Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

исследовательское эссе Баранова В.. Человек не воспитывается по частям


НазваниеЧеловек не воспитывается по частям
Анкорисследовательское эссе Баранова В..doc
Дата25.09.2017
Размер84 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаисследовательское эссе Баранова В..doc
ТипРеферат
#19570
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Новороссийский социально-педагогический колледж»

Краснодарского края

Исследовательское эссе
ЧЕЛОВЕК НЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ ПО ЧАСТЯМ
Номинация: различение понятий «образование», «просвещение», «воспитание» и «обучение» в педагогической системе А.С. Макаренко

Автор: Баранова Валерия Витальевна Курс 2 группа 2-9-Б

Специальность 050146

«Преподавание в начальных классах»

Научный руководитель: Задорожная Е.А.

Новороссийск, 2014

Содержание



Введение………………………………………………………………….…. 3

1.Сущность понятий «воспитание», «обучение» и «образование»……...4

2.Воспитание как составная часть процесса образования………………..7

Заключение……………………………………………………………………14

Список использованной литературы………………………………….…...15

Введение
Образование, воспитание и обучение... Кажется, что эти понятия общеизвестны и не нуждаются в обсуждении, ведь каждый педагог ими как-то пользуется. Однако бывают периоды в развитии той или иной практики, когда она переживает кризис, и поэтому необходим очередной этап переосмысления исходных понятий, на которых держится профессия.

В условиях общественно–политических и социально–экономических преобразований, происходящих в современном обществе, процессу воспитания и образования подрастающего поколения уделяется всё больше внимания. Процесс обучения закономерно связан с процессами образования, воспитания и развития, входящими в целостный педагогический процесс. Отсюда следует, что обучение всегда должно в единстве осуществлять функции образования, воспитания и общего развития, содействуя всестороннему, гармоническому развитию личности.

Воспитать человека – значит передать ему социальный опыт, но не просто механически, а с активным усвоением воспринимаемого опыта, с его включением в труд. Потому что процесс преобразования действительности невозможен без осмысления всего, что уже создано человечеством. Педагог должен ясно себе представлять, каким он видит своего воспитанника на выходе. Он должен проектировать личность.

Идеи А.С. Макаренко стали основой для разработки поставленной перед данным проектом цели - показать роль воспитания в образовательном процессе.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- выяснить «точки соприкосновения» между понятиями воспитание, обучение и образование.

- определить степень значимости воспитания и её место в структуре образовательного процесса.

  1. Сущность понятий «воспитание», «обучение» и «образование»


Понятие «воспитание» употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Процесс воспитания - многофакторное явление. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. В определении отсутствует сам акт педагогического воздействия на воспитуемого и взаимодействия его с воспитателем.

Воспитание - суть формирование воспитанности в условиях всестороннего воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а не само воздействие, является решающим фактором воспитания [4].

Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения. Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. В системе образования всех уровней и видов происходит накопление интеллектуального и нравственного потенциала страны.

В целостной структуре образовательного процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:

обучение - целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу подрастающим поколениям (преподавание) и освоение ими (учение) совокупности знаний, формирование на этой основе умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей;

воспитание - целенаправленная, специально организованная деятельность, призванная формировать у подрастающего поколения систему качеств личности на основе освоения норм и правил поведения, принятых в обществе.

Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в целостной структуре образовательного процесса выражается в нескольких аспектах [12].

Оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения (детский сад, школа, гимназия, колледж, вуз и др.), осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели - подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе.

Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, поскольку, передавая личности знания о нормах и правилах поведения (нравственное воспитание), достижениях человеческой культуры (эстетическое воспитание), многообразии видов профессиональной деятельности (трудовое воспитание) и т. д., формируя навыки поведения в конкретных жизненных ситуациях, педагог одновременно обучает личность.

В ходе процесса обучения, направленного на освоение научных знаний, всегда имеет место воспитательный аспект (недаром в рамках любой формы обучения планируется воспитательная цель), реализуемый через содержание учебного материала, методику его подачи, характер педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Обучение и воспитание - это самостоятельные процессы, каждый из которых в целостной структуре образовательного процесса имеет свою специфику. Целью процесса обучения является передача знаний, умений и навыков, т. е. формирование интеллектуальной культуры личности; цель воспитательного процесса - освоение норм поведения, т. е. формирование поведенческой культуры личности. Хотя процессы обучения и воспитания оперируют общим понятийным аппаратом (цели, содержание, принципы, методы, формы, средства), конкретное содержание этих категорий в теории обучения и теории воспитания различно.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей, определяющих его сущность, специфику и характер протекания.

Воспитание - целенаправленный процесс. Это проявляется в том, что основным ориентиром в работе педагога служит социальный заказ как совокупность нравственных норм, принятых в обществе. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет его цель, отражающую модель личности воспитанника. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику, когда он соглашается с нею, принимает ее и в процессе самовоспитания опирается на те же ориентиры [4].

Воспитание и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка, а обучение - процесс, основная цель которого состоит в развитии его способностей. Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности, и обе они в действительности практически всегда реализуются совместно, так что отделить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем [10]. Тем не менее оба процесса в аналитических целях в педагогической психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они по своим целям, содержанию/методам, ведущим видам реализующей активности различны. Воспитание осуществляется в основном как межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как учение, реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано в конечном счете на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Различны, как правило, методы обучения и воспитания. Обучение имеет дело с познавательными процессами ребенка, а воспитание - с чувственными и межличностными отношениями. Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний от одного человека к другому а также формирование у обучаемого умений и навыков, в то время как методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения [3]. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.



  1. Воспитание как составная часть процесса образования


Но более всего, конечно, с проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология. Педагогика традиционно рассматривает цели и задачи обучения и воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике.

Антон Семёнович Макаренко – один из великих отечественных педагогов. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках первой половины двадцатого века. Спектр научных интересов А.С. Макаренко достаточно обширен. Он оставил ощутимый след в методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания, а также рассмотрел требования к личности учителя.

Важен вопрос значения личности педагога в образовательном процессе. Ведь педагог – главная, ключевая фигура в обществе, так как именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит, будущее всей страны. Сейчас, когда Россия находится на перепутье, крайне важно определить роль и значение личности педагога в современном обществе. Насколько важную роль играет педагог и его личность в наши дни? В чём заключается миссия современного педагога. Сущность его профессии, каким он должен быть?

На все эти вопросы А.С. Макаренко дал чёткий и неопровержимый ответ. Педагог должен быть человеком всесторонне образованным, нравственно полноценным, бескорыстным, обладающим чувством собственного достоинства, трудолюбивым, любящим и знающим историю своего Отечества. Сущность и миссия профессии педагога заключается в том, чтобы передать эти ключевые качества подрастающему поколению [ 6]. Макаренко А.С. считал, что работа педагога самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности учителя-воспитателя не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

Огромное значение Макаренко придавал созданию педагогического коллектива. «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса». А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем спаянности педагогического коллектива. «Единство педагогического коллектива совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идёт вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее». «Нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе».

Однако «проблема воспитания у нас находится в таком положении, что её можно охарактеризовать очень кратко: воспитательского коллектива у нас нет, мы не знаем, каким он должен быть, и мы не имеем никакого понятия, откуда он у нас возьмётся и на чьей обязанности лежит его спроектировать». Сам Антон Семёнович всей своей практикой дал точный и убедительный ответ на заданный им же нам вопрос. Руководитель образовательного коллектива совместно со своим коллективом обязан создать такой педагогический коллектив, в котором будет царить единство педагогических требований, опирающихся на демократический стиль, творчески сочетающий и иные стили руководства [7].

«Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы». Учителя, в конечном счёте, для того и вступают в личные отношения с учащимися, чтобы, педагогически целесообразно опосредствуя все отношения детей с окружающим миром, выполнить задачу направления развития отношений учащихся к учению, к труду к природе, к людям – ко всей окружающей действительности. Они могут и обязаны сознательно использовать свои отношения с учащимися в качестве своеобразного инструмента, средства сознательного регулирования процесса формирования всей совокупности отношений своих воспитанников к окружающей действительности. При этом подлинно гуманным и действенным такое регулирование будет, если оно нацелено на развитие самодеятельных сил, творческой учебно-познавательной, трудовой и общественной активности учащихся, их самоуправления».

А.С. Макаренко решительно опровергал широко распространённое мнение, будто дети могут любить и ценить только снисходительного и мягкого учителя. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если всё у вас оканчивается браком или «пшиком», - никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего».

А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, задачами, средствами, методами, формами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко – закон параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает субъектом, а не объектом педагогического воздействия. Сущностью методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости создания единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности [11].

Воспитание необходимо человеку, потому что тот появляется на свет беспомощным и слабым. Задача воспитания – создать человека.

Всё начинается с семьи. Именно семье определена ведущая роль в глубоком влиянии на жизнь растущего ребёнка. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребёнка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Ведь именно в семье и через семью формируются его первичные ценностные ориентации и социальные установки. Семья и ребенок – зеркальные отражения друг друга.

Если посмотреть на современных детей, то создается впечатление, что им некогда думать, что они не видят живых людей вокруг, а заняты только собой. Они жестоки, напористы в своих желаниях. «Я хочу!» - вот их лозунг.

В представлениях воспитанников о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Таким образом, среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру. У учащихся отмечается проявление негативного отношения к своему Отечеству, и представления детей по мере их взросления о «должном» русском человеке не становятся определеннее, а приобретают критически-циничный оттенок.

Воспитание – это искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность и характер, его отношение к воспитанникам [11].

Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей и «нелепости» окружающей жизни. Но, воспитывая личность, учитель дает шанс ученику состояться как человеку, как личности. Личность – изделие штучное. Задача воспитателей состоит в том, чтобы таких «изделий» было как можно больше.

«Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически».

Многие воспитатели заблуждаются, полагая, что одно яркое «мероприятие» способно изменить мировоззрение ученика. Необходима постоянная работа, а если процесс воспитания прерывается, идёт от случая к случаю, то воспитателю приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые навыки.

Какова же цель воспитания? На этот счёт существовало и существует много разных мнений. Цель воспитания определяется потребностями общества и зависит от темпов социального и научно–технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей учебных заведений, учителей и учеников.

Как писал Цицерон, основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества.

И стоит задуматься над проблемой, кто выступает образцом для подражания наших детей . Для большинства выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков. Только у небольшого числа детей образ их будущей жизни связан с овладением определенной профессией, несущей бескорыстное служение обществу.

Цель педагога состоит в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие каждого ученика. Это соответствует природе человека как общественного существа, стремящегося к самоутверждению, проявлению всех своих природных задатков и способностей, потому что призвание, назначение всякого человека, пришедшего в этот мир, - всестороннее развитие своей личности.

Необходимо создавать такие условия, в которых каждый учащийся не смог бы оставаться равнодушным участником воспитательного процесса.

Совершенный человек – вот наивысшая цель воспитания, идеал, к которому должен стремиться каждый учитель, воспитывая своих учеников.

Итак, цель воспитания заключается в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню. Немецкий педагог Ф. Рейн писал: «Воспитание должно выработать из воспитанника истинно хорошего человека, восприимчивого ко всему заслуживающему внимания, умеющего работать с пользой для своего народа, человека добросовестного».

Прав ли был Горький, утверждая: «Человек – это звучит гордо!»?

Чтобы это действительно звучало гордо, мы и должны воспитать в человеке человека. Есть ли готовые рецепты воспитания?

Раскрытие сердца для гуманности, а ума – для истины рождает духовную близость, чувство сопереживания, стремление сотворчества и сотрудничества. Это и есть основа воспитания личности человека.

Таким образом, распространение идей А.С.Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодежи в нашей стране наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о ее растущей связи с жизнью нашего общества. Его теория действует в современной школе безотказно. Следует только учитывать важную мысль: брать у А.С. Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода.

Заключение
Сегодня общественное воспитание поставлено в такие условия, что стало бесспорным обстоятельством.

Воспитание - разносторонний процесс, включающий в себя различные виды деятельности. При всем разнообразии трактовок термина и своеобразии организации воспитательных взаимодействий неизменной остается сущность воспитания. Сущность воспитания заключается в том, что все внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в дальнейшем поведении и деятельности.

Цели воспитания определяют его содержание, методы и средства, оптимальное взаимодействие которых должно обеспечивать искомый результат. Воспитание - многофакторный процесс, зависящий от ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам следует отнести социально-исторические особенности, культурные традиции страны, принятую в ней систему образования, к субъективным - личностные качества педагогов, уровень их педагогического мастерства, психологические особенности и ценностные ориентации участников воспитательного процесса.

Список использованной литературы
1. Беккер И.Л. Вопросы педагогики: Учебное пособие. - Пенза, 2000.

2. Беликова Е.В, О.И. Битаева, Л.В. Елисеева Теория и методика воспитания. Конспект лекций.

3. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов  СПб: Издательство “ Питер”,2000.  304 с.

4. Кирилкин В.С., Школин А.Ф. Воспитательные аспекты педагогики. Раздел «Педагогика». Часть 2. Тексты лекций. Изд.2-е, дополн. / СПб ГУГА, С.- Петербург.2008. - 148 с.

5. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. – М: Правда, 1987. – 573с.

6. Макаренко А.С.Педагогические сочинения в 8 томах /Сост.М.Д.Виноградова, А.А.Фролов. – М: Педагогика, 1984. – 400 с.

7. Макаренко А.С. О воспитании /Сост.и автор вступ.ст. В.С.Хелемендик. – М:Политиздат, 1990. – 415с.

8. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие / Л. И. Маленкова. М., 2002.

9. Педагогика. Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого.- 2006

10. Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М.В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.

11. Современные теории воспитания. По материалам сайта Кафедры педагогики и психологии.

12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб пособие. В 2 ч. - М., 2002.






перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей