Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка c фото СЕНСОРНАЯ КОМНАТА. Дыхательные упражнения


Скачать 25.04 Mb.
НазваниеДыхательные упражнения
Анкорметодичка c фото СЕНСОРНАЯ КОМНАТА.doc
Дата26.09.2017
Размер25.04 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодичка c фото СЕНСОРНАЯ КОМНАТА.doc
ТипДокументы
#20259
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Дыхательные упражнения

Для выполнения дыхательных упражнений необходимо соблюдать три основных правила:

  1. Во время упражнений необходимо научить детей дышать животом (диафрагмальное дыхание);

  2. Упражнения должны проводиться в четыре фазы: выдох животом – пауза 2-3 с – выдох животом – пауза 2-3с;

  3. Упражнениями следует заниматься не более 2-3 минут за один прием. Упражнения можно проводить несколько раз в день.

  • Вдох: расслабить мышцы живота; начать вдох, «надувая» в животе шарик; пауза. Выдох: втянуть живот как можно сильнее.

  • Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди; задержать дыхание. Медленно выдохнуть; руки опустить вдоль тела.

  • Выдох, открыть глаза; вдохнуть, закрыть глаза.

  • Сесть на колени и на пятки, ноги вместе; прямые руки расставить в стороны параллельно полу; кисти сжать в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне.

С вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом – вниз.

20

В сказочных условиях сенсорной комнаты есть возможность раскрепоститься, стать самим собой, она обеспечивает почти мгновенное установление теплого контакта между специалистом и ребенком, обеспечивая быстрое становление мотивации. Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии и значительно повышает эффективность любых мероприятий, как внутри сенсорной комнаты, так и вне её, как до, так и после её посещения.

2


«Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

«Лягушка»

Положить руки на стол. Одну ладонь сжать в кулак, другую положить на плоскость стола.

Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

«Клешня краба»

Средний палец наложить на указательный и зажать его; безымянный – на средний; мизинец – на безымянный. Позу удерживать 10-20 с.

После выполнения правой рукой то же – левой, а затем – двумя руками одновременно.


18

Некоторые направления использования

Сенсорной комнаты в мировой практике

  • Коррекция психического развития людей с заболеваниями нервной системы

  • Развитие познавательной деятельности у людей с психо-неврологическими отклонениями

  • Развитие речи и диагностика больных с нарушениями слуха и речи

  • Подготовка женщин к родам

  • Предоперационная подготовка больных

  • Снятие хронических болей

  • Уменьшение невротических и вегето-сосудистых реакций

  • Уменьшение непроизвольных движений

  • Реабилитация людей с повышенной агрессивностью и аномальным поведением

  • Реабилитация людей, подвергшихся насилию или другим стрессовым ситуациям

  • Досуг и релаксация для здоровых людей - детей и взрослых


4


«Снеговик»

Педагог: Представьте, что вы – только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять.

Снеговик сначала «тает» и «повисает» голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит, как лужица воды. Необходимо расслабиться.

- Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.


16

Игровое тактильное панно "Ежик"

На панно из ковролина с помощью липучек крепятся различные по форме, цвету, материалу и фактуре детали. Ощупывая и переставляя их, ребенок учится различать свойства предмета, их цвет, фактуру. Активно используя для изучения глаза и руки, дети развивают зрительно-моторную координацию, тактильную чувствительность пальцев, осваивают различные виды захвата кистью.



6

«Море»

Ребенок вместе с педагогом рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями:

На море плещутся волны – маленькие и большие (Сначала одной рукой, а затем – другой рисует в воздухе маленькие волны; руки сцепляет в замок и рисует в воздухе большую волну.)

По волнам плывут дельфины. (Синхронные волнообразные движения всей рукой вперед).

Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду – один нырнул, другой нырнул. (Совершает поочередные волнообразные движения рук).

За ними плывут их дельфинята. (Руки согнуты в локтях, прижаты к груди; кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед).

Они ныряют вместе и по очереди. (Одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук).

Вот так двигаются их хвостики. ( Каждый палец поочередно совершает волнообразные движения).

Вместе с дельфинами плавают медузы. (Руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются. (Вращение рук в лучезапястных сустава).

14

Сухой бассейн

Бассейн с мягкими стенками, наполнен пластмассовыми полупрозрачными шариками. Может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Лёжа в бассейне, ребенок может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса туловища и конечностей данного ребенка и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, даёт возможность лучше почувствовать своё тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне всё время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями.

В бассейне можно двигаться, менять положение - это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Передвижение в подвижных шариках создаёт прекрасные условия для развития координации движений. Перемещения и игры в сухом бассейне эмоционально окрашены; ребёнок сначала тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, может расслабиться, успокоиться.



8

Подушка с гранулами

Удобное сидение, наполненное полистирольными гранулами. Подушка служит идеальной опорой для лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на подушке можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв подушку под себя и расслабить мышцы спины. Поверхность подушки способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Лёгкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счёт лёгкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, ласково окутывающее тело.

12

Стол для «пальчикового душа»
Игры с мелкими игрушками, горохом и фасолью открывают широкие возможности для развития у детей мелкой моторики, тактильного восприятия, познавательного интереса, дают прекрасную возможность для наблюдений, экспериментов, исследований. Кроме того, эти занятия оказывают успокаивающее действие на нервную систему ребенка.

Это большая прямоугольная коробка, таз (с низкими бортиками) или неглубокое ведро. Туда мы насыпаем горох, фасоль или бобы (предпочтительнее) высотой в 8-10 см.

Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует активизации двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.

10



Методика проведения

игр-занятий и упражнений,

направленных на психомоторное

развитие детей

в условиях сенсорной комнаты.


Кандалакша 2013


Составитель:

Бойчук Любовь Михайловна– учитель-дефектолог.

Сенсорная комната - это окружение, где ребенок находит спокойствие и ощущает себя в полной безопасности, так как в сенсорной комнате не только исключаются стрессовые ситуации, но и как бы "отсекаются" любые привычные воздействия внешнего мира.

Продуманно-созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Каждая сенсорная комната - это окружение, которое состоит из множества различного рода стимуляторов. К ним относятся проекторы со специальными эффектами, световые трубки, фиброоптические волокна, мерцающие бассейны, генераторы запахов, специальная музыка, водяные виброзвуковые кровати, различные световые, звуковые и тактильные настенные панели и т.д.

 Мозг человека активизируется через стимуляцию базовых чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, тем самым развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения.

 В условиях сенсорной комнаты специалисты проводят направленные занятия с детьми, также «сказочная комната» может использоваться для релаксации.

1

Телесные упражнения

Отработка согласованных движений головы, туловища,

глаз, языка, рук и ног

Исходное положение – лежа:

  • Позиции головы и туловища фиксированы. Выполнять одновременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх – вниз; вправо-влево, сведение к центру;

  • Позиции глаз (взгляд прямо перед собой) и туловища фиксированы. Выполнять одновременные движения головы, языка, рук и ног: вверх – вниз; вправо-влево, сведение к центру;

  • Руки лежат на коленях. Попеременно правой рукой ударять по правому колену, левой – по левому. Одновременно с ударом выполнять движения глаз в одноименную, затем - в противоположную от руки сторону. Челюсти сильно сжать.

«Эмбрион»

Исходное положение – лежа. Прокатываемся туда - обратно, свернувшись «калачиком».

«Бревнышко»

Исходное положение – лежа. Прокатываться «бревнышком» по полу туда – обратно. Сначала руки вытянуты над головой, затем – вдоль туловища.

19

Первоначально Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70х годов и использовались реабилитологами и социальными работниками для работы с наиболее тяжелым контингентом больных психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта.

В начале 80х годов, кроме Голландии, одним из самых активных пользователей Сенсорной комнаты стала Великобритания. Диапазон использования Сенсорной комнаты значительно расширился. Сенсорные комнаты стали применять в качестве незаменимого средства в реабилитации людей, как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами.

В настоящее время количество Сенсорных комнат в мировой практике исчисляется тысячами единиц - в Европе, включая СНГ, Азии, США и Канаде.

Опыт использования Сенсорных комнат передался в Россию, где в 2004 году прошел 1 Международный семинар по применению сенсорных комнат для коррегирования отклонений в эмоциональной и познавательной сфере детей.
3

Упражнения для развития

межполушарного взаимодействия

Перекрестные (реципрокные) упражнения

Процесс психического развития детей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество межполушарных связей, что способствует развитию высших психических функций. Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие упражнения.
«Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга - ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола.

Ребенок выполняет пробу вместе со специалистом, затем – по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе.


17

Элементы нашей сенсорной комнаты

Световая пузырьковая трубка

В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, поднимается бесконечное число воздушных пузырьков. Если в колонну запустить пластмассовых рыбок или шарики, то они начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить вибрацию.

Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой. А безопасное угловое акриловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.


5

Растяжки
Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Любое отклонение от оптимального тонуса негативно сказывается на развитии ребенка.

«Лучики»

Исходное положение – лежа на спине.

Поочередное напряжение и расслабление: шеи, спины, ягодиц; правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы; то же самое с левой стороны.

«Травинка на ветру»

Изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох).

Педагог: Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли. (Выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытянуть вперед, ладони – на полу; не меняя положения туловища, протянуть руки по полу еще дальше вперед.)

- Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку. (На вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх.)
15


Примерные упражнения:




  • «Укрась ежика»;




  • «Составь картинку «Ежик» по образцу»;





  • «Еж и божья коровка»

7

Упражнения на релаксацию

«Огонь и лед»

Попеременное напряжение и расслабление всего тела. Исходное положение – лежа.

По команде педагога «Огонь!» дети начинают интенсивные движения всем телом. (Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно.)

По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

Педагог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
«Куклы»

Тело ребенка фиксируется согласно названия куклы, которую дети стараются изобразить.

1 «Петрушка»: все тело мягкое, тряпичное, расслабленное (15-20 секунд);

2 «Буратино»: все тело напряженное, твердое, деревянное (10-15 секунд);

3 Снова «Петрушка».

13

Занятия в Сенсорной комнате

«Спрячем ручки»

Дети, лежа на животе, погружают на дно бассейна руки.

«Спрячем ножки»

Дети сидят в бассейне произвольно и погружают на его дно ноги. Дошкольники выполняют это упражнение, погружая ноги в бассейн путем набрасывания на них шариков руками.

«Сильные ножки»

Дети сидят в бассейне, прислонившись спиной к бортику. По сигналу они отталкивают от себя шары ногами.

«Жучки»

Упражнение выполняется лежа на спине. Дети одновременно поднимают вверх руки и ноги и двигают ими, словно лапками.

«Лягушки»

Исходное положение: стоя на стуле (высота равна высоте бортика бассейна). Ребенок прыгает со стула в бассейн.

«Найди мишку»

Ребенок сидит или стоит в бассейне. Прячем игрушку в шарах. Ребенок должен отыскать ее. Усложнение: ребенок отворачивается или закрывает глаза, пока прячем игрушку.

«Зайки греются на солнышке»

Ребенок лежит в бассейне, поворачиваясь то на левый, то на правый бок.

9
Примерные упражнения:




  • « Спрячь ручки»;





  • «Найди игрушку»;




  • «Золушка»

(найти только фасолины

или горошины)
11


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей