Главная страница | Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей |
|
Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей М. Аст Астрель, 2007. Оглавление
Критерии оценки (для всех заданий): 4 балла - правильное выполнение задания; 3 балла - отмечаются лишь единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно; 2 балла - небольшая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после стимулирующей помощи; 1 балла - большая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после подсказки; 0 баллов - большая часть задания выполняется с ошибками, которые не исправляются после помощи. 2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо. Инструкция: «Логопед покажет рукой твою картинку, где изображен один предмет или несколько, а ты скажи, чего у логопеда нет».
3. Родительный падеж с предлогами для обозначения места (у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо). Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке». Откуда вылезает собака? ... Из конуры. Где стоит миска? ... Около конуры. Откуда слетел петух? ... С крыши конуры. Откуда вышла курица? ... Из-за конуры. Откуда собака достала кость? ... Из-под конуры. 4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения. Инструкция: «Ответь на вопросы». К кому пришел врач? ... к маме. Где едут машины? ... по дороге. Где плывет пароход? ... по морю. Куда подъехал автобус? ... к остановке. 5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица. Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке: кому принесли еду?» Кошка - кошке - кошкам Заяц - зайцу - зайцам Лошадь - лошади - лошадям Утка - утке - уткам Собака - собаке - собакам 6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта. Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь, кого (что) ты видишь?» Слон - слона - слонов Медведь - медведя - медведей Озеро - озеро - озёра Белка - белку - белок Зеркало - зеркало - зеркала Ёж - ежа - ежей Дом - дом - дома 7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: куда?» Куда укатился мяч? ... под диван. Куда положили мяч? ... на диван. Куда закатился мяч? ... за диван. Куда забили мяч? ... в ворота. 8. Творительный падеж для обозначения орудийности. Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь: чем?»
9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над для обозначения места, совместности. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? ... с кем? ... с чем? ...»
10. Предложный падеж для обозначения места и объекта. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? ... о чем? ...» Где стоит ваза? ... на столе. Где плавают рыбки? ... в аквариуме. Где лежат книги? ... на полке. О чём мечтает девочка? ... о кукле. О чём мечтает мальчик? ... о мяче. III. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ Предлагаются задания на выявление согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. 1. Именительный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи: какой предмет нарисован? Какие предметы нарисованы?»
Критерии оценки (для всех видов заданий): 4 балла - правильное выполнение задания; 3 балла - отмечаются лишь единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно; 2 балла - небольшая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после стимулирующей помощи; 1 балла - большая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после оказания помощи; 0 баллов - большая часть задания выполняется с ошибками, которые не исправляются после помощи. 2. Родительный падеж. Инструкция: «Ответь, чего не стало?»
3. Дательный падеж. Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке: кому принесли еду?»
4. Винительный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кого (что) ты видишь?»
5. Творительный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: каким? ... чем? ... где? ... с кем? ... с чем?» Гладят белье - чем? ... каким? - горячим утюгом. Ловят рыбу - чем? ... какой? - длинной удочкой. Режут хлеб - чем? ... каким? - острым ножом. Растет гриб? - где? ... под какой? - под густой ёлкой. Играет мальчик- с кем? ... какой? - с большой собакой. Висит лампа - где? ... над каким? - над круглым столом. Девочка играет- с чем? ... с каким? - с красным мячом. б. Предложный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? ... о чем? ... на каком? ... о какой?» Стоит ваза - где? ... на каком? - на круглом столе. Плавают рыбки - где? ... в каком? - в большом аквариуме. Лежат книги - где? ... на какой? - на верхней полке. Живет медведь - где? ... в каком? - в густом лесу. IV. СОГЛАСОВАНИЕ ГЛАГОЛА С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, С МЕСТОИМЕНИЕМ 1. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: что делала девочка? Что делал мальчик?»
2. Изменение числа глагола. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: кто? что делает? кто? что делают?»
3. Согласование глагола и местоимения в настоящем времени. Инструкция: «Ответь: что делаю? что делают? Я, ты, он, она, они, мы, вы».
V. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ 1. Составление словосочетаний: имя существительное с притяжательным местоимением. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: о каких из нарисованных предметов можно сказать - мой, моя, моё, мои?»
Критерии оценки - см. V этап обследования. 2. Составление предложений на согласование имени существительного с притяжательным местоимением. Инструкция: «Составь предложение с местоимениями (словами) «мой», «моя», «моё», «мои» с опорой на предметные картинки». Кубики (мои) - … - мои кубики лежат на полу Пальто (моё) - … - … Кружка (моя) - … - … Рисунок (мой) - … - … Лыжи (мои) - … - … VI. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО И ЧИСЛИТЕЛЬНОГО 1. Именительный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинки и назови количество предметов на картинке».
2. Родительный падеж Инструкция: «Посчитай на столе карандаши. Сколько их? Пять. Логопед будет прятать карандаши, а ты ответь: сколько карандашей не хватает?» 1 - Одного карандаша. 2 - Двух карандашей. 3 - Трех карандашей. 4 - Четырех карандашей. 5 - Пяти карандашей. Для иллюстрации использования системы обследования, предложенной в учебном пособии, приводим график № 6 профиля развития грамматического строя речи ребенка со стертой дизартрией. На графике прослеживается структура дефекта. Отражены минимальным баллом несформированные языковые навыки, а наивысшими баллами - наиболее сформированные. См. график № 6. Профиль грамматического строя речи ребенка со стертой дизартрией и ОНР График № 7 Параметры исследования Обследование синтаксического оформления высказывания. (Выявление структурных аграмматизмов.) 1. Повторение предложений. 2. Составление простой модели предложений по картинам. (Подлежащее + сказуемое + простое дополнение.) 3. Составление сложной модели предложений по картинкам с простыми и сложными предлогами. 4. Составление предложений повышенной сложности с прямым и косвенным дополнением. 5. Составление предложений из слов в начальной форме. 6. Верификация предложений. 7. Дополнение предложения предлогами. 8. Завершение союзного предложения словосочетанием. 9. Составление сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов. Управление. (Выявление морфемных аграмматизмов.) 10. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных. 11. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо. 12. Родительный падеж с предлогами для обозначения места. 13. Дательный падеж с предлогами для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения. 14. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица. 15. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта. 16. Винительный падеж с предлогами для обозначения места. 17. Творительный падеж для обозначения орудийности. 18. Творительный падеж с предлогами для обозначения места, совместности. 19. Предложный падеж для обозначения места и объекта. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. 20. Именительный падеж. 21. Родительный падеж. 22. Дательный падеж. 23. Винительный падеж. 24. Творительный падеж. 25. Предложный падеж. Согласование глагола с именем существительным, с местоимением. 26. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. 27. Изменение числа глагола. 28. Согласование глагола и местоимения в настоящем времени. Согласование имени существительного с притяжательным местоимением. 29. Составление словосочетаний. 30. Составление предложений. Согласование имени существительного и числительного. 31. Именительный падеж. 32. Родительный падеж. Выводы1. Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксическая структура предложения) осуществляется на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. 2. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. А.Н. Гвоздев выделяет три периода формирования грамматического строя речи. 3. Первый период развития грамматического строя речи характеризуется появлением однословного предложения, а затем и предложений из нескольких слов-корней. 4. Второй период развития грамматического строя речи характеризуется появлением первых форм слов, началом использования флексий, а также появлением служебных слов для выражения синтаксических связей и отношений. 5. Третий период в развитии грамматического строя речи характеризуется усвоением морфологической системы языка. 6. У детей со стертой дизартрией отмечается как морфемные, так и структурные аграмматизмы. 7. Наличие ошибок, выражающихся в замене окончаний любого падежа нулевой формой (т.е. формой именительного падежа), является признаком полной несформированности грамматической категории падежа. 8. Ошибки, выявленные при построении простого предложения, выражающиеся в нарушении согласования имени существительного и глагола, говорят о недостаточной сформированности грамматического, синтаксического оформления высказывания, характерного для детей с ОНР II уровня. 9. Согласно онтогенезу, такие грамматические категории, как категория числа существительных и глаголов, а затем чуть позднее и категория рода, появляются достаточно рано. Наличие ошибок, связанных с категорией числа и рода, свидетельствуют о грубых аграмматизмах. 10. У детей со стертой дизартрией аморфное, неполное оформление окончаний (флексий) у прилагательных является неблагоприятным фактором, свидетельствующим о выраженных аграмматизмах, который в школьном возрасте могут отразиться на письме. 11. Поскольку у детей со стертой дизартрией, соответствующих по степени сформированности языковых средств третьему уровню, предполагается развернутая фразовая речь, то задача при обследовании заключается не только в констатации ошибок в грамматическом строе, но и в определении правильно сформированных грамматических средств языка. Предлагаемый график отчетливо демонстрирует, что сформировано в грамматическом строе, а что пока, недоступно ребенку. 12. Наиболее распространенными являются у детей с ОНР ошибки, связанные с заменой родовых окончаний. Основные трудности у дошкольников со стертой дизартрией возникают в употреблении словосочетаний среднего рода единственного числа. Лучше всего дети усваивают словосочетания имен прилагательных с именами существительными женского рода. Большое разнообразие ошибок имеется при употреблении суффиксов имен прилагательных, что говорит о больших трудностях в усвоении морфологической структуры слова. 13. Одним из прогностических признаков при обследовании возможности словоизменения существительных по всем падежам является обследование предложного управления. Образование неправильной падежной формы существительного свидетельствует об общем недоразвитии речи. 14. При обследовании синтаксического уровня сформированности грамматического строя речи выясняют, какие виды предложений доступны ребенку, какие синтаксические конструкции сформированы. При этом анализируется характер связи слов в предложении. 15. При обследовании словоизменения существительных по всем падежам выявленные ошибки, связанные с неумением пользоваться падежными окончаниями единственного числа, говорят о низком уровне развития грамматических средств языка. Учебные вопросы и задания1. Какие периоды выделены А.Н. Гвоздевым в развитии грамматического строя речи ребенка в онтогенезе? 2. Как называется первый период развития грамматического строя речи? В каком возрасте появляется в норме этап однословного предложения? 3. Как называется второй период развития грамматического строя речи в онтогенезе? В каком возрасте появляются первые формы слов в норме? 4. Когда наступает в норме этап использования флективной системы языка (окончаний) для выражения синтаксических связей слов? 5. Когда ребенок в норме усваивает служебные слова для выражения синтаксических отношений? 6. Как называется третий период развития грамматического строя речи? Когда в норме ребенок усваивает морфологическую систему языка? 7. У детей со стертой дизартрией отмечается как морфемные, так и структурные аграмматизмы. В чем они выражаются? 8. Обследуйте грамматический строй речи ребенка - синтаксическое оформление высказывания. 9. Проведите обследование по выявлению морфемных аграмматизмов. 10. Обследуйте согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже. 11. Постройте график - профиль грамматического строя речи ребенка-дошкольника. перейти в каталог файлов Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей | |