Конспект индивидуального коррекционного занятия
с ребенком (4,5 г.) с моторной алалией, на этапе выхода в ОНР (1 ур.р.р.)
Логопед КЛС г.Самара: Конецкая С.Ю.
ТЕМА: «Домашние животные и их детеныши». Вызов речи
Цель: Развитие лексики: звукоподражаний, звуко-комплексов, лепетных слов на материале темы.
Задачи:
1. Развитие понимания речи (импрессивной речи), пассивного словаря (животные и их детеныши, прилагательные: большой маленький, части тела животного); закладка и развитие начальных навыков самостоятельной активной (экспрессивной) речи.
2. Преодоление инертности в овладении ребенком новыми для него словами.
3. Развивать навыки речевого подражания.
4. Повышение речевой активности, развитие коммуникационных навыков.
5. Развитие речевого внимания и слуха.
6. Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания.
7. Развитие общей и тонкой моторики, внимания, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
8. Совершенствовать артикуляторные навыки на материале гласных звуков, учить координировать речь с движением, соотносить гласные: звук-жест-буква.
Оборудование: материал для отработки речевого дыхания, су-джок мячики и шарики, картинки для артикуляционной гимнастики, мягкая игрушка-корова,, цветные фишки, картинки «домашние животных, детеныши».
Ход занятия.
1. Организационный блок. (2 мин.) Создание эмоционально-положительного фона. Налаживание контакта.
2. Подготовительный блок. (8 -10мин.)
1) Самомассаж с применением мячиков и шариков су-джок.
2) Упражнения для развития мелкой моторики рук, в том числе на координацию работы обоих полушарий мозга.
3) Упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания
4) Артикуляционные упражнения «Сказка про Язычок» с опорой на картинки (сопровождаются жестами и движениями – элементы биоэнергопластики).
По завершении комплекса упражнений ребенок вспоминает и показывает основные упражнения по картинке и жесту.
5) Логоритмическая разминка с отработкой гласных А, У, Э и согласных звуков М, В, звукокомплексов: МА-МЭ-МУ-МИ, ВА-ВЭ-ВУ-ВИ.
-1- 3. Основной блок. (12 мин.)
Рассматриваем с ребёнком картинки, предлагаем показать домашних животных: кошку, собаку, козу, корову.
Предлагаем игру: «Найди маму» - разложить картинки детенышей рядом с мамами. Уточняем знание (в пассиве) названий детенышей этих животных.
Логопед просит показать на картинках и попытаться произвести звукоподражания, лепетно назвать(сопряжено, отраженно) домашних животных: кошку, собаку, козу, корову;
-затем рассказывает текст и просит ребенка помочь произнести звукоподражания вместе:
«Мяу! Мяу! Мяу! Мяу! Мяу!»-
Рыжий котенок .
Он у бабушки живёт.
«Гав! Гав! Гав! Гав! Гав!»-
Лохматый щенок.
Хвост кольцом и чёрный нос. (Покажи: где хвост у щенка, где нос)
«Ме-ме-ме-ме-ме-ме-ме!» -
кричит козленок сердито-
«Опрокинуто корыто!»
«Му! Му! Му! Му! Му! Му! Му!»-
мычит теленок-
Забодаю Катю с Вовой!». (Покажи ручками, как бодается теленок. )
Теленок и корова (картинки).
Покажи где мама-корова, где ребенок –теленок…
Кто большой, покажи. …
А кто маленький?...
У кого маленькие рога? …
У кого большие? …
А теперь давай покажем пальчиками:
Какие рога у теленка? – (маленькие)
-2-
Какие рога у коровы? – (большие)
Как мама корова мычит?
А как маленький теленок? (высота, громкость голоса)
4. Физминутка с элементами психогимнастики. (2 мин.)
Упражнение «Корова».
Му, Му, Му Пальчиками указательным и мизинчиком
(ребенок тоже проговаривает звукоподражание)
Мычит корова, показываем «рога» коровы.
Забодаю Катю с Вовой! Ребёнок топает ногами по полу,
Вы не пьёте молока. показывает сердитое выражение лица.
5. Закрепляющий блок (рефлексия). (4-5 мин.)
Логопед предлагает погладить мягкую корову по головке, спинке , носу, хвосту, ногами. (тактильно-кинестетические ощущения + элемент психотерапии)
Ребенок вспоминает и выбирает из 7-8 разрезных картинок тех животных, которых сегодня рассматривали и «озвучивали», пытается воспроизвести звукоподражания и назвать их (лепетная речь: кошка – «кика», например, и т.д.)
6. Завершающий блок. (1-2 мин.)
Логопед подводит итоги занятия, оценивает работу ребенка, хвалит, используя определенные, оговоренные ранее, сигналы-награды. Планируемый результат:
- способность ребенка произнести большинство предложенных звукоподражаний;
-обогащение пассивного словаря по лексической теме;
- правильное выполнение подражательных игр с движением рук, ног, туловища в
сочетании со звуками, звукоподражаниями ребенком за логопедом;
- умение повторять артикуляционные уклады и упражнения;
- развитие способности понимать речь логопеда ситуативно;
- повышение уровня развития слухового восприятия;
- развитие коммуникационных навыков, эмоционально-волевой сферы,
мелодико-интонационной стороны речи;
- улучшение состояния общей и мелкой моторики;
- закрепление целенаправленной воздушной струи, дифференциации ротового
выдоха по степени интенсивности;
- положительная динамика изменений поведения и мотивации ребенка. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |