МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Пензенский государственный университет им. В.Г. Белинского
Факультет педагогики, психологии и социальных наук
Кафедра «Дошкольного и дефектологического образования»
Конспект индивидуального занятия
По теме : «Автоматизация звука «Ч» в обратных слогах».
Выполнила :
Студенка 3 курса
группы 17НЛ1
Пычка А.В
Тема : «Автоматизация звука Ч в обратных слогах».
Цель: Автоматизация звука Ч в обратных слогах.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательная:
Тренировать правильное произношение изолированного звука Ч, а так же произношение обратных слогов
2.Коррекционно- развивающая Развивать фонематический слух – умение слышать звук среди других звуков, в слогах.
Развивать навыки звукового анализа и синтеза обратного слога (АЧ, ОЧ, УЧ, ИЧ);
3.Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Оборудование:; набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Ч; карточки для характеристики звука Ч, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; мяч, набор для составления схемы предложения, игрушка или картинка ГРАЧ СИЛАЧ, предметные картинки со звуком Ч.
1. Организационный момент Логопед: Малыш, послушай, и скажи, какое слово тут лишнее: КУРИЦА, УТКА, ГРАЧ, ГУСЬ Логопед: Молодец! ГРАЧ – это перелетная дикая птица, а все остальные домашние. К нам в гости сегодня ГРАЧ, а зовут его СИЛАЧ. Логопед: Какой звук спрятался в конце этих слов: ГРАЧЧЧ, СИЛАЧЧЧ (Звук Ч) Сегодня мы будем выполнять задания нашего гостя и работать со звуком Ч.
2. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай сыграем в пальчиковую игру про грачей. Мы лепили куличи (лепить «пирожки») Прилетели к нам грачи. (помахать «крыльями») Первый грач испёк пирог,
А второй ему помог. Третий грач накрыл на стол, А четвёртый вымыл пол, Пятый долго не зевал И пирог у них склевал. Раз, два, три, четыре, пять, Выходи грачей считать. (загибать пальчики поочередно сначала на одной, а затем на другой руке).
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Покажи ГРАЧУ СИЛАЧУ, как ты умеешь делать артикуляционную гимнастику. Комплекс упражнений на шипящие звуки(см в низу картинки )
1. «Окошечко».
Вытянуть губы вперед и сделать их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться.
2. «Блинчик».
Улыбнувшись, приоткрыть рот, и спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.
Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
3.«Маляр».
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка, как будто кисточкой красим небо от верхних зубов к горлышку и обратно (вперед- назад). Выполнять нужно медленно, под счет до 10.
4. «Почистим зубки».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» за верхними зубами, делая движения языком из стороны в сторону. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая языком из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
5. «Чашечка».
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы боковые края языка были подняты. Удерживать язык в форме "чашечки" под счет до 10.
6. «Вкусное варенье».
Приоткрыть рот, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижна, язык должен быть широким в форме "чашечки". Широкий передний край языка полностью должен накрывать верхнюю губу.
7. «Парус».
Улыбнуться, широко открыть рот, язык поднять вверх и кончик прижать к верхним "бугоркам" за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.
4.Дахательная гимнастика
1 «Загони мяч в ворота».
вытянуть губы "трубочкой" и с силой подуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.
2 «Фокус».
Сделать "чашечку", положить маленький кусочек ватки на кончик носа, сделать вдох через нос и сильно подуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
5. Изолированное проговаривание звука.
Логопед: ГРАЧ СИЛАЧ хочет загадать тебе загадку: Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать – Станет кверху летать
(Мяч)
Логопед: Правильно. А какой последний звук в этом слове МЯЧЧЧ? (Звук Ч) Давай проговорим несколько раз Ч-Ч-Ч-Ч.
6. Анализ артикуляции звука
Логопед: Как мы произносим звук Ч? При произнесении звука «Ч»
• Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. • Зубы сближены. • Широкий кончик языка поднят к передней части твёрдого нёба, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. • Воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка. Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Ч и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Ч.
7. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед:
ГРАЧ СИЛАЧ хочет сыграть с тобой в мяч. Он будет говорить начало слова, и бросать тебе мяч. А ты говоришь окончание слова на звук Ч, и все слово целиком, и возвращаешь мяч обратно. ВРА-…ч (врач) ГРА - …ч (грач) ПЛА - …ч(плач) БОГА- …ч (богач) КАЛА-…ч (калач) ТРУБА-…ч(трубач) ДО - …чь(дочь) НО – …чь (ночь) ЛУ-…ч (луч) МЯ -…ч (мяч) КЛЮ-…ч (ключ) ДИ- …чь (дичь
8. Игра «Поймай ».
Взрослый произносит слоги. Ребенок хлопает, если слышит звук [ч].
Ча, жа, ша, ча, жо, со, зы, чу, са, чу, чи, су, шу, чо, шо, ра, жа.
8. Автоматизация звука в слогах Логопед
Давай сыграем в Игру «Научим попугая говорить» - повтори слоги за ГРАЧОМ СИЛАЧОМ:
АЧ-ОЧ-УЧ
ЮЧ-ИЧ-ЕЧ
ОЧ-УЧ-ЮЧ
ЫЧ-ЕЧ-АЧ
ИЧ-УЧ-ЁЧ
ЫЧ-ЯЧ-ЁЧ
АЧ-ОЧ-УЧ-ИЧ
ЮЧ-ЯЧ-ЕЧ-ЁЧ
9.Итог: Наше с тобой занятие подошло к концу.
Что мы сегодня учились говорить ?
Кто был у нас в гостях? перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |