Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Дисграфия и дислексия


Скачать 115.43 Kb.
НазваниеДисграфия и дислексия
Дата06.08.2020
Размер115.43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаDislexia_Slogovye_tablitsy.docx
ТипДокументы
#70667
страница1 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Введение.

Интенсификация современного образования предполагает увеличение объема знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Письмо и чтение, являясь основными способами получения учебной информации, играют ведущую роль в процессе усвоения знаний.

Нарушения письма и чтения у детей – дисграфия и дислексия – составляют серьезное препятствие для этого процесса. По данным различных авторов, количество учащихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении в результате неспособности овладеть навыками письма и чтения, достигает 20%.

ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают целые слоги у слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких по звучанию звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им даются с трудом.

Дислексия – это общее название проблемы нарушения чтения. В связи с тем, что причины этих нарушений различны, сами нарушения тоже отличаются друг от друга. Следовательно, и пути исправления трудностей будут различны.

Ниже приведены виды дислексий, как их видят создатели "Логопедического словаря":

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дислексия аграмматическая -–дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.

Дислексия вербальнаяоптическая дислексия, которая проявляется в нарушениях при чтении слов.

Дислексия литеральная – оптическая дислексия, проявляющаяся в нарушениях при изолированном узнавании и различении буквы.

Дислексия мнестическая – дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Дислексия оптическая – дислексия, которая проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв, а также их взаимных заменах. К оптической дислексии относят и зеркальное чтение.

Дислексия семантическая – дислексия, проявляющаяся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Дислексия тактильная – дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Дислексия фонематическая – дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звукобуквенного анализа (у детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза).

Из этого списка видно, насколько широка и разнообразна проблема дислексии и помощи при этом заболевании.

Хотя все факторы, влияющие на развитие болезни, ученым пока неизвестны, многие специалисты полагают, что дислексия имеет генетический характер. Проще говоря, в "архитектуре" мозга присутствует отличие, вызывающее трудность "раскодирования" смысла печатного слова.

Последнее исследование британских медиков показало, что многие богачи страдают дислексией. Это означает, что им крайне сложно собирать из отдельных букв слова, читать и писать.

Число дислексиков среди успешных в финансовом плане людей достигает 40%, в то время как в среднем этим синдромом страдает лишь каждый десятый человек, сообщает Dailyrecord. Методов лечения этого заболевания, к сожалению, пока не существует.

Дислексией страдало множество гениальных людей. В частности, ею болели Уинстон Черчилль, Ханс Кристиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн. В прошлом году шведская наследная принцесса Виктория призналась в том, что не умеет читать.

Во всем мире сейчас создаются организации, объединяющие людей, не равнодушных к данной проблеме. Создана такая организация и у нас, в России (в 2004 году).

Российская ассоциация дислексии – некоммерческая общественная организация, объединяющая в своих рядах ведущих отечественных ученых, занимающихся проблемами нарушений письма и чтения у детей, таких, как О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина, и других, практикующих логопедов, учителей начальных классов, психологов, а также заинтересованных в деятельности ассоциации родителей, дети которых имеют трудности в обучении грамоте.

Почетным президентом Российской ассоциации дислексии избран академик РАН, доктор психологических наук профессор В.И. Лубовский. В попечительский совет Российской ассоциации дислексии входят ведущие общественные, политические деятели, представители культуры и искусства. Идея создания ассоциации поддержана Министерством образования Российской Федерации.

Российская ассоциация дислексии создана для координации деятельности педагогических и других образовательных учреждений, осуществляющих коррекционную помощь детям с дисграфией и дислексией, в интересах повышения уровня логопедической помощи и создания единого образовательного пространства.

Среди задач ассоциации – объединение усилий специалистов для обобщения и систематизации, накопленных в нашей стране и за рубежом экспериментальных данных по проблемам нарушения письма и чтения и создания на их основе единых качественно-количественных критериев диагностики дисграфии и дислексии, разработки и апробации коррекционных программ для преодоления нарушений письма и чтения у детей.
Изучив много различных материалов, мне стало понятней, как можно оказывать помощь детям. Поэтому мне захотелось обобщить накопленный опыт и знания и поделиться им с коллегами.

В данной работе я коснулась лишь одной стороны этой проблемы. Речь идет о детях, у которых нет нарушения звукопроизношения и фонематического слуха (хотя возможны случаи, когда эти нарушения ликвидированы в результате ранней логопедической помощи). У данных детей, как правило, нет нарушения пространственной ориентировки и зеркального отражения мира. С первого взгляда, это обычные здоровые дети. Вот только чтение им "не дается". Несмотря на постоянные тренировки и помощь со стороны взрослых, ребенок читает крайне медленно.

В моей практике встречалось несколько детей, которые под диктовку писали быстрее, чем читали текст.

Часто (но не всегда) речь этих детей замедленна. Они производят впечатление "неторопливых увальней", спокойно беседующих с вами, не спешащих никуда. Такие дети никогда не смогут читать быстро, в силу того, что скорость чтения не может быть выше темпа речи.

Подчас желание взрослых ускорить темп чтения у таких детей приводит к неврозам, стойкому нежеланию читать, суетливости и комплексам неполноценности.

Искусственно стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы), слоги. Техника чтения – это результат упорной работы.

Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Описание методики.

На необходимость учитывать ритмическую и слоговую структуру слова при подборе текстов, предлагаемых детям на начальном этапе освоения чтения, указывал еще Л.Н.Толстой. Тексты из составленного им букваря являются наглядным тому примером. Не зря их так любят использовать при проверке техники чтения учителя начальных классов.

"По мнению Швачкина (1948) и Л.И.Румянцевой (1952), подбор текстов букваря должен производиться с постепенным усложнением ритмической и слоговой структуры слов.

Начинать следует с простых двусложных слов с хореической (ЛЕТО, ЛУЖА) и ямбической (ЛИСА, ВОДА) ритмической структурой, затем вводятся трехсложные слова с размером амфибрахий (КОРОВА, ПИЛИЛИ, БЕЖАЛА), затем – дактиль (ДЕРЕВО, ВЕСЕЛО) и анапест (БЕРЕГА, ПИРОГИ). В такой же последовательности вводятся слова со стечением согласных.

По данным Л.И. Румянцевой (1952), слова со структурой ГССГ (АРКА, ОКНО, ЕЛКА) вызывают при чтении большие затруднения, чем вышеприведенные СГСГ. Существенное значение имеет расположение стечения согласных по отношению к ударному слогу. Наиболее легкой конструкцией являются слова, в которых стечение согласных находится в предударной позиции. К сожалению, в учебных пособиях для чтения, предлагаемых даже в 1-м классе ("Родничок" и т.п.), вышеуказанные характеристики практически не учитываются. Поэтому для работы с детьми, страдающими дислексией, необходимо специально подбирать и адаптировать тексты для чтения, согласуя их не с хронологическим возрастом и классом, в котором учится ребенок, а с "возрастом чтения"". (А.Н.Корнев "Нарушения чтения и письма у детей").

Эффективным методом достижения этого является предлагаемая ниже методика, разработанная А.Н.Корневым в 1994-1996годах и опробованная им на большом количестве детей, страдающих дислексией.

На начальном этапе обучения, дети, не владеющие слогослиянием, пытаются угадывать нужный слог, опираясь на смысловой и звуковой контекст. Это порождает большое количество ошибок и тормозит развитие навыков чтения.

Чтобы избежать этого, Корнев А.Н. считает целесообразным на начальных этапах коррекции использовать преимущественно слоговой материал. В этом случае угадывание становится невозможным. При выполнении задания ребенок вынужден опираться только на навык слогослияния.

Опыт работы Корнева А.Н. и других специалистов в этой области показывает, что традиционными методами обучить их слиянию довольно трудно, а иногда и невозможно. В качестве альтернативы Корнев А.Н. предлагает полуглобальный метод. Его основное отличие от аналитико-синтетического метода заключается в том, что ребенку создаются условия для запоминания слогов целиком, как целостной единицы чтения, минуя процедуру слияния.

Для этого используются слоговые таблицы.
ма
ок
им


ба
со
ап
ел


ме
аш
ри
ам
ку
ле
ум
ми
го


ле
ил
са
пу


ом
су
ве
и
ок
пи
ко
ам
му


бу
ли
бе
зо


ту
ор
им
ля
ус
до








ос
би
па
ас


ши
ук
ру
ве
ил
чу


















ха
ди
ик
ли
ир
со


















се
по
ша
ро
ми
ут
Взрослый в случайном порядке называет слоги таблицы и предлагает ребенку максимально быстро указать соответствующий слог в таблице и прочитать его. При этом слитное прочтение найденного слога облегчается предшествующим называнием его взрослым. Требование быстро найти слог понуждает ребенка к глобальному его опознанию, что намного ускоряет поиск по сравнению с побуквенным прочтением каждого слога.

Корнев А. Н. советует, на начальном этапе у детей с тяжелыми нарушениями чтения для облегчения поиска использовать 9-клеточные таблицы, позднее – 16 и 36-клеточные.

В каждой таблице должны присутствовать как прямые, так и обратные слоги того же буквенного состава (например, МО и ОМ), с мягкими и твердыми согласными (МИ и МЫ, ЛА и ЛЯ).

(Обратные слоги со звонкими согласными следует исключить, т.к. при произнесении они оглушаются.)

В течение одного занятия ребенок работает с парой таблиц. Фиксируется время, затраченное на работу с одной таблицей.

Для удобства работы заранее составляются списки или таблицы тех же слогов, но расположенных в той последовательности, по которой взрослый диктует ребенку слоги.

Контроль выработки автоматизации осуществляется по показателю динамики времени, затраченного на одну таблицу. В процессе ежедневной работы с парой таблиц время поиска постепенно сокращается, а затем стабилизируется. После этого следует переходить к новой паре таблиц аналогичной сложности, но другого слогового состава.

Таблицы одного и того же уровня сложности даются на занятиях до тех пор, пока время поиска при работе с новой подобной таблицей (36-клеточной) не будет стабильно равно 3 минутам. Это будет означать, что данный тип слогов автоматизирован и можно перейти к тренировке комплексных слогов. Например – к таблицам с трехбуквенными слогами типа СГС:
шол
вит
чоп
гам
рич
фум


лом
кет
рас
пим
рук
мол
сил
кар
дыр
пут
сир
лаш


коч
бан
дел
выр
пит
тек
жем
пач
сет
ван
лом
так


сар
мап
кур
лич
шат
дим
пит
ким
фет
рум
сис
муф


чил
тип
сап
вул
гом
мек
мал
поч
дис
бел
лап
чих


гор
цык
таш
лис
шук
лиц
тес
кат
мих
роч
фаш
рет


хом
кем
лич
тас
фех
щат
У разных детей на освоение одного типа слогов уходит разное количество времени: от 1 месяца до 1 года.

Подобные упражнения дают хороший эффект при регулярном применении (6-7 раз в неделю). Ежедневно работая с подобным материалом, ребенок непроизвольно запоминает слоги, входящие в таблицы. Как только ребенок начинает справляться с очередной таблицей достаточно быстро и без ошибок, следует переходить к следующей с новым составом слогов. Постепенно ребенок не только усваивает технику слогослияния, но и накапливает зрительный «словарь» слогов.

Далее последовательно отрабатываются открытые слоги со стечением согласных и слова со стечением согласных.

Таблица используется так же, но ее приходится чаще менять, т.к. ребенок быстро выучивает слова наизусть и тренировочный эффект пропадает.

2. Слоговые таблицы можно использовать и по-другому. Ребенку предлагаются таблицы и соответствующие им слова, состоящие из слогов, входящих в таблицу. В процессе работы педагог по очереди называет слова, а ребенок ищет слоги в таблице, в правильной последовательности (соответствующей порядку их следования в слове).

3. Следующий прием создает условия для целостного опознавания слов, стимуляции понимания прочитанного и развития кратковременной словесной памяти.

Материал для занятий включает текст и таблицу, составленную из слов, входящих в этот текст, но расположенных в случайной последовательности. Взрослый читает текст вслух по одному предложению, а ребенок отыскивает в таблице слова, входящие в данное предложение в соответствующей последовательности.

Тексты целесообразно подбирать, адекватные по слоговой структуре слов относительно оперативных единиц чтения, сформированных у ребенка.
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей