Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Экзаменационные вопросы по экономике


Скачать 473.5 Kb.
НазваниеЭкзаменационные вопросы по экономике
АнкорOtvety po ekonomike.doc
Дата24.12.2017
Размер473.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаOtvety_po_ekonomike.doc
ТипЭкзаменационные вопросы
#33423
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7


Экзаменационные вопросы по экономике.


  1. Этапы развития экономической науки.

Экономическая мысль древнего мира. Основные направления: частная собственность, товаро-денежные отношения (обмен), землевладение, внешняя и внутренняя торговля, государственное устройство, государственная казна.

Впервые термин «экономика» ввел Ксенофонт, затем он встречался у Аристотеля: экономика – домовладение. Различали 2 сферы организации экономики: естественная (мелкая частная собственность, с/х, мелкая торговля) и неестественная (крупная частная собственность, ростовщичество).

Средневековье. Политическая экономия – правила ведения домашнего хозяйства («трактат политической экономии», Монкретьен).

Как самостоятельная наука экономика появилась в 15-18 вв. и до настоящего времени.

Основные экономические школы и направления:

  1. Меркантилизм – первая научная школа, заложившая научное мышление. Отражала интересы торговой буржуазии, источник богатства – золото и серебро, изучение сферы обращения (торговли, денежного обращения), заложили количественную теорию денег.

Представители: Р. Кантильон, У. Стаффорд, А. Монкретьен, Дж.Б. Кольбер, Т. Мен.

Ранний меркантилизм удержание денег в стране, теория денежного баланса (запрещал вывоз денег и устанавливал высокие пошлины на ввозимый товар)

Поздний меркантилизм разработал теорию активного баланса (поощрение экспорта, экспорт больше импорта – положительное сальдо, накопление денег в стране)

  1. Классическое направление (18в.):

- Физиократы (франц.классическая школа) – выражали интересы крупных землевладельцев, изучают производство, но только с/х. «Экономическая таблица» Кэне – первое деление общества на землевладельцев, фермеров, ремесленников. Представители: Тюрго, Кенэ.

- Английская классическая школа – основные принципы эконом либерализма: свободная конкуренция, рыночное саморегулирование, минимальное вмешательство гос-ва в рыночную систему. Источник богатства – труд. Изучают все сферы производства. Представители: Смит (теория разделения труда, «экономический человек» - индивидуум, движимый интересом получить прибыль, «невидимая рука рынка» - закономерностями, рыночным механизмом направляется к цели), Пети («политическая арифметика») и Рикардо (теория сравнительных преимуществ (теории стоимости, ренты, з/п, пооцента), Смит.

  1. Марксизм – экономическое направление, выражающее интересы пролетариата. Маркс «Капитал» - теория прибавочной стоимости, исследовал понятие «капитал», процесс его накопления.

  2. Неоклассическое направление (19в. до наст.времени) – рациональное использование ограниченных ресурсов, рациональный потребитель, минимальное гос.вмешательство, анализирование изменений в экономике:

- Австрийская школа Менгера

- Кембриджская школа Маршалла (концепция «эластичности спроса»)

- Лозаннская математическая школа Парето

- Американская школа (учение о статики и динамики – 2 состояния экономики)

  1. Кейнсианство – Дж. Кейнс рекомендовал использовать гос-ое регулирование и через бюджет, кредит, налоги воздействовать на рыночную экономику. Разработал теории: эффективность спроса, занятости и безработицы, обосновал понятие «эффективный совокупный спрос» и «мультипликатор» (множитель).

  2. Неокейнсианство – Харрод, теория темпов и фактов экономического роста, обосновал понятие «акселератор».

  3. Институционализм - Представители используют понятие «институт» (гос-во, семья, предпринимательство, монополии). Движущими силами экономики считают материальные факторы, мораль, право, психологию:

- социально - психологическая школа

- социально – правовая школа

- конъюнктурно – статистическая

  1. Неоинституционализм (теория прав собственности, экономической организации, общественного выбора).

  2. Неолиберальное –чикагская школа (все изменения в экономике объясняются состоянием денежной системы), фрайбургская школа, лондонская школа.




  1. Предмет экономики и ее функции.

Предмет изучения экономики – система экономических отношений, экономических законов, рациональное использование ограниченных ресурсов – проблема редкости.

Экономические отношения – это отношения, складывающиеся между людьми по поводу производства, распределения, обмена, потребления благ и услуг в условиях ограниченных ресурсов.

Экономические агенты (участники) – домохозяйства, фирмы, государство, банки, корпорации, некоммерческие организации.

Экономические законы – существенные, устойчивые, причинно-следственные связи и зависимости между экономическими явлениями и процессами. Виды: всеобщие (закон экономии времени, перемены труда) и общие (закон спроса и предложения). Их невозможно отменить, не зависят от воли человека, познаваемы.

Рациональное использование редких ресурсов – участники экономических отношений осуществляют экономический выбор наилучшего варианта использования ограниченных ресурсов из альтернативных, рационально ведут хозяйство.

Экономика – это хозяйство т. е. совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций, материального и дух-го мира, используемых людьми в целях удовлетворения потребностей.

- Позитивная – научное познание, изучение экономических явлений, «изучение того, что уже есть».

- Нормативная – ставит задачу поведать о том, как следует действовать чтобы достичь желаемых результатов, субъективные суждения.

Экономика – сложная многоуровневая система, изучающая проблему рационального использования ограниченных ресурсов на микро- и макро-уровнях.

Микро-экономика исследует поведение отдельных домохозяйств, фирм, отраслей, конкретных рынков.

Макро-экономика определение правительством общеэкономических задач, отражают интересы общества, мировая система хозяйства.

Макроэкономический анализ – позволяет оценить результаты развития экономики страны, выявить проблемы, разработать экономическую политику.

Экономические категории – научные понятия, выражающие экономические процессы и явления.

Функции экономики: познавательная (теоретическая), практическая, методологическая (фундамент экономических наук), мировозреческая (идеологическая) – база для эконом идеологии.


  1. Методы экономических исследований (*).

Метод – совокупность правил и приемов изучения явлений и закономерностей. 1.Материалистическая диалектика: восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический.

2.Статистические методы: обобщение статистических данных, анализ вариантов, результаты в виде графиков, таблиц.

3.Экономико-математические модели: описание математическими методами (математическими формулами, уравнениями, неравенствами) экономических объектов, процессов для установления закономерностей.

4.Практическая деятельность людей – проверка научного исследования.

График – это наглядное изображение зависимости между двумя переменными.

Наклон линейной линии – это отношение изменения переменной (на оси ординат) к изменению переменной (на оси абсцисс).



  1. Общественное воспроизводство и его роль в развитии общества.

Понятие общественного воспроизводства включает в себя: систему экономических отношений, экономическое воспроизводство и экономический круговорот.

Для общественного воспроизводства необходимы: труд, предметы труда (сырье), средства труда (станки, машины).

Экономические отношения: участники – экономические отношения, связаны с системой экономических законов, потребностями экономических агентов, системой экономических интересов, мотивами поведения экономических агентов, системой экономических стимулов. Виды: социально-экономические (между агентами по поводу присвоения собственности) и организационно-экономические (разделение труда, совместная деятельность).

Экономическое воспроизводство – непрерывное возобновление производства (простое – в неизменных масштабах, расширенное – увеличение масштаба, сужающиеся – сокращение).

Экономический круговорот – взаимосвязанные стадии «производство-распределение-обмен-потребление».

Производство-деятельность, направленная на создание благ.

Распределение-адресация благ.

Обмен-купля продажа.

Потребление-использование благ.

Экономическое развитие (количественное и качественное развитие):

Системная трансформация, постиндустриальная трансформация (переход к информационному обществу), индустриальная (создание институтов рыночной экономики), рыночная трансформация (развитие рыночных институтов).


  1. Потребности и их виды.

Потребность – это нужда, необходимость в чем-либо.

Виды (по Маслоу): основные физиологические (одежда, питание), безопасность (жилье), социальные (дружба), самооценка, саморазвитие.

Виды: физиологические, социальные (место в обществе), духовные (внутренний мир), личные (по Маслоу) и производственные (потребности предпринимательского сектора, потребность в получении прибыли, финансовых источников).

Закон Энгеля: «увеличение дохода семьи сокращает долю расходов на товары первой необходимости и увеличивает долю расходов на товары высокого качества и предметы роскоши».


  1. Блага и их классификация.

Благо – средство удовлетворения потребностей.

Виды:

-по формам – свободные (даны природой, тундра), экономические (деятельность людей, лес, выращенный человеком).

-по сферам экономики – материальные (вещественный характер), нематериальные (услуги).

-по степени ограниченности – экономические (редкие), неэкономические (неогр. количество).

-по субъектам – потребительские (для дома), производственные (для предпринимательств).

-взаимозаменяемые (имеют схожие свойства, способны заменить друг друга, прямая связь соотношения цены и спроса – масло и маргарин).

-взаимодополняемые (совместное употребление, обратная зависимость цены и спроса, автомобиль и бензин).

-по отношению к рынку – общественные, частные и «клубные» блага.

Общественные: пользуются все граждане, оплачиваются за счет налогообложения (бюджета), чистые общ.блага – национальная оборона, услуги правительства, ограниченные общ.блага – медицинская служба, библиотеки, музеи, неделимость, не соперничество, неисключаемость (невозможно ограничить доступ потребителей).

Частные: предоставляется только тем, кто за них заплатит.

Клубные: не соперничество и совместное использование до определенного предела (число мест в маршрутке).


  1. Внешние эффекты: положительный и отрицательный. Проблема «безбилетника». Решение проблемы внешних эффектов. Теорема Р. Коуза.

Внешние эффекты – это влияние участников сделки на третьих лиц.

Третьи лица – экономические объекты, не участвующие в данной сделке, не угнетенные в договоре.

Признаки: оказывают влияние на третьих лиц, не отражаются в договоре, в ценах, не учитываются при определении ВВП, возникают как при производстве, так и при бездействии.

Положительные – деятельность экономических объектов приносит выгоду третьим лицам, причем бесплатно (прививки от болезней, люди не заболели и не заразили 3 лиц).

Отрицательные – деятельность экономических агентов приносит ущерб, издержки третьим лицам и не компенсируются (загрязнение окружающей среды, шум для соседей).

Проблема «безбилетника». Потребители имеют возможность пользоваться общественным благом, независимо от того, что они его не оплатили. Каждый из потребителей надеется, что общественное благо будет оплачено другими. Государство производит общественные блага за счет обязательных платежей – налогов.

Решение проблемы внешних эффектов – трансформация внешних эффектов (сокращение производства товаром с отрицательным эффектов, восполнение производства с положительным эффектом), корректирующий налог (налог на выпуск товаров с отрицательным внешним эффектом), корректирующая субсидия (субсидия для производства товаров с положительным внешним эффектом).

Теорема Коуза – посвящена проблеме внешних эффектов, небольшое количество участников, права тщательно определены, рынок может без участия государства устранить внешние эффекты, заинтересованные люди могут самостоятельно прийти к рациональному решению.

Теорема: «если права собственности на ресурсы будут четко определены и соблюдены, включая возможность свободного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему внешних эффектов самостоятельно, без участия государства, путем купли-продажи этих прав».



  1. Экономические ресурсы. Проблемы экономического выбора в условиях ограниченных ресурсов. Кривая производственных возможностей. Экономическая эффективность (*).

Экономические ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ. Виды: природные (земля, лес), материальные (средства производства), трудовые (население), финансовые (денежные средства), информационные.

Свойства ресурсов: мобильность, ограниченность, альтернативность.

Проблема экономического выбора: При ограниченных ресурсах, увеличение производства одного товара, означает отказ от производства другого. Какие товары производить? От каких отказаться? Рациональное сочетание ресурсов.

Производственные возможности – это такое количество товаров, которое может быть одновременно произведено при эффективном использовании ограниченных ресурсах.

Кривая производственных возможностей – это график, показывающий все множество вариантов использования ограниченных ресурсов для производства альтернативных товаров. Альтернативный – т.е. допускающий выбор одного из двух и более возможностей.

Экономическая эффективность – это получение максимального возможного блага от имеющегося ресурса, соотношение результата к затратам.

Экон.эффект. = результат/затраты х 100%

Система показателей экономической эффективности:

1.Прямые показатели (они увеличиваются и эффект увеличивается)

- производства труда = доходы/затраты труда х 100%

- материалоотдача = доходы/затраты предметов труда (сырье) х 100%

- фондоотдача = доходы/затраты на основные фонды (амортизация) х 100%

2.Обратные показатели (при их возрастании, эффективность сокращается)

- трудоемкости = зарплата/доход х 100%

- материалоемкость = затрата предметов труда/доход х 100%

- фондоемкость = затраты на основные фонды/доходы х 100%


  1. Решение проблемы редкости ресурсов в различных экономических системах (традиционной, рыночной, командно-административной, смешанной).

Экономическая система – это совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся отношений собственности, хозяйственного механизма.

- это совокупность экономических элементов, образующих экономическую структуру общества.

- это совокупность отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления.

1.Традиционная экономика (основана на обычаях, традициях) В случае плохого урожая, общество не может прокормить себя. В случае большого урожая, продукт распределяется традиционным образом: значительная часть отдается вождю или собственнику земли, а оставшееся, распределяется согласно обычаям.

2.Рыночная экономика - все ответы на основные экономические вопросы (Что? Как? Для кого?) определяются рынком, ценами, прибылью и убытками.

3.Административно-командная экономика (все решения по основным экономическим проблемам принимает государство) распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов, производство благ постоянно отрывается от общественных потребностей.

4.Смешаная экономика (эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей) широкое разнообразие смешанных форм: шведская (высокий уровень налогообложения, минимальная безработица), японская (планирование государства носит рекомендательный характер, сохранение национальных традиций), американская (государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса).


  1. Трансформация экономических систем. Модели экономических систем (шведская, американская, немецкая, японская модели).

1. Не вмешиваться в действие рыночного механизма (например отменив ранее принятые нормативные акты, ограничивающие свободу действий хозяйствующих субъектов) и создавать условия для естественного действия экономических рычагов. Но в случае, если процесс само стабилизации продолжается длительное время, это может вызвать состояние материального и социального дискомфорта. В такой ситуации правительство страны вынуждено разрабатывать и внедрять социальные программы.

2. Осуществлять вмешательство в действие рыночного механизма. Иначе говоря, искусственно стимулировать действие экономических рычагов политическими средствами.

1.Эволюционный путь «градуализм»: государство на долгосрочной основе последовательно заменяет механизмы командно-административной системы рыночными отношениями; рынок охватывает сферу производства и сбыта потребительских товаров, а затем распространяется на инвестиционные отрасли; либерализация цен; жесткая финансированная политика (сдерживание инфляции); формирование рыночной инфраструктуры.

2.«Шоковая терапия»: неолиберальная теория рыночного саморегулирования; функция государства - поддержание устойчивости финансовой системы (сдерживание инфляции) ; развитие разнообразных форм собственности; замена административных методов государственного регулирования косвенными; либерализация цен; либерализация внешнеэкономической деятельности.

Американская модель: поощрение предпринимательства, высокий уровень производства труда, обогащение наиболее активной части населения, рыночный механизм, разнообразные формы собственности, социальная поддержка малоимущих, достижение личного успеха, государственное регулирование для поддержания рыночной коньюктуры.

Немецкая модель: развитие крупных, средних, мелких фирм; особое покровительство среднему и малому бизнесу, фермерским хозяйствам; государственное регулирование рыночной экономики; рыночные отношения; особое внимание уделяют регулированию инвестиций.

Японская модель: высокая конкурентоспособность; приоритет интересов нации над интересами отдельного человека; государственное регулирование рыночной экономики; рыночные отношения; высокая квалификация и ответственность работников.

Шведская модель: сильная социальная политика; высокие налоги; сокращение имущественного неравенства; рыночные отношения; функциональная социализация (частные фирмы производят товары, а обеспечение высокого уровня жизни- функция государства).


  1.   1   2   3   4   5   6   7

    перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей