.Ф.
Реймерс). А что еще необходимо сегодня, чтобы не было катастрофы завтра Каков должен быть новый антропоцентризм А он должен быть, ибо нас волнует, прежде всего, судьба человека. Но новый антропоцентризм должен непросто ставить человека в центр мироздания, как в былые времена, а стремиться изменить себя и Природу и, прежде всего, свое поведение так, чтобы сохранить себя на планете. Но как этого достичь (Н.Н. Моисеев. Традиционное понимание антропоцентризма, согласно которому человек – венец творения, центр Вселенной, покоритель и господин природы, где все
– если не во имя человека, то, во всяком случае, для его блага, конечно, должно быть отвергнуто. Именно такое мировосприятие и влечет за собой наблюдаемые и нарастающие кризисные явления, сопутствующие развитию цивилизации, и прежде всего – глобальный экологический кризис (В.И.
Данилов-Данильян).
§1. Переориентация экологического мировоззрения как вариант выхода из глобального экологического кризиса ....................................... 11
§2. Современная философия экологии и проблема переосмысления сложившегося экологического мировоззрения в трудах Н.Ф. Реймерса .............................................................................. 15
§3. Необходимые черты цивилизации будущего и философские основания формирования современного экологического
мировоззрения в работах Н.Н. Моисеева ................................................ 18
§4. Устойчивое развитие как обобщающая идея экологического
образования .................................................................................................. 23

11
§1. Переориентация экологического мировоззрения как вариант выхода из глобального экологического кризиса Глобальный экологический кризис – глобальные, часто необратимые изменения окружающей среды (изменения климата, суши, океана, потеря биоразнообразия и др, происходящие вследствие бесконтрольного прагматического (пользовательского) отношения человека к природе. Глобальная экологическая проблема – проблема предотвращения экологической, или биосферной, катастрофы (глобального экологического кризиса В современных условиях глобального экологического кризиса, характеризующегося острыми противоречиями во взаимоотношениях общества и природы, человека и природы, когда перед человечеством стоит вопрос выживания, возникла реальная потребность в глубокой нравственной перестройке всего человеческого образа жизни и поведения, переориентации мышления человека на развитие диалоговых форм общения с природой. Тем самым растет потребность в формировании нового экологического сознания, одним из источников возникновения которого была и является философия, выдвигающая и обосновывающая новые экологические и культурные ценности. Новое экологическое сознание и новые общечеловеческие экологические ценности (сохранение многообразия экосистем, отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительное и бережное отношение к живому, отношение к природе как к самому себе и к себе как к части природы и т.д.), и соответственно новое экологическое мировоззрение формируются в возникновении новых ценностных ориентаций, в многообразных попытках построить философию экологии. Новое экологическое сознание – сознание, для которого характерна уравновешенность антропоцентрических, экоцентриче-

ских*
3
и природоцентрических* представлений личности.
3
Звездочкой обозначены понятия и термины, определения которых можно найти в словаре понятий и терминов, приведенного в конце учебного пособия.

12 Новые экологические ценности - сохранение многообразия экосистем, отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительное и бережное отношение к живому, отношение к природе как к самому себе и к себе как к части природы и т.д. В многочисленных современных исследованиях рассматриваются экологические идеи гуманизма и взаимодействия человека с природой с философской точки зрения. Речь идет о необходимости обоснования особого направления философских исследований – философии экологии. Философия экологии – современное направление философских исследований, осуществляющее философский анализ (философское осмысление) экологических проблем современности. Выполняет функции осознания, понятийного выражения и теоретического обоснования эколого-мировоззренческих установок Так, например, Н.Н. Киселев выделяет философско- экологический анализ (философию экологии) на фоне современной необходимости критического переосмысления приобретенного опыта. Философия экологии (метаэкология) должна выступать одним из магистральных направлений современной философии. Главным фактором, определяющим историческую перспективу человечества, является экологический, а сама экология, давно вышедшая за пределы теории охраны природы, активно приобщается к осуществлению коренных сдвигов в таких фундаментальных сферах, как методология научного познания и формирование основных мировоззренческих ориентиров нашего современника. В философско-экологическом контексте важен этический принцип благоговения перед жизнью, который определяется
П.Н. Симкиным как экологически идеальный, регулирующий все сущностно важные отношения (гуманистические, гуманные, являющиеся основой для сохранения жизни, человеческой цивилизации и культуры) людей друг с другом, человека и человечества со всей живой природой. Отметим, что в основе данного принципа лежат философские идеи Альберта Швейцера - выдающегося мыслителя гуманистического мировоззрения, по мнению которого благоговение перед жизнью признается само собой разумеющимся и полностью отвечающим сущности человека. Ему принадлежат слова Я - жизнь, которая хочет житья- жизнь среди жизни, которая хочет жить. Основным принципом нравственности признается утверждение Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»
5
Поистине нравственными гуманным человек становится тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается оттого, чтобы причинить живому какой-либо вред. Он не сорвет листочка с дерева, не сломает ни одного цветка. Если, идя после дождя по улице, он увидит червяка, ползущего по мостовой, то подумает, что червяк погибнет на солнце, если вовремя не доползет до земли, где может спрятаться в щель и перенесет его в траву»
6
В ряде современных философско-экологических исследований основным принципом гуманизации и экологизации мировоззрения человека признается сохранение условий для взаимовыгодной жизнедеятельности человека и природы как основы для дальнейшего развития цивилизации.
Б.Т. Григорьян, определяя человека как универсальную силу природы, наследника её целостности, говорит о том, что человек уже нечисто природная сила, а свою универсальность реализует и развивает как существо социальное и духовное внепосредствен- ной природной детерминации. В рамках взаимодействия, общения с природой происходит развитие эколого-гуманистических представлений человека. Конкретизируя данную проблему, Витторио Хесле ставит вопрос о качественно новом типе развития цивилизации, проводя анализ в аспекте соотношения экологии, экономики, политики и нравственности. Говоря о выработке новых стратегий экологического поведения, необходимых для устойчивого развития современной цивилизации (см. ниже, автор рассматривает человека как часть саморазвивающейся системы, в которой человек непросто противостоит объекту (природе, а взаимодействует с ней. Особая роль в их деятельности отводится знанию запретов на некоторые
4
Швейцер, Альберт. Благоговение перед жизнью Перс немецкого / Сост. и посл. А.А. Гуссейнова; Общ. ред. А.А. Гуссейнова и МГ. Селезнева. - М Прогресс- С. 217.
5
Там же. - С. 218.
6
Там же.

14 взаимодействия внутри этой системы, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия. В данном контексте В.А. Зубаков противопоставляет стратегии стихийного рыночного типа, суть которой определяется
«природопокорительским мировоззрением стратегию «сознатель- но-направленного регулирования, определяемой «экогейской парадигмой, или парадигмой экогеософии». Основными элементами данной парадигмы являются разумное регулирование всепланетного гомеостаза, власть компетентного (иерархия мудрецов- профессионалов, глобальная духовная экологическая революция человеческая революция, по А. Печчеи
7
). По мнению В.А. Зуба- кова, всеми этими элементами парадигмы экогеософии население Земли должно овладеть залет глобальной духовной экологической. революции, сутью которой. является Эковсеобуч»
8
, и главная форма которого - процесс непрерывного экологического образования.
И.С. Арефьева, С.А. Степанов, С.С. Степанов, разрабатывая философские аспекты практики формирования экологического мировоззрения, под экологическим воспитанием понимают прежде всего нравственное воспитание, подразумевающее наличие духовного идеала, духовного начала, что несколько сближает его с религиозным миропониманием, особенно в области морали, по своей природе нуждающейся в прочной опоре, которая должна возвысить ее над житейской обыденностью. Авторы не исключают и роль совести как внутреннего контролера наших действий, оценивающего все поступки человека. Такой подход может быть синтетическим, включающим в себя вопросы этики, единые для различных сфер человеческого бытия. Несмотря на разноплановость рассмотренных исследований, системообразующим фактором в них выступает проблема поиска вариантов выхода из сложившегося экологического кризиса. Одним из таких является переориентация экологического мировоззрения, формирование нового экологического мировоззрения.

7
Печчеи, А. Человеческие качества. - М Прогресс, 1980. - 302 с.
8
Зубаков В.Н. Сможет ли человечество выжить // Экология и образование. - № 1.
- 1998. - С. 17.

15 Экологическое (экологически ориентированное) мировоззрение – система принципов, взглядов, нравственных ценностей и норм, идеалов и убеждений, регулирующих взаимоотношения человека и природы, определяющих общее понимание единства человека и природы, а также соотвествующие жизненные позиции человека, стратегии его деятельности, поведение. Новое экологическое мировоззрение – мировоззрение, основанное на новом экологическом сознании и новых экологических ценностях. Основополагающими философско-экологическими работами, предполагающими превращение экологии в учение о путях выживания, и систематизирующими современные представления в области философии экологии, являются исследования Н.Ф. Рей- мерса и Н.Н. Моисеева.
§2. Современная философия экологии и проблема переосмысления сложившегося экологического мировоззрения в трудах Н.Ф. Реймерса
Характерной чертой работ Н.Ф. Реймерса является его философский взгляд на экологические проблемы современности. По его мнению, для утверждения процессов саморегуляции в стабилизации отношений общества и природы просто не хватит времени. В связи с этим, область управления взаимодействием общества и природы должна быть на первом плане. Действительно, на сегодняшний день в экологическом плане ситуация нескоординированности взаимодействия человека и биосферы может иметь самые негативные прогнозы на будущее. По мнению Н.Ф. Реймерса, экологическая революция связана нес дальнейшим преобразованием природы, ас глубоким изменением технических, социально-экономических и других общественных механизмов на основе широкого применения системного подхода. При этом ученый не только борется за утверждение нового, экологически ориентированного мировоззрения, но и последовательно выступает за создание новой области знания, представляющей фундаментальную основу подобного мировоззрения – глобальной экологии. Опираясь на труды В.И. Вернадского, исследования которого находятся в неразрывной связи с философией, автор отмечает, что на основе данного учения – мир живого един. Отметим, что В.И. Вернадский, разрабатывая проблемы живого вещества, подчеркивал, что оно существует только в биосфере Биосфера включает в себя земную тропосферу, океаны и тонкую пленку в континентальных областях, уходящую на глубину не менее чем натри километра. Человек стремится увеличить размеры биосферы. В.И. Вернадский писал в 1944 г Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу. Благодаря работам В.И. Вернадского создалась реальная возможность нарисовать всю грандиозную картину мироздания как единого процесса самоорганизации от микромира до человека и Вселенной, поскольку он первым связал эволюцию окружающей среды совсем разнообразием взаимодействующих механизмов. В.И. Вернадский рассматривал Человека как определенную функцию биосферы, часть ее строения, а цивилизацию как большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически, сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой. Он рассматривал человека как жителя планеты, а потому и жить и действовать он должен в планетном аспекте.
Н.Ф. Реймерс набатным колоколом предупреждает человечество о грозной опасности интенсивно развивающегося на нашей планете экологического кризиса Только предельная гуманизация общества, относительно бесконфликтное его включение в систему биосферы, основанное на использовании только прироста ресурсов, может спасти человечество. Управлять люди будут не природой, а, прежде всего, собой. Ив том смысл закона ноосферы»
12
Другими словами, смысл ноосферы заключен не в стихийном, раз Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. - М Наука, 1994. - С. 543.
10
Там же. - С. 551.
11
Там же. - С. 40.
12
Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология.
- М ИЦ Россия молодая - Экология, 1992. - С. 150-151.

17 рушительном вторжении новой геологической силы – человечества
– в природу, а регулируемое плодотворной мыслью сохранение на Планете Разума условий для жизни и счастья людей. Биосфера, оберегаемая людьми, в этом смысле превращается в ноосферу – мир разумных, научно обоснованных поступков в глобальном масштабе. Обосновывая в своих работах позицию о том, что научно- гуманистическая революция уже началась, автор выступает как сторонник точки зрения видных ученых, суть которой в том, что сейчас начинает складываться та ноосфера, которую предрекал
В.И. Вернадский, те. период, когда доминирует разумная деятельность человечества. В связи с этим дается характеристика механизма экополитики, определяющего стратегию экоразвития как возможный выход из экологического кризиса, как форму социаль- но-экономического развития общества, учитывающую экологические ограничения для данного исторического момента и направленную на сохранение естественных и антропогенных условий и ресурсов среды жизни»
13
Говоря о философских идеях Н.Ф. Реймерса в контексте развития современной философии экологии, необходимо отметить, что ответ на вопрос, каковы же пути выхода из современного, глубинного культурно-экологического кризиса, возможен лишь при радикальном переосмыслении сложившегося мировоззрения, существенного переосмысления принятых ныне «философий природы, общества, науки, техники, культуры, экономики, права, политики. Ив этом смысле именно идеи философии экологии могут внести существенный вклад в создание новых установок современной культуры, в том числе экологической.
13
Там же. - С. 222.
14
Лисеев ИК. Философские идеи Н.Ф. Реймерса и философия экологии сегодня // Научные чтения, посвященные памяти Н.Ф. Реймерса: Докл. й конф. В связи с
850-летием г. Москвы / Под ред. Р.В. Татевосова. - М Изд-во МНЭПУ, 1998. – С.
13.

18
§3. Необходимые черты цивилизации будущего и философские основания формирования современного экологического мировоззрения в работах Н.Н. Моисеева
Н.Н. Моисеев - автор десятков научных работ по преодолению общепланетарного кризиса и формирования новой цивилизации, отвечающей новым потребностям человека, согласованным с новыми реалиями состояния и защиты окружающей среды. В сфере его научного анализа в период х годов серьезнейшие вопросы глобалистики, состояния биосферы и ноосферы, широкий круг вопросов современной экологии и экологизации образования. Одна из исходных позиций ученного - человечество на пороге
ХХI века входит в стадию глубочайшей перестройки всех основ современной цивилизации, или смены цивилизационных парадигм. Эта перестройка коснется всех стран планеты и будет сопровождаться сменой ценностных шкал, привычных условий жизни и общественного устройства»
15
Рассматривая данные проблемы с философских позиций, Н.Н. Моисеев говорит, что каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания и новый опыт вносят свой вклад, идет непрерывная трансформация взглядов человека на самого себя, на окружающий его мири на его место в нем. Но, как ив каждом из природных процессов, бывают периоды коренной перестройки самих основ эволюционного процесса развития человека, поворотные моменты антропогенеза. По мнению ученого, мы как рази подходим к одному из таких поворотных моментов. Но угадать будущее нам не дано. Тем не менее, кое-что из будущего мы представляем достаточно отчетливо. Так, мы уверены, что необходимо появится система новых табу и возникнет необходимость новых знаний. Но этого всего еще заведомо недостаточно 15
Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. - М Изд-во МНЭПУ,
1997. – С. 78.
16
Моисеев Н.Н. О необходимых чертах цивилизации будущего (Философские заметки) // Экология, охрана природы, экологическая безопасность. Учебное пособие для системы профессиональной переподготовки и повышения квалифика-

19 Автор ставит следующие вопросы А что еще необходимо сегодня, чтобы не было катастрофы завтра Каков должен быть новый антропоцентризм А он должен быть, ибо нас волнует, прежде всего, судьба человека. Но новый антропоцентризм должен непросто ставить человека в центр мироздания, как в былые времена, а стремиться изменить себя и Природу и, прежде всего, свое поведение так, чтобы сохранить себя на планете. Но как этого достичь. Некоторым размышлениям на этот счет посвящены философ- ско-ориентированные работы Н.Н. Моисеева, в которых он излагает свои представления об одной из важнейших составляющих современного мировоззрения, которая должна быть присуща любой цивилизации, ибо это инструмент, необходимый для их существования в современных условиях
17
Смысл этих представлений состоит в том, что сами законы, которые управляют Природой, и методы их использования, позволяющие человеку предвидеть возможные последствия своих действий- суть концентрированный опыт человека. Следствия этого опыта (научных исследований и не только их) - эмпирические обобщения (по В.И. Вернадскому. Другими словами – мы можем говорить о РЕАЛЬНОМ СУЩЕСТВОВАНИИ лишь того, что является логическим следствием эмпирических обобщений»
18
Они есть опора практической деятельности человека, способная защитить его от возможных ошибок и неудачи помочь достичь желаемых целей. Они необходимо должны быть основой любого образовательного процесса человек должен знать, как функционирует та сложнейшая система, которая является его единственным домом, которому он обязан своим появлением на свети частью которого он является. Но эти знания, по мнению автора, еще не есть мировоззрение, это лишь шаг, абсолютно необходимый современному человеку. Примитивный антропоцентризм, основанный на представлении об абсолютном могуществе человека, уже отнюдь не безобиден, как в былые времена. Для использования этого могущества во благо че- ции госслужащих, руководителей и специалистов промышленных предприятий и организаций / Под общ. редакцией проф. АТ. Никитина, проф. МНЭПУ С.А.
Степанова. – М Изд-во МНЭПУ, 2000. – С. 6.
17
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М Изд-во МНЭПУ, РГНФ, 1995.
18
Там же.

20 ловека, а не во вред ему, людям необходимы самые разнообразные знания и то рациональное, что добыто современной наукой. Оно и должно стать одной из опор мировоззрения. Человек - порождение Природы, результат длительного ее развития. В реализации этого эволюционного процесса возник удивительнейший феномен – Разум. Это биологический инструмент, способный познавать окружающий мир. Разуму человечество обязано логикой, а следовательно, и возможностью анализа происходящего и предвидения некоторых фрагментов будущего. В тоже время, по утверждению Н.Н. Моисеева, Разум не всесилен. Ему доступно то, что доступно благодаря тем возможностям, которые возникли в результате длительной эволюции и продолжают открываться в процессе его развития. Но абсолютизация возможностей Разума крайне опасна, как и всякая переоценка своих, достаточно скромных сил. В Окружающем Мире есть некоторая граница познания, за которой лежит то, что принципиально недоступно тому Инструменту, который нам дан законами развития Природы. Однако мировоззрение никогда не сможет быть сведено к чисто научному, рационалистическому миропредставлению. В формировании мировоззрения участвует множество причин. Это и религии, и семейные традиции, встречи с людьми, собственная активная деятельность и многое, многое другое. Нов процессе обучения необходимо выделить рациональное ядро мировоззрения, то, что должно быть общим для всех людей, на что человек может надежно опереться в своей практической деятельности. И рациональное начало нельзя ни с чем смешивать. Обязанность ученых, учителей раскрыть рациональное содержание наших знаний, дать этот инструмент нашим ученикам. В тоже время это не означает, что автор недооценивает те составляющие миропонимания, которые не сводятся к чисто рациональному знанию. По его мнению, их утверждение в человеке имеет совсем другое начало, качественно отличное оттого, что мы называем обучением. Так, например, человек живет в определенном эмоциональном поле, играющем не меньшую роль в его действиях и его судьбе, чем точные знания. И встречать завтрашний день мы должны не только во всеоружии наших знаний об

21 окружающей Природе, но и при соответствующей настройке этого поля, то есть своего эмоционального восприятия окружающего»
19
Рассматривая проблемы дальнейшего развития человеческой цивилизации, Н.Н. Моисеев говорит, что человечеству предстоит смена парадигмы развития, переход в другой эволюционный канал подобно тому, как это случилось вначале палеолита, когда оно постепенно перешло от биологической эволюции к эволюции общественной. Каков будет теперь этот новый канал, на взгляд ученого, никому пока неизвестно. В тоже время он убежден, что выбор пути развития немыслим безучастия Коллективного Интеллекта человечества, усилия которого должно направить на поиск необходимых компонентов тех цивилизаций, которые окажутся способными создать новую парадигму развития, которая возникнет не из пустоты. Она может развиться только из того, что уже есть внутри нас, подобно тому, как человечество, и ранее переживавшее кризисы, находило выход в той потенции, которая была заложена Природой в природу наших предков. Опираясь на свой жизненный опыт, как на очень частный случай того Коллективного Опыта, который необходим Коллективному Интеллекту для выработки стратегии поиска и формирования новой эволюционной ПАРАДИГМЫ, автор пытается нащупать те ценности, которые присущи человеку (всем или отдельным индивидами могут если и не составить содержание его жизни, то, во всяком случае, содействовать утверждению принципов коэволюции человека и биосферы, ее (биосферы) дальнейшего (устойчивого) развития. На взгляд Н.Н. Моисеева, ключ, способный открыть дверь в будущее человечества, окажется синтезом Разума итого иррационального начала, которое заложено в людях. Оттого, как Коллективный Разум сможет опереться на это иррациональное начало, и зависит судьба человека как биологического вида. И уже больше в приложении к проблеме современного экологического образования автор говорит Наука может формулировать необходимые ограничения, целую систему табу, но сможет ли человечество принять
19
Там же. – С. 8.
20
Там же. – Сих Каковы здесь возможные пути преодоления неизбежных противоречий и пути синтеза. В этом смысле, главная задача УЧИТЕЛЯ, по мнению автора, помочь найти каждому человеку свою Ночь Просветления. Так, автор, например, убежден, что тот, кто увидел рощицу лиственниц, тянущуюся вверх под защитой снежного великана, никогда не сможет стать новым русским, строящим уродливые кирпичные
«шатойки» (от французского - шато, то есть замок) и калечащим тем самым прелесть подмосковной природы»
21
Вот почему процессы и приемы обучения, используемые для того, чтобы научить человека владеть методами, разработанными на основе рационального мышления, совершенно неприменимы для воспитания того, что принято называть духовностью. Надо научиться показывать, даже иногда и не объясняя, услышавший да услышит При этом начинать надо с эстетического воспитания и образования, может прежде всего, с эстетического восприятия Природы. Таким образом, экологические мотивы являются определяющими в философских работах Н.Н. Моисеева. По его мнению, экологией сегодня принято называть науку о собственном доме, то есть о биосфере, ее особенностях и взаимоотношениях с человеком, а человека - с остальными людьми. Человек должен знать, что можно делать, а что нельзя ни при каких обстоятельствах. Но выучить - это еще полдела. Надо, чтобы он следовал обученному. Чтобы он просто не мог вести себя по- другому. Здесь, конечно, надо говорить и о самой структуре общества, ее институтах и многом другом, о том, что мне хочется назвать экологическим социализмом. Но это уже, хотя и близкая, но другая тема.… Сейчас же я хочу говорить о том, что человек в гораздо большей степени обучаем, чем это общепринято считать. Дав каждом человеке заложено некое иррациональное начало. У каждого человека свой собственный внутренний мир, непохожий на мир другого человека. Но духовные миры не возникают сами по себе и они вовсе неслучайны Там же. – С. 15-16.
22
Там же. – С. 16.

23 Отвечая на вопрос, каковы же пути выхода из современного, глубинного культурно-экологического кризиса, Н.Н. Моисеев говорит, что если люди хотят сохранить себя, свой род, то, что накоплено культурой за тысячелетия, им необходимо не только знать современные научные теории, но и научиться воспринимать те символы красоты, которые есть в окружающем нас мире или созданы человеком. Только тогда может возникнуть тот синтез, то единение с Природой, когда само понятие антропоцентризм потеряет смысл. Или термины антропоцентризм и «природоцен- тризм сделаются эквивалентными. Устойчивое развитие как обобщающая идея экологического образования На фоне отчетливого и глубокого понимания складывающейся глобальной ситуации развития современной цивилизации в последние два-три десятилетия очевидна интеграция действий международных организаций, правительств большинства государств, ученых, общественных объединений, нацеленных на разработку основательных оценок состояния и перспектив развития современной цивилизации, обоснования программ устойчивого развития биосферы. Методологической базой данного процесса стали труды известных отечественных ученых, в которых определяется сущность концепции устойчивого развития современной цивилизации. Соответственно, рассмотрение проблемы экологического образования в данном контексте невозможно без анализа (достаточно краткого, поскольку его проведение не входит в задачи нашего исследования) сущности отмеченных концепций. Так, В.А. Лось и АД. Урсул (2000) отмечают, что термин «sus- tainable» (англ. поддерживающий, длительный, устойчивый, непрерывный обычно использовался в биологической (общей) экологии для обозначения способности экологических систем сохра-
23
Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. - М Изд-во МНЭПУ,
1997. - Снять свою структуру и функции при воздействии внешних факторов. Словосочетание «sustainable development», переведенное на русский язык как устойчивое развитие, привлекло внимание мирового сообщество только после публикации доклада Наше общее будущее (1987)
24
Комиссии ООН по окружающей среде и развитию. Ее выводы в дальнейшем составили концептуальную основу решений, принятых в рамках Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро
25
, о жизненной необх
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей