Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Дополненияк Разъяснениям по применению Порядка аттестации педагогических


Скачать 237.12 Kb.
НазваниеДополненияк Разъяснениям по применению Порядка аттестации педагогических
АнкорДополнения к Разъяснения.pdf
Дата31.01.2018
Размер237.12 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDopolnenia_k_Razyasnenia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#35681
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4

Дополнения
к
Разъяснениям по применению Порядка аттестации педагогических
работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений
Настоящие дополнения к Разъяснениям по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, направленным в субъекты Российской Федерации совместным письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки
Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки
Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 03-52/46 (далее - Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников) разработаны с учетом дополнительных вопросов, возникающих у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, и региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза по применению положений, предусмотренных Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (далее по тексту
- Порядок аттестации педагогических работников; приказ от 24 марта 2010 года № 209).
В соответствии с пунктом 16 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере образования по вопросам аттестации работников относится только проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, в связи с чем органы государственной власти субъектов
Российской
Федерации должны принимать соответствующие нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию данного полномочия.
К числу основных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы проведения аттестации педагогических работников в соответствии с установленным
Министерством образования и науки Российской Федерации порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, следует отнести акты, регламентирующие прежде всего вопросы обеспечения реализации процедур оценки профессиональной деятельности педагогических работников, а такжерегламентациидеятельности аттестационных комиссий (формирование состава, порядок их деятельности и др.).
Однако до настоящего времени во многих субъектах Российской Федерации нормативно-правовая база в данной сфере еще не полностью сформирована или находится в процессе разработки, что не способствует обеспечению выполнения положений федерального законодательства.
В ряде регионов по вопросам аттестации принимаются решения, не относящиеся к полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере образования, либо не предусмотренные трудовым законодательством и Порядком аттестации педагогических работников. К примеру:

2
- при аттестации педагогических работников, по результатам которой устанавливаются квалификационные категории (первая или высшая), вводятся дополнительные требования, не предусмотренные пунктами 30, 31 Порядка аттестации педагогических работников;
- при регулировании вопросов проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия их занимаемой должности предусматриваются процедуры, необоснованно растягивающие такую аттестацию на длительное время, например, вводится несколько этапов проведения квалификационного испытания;
- в составе аттестационных комиссий создаются подкомиссии, а при аттестации педагогических работников для подтверждения соответствия занимаемой должности предусматривается создание экспертных групп, деятельность которых пунктом 7 Порядка аттестации педагогических работников определена лишь для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии при проведении аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей);
- педагогическим работникам вместо непосредственного обращения в аттестационную комиссию с заявлением о прохождении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, предлагается иной, более сложный порядок, а также согласование заявления с руководителем образовательного учреждения;
- от педагогических работников, претендующих на установление квалификационной категории, требуется представление объемных материалов
(определенное количество страниц текстового, иллюстративного, видеоматериалов как на бумажных, так и на электронных носителях), подготовка которых требует значительных временных и материальных затрат, что вызывает их многочисленные обращения и обоснованное недовольство такой излишне усложненной процедурой, а также сопровождается серьезными психоэмоциональными и иными нагрузками.
В целях недопущения нарушения прав работников, а также учитывая, что к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены только вопросы проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны принимать нормативные правовые акты для обеспечения необходимого правового регулирования именно в этой сфере.
При этом следует руководствоваться тем, что в ходе аттестации на соответствие занимаемой должности педагогический работник, в отношении которого дано представление работодателя, содержащее мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности,

3 проходит в назначенный день только квалификационное испытание в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением им педагогической деятельности.
Содержание и вид такого испытания определяет орган исполнительной власти субъекта
Российской
Федерации, осуществляющий управление в сфере образования. К видам квалификационных испытаний могут быть отнесены электронное тестирование в режиме on-line, решение ситуативных задач по проверке профессиональных знаний или решение контрольно-измерительных материалов по предмету в формате ЕГЭ и др.
Как показывает опыт регионов, аттестация педагогического работника для установления ему первой квалификационной категории проводится на основе обследования карты результативности педагогической деятельности и анализа видеоуроков (видеозанятий) или мультимедийных презентаций, состоящая из двух разделов (первый раздел анализирует степень активности и инициативы учителя в методической, организационной и общественно-педагогической деятельности; второй раздел посвящен оценке результативности педагогической деятельности учителя). Просмотр видеоуроков или мультимедийной разработки учебного занятия позволяет аттестационной комиссии оценить степень владения учителем современными образовательными технологиями и методиками, а также оценить эффективность их использования во время учебного занятия. Защита проектной разработки позволяет оценить степень профессионального мастерства работника, умения определять актуальность проекта, составлять нормативно-правовое и психолого-педагогическое обоснование проекта в реальных педагогических условиях, предполагать результаты проекта, строить заключение по результатам проекта.
При такой форме аттестации представляется целесообразным использовать критерии отбора, сформулированные для конкурса лучших учителей в рамках
ПНПО (приказ Минобрнауки России от 26.03.2010 № 217).
Кроме того, в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в организации деятельности по переходу на новый порядок аттестации
Департаментом общего образования Минобрнауки России были подготовлены, направлены во все субъекты Российской Федерации и размещены на официальном сайте министерства для использования в работе методические материалы по оценке уровня квалификации педагогических работников в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (письмо от 29 ноября 2010 г. № 03-339).
Указанные методические материалы носят рекомендательный характер и могут использоваться при оценке уровня квалификации педагогических работников, занимающих в образовательных учреждениях различные должности, с учетом особенностей их деятельности по исполнению должностных обязанностей, предусмотренных квалификационным характеристиками.
Особенности аттестации педагогических работников, занимающих различные должности, которая проводится для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям
(первой или высшей), могут быть обусловлены различиями в должностных

4 обязанностях и состоять в методах всестороннего анализа их профессиональной деятельности, в оценке степени владения современными образовательными технологиями и методиками, эффективного применения их в практической профессиональной деятельности, в наличии или отсутствии возможностей участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, в способах определения стабильных результатов освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ на основе показателей динамики их достижений, в возможностях инновационной деятельности самих педагогических работников, в эффективности и целесообразности применения ими новых образовательных технологий, распространении собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания и т.п.
Актуальными и проблемными остаются также вопросы, связанные с аттестацией руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, их заместителей и руководителей структурных подразделений.
Как следует из приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 24 марта 2010 года № 209, новый порядок аттестации не предусматривает регулирование порядка аттестации руководителей образовательных учреждений, их заместителей и руководителей структурных подразделений, поскольку статьями 28 и 29 Закона РФ «Об образовании» полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области аттестации определены только в отношении педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
При этом необходимо учитывать, что пунктом 2 приказа от 24 марта 2010 года № 209 установлено, что квалификационные категории, присвоенные руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до введения в действие этого приказа, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 35 Закона РФ «Об образовании» непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения, т.е. аттестация как процедура, которая предшествует заключению трудового договора, законодательно установлена только в отношении руководителя образовательного учреждения.
Возможность установления трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации процедур, предшествующих заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое) предусмотрена также статьей 275 Трудового кодекса РФ.
По результатам такой аттестации, как правило, устанавливается лишь соответствие претендента требованиям, предъявляемым квалификационными характеристиками к должности руководителя, прежде всего возможность

5 исполнения им должностных обязанностей, связанных с осуществлением руководства учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения.
С учетом вышеизложенного проведение аттестации руководителей с присвоением им квалификационных категорий законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусматривается. Не предусматривается также и обязательность сохранения для руководителей в новых системах оплаты труда, устанавливаемых на федеральном, региональном и местном уровнях, условий оплаты труда в зависимости от квалификационных категорий.
Вместе с тем, заработная плата руководителей образовательных учреждений, как и других категорий работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при введении новых систем оплаты труда и их изменении не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой руководителям до ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей.
Таким образом, с учетом особенностей регулирования труда руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, трудовой договор с которыми заключают соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия учредителя этих учреждений, правовая регламентация вопросов проведения аттестации руководителей государственных или муниципальных образовательных учреждений должна осуществляться непосредственно их учредителями.
При этом необходимо учитывать, что к полномочиям учредителей государственных и муниципальных образовательных учреждений регулирование вопросов аттестации заместителей руководителей и руководителей структурных подразделений не относится, поскольку трудовые договоры с этими руководящими работниками заключают образовательные учреждения в лице представителя работодателя – руководителя образовательного учреждения. Поэтому их аттестация может проводиться самим образовательным учреждением в устанавливаемом им порядке путем принятия соответствующего локального нормативного правового акта.
В целях обеспечения единых подходов к аттестации указанных руководящих работников, принимая во внимание их должностные обязанности, связанные в том числе с реализацией отдельных функций по руководству учреждением, представляется целесообразной разработка органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, соответствующих рекомендаций для государственных и муниципальных образовательных учреждений.
К
разделу I. «Общие положения»
Вопрос
1.

6
Требуется
ли согласие педагогического работника на обработку его
персональных
данных в связи с проведением аттестации?
Ответ
.
Общая информация о сведениях и документах, образующихся при проведении аттестации педагогических работников, которые относятся к персональным данным работников, содержатся в ответе на вопрос № 2 Разъяснений по применению
Порядка аттестации педагогических работников.
Что касается вопросов порядка обработки персональных данных педагогических работников в связи с проведением аттестации (проводимой для установления квалификационной категории или с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности), то необходимо учитывать, что Федеральным законом от 25 июля 2011 г. № 261-ФЗ внесены существенные изменения и дополнения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», действие положений которого (в редакции
Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 года.
В соответствии со статьей 6 «Условия обработки персональных данных»
Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (в редакции Федерального закона от
25.07.2011 № 261-ФЗ) обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных этим Федеральным законом, и допускается в определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен данной статьей.
К числу таких случаев, наряду с обработкой персональных данных, осуществляемой с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, отнесена обработка персональных данных, которая необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором
Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (пункт 2 части 1 статьи 6).
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ) оператором являются государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Таким образом, учитывая, что проведение аттестации педагогических работников относится к полномочию органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере образования, а работодатели участвуют в ее проведении в установленном законодательством порядке, то согласия педагогических работников на обработку их персональных данных в связи с проведением аттестации не требуется. При этом должны быть соблюдены требования трудового законодательства о защите персональных данных работников
(глава 14 ТК РФ), а также обязанности оператора, предусмотренные главой 4

7
«Обязанности оператора» Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (в редакции
Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ).
Вопрос
2.
Планируются
ли изменения в Порядок аттестации педагогических
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей