Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Документ Microsoft Office Word (2). Опыт работы по использованию компьютерных технологий в формировании лексико грамматических средств языка у воспитанников Дома ребёнка


Скачать 28.91 Kb.
НазваниеОпыт работы по использованию компьютерных технологий в формировании лексико грамматических средств языка у воспитанников Дома ребёнка
Дата22.09.2019
Размер28.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Office Word (2).docx
ТипРешение
#63514
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Опыт работы по использованию компьютерных технологий в формировании лексико – грамматических средств языка у воспитанников Дома ребёнка.

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста, имеющих задержки речевого развития разной этиологии.

В современной дефектологии и логопедии решение это проблемы осуществляется с учётом закономерностей речевого развития детей в норме на первом этапе онтогенеза.

А.Н. Гвоздев в своих исследованиях, посвящённых этому вопросу, выделяет 2 этапа формирования грамматического строя речи. Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье. На втором этапе происходит осознание ребёнком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.

Однако речевое развитие детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа, имеет ряд специфических особенностей, которые и определяют методику работы по формированию грамматического строя речи.

Известно, что дети, воспитывающиеся в закрытых детских учреждениях, отстают в развитии речи (Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов, 1940; Е.К. Каверина, 1950; М.Ю. Кистяновская, 1970; Ф.И. Фрадкина, 1955 и др.). Активная речь у них возникает позже, чем у детей, растущих в семьях. Дошкольники из Домов ребёнка реже используют речь в общении со взрослыми, чем дети, растущие в семье; их речь беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций и лексике, изобилует неточными звуками. (М.И. Лисина, 1974; «Общение и речь…», 1985). Существуют различные причины подобного отставания (состояние здоровья ребёнка, социальная ситуация развития и т.д.), но практический опыт работы доказывает, что компенсация задержки развития речи, в частности преодоление нарушений грамматического стоя, возможны только в результате специально организованной практической работы.

На основании исследований учёных и методистов НИИ коррекционной педагогики и кафедр олигофренопедагогики ВУЗов России было разработано методическое обоснование системы практического овладения грамматическим строем русского языка, нашедшее своё отражение в практических пособиях Даниловой Л.А., Ефименковой Л.Н., Жуковой Н.С., Журовой Л.Е., Каше Г.А., Лалаевой Р.И., Лопатиной Т.В., Мастюковой Е.М., Мелеховой Р.В., Семеновой К.А. и др.

Формирование практических грамматических умений осуществляется на специальных занятиях с логопедом-дефектологом. Их цель – практическое усвоение, конкретизация и автоматизация у детей грамматических закономерностей и обобщений.

Можно выделить 3 типа занятий по формированию грамматического строя речи:

Знакомство с новым материалом (развитие пассивного словаря, формирование и развитие структуры значения слова)

Закрепление практических грамматических умений (введение слова в систему лексических связей, формирование грамматического значения слова)

Повторение и контроль усвоения грамматических обобщений и практических умений (развитие коммуникативных навыков).

Наиболее значимыми для формирования практических грамматических умений являются занятия по закреплению, предполагающие автоматизацию и конкретизацию изученных грамматических закономерностей и обобщений в системе тренировочных упражнений. Но следует учитывать, что дети, живущие в Домах ребёнка, имеют сниженный уровень коммуникативных навыков (Лисина М.И., Дубровина И.В., Рузская А.Г. и др.). Для них характерна в целом сравнительно низкая активность (малое количество обращений, невысокая их интенсивность), устремлённость к личным контактам примитивного содержания; слабо представленный интерес к деловому сотрудничеству, ограниченный рамками бытовой сферы самообслуживания, невключённость старшего партнёра в познавательную деятельность ребёнка. Всё это приводит к необходимости увеличения повторений и контроля за усвоением грамматических обобщений и практических умений не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребёнка. Кроме специально организованных занятий учителю-дефектологу необходимо корректировать процесс общения ребёнка с окружающими его взрослыми и детьми, добиваясь большей коммуникативной эффективности.

Традиционные формы проведения занятий по развитию речи предполагают использование разнообразных методов и приёмов (применение наглядного материала, дидактических игр и упражнений, элементов эксперимента, создание проблемных ситуаций, стимулирующих познавательную активность ребёнка и т.д.). В настоящее время компьютерные технологии всё чаще используются в обучении детей, в том числе и дошкольного возраста. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушением развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1986; 1988; О.И. Кукушкина, 1994; И.А. Филатова, 1993 и др.). Современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей. Сложная структура задержки речевого развития у детей – воспитанников Домов ребёнка определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Л.С. Выготский, 1960; Н.И. Жинкин, 1958; Г.В. Гуровец, С.Н. Маевская, 1978; Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская, 1974 и др.) в контексте использования специализированных компьютерных технологий.

Оптимальному решению данной задачи способствует специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры» (автор Лизунова Л.П., Пермь, 2004). Эта программа предназначена для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи разной этиологии, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объёмные изображения, звуковой сопровождение действий, познавательность упражнений и весёлый ведущий Тигрёнок – всё это делает программу привлекательной для детей, способствует повышению мотивационной способности к занятиям.

Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»:

- системный и деятельный подход к коррекции нарушений речевого развития;

- игровая форма обучения;

- интерактивность;

- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

- дифференцированный подход к обучению. Программа содержит различные по сложности варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;

- объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корректируемой функции, её состояния в процессе работы и её конечные данные;

- создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

В программе более 50 упражнений, объединённых в 4 тематических блока, представляющих основные компоненты коррекционной работы. Все они использовались мною на логопедических занятиях. Некоторые упражнения использовала как часть занятий по традиционным методикам (блок «Просодика» → упражнение «Ветерок», «Пузыри» и т.д.).

Но более эффективно использование программы «Игры для Тигры» зарекомендовало себя на индивидуальных занятиях.

Подробнее остановлюсь на блоке «Лексика». Упражнения блока направлены на решение следующих задач коррекционной работы:

расширение объёма пассивного словаря;

формирование и развитие структуры значения слова, введение слова в структуру лексических связей;

организация семантических полей;

формирование грамматического значения слова;

развитие коммуникативных навыков.

Блок включает в себя 3 модуля, каждый модуль включает в себя упражнения:
Модуль
Упражнения
I модуль «Слова»
«Разложи предметы», «Четвёртый лишний», «Найди четвёртого», «Что из чего»
II модуль «Словосочетания»
«Кто сказал «Мяу»? (4 варианта)
III модуль

«Валентность»
«Чей домик?» «Профессии», «Действия», «Признаки»
Материал, предложенный в программе, легко вписался в существующую систему логопедических занятий, сделал её эффективнее, интереснее. Определённая лексико-грамматическая тема, изучаемая на подгрупповом занятии (занятие первого типа по ознакомлению с новым материалом). (Приложение 1)

Затем отрабатывается на индивидуальных занятиях (занятия второго и третьего типа соответственно – введение слова в систему лексических связей; повторение и контроль). (Приложение 2)

Работа по формированию грамматического строя речи требует многократных упражнений, использование компьютерных технологий стимулирует познавательную активность, интерес ребёнка к деятельности.

Практическое использование данной программы позволило мне выделить специфику индивидуальных занятий. Отработка нового материала делится на несколько этапов:

-
-
Работа за компьютером – занятие очень увлекательное, но очень утомительное, поэтому в занятия обязательно включаются традиционные элементы: артикуляционная гимнастика, элементы массажа рук и лица (по индивидуальным назначениям), пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки. (Приложение 3) (Приложение 4)

Использование данной программы улучшило эмоциональное и психическое состояние детей, стало дополнительным стимулом в их развитии. Дети стали больше общаться с другими сотрудниками, рассказывать о своих занятиях. Неуверенные, робкие дети стали более уверенны в своих действиях на занятиях; невнимательные, неусидчивые дети стали более организованны. У всех детей улучшилась речь активная, стала интереснее игра.

Полученные сведения позволили сделать следующий вывод: использование компьютерной технологии «Игры для Тигры» позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса в целом, развития речи в частности.

Приложение 1

Конспект непосредственно – организованной деятельности .

Форма организации: разновозрастная подгруппа (3-4 ребёнка, имеющих сходные уровни НПР (нервно – психического развития)).

Тема:

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Была в лесу белка»

Рисование «Орешки для белочки»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Рисование».

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Цель:

Познакомить детей с диким животным (белкой) и её детёнышами (бельчатами).

Учить слушать рассказ, понимать содержание, отвечать на вопросы.

Учить малышей рисовать круглые орешки фломастером.

Способствовать проявлению заботы, чуткого отношения к белочкам.

Развивающая среда: белка-игрушка, иллюстрация, изображающая белку в дупле; фломастеры, лист бумаги с нарисованной по контуру белкой и орехом.

Содержание:

Учитель-дефектолог рассказывает, что к детям в гости пришла белка (рассматривание игрушки, называние основных частей тела). Дефектолог обращает внимание детей на то, что у белки маленький рот, острые зубки. Обращаясь к белочке, говорит о том, что у ребяток тоже красивые белые зубки (комплекс артикуляционной гимнастики).

Затем детям показывается иллюстрация. Взрослый рассказывает, что белка живёт в лесу, умеет прыгать с ветки на ветку. Домик белки – дупло. (Речь взрослого сопровождается показом).

Дефектолог читает рассказ Л.Н. Толстого «Была в лесу белка»

Была в лесу белка, и были у белки дети. Жили белки в дупле. Пришли Миша и Коля и взяли их к себе, и белки жили у них в клетке.

Далее: вопросы к детям:

- В чем жила белка в лесу?

- Кто забрал белку и её детей?

- Где жили белки у Миши и Коли?

Рассказ читается ещё раз.

Физкультминутка.

Дефектолог рассказывает, что больше всего на свете белочка любит есть вкусные орешки. Далее дети рассматривают орешек в лапках у белочки, определяют его размер («маленький»), форму («круглый»), цвет («коричневый»).

Взрослый показывает, как нарисовать орешки. Дети обводят контур черным фломастером, педагог закрашивает рисунок коричневым.

В конце занятия дети дарят рисунки белочке, педагог благодарит детей за заботу и доброту.

Приложение 2

Конспект индивидуального интегрированного логопедического занятия.

Тема:

Выполнение упражнения «Чей домик?» (1-й вариант). (Программа «Игры для Тигры» → блок «Лексика» → модуль «Валентность»).

Рисование «Орешки для белочки»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Рисование».

Цель:

Расширять активный словарь («дупло», «гнездо», «нора» и т.д., названия животных и птиц).

Учить самостоятельно строить и использовать в речи простые грамматические конструкции (простое предложение с простым дополнением).

Закреплять правильное использование в речи предлога «в».

Закреплять умение рисовать фломастером круглую форму («орешек»).

Развивающая среда:

белка-игрушка; ПК с программой «Игры для Тигры»; фломастеры, лист бумаги с нарисованной по контуру белкой и орехами.

Содержание:

Логопед – дефектолог предлагает ребёнку вспомнить предыдущее занятие про белку. Рассказывает, что белочка долго гостила у ребят, а когда вернулась к себе в лес, забыла, в каком домике она живёт, нужно помочь белочке.

Выполняется упражнение «Чей домик?»

Физкультминутка с элементами артикуляционной гимнастики и гимнастики для глаз.

Дефектолог спрашивает ребёнка о том, с кем белочка живёт в лесу. Предлагает нарисовать им подарок – орехи.

Взрослый напоминает, как рисовать орехи. Ребёнок сам выполняет задание: обводит контур, закрашивает орехи (может быть с помощью взрослого).

В конце занятия белка благодарит ребёнка за подарок. Дефектолог спрашивает ребёнка, за что его поблагодарила белочка. Если ребёнок сам затрудняется сформулировать ответ, взрослый разъясняет. (Эту часть занятия хорошо проводить в неформальной обстановке: убирая пособия, выходя из логопедического уголка в группу и т.д.).

Приложение 3

Физкультминутки

* Ветер дышит (с элементами дыхательной гимнастики)

Ветер дышит, дышит→ Руки вверх – глубокий вдох

И деревья все колышет.→ Руки в стороны, взмах кистями.

Ветер тише, тише,→ Снова руки вверх – глубокий вдох.

А деревья выше, выше. → Руки вниз – продолжительный выдох.

* Мы ладонь к глазам приставим

Мы ладонь к глазам приставим,→ Ладонь как «козырёк»

Ноги крепко расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво. → Движения по тексту

И налево надо тоже

Посмотреть из-под ладошек.

И направо! И ещё

Через левое плечо!

*Ох, ох, что за гром?

Ох, ох, что за гром?→Руки к щекам, наклоны в сторону

Муха строит новый дом.→Движения, имитирующие

работу молотка

Молоток: тук-тук,→Хлопки руками

Помогать идёт петух.→Шаги вперёд

с высоким подниманием голени

Приложение 4

Гимнастика для глаз ребёнка

Основной комплекс проводится по подражанию взрослому,

под счёт (от 1 до 5).

Быстро закрыть глаза, посидеть спокойно (счёт до 5)

Крепко зажмурить глаза (до 5), открыть и посмотреть вдаль (в окно, на яркую игрушку в руках взрослого).

Вытянуть правую руку вперёд (взрослый сам вытягивает руку ребёнка). Пальцы сложены в указательном жесте. Следить глазами за движениями указательного пальца вправо-влево, вверх-вниз (если ребёнку сложно самому выполнить движение, взрослый использует приём «за ребёнка»).

В среднем темпе сделать 3-4 круговых движений глазами вправо, затем влево. Это упражнение получается не у всех детей, используется выборочно.

Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть левой руки и наоборот.

Указательными пальцами поделать точечные массирующие движения верхних и нижних век (приём «за ребёнка).

В комплексе можно использовать яркие игрушки, маски-шапочки, цветные напалечники и т.д.

Литература:

1.Антипина Л. А. Использование компьютерной технологии в дошкольном учреждении [Текст] // Мультимедиа технологии в современном образовании: мат. I Всеросс. научно-метод. конф. (г. Петрозаводск, август 2012г.). — Петрозаводск, 2012. — С. 13–15.
2.Бурачевская О. В. Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 137–140.
3.Гордеева И. А. Интерактивные развивающие игры с использованием информационно-коммуникативных технологий в работе логопеда [Текст] / И. А. Гордеева // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 149–150.
4.Игры и упражнения // Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». URL: https://mersibo.ru/voxflex (дата обращения: 8.02.2016).

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей