Главная страница
qrcode

AnnotationАннотация издательства


НазваниеAnnotationАннотация издательства
Анкорvoennaya hitrost vladimir lobov[fb2gra tis.com].pdf
Дата26.08.2017
Размер5.89 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаvoennaya_hitrost_vladimir_lobov_fb2gratis_com.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#25404
страница1 из 24
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Annotation
Аннотация издательства: Книга посвящена малоизученной проблеме военного искусства — военной хитрости. Рассматривается ее использование в войнах, битвах и сражениях с древности до наших дней. На конкретных исторических примерах раскрываются секреты достижения победы с наименьшими затратами сил, времени и средств. Показывается универсальное значение характерных для военной хитрости принципов, методов и приемов для решения особо сложных и ответственных управленческих проблем в ситуациях повышенного риска. Приводятся извлечения из трудов теоретиков военной науки и видных военачальников.
Для слушателей военно-учебных заведений, командного состава воинских частей, ученых и специалистов, исследующих проблемы управления, для руководителей, принимающих ответственные решения в государственно-политической, финансовой и деловой сферах.
Представляет интерес для широких кругов читателей.
Лобов Владимир Николаевич
Из высказываний о войне и военной хитрости
Предисловие
Истоки военной хитрости
Мысли и суждения
В битвах в древние и средние века
В войнах Российской империи
Накануне и в ходе Второй мировой войны
Суждения и теория
Подготовка Германии к войне
Планы и действия фашистского блока
В операциях и боях Красной Армии
О военном искусстве англо-американских войск
Локальные войны и конфликты
Развитие взглядов и суждений
В войнах зарубежных государств
В Афганистане
В Чечне
Заключение
Приложения
Из документов Русской и Советской армий
Развитие военной хитрости в Первой и Второй мировых войнах
Из документов германской армии
Литература
Список иллюстраций

Лобов Владимир Николаевич
Военная хитрость

Из высказываний о войне и военной хитрости
Джаммапада:
Что бы ни сделал враг врагу или же ненавистник ненавистнику, ложно направленная мысль может сделать еще худшее.
Сунь-цзы:
Лучшее из лучшего — покорить нужную армию не сражаясь. Поэтому самая лучшая война — разбить замыслы противника; на следующем месте — разбить его союзы; на следующем месте — разбить его войска. Самое худшее — осаждать крепости.
Искусство генерала должно заключаться в том, чтобы держать противника в полном неведении относительно места сражения.
Поражения являются следствием собственных ошибок, а победы — результатом ошибок неприятеля.
Цао Гун:
В войне нет постоянной формы; искусство войны состоит в обмане.
Эпаминонд:
Для начальника армии наиболее существенным является понять план своего противника.
Вегеций:
Кто совершенно знает свои и неприятельские силы, редко бывает побиваем.
Макиавелли:
Спрятать часть своих сил и нанести противнику сокрушительный и внезапный удар,
который всегда доставит тебе верную победу.
Важно иной раз распустить слух... Хитрость эта часто приводила к успеху.
Разгаданный замысел дает победу тому, против кого он направлен.

Засада, которую ты не сумел вовремя рассмотреть, может погубить все войско, но она безвредна, если ты разгадал ее заранее.
Бойся обмана. Будь осмотрительнее, бойся неприятеля мысленно и принимай все необходимые меры.
Самое полезное — это всегда таить свои дела и мысли.
Лучший замысел — это тот, который скрыт от неприятеля.
Изобретательность, конечно, почетна во всяком деле, но в военном она приносит великую славу.
Петр I:
Паче всего не забывай дела ратного, дабы не уготовить себе судьбы Империи Византийской.
Больше побеждают разум и искусство, нежели множество.
Фридрих II:
Война всегда была первым из всех искусств.
Опыт без критической оценки не имеет серьезного значения. Мул Евгения Савойского,
сделавший с ним 20 походов, не сделался от этого более осведомленным в военном искусстве.
Неприятель — мой компас, по нему я и должен рассчитывать свои движения.
Никогда не атаковать с фронта ту позицию, которую можно обойти с фланга.
У меня всего один повар, но зато сто шпионов.
На войне нужны умение и счастье.
Суворов:
Без светильника истории тактика — потемки.
...Никогда не презирайте вашего неприятеля, каков бы он ни был, и хорошо узнавайте его оружие, образ действовать им и сражаться, свои силы и его слабости.
Изучение врага сделает тебя великим полководцем. Никакой баталии в кабинете играть не можно.
Умей пользоваться местностью, управляй счастьем.
Знание силы и незнание слабости противника приводит к панике, знание же слабости и незнание силы приводит к беспечности.
Кто испуган, тот побежден вполовину... Будь прозорлив, осторожен, имей цель определенную.
Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте.
На войне деньги дороги; жизнь человеческая еще дороже; а время дороже всего.
Одна минута решает исход баталии, один час — исход кампании, один день — судьбу страны.
Быстрота и внезапность заменяют число; натиск и удары решают битву.

Кто удивил — тот победил.
Того, что задумано в моей голове, не должна знать даже моя шляпа.
Кутузов:
Если бы мои планы знала моя подушка, я бы на ней не спал.
Наполеон:
Хороший полководец стоит половины армии.
Мой план кампании — это сражение; вся моя политика — успех.
Я предвижу заранее то, что может произойти, и не гений мне открывает это, а размышление, обдумывание.
Никогда не следует обнажать своей операционной линии — это азбука военного дела.
Тайна войны — в тайне сообщений.
Истинная мудрость полководца состоит в умении решаться.
Лучшее средство ни на что не решиться — это собрать военный совет.
Упущенный момент не вернется вовеки. Время на войне ценится по секундам.
Между сражением выигранным и проигранным — империи.
Клаузевиц:
На войне все просто, но эта простота трудно дается.
Сведения о противнике составляют основу всех целей и действий на войне.
Мольтке:
В войне, как и в искусстве, нет общих норм... Талант не может быть заменен правилами.
Большие успехи на войне не могут быть достигнуты без большого риска.
Бисмарк:
Великие исторические и политические вопросы (а следовательно, и судьба каждого народа)
решаются не иначе как кровью и железом.

Леер:
Как бы хороши ни были сами по себе планы, настоящую цену придает им только исполнение.
Драгомиров:
Изучают великие образцы военного дела не для того, чтобы им буквально подражать, но для того, чтобы проникаться их духом.
Остановиться мыслью на том, от чего зависит судьба тысяч голов, а иногда и кое-что поважнее, никогда не мешает.
Какие цели поставить, какие комбинации измыслить, дабы достижение их получилось легче и обошлось дешевле дело ума.
Чем позже вы дадите заглянуть в ваши карты неприятелю, тем лучше.
Никогда не думай о том, чтобы отбиться; но непременно — о том, чтобы побить.
Не та пуля страшна, которая вылетела, а которая в стволе сидит.
Лев Толстой:
Война — шахматная игра с той только маленькой разницей, что в шахматах над каждым шагом можно думать сколько угодно... и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, а на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты.
Свечин:
Только те оперативные загадки имеют успех, которые не могут быть вовремя разгаданы неприятелем.
Фрунзе:
Самым опасным является рутинерство, увлечение какой-нибудь определенной схемой и каким-нибудь определенным методом.
Жуков:
Методы и приемы обмана врага не могут быть шаблонными — всякий шаблон будет
разгадан.
Внезапность достигается главным образом обманом противника... Никогда не следует считать противника глупым и успокаивать себя, что он не сможет разгадать наших намерений и обмануть нас.
Пикуль:
Знаменитый русский математик Остроградский утверждал: «Правила в математике существуют только для бездарностей». Знаменитый полководец, принц Мориц Саксонский говорил: «Все науки имеют правила, лишь одна война не имеет правил». Может быть, в военном деле, как и в искусстве, правила только мешают?
Из народной мудрости:
Не копьем побивают, а уловкой.
Ум без догадки гроша не стоит.
Ум есть у многих, да ловкость не у всякого.
Сначала взвесь, потом дерзай.
Нападай там, где враг не ждет.
Бей врага огнем да штыком, а побеждай хитростью.
Премудрость одна, а хитростей много.
Побеждает не тот, кто пересилит, а тот, кто передумает.
Впереди мужества — хитрость.

Предисловие
Читатель, несомненно, обратил внимание на высказывания выдающихся личностей о значении военной хитрости в достижении победы и смог сделать однозначный вывод — она применялась во все времена. Как и все живое в природе, человек наделен способностью притворяться, изворачиваться, обманывать. Однако в отличие от богомола или хамелеона, он выстраивал свою хитрость в голове. «Хитрость, — находим мы в словаре В. Даля, — ... уменье,
искусство, ... умственная ловкость, изворотливость, тонкость и острота соображений, уменье достигать своей цели, нередко обманом; лукавство, коварство». Обман же, по Далю, — «ложь,
выдаваемая за истину; хитрость...».
В «Словаре русского языка» С. Ожегова говорится: «Хитрый... скрывающий свои истинные намерения, идущий непрямыми, обманными путями к достижению чего-нибудь»; понятие
«обман» в этом словаре трактуется как «ложное представление о чем-нибудь, заблуждение».
Другие словари и энциклопедии поясняют: «Обман... состоит в сообщении ложных сведений о положении дела или в извращении истинных фактов»; «обман — умышленное введение в заблуждение кого-либо путем сообщения ему заведомо ложных сведений или сокрытия от него действительности».
Следовательно, хитрость — это действия в целях обмана и получения определенной выгоды.
Вполне естественно, что хитрость испокон века обнаруживалась в любой сфере человеческой деятельности: в повседневной и деловой жизни, в экономике и политике, в быту и любви. В военной среде также находились люди, стремившиеся добиться победы в войне, битве с помощью хитрости. Со временем появилось понятие «военная хитрость». Ее сущностью является внезапность каких-либо военных действий, достигнутая скрытностью их подготовки и введением противника в заблуждение относительно этих действий. Следовательно, под военной хитростью мы будем понимать теорию и практику скрытности и введения противника в заблуждение.
История военного искусства от древнейших времен до наших дней свидетельствует о том особом значении, которое имела военная хитрость в войнах всех времен и народов. Вооруженная борьба — это столкновение сторон, во главе войск стоят люди, и от их умения и опыта во многом зависят ход и исход военных действий. С этой точки зрения сражение на поле боя является и сражением умов. Говоря словами Сунь-цзы, «Все войны основаны на хитрости».
Хитрость в войне всегда расценивалась как рациональный и необходимый вид деятельности, так как она выступала как коэффициент силы, т.е. увеличивала силу или мощь удачливого хитреца. Отказ от использования хитрости в войне подрывал собственную силу.
Поэтому, когда все другие элементы силы в войне были равны, хитрость позволяла экономичнее использовать свои возможности, достигая более быстрой победы с наименьшими затратами и жертвами. В случае неравенства соперников хитрость помогала более слабой стороне компенсировать количественное или другое отставание. По этой причине сторона, находившаяся в невыгодном положении, часто получала более мощный стимул к использованию хитрости в стратегии и тактике.
Выдающиеся полководцы побеждали, потому что при прочих равных условиях превосходили противника в гибкости ума и твердости воли, творчески использовали принципы военного искусства, умножая их эффективность в данной конкретной обстановке. По мере возможности они заставляли работать на себя даже неблагоприятные факторы, навязывали врагу свой план действий, наносили ему внезапные удары с самой неожиданной и наиболее
чувствительной для него стороны. Они не считали решающим фактором успеха одну только силу — сама по себе она. еще не определяет характера и исхода борьбы. Ведь навязать свою волю, достичь победы меньшими силами над превосходящим противником возможно лишь тогда, когда творчески и умело используются достижения военного искусства, когда новые средства и приемы вооруженной борьбы надежно скрыты от противника и он введен в заблуждение относительно замыслов, наличия сил и готовности к действиям.
В несомненной важности военной хитрости для достижения успеха в бою, сражении или войне заключена, как нам представляется, актуальность проблемы и для сегодняшнего дня.
Актуальность рассматриваемой темы вытекает также из той простой истины, что, к сожалению, хитрость — это творчество, искусство, а не точная наука или даже не ремесло.
Бытует мнение, что одни военные или политическое лидеры имеют склонность к хитрости, а другие нет. В этой связи можно услышать, что нельзя обучить хитрости, как невозможно обучить кого-либо оригинальной живописи. Вполне возможно, что именно так и обстоит дело с обучением военной хитрости. Но никто не может утверждать, что нельзя научить человека отличать оригинальную живопись от подделки. Человек, как известно, очень часто оказывается в запутанных и двусмысленных ситуациях, выходить из которых, как правило, сложно и болезненно. Если это случается при нормальных обстоятельствах, то вероятность того, что он разрешит проблемы качественнее и быстрее, достаточно высока. Ну а в сложных условиях?
Фильтруя информацию, личность должна выделить из нее то, что ей нужно и на что она способна, а если потребуется, то отделить зерна истины от плевел обмана. Как показал исторический опыт, со столь сложной задачей может справиться только человек, мозг которого подготовлен и натренирован в гибкости восприятия окружающей действительности. Стать такой личностью в военной области можно, если серьезно изучать историю военного искусства, ибо боевая практика, как правило, ограничена во времени.
Английский лорд Клингтон, посетив в 1799 году А. В. Суворова, писал одному из своих знакомых: «Сейчас выхожу я из ученнейшей военной академии, где были рассуждения о военном искусстве, о Ганнибале, Цезаре, замечания на ошибки Тюррена, принца Евгения, о нашем
Мальбруке, о штыке и пр., и пр. Вы, верно, хотите знать, где эта академия и кто профессор?
Угадайте... я обедал у Суворова». Суворов стал Суворовым, во многом потому, что знал о военном деле больше других.
В современных условиях армии ведущих государств мира стоят на пороге качественного скачка в применении военной хитрости. Он вызван в первую очередь разработкой и внедрением новейшей космической, авиационной, компьютерной и другой техники, многократно возросшими возможностями в передаче и приеме информации. Возможно, будущая хитрость потребует работы преимущественно специалистов по электронике и ЭВМ. Однако эффективность их работы по планированию военной хитрости на случай войны не может быть высокой без досконального знания богатейшего исторического опыта.
Наконец, актуальность рассматриваемой проблемы определяется недостаточной ее разработанностью отечественными исследователями. Непосредственно о военной хитрости и смекалке писали Т. А. Дуброва, И. В. Крюков, Ф. И. Селиванов, В. Быковский, Б. В. Сергеев. В их работах рассматривались лишь боевые эпизоды из опыта Великой Отечественной войны или примеры из войн прошлого. Каких-либо теоретических обобщений не проводилось. Вместе с тем проблемы военной хитрости находили отражение в трудах по маскировке, оперативной маскировке и внезапности. В них довольно подробно излагались способы скрытности и обмана
(дезинформации), т.е. как раз того, что составляет сердцевину военной хитрости.
Вопросы внезапности, а вместе с ними и применения военной хитрости для ее достижения,
рассматривались также в периодических изданиях, в частности в «Военной мысли», «Военном
вестнике» и «Военно-историческом журнале». В последнем не только описывались поучительные эпизоды, но и делалась попытка дать определение внезапности, скрытности,
маскировки и оперативной маскировки, раскрыть способы достижения внезапности, приемы маскировки и т. д. Однако в подавляющем числе статей совершенно не анализировалась военная хитрость как категория военного искусства. Она как бы даже игнорировалась.
Значительно дальше отечественных ученых продвинулись их зарубежные коллеги. В США,
Великобритании и других государствах исследования военной хитрости ведутся в трех направлениях. Во-первых, изучаются глубинные психологические основы хитрости вообще и военной хитрости в частности. Во-вторых, анализируется межвидовой обман в природе. В- третьих, исследуются многие случаи военной хитрости. На эту тему написано большое количество трудов. Для примера можно привести работу Шервин Рональда Дж. и Бартон Воли
«Понимание стратегического введения противника в заблуждение: 93 случая».
Сам собой напрашивается вывод: хотя многие отечественные военные исследователи и затрагивали в своих трудах тему военной хитрости, однако популярные брошюры и статьи,
иллюстрирующие отдельные примеры воинской смекалки, находчивости и военной хитрости, не могут удовлетворить возросший интерес военного читателя к этой проблеме. Чтобы в какой-то мере ликвидировать дисбаланс в исследованиях военной хитрости российскими и иностранными учеными, предпринимается очередная попытка раскрыть проблему, но теперь уже более углубленно, с анализом современных взглядов на военную хитрость, с привлечением новых фактов и материалов, особенно по локальным войнам ушедшего столетия.
Зададимся вопросом: каковы же условия, способствующие развитию искусства хитрости? В
первую очередь необходимо, чтобы человек-хитрец мог видеть события с точки зрения противника. Это требует, естественно, хорошего знания его культуры, языка, мышления, образа действий, традиций и т.п. Военный человек должен к тому же отлично знать все сильные и слабые стороны военной машины противника, а этого практически невозможно достичь без знания военной истории. Далее. Разрабатывая приманку или хитрую уловку, хитрец должен быть практичным и иметь богатое воображение, обладать гибким умом — умом, который работает,
расчленяя увиденное или услышанное, а также идеи, концепции или «слова» на составляющие их компоненты, а затем комбинировать их самым различным образом. Он должен уметь преодолевать обычный образ мышления, шаблоны, отметать заготовки, навязываемые ему идеи.
Такие качества человек, особенно военной профессии, не может получить с молоком матери. Он должен пройти школу военной службы, приобрести опыт и овладеть необходимыми знаниями, в том числе и военно-историческими.
На примерах из истории прошлых и современных войн каждый, кто заинтересован в достижении высот профессионализма, увидит, что умение применять военную хитрость зависит от уровня общих и военных знаний командиров и военачальников, их творческого мышления, от умения предвидеть ход событий и организовать действия своих войск, от знания противника и его средств борьбы, от умения искусно применять оружие, боевую технику, приемы и способы ведения боя, операции, учитывать место и время действий.
Вполне понятно, что накопленный столетиями опыт применения военной хитрости в войнах является исторической ценностью и требует внимательного изучения.
Предпринятое в данной работе исследование на материале войн прошлого позволяет определить значение военной хитрости для достижения победы.
Чтобы читатель получил четкое представление о развитии теории и практики военной хитрости от ее зарождения до настоящего времени, книга разбита на три главы. Первая глава называется «Истоки военной хитрости». В ней рассматривается опыт применения военной хитрости в войнах древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. Далее следуют
главы «Накануне и в ходе Второй мировой войны» и «Локальные войны и конфликты», название которых говорит само за себя.
В книге делается попытка полнее раскрыть все стороны военной хитрости. Насколько это удалось — судить читателю. У автора нет претензии на бесспорность всех суждений, однако им поставлена проблема и сделана очередная попытка обратить на нее внимание, определить роль,
место и значение военной хитрости в развивающемся военном искусстве, выявить особенности ее форм и способов. Назрела необходимость поднять богатейший исторический пласт солдатской находчивости и смекалки, обнародовать огромный опыт солдатских «хитростей»
непосредственно в бою. Нужно продолжить исследование темы в этом направлении и делать все возможное, чтобы внедрить полученные результаты в боевую практику. На это указывает и этого требует опыт прошедшей и настоящей боевой действительности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов


связь с админом