Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Термин экономия встречается в работах другого древнегреческого философа


НазваниеТермин экономия встречается в работах другого древнегреческого философа
Анкорmetodichka Burina1.pdf
Дата07.04.2017
Размер1.87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmetodichka_Burina1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#13907
страница1 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8

Определение предмета экономической теории или "экономики" как научной дисциплины значительно менялось в ходе исторического развития. Истоки экономических знаний уходят своими корнями в глубокую древность. С возникновением первых обществ на Древнем Востоке в центре экономической мысли оказались проблемы управления и организации государственного хозяйства. Как отдельные знания экономическая теория возникла в античном обществе и называлась «экономия» – наука о домоводстве, о ведении домашнего хозяйства. Термин «экономия» впервые предложил древнегреческий философ Ксенофонт Афинский (444-356 до н.э.). «Ойкос» означает дом, хозяйство; «номос» – закон, правило.
Термин «экономия» встречается в работах другого древнегреческого философа
Аристотеля (384-322 до н.э.), который в своих работах наметил проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов.
К началу ХVIII в. накопленные знания о взаимосвязях и принципах экономических процессов стали складываться в первые теоретические системы.
Родоначальниками новой науки, называвшейся тогда «политической экономией» можно назвать ирландца Ричарда Кантильона - автора первого развернутого научного трактата, француза Франсуа Кенэ - лидера первой научной школы, и, наконец, шотландца Адама
Смита – первого классика экономической науки, мыслителя, благодаря которому политэкономия заняла достойное место в системе наук.
Ксенофонт Афинский – древнегреческий писатель и историк, полководец и политический деятель, уроженец Афин. С детства воспитывался в военной обстановке, но получил также и широкое общее образование. Был приверженцем многих идей Сократа и был его последователем.
Основной экономический труд: «Домострой»
Аристотель – древнегреческий философ, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского (с 343 г. до Н.Э.). Разделил все науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). То, что мы сейчас называем экономикой, отнёс к практическим наукам. Был приверженцем принципам натурального хозяйства.
Основные экономические труды: «Никомахова этика», «Политика»

За прошедшие двести с лишним лет мир заметно менялся, и соответственно, развивалась экономическая наука.
Основная проблема, с которой сталкивается каждый человек и общество в целом – это проблема ограниченности ресурсов. И именно из нее возникают вопросы, которые изучает экономика.
Современное определение экономики как науки сформулировал инглийский экономист Лайонел Роббинс. Оно как раз и опирается на проблему ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.
Ричард Кантильон (1680-1734) – работал коммерсантом в Лондоне, затем в Париже в банке своего дяди. Сумел сделать состояние на акциях Вест-Индской компании в 1720 году, став тем самым одним из немногих экономистов, живших в богатстве. Впервые выделил предпринимателей как отдельный класс, подробно описывает теорию населения и теорию денежного обращения.
Основной труд: «Очерк о природе торговли во общем»
Франсуа Кенэ (1694-1774) – известный французский экономист, лидер школы физиократов. Был выходцем из бедной семьи земледельцев, получил медицинское образование и стал придворным врачом Людовика XV. Говорил, что только земледелие производит качественно новый продукт , был сторонником невмешательства государства в экономику.
Основной труд: «Экономическая таблица»
Адам Смит (1723-1790) – шотландский экономист, философ-этик, один из основоположников современной экономической теории.
Учился в Университете Глазго и в Оксфорде, а в 1751 году был назначен профессором логики в Университете Глазго. Провозгласил принцип «невидимой руки рынка», что означает способность рынка к саморегулированию. Указывал на выгоды от разделения труда в промышленном производстве.
Основной труд: «
Исследование о природе и причинах богатства народов»

Это определение можно немного расширить.
Таким образом, экономическая наука может быть определена как общественная
наука, изучающая выбор, который совершают люди, используя ограниченные
(редкие) ресурсы для удовлетворения своих безграничных потребностей. Предметом
изучения экономической науки являются люди и их поведение.
Можно условно разделить всех экономистов на три ветви:
Практики, как правило, имеют дело лишь с цифрами и собранными данными, консалтеры дают советы практикам на основе собранных данных, а исследователи эти данные как раз собирают.
Экономика — наука, изучающая человеческое поведение как отношение между целями и ограниченными средствами
, имеющими альтернативное применение.

Одним из важнейших принципов является принцип рационального поведения. Суть его заключается в следующем: экономические агенты стремятся к максимизации выигрыша или минимизации потерь. При этом рациональное поведение предполагает оценку издержек и выгод от любой деятельности.
Экономическая модель представляет собой упрощенное описание действительности, свободное от всех тех элементов, которые в рамках данного исследования представляются исследователю несущественными. Экономическая модель строится на базе информации о ходе экономических процессов. Устанавливая причинно-следственные связи, модель, позволяет объяснить наблюдаемый результат. Результатом построения модели является прогноз поведения экономических переменных, и соответствие этого прогноза истинному развитию событий является свидетельством правильности построенной модели.
Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: потребителей, производителей, инвесторов, наемных служащих, собственников экономических благ и пр. Например, областью изучения микроэкономики является:

поведение потребителей (т.е. анализ того, каким образом индивид определяет размер осуществляемых им сбережений, каким образом он расходует остающиеся средства на приобретение товаров и услуг, каким образом индивид реагирует на изменение цен на товары или же уровень получаемого им дохода и пр.)

поведение производителей анализ отдельных рынков, будь то рынок алюминия или безалкогольных напитков.
Макроэкономика ориентирована на изучение "картины в целом": общего уровня производства, общего уровня инфляции и безработицы, проблем экономического роста.
Экономические потребности – недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.
Экономические потребности выступают как побудитель активной деятельности человека.
Потребности служат для удовлетворения желаний. Они подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, а вторичные – могут. Потребности динамичны: старые отмирают, новые появляются.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, обуславливает и ограниченность благ, находящихся в его распоряжении.
Блага
Свободные
Экономические
Имеются в неограниченном количестве Имеются в ограниченном количестве
За них не уплачивается цена За них уплачивается цена
Свободные блага – блага, имеющиеся в неограниченном количестве (солнечный свет, энергия ветра, воздух). Необходимость производства и распределения этих благ не существует, поскольку их предложение настолько велико, что цена равна нулю.
Экономические блага – это средства удовлетворяющие потребности, которые имеются в ограниченном количестве. Это блага, которые в связи с их редкостью или ограниченностью необходимо производить и распределять. Поскольку спрос на эти блага значительно превышает их количество, то они имеют цену.
Экономические блага
Товары и услуги
Заменяющие и дополняющие Нормальные и
(субституты или комплементы)
инфериорные
Отличия:
Услуга не может быть передана другому лицу, в то время как товар подлежит обмену, его можно отдать или подарить.
Пример: стрижка – услуга, ножницы – товар.
Процесс производства услуги по времени совпадает с её потреблением, а у товара с момента производства до начала непосредственного использования может пройти время.
Пример: массаж – услуга, вино – товар.
Отличия:
Субституты для потребителя имеют одинаковые свойства.
Пример: спрайт и 7-up, для кого-то пепси-кола и кока- кола.
Комплементы являются
Взаимодополняющими товарами. Потребление таких товаров одного с другим повышает эффективность использования обоих.
Так, например, если у вас есть автомобиль, но нет бензина, эффективность использования автомобиля существенно ниже, чем если бы был вы использовали товары вместе.
Отличия:
К нормальным благам
Относятся те, потребление которых возрастает с ростом доходов потребителя.
Пример: вы будете боль- ше ходить в рестораны, покупать больше брендо- вой одежды и обуви.
Для инфериорных това- ров механизм действует наоборот: чем больше доход, тем неохотнее потребитель приобретает данного блага.
Пример: услуги метро- политена, некачествен- ная одежда.

Экономические блага также делятся на прямые и косвенные. Прямые – потребительские, конечные, непосредственно удовлетворяют потребности (например, хлеб). Косвенные – промежуточные, промышленные, используются в дальнейшем производстве (например, зерно).
Кроме того, экономические блага бывают общественными и частными. Частные блага обладают свойствами конкурентности и исключаемости. Общественные обладают свойствами неконкурентности и неисключаемости. Неконкурентность- потребители не конкурируют друг с другом за получение блага. Появление одного потребителя не ухудшает положения других потребителей этого блага. Неисключаемость – никого из потребителей нельзя исключить из пользования этим благом.
Ресурсы (факторы производства) – средства для производства экономических благ. Проблема редкости ресурсов проявляется как противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченностью ресурсов, при помощи которых эти потребности могут быть удовлетворены.
Ресурсы, или факторы производстваподразделяют на следующие типы:

Земля – все то, что дает природа в необработанном виде и необходимое для производства товаров и услуг. Плата за использование земли называется рентой
(rent).
Например: почва, месторождения полезных ископаемых, лес и т.д.

Труд умственные и физические способности людей, используемые в производстве экономических благ. Доход владельца труда заработная плата
(wage).

Капитал – оборудование, здания, сооружения, используемые в производстве экономических благ. Плата за капитал называется процентом (interest rate), то же, что и ссудный процент – это цена, уплачиваемая собственникам капитала за использование заемных средств в течение определенного периода. Как ресурс рассматривается физический капитал.

Предпринимательская способность (entrepreneurial ability) способность рационально и наиболее эффективно сочетать и использовать ресурсы для производства экономических благ. Доход владельца этого ресурсаприбыль
(profit).
Здесь же стоит отметить, что деньги не являются фактором производства. Они лишь
товар, ускоряющий процессы совершения сделки и уменьшающий транзакционные издержки (издержки совершения сделок).
Осуществление выбора предполагает возможность выбирать между различными вариантами использования ресурсов. Выбирая один из вариантов, приходится отказываться от другого (альтернативного) варианта. Поэтому выбор связан с определенными потерями, которые называются альтернативными затратами или альтернативной стоимостью или издержками упущенных возможностей.
Альтернативная стоимость –стоимостьлучшей из альтернатив, от которой пришлось отказаться, делая выбор.

ПРАКТИКУМ
Экономист Иванов занимается строительством дома на даче. Для постройки фундамента дома ему необходимо закупить цемент. В ближайшем от дачи магазине мешок цемента стоит 160 рублей, а на строительном рынке мешок такого же цемента стоит 110 рублей, причем на поездку до рынка туда и обратно необходимо потратить 2 часа, а дорога от магазина практически не связана с потерями времени. За доставку цемента со строительного рынка. Иванову необходимо заплатить 1000 рублей, а рядом с дачей доставка стоит 500 рублей. Экономист Иванов строит дачу только по выходным, а закупкой материалов занимается в будни. Если время, затраченное на закупку цемента, не будет оплачено, то при какой ставке заработной платы в час экономисту Иванову имеет смысл закупать цемент в количестве 20 мешков на рынке?
Решение:
Решение покупать на рынке основано на принципе рационального поведения.
Первый способ.
Выбор в пользу рынка будет сделан в том случае, если выгоды от поездки на рынок будут больше, чем потери, связанные с данной поездкой.
Выгоды – это покупка более дешевого цемента = 20мешков*50рублей (экономия с каждого мешка) = 1000 рублей
Потери – это затраченное на поездку время, в течение которого можно заработать дополнительные деньги, и более дорогая доставка по сравнению с другом вариантом покупки цемента = 2*Х + (1000 - 500) = 2*Х + 500
Выгоды > Потери
1000 > 2*Х + 500
Х < 250 рублей в час
Второй способ.
Рациональный индивид минимизирует издержки. Чтобы Иванову выгодно было поехать на ярмарку необходимо, чтобы издержки на поездку в ближайший магазин были больше, чем издержки от поездки на ярмарку.
Издержки на поездку в ближайший магазин = 160 рублей * 20 мешков + 500 рублей
(доставка) = 3700 рублей
Издержки от поездки на ярмарку = 110 рублей * 20 мешков + 1000 рублей
(доставка) + 2 часа * Х рублей = 3200 + 2Х
3700 > 3200 + 2Х → Х < 250 рублей в час → Ответ: Х < 250 рублей в час.
1.
Средства, удовлетворяющие потребности людей называются экономическими благами
1) Да
2) Нет
2.
Деньги не являются фактором производства
1) Да
2) Нет
3.
Альтернативные издержки могут быть измерены в натуральных единицах
1) Да
2) Нет
4.
Какое из перечисленных положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории?
1) Эффективное использование ресурсов
2) Максимальное удовлетворение потребностей
3) Неограниченность производственных ресурсов

4) Нет верного ответа
5.
Что из перечисленного исследует микроэкономика?
1) Объем частных инвестиций в России в 2000 году
2) Организацию мирового рынка нефти и изменения в ее цене
3) Последствия обесценения курса рубля для российских экспортеров
4) Инфляционные последствия кризиса 1998 года в России
6.
У Вас есть должник, который должен завтра вернуть 2500 руб. Он просит отсрочить платеж на год, предлагая заплатить позже 3500 руб. Предполагая, что Вы можете вложить деньги только в один единственный банк, какая должна быть годовая ставка процента по вкладам, чтобы Вы согласились на условия должника, т.к. они предпочтительней банковских?
1) <40%
2) <71%
3) >40%
4) >71%
7.
Поездка поездом из Москвы в Новосибирск занимает 4 дня, а перелет самолетом –1 день. Стоимость авиабилета 1000 руб. Выбор способа передвижения профессору
Иванову, зарабатывающему 140 руб. в день безразличен с экономической точки зрения. Сколько стоит билет на поезд?
1) 860 руб.
2) 580 руб.
3) 140 руб.
4) 250 руб.
8. Комбинациями, включающими только факторы производства, являются:
1) счёт в банке, официант, уголь;
2) банкир, нефть, трактор;
3) геолог, станок, деньги;
4) одежда, токарь, цех;
5) буровая установка, шахтёр, поле.
9. Капитал как фактор производства включает:
1) банковские счета;
2) сооружения;
3) деньги
4) векселя;
5) здания.
10. Какое из следующих благ можно отнести к свободным (неэкономическим)?
1) Бесплатный проезд для пенсионеров в городском транспорте.
2) Бесплатный завтрак в школе.
3) Бесплатное посещение врача в районной поликлинике.
4) Бесплатный солнечный свет.
5) Бесплатное освещение городских улиц за счет солнечных аккумуляторов.
11. Пенсионер может подрабатывать либо сторожем из расчёта 45 р./ч, либо вахтёром из расчёта
56 р./ч, а также получать пенсию в размере 2400р., что составляет 5 р./ч, и доплату от государства в размере 3 р. За 1 ч любой работы. Чему равны альтернативные издержки одного часа его досуга?

Кривая производственных возможностей
(production possibilities curve) – кривая, показывающая различные комбинации двух товаров или услуг, которые могут быть произведены в условиях полной занятости и эффективного производства в экономике с неизменными запасами ресурсов и неизменной технологией.
Кривая производственных возможностей отражает в каждой своей точке максимальный объем производства двух продуктов при разных их сочетаниях, которые позволяют полностью и эффективно использовать ресурсы. Передвигаясь от одной альтернативы к другой экономика переключает свои ресурсы с одного товара на другой.
Таблица 1. Таблица производственных возможностей
Альтернативы
А
Б
В
Г
Военная продукция, (пушки, шт.)
10 8
6 0
Гражданская продукция, (детские игрушки, шт.)
0 40 70 100 10
А
Б
● Е
8 6
В
● Д
Г
40 70 100 Гражданская продукция
Точка
Д
, которая расположена под кривой производственных возможностей отражает неполное или неэффективное, или неполное и неэффективное использование ресурсов. Точка
Е
, которая находится вне множества производственных возможностей, недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Любая экономика находящая в точке
Д
, способна произвести большее количество одного блага,
Военная продукция
не сокращая некоторого количества другого блага. При движении к кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при данных затратах или данный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные затраты.
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей