Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Словарь терминов и понятий. Тема 1 Базовые экономические понятия. Проблема выбора в экономике


Скачать 36.71 Kb.
НазваниеТема 1 Базовые экономические понятия. Проблема выбора в экономике
Дата27.11.2019
Размер36.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСловарь терминов и понятий.docx
ТипДокументы
#65419
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Словарь терминов и понятий

Тема 1: Базовые экономические понятия. Проблема выбора в экономике

Ограниченность ресурсов - недостаточность имеющихся в распоряжении людей природных и трудовых ресурсов, основного капитала для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества.

Экономическое благо - средства удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве. Э б. делятся на продукты и услуги. Блага, приносимые людям экономикой, полученные в результате экономической созидательной деятельности, посредством производства.

Свободные блага - находится в избытке по отношению к потребностям и не является предметом экономической деятельности солнце, воздух и т.п.). Свободные блага не требуют отказа от других благ, и, следовательно, могут потребляться в неограниченном количестве.

Ресурсы (факторы производства) - это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами: 1) материальные ресурсы - земля, или сырьевые материалы, и капитал; 2) людские ресурсы - труд и предпринимательская деятельность.

Природные ресурсы - естественные, имеющиеся в природе экономические, производственные ресурсы в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна, полезных ископаемых, лесов, растительного и животного мира.

Рента - доход, регулярно получаемый с капитала, земли, имущества, не связанный с предпринимательской деятельностью. Во многих странах доход, получаемый владельцем по облигациям государственных займов. Доход, образующийся вследствие исключительного владения уникальными природными ресурсами.

Капитальные ресурсы - состоят из двух составляющих: физической и денежной. Физический капитал — это средства производства, основные производственные фонды в виде зданий, сооружений, машин, инструментов, предназначенных для использования в производстве. Капитал денежный — это денежные средства, выделяемые для приобретения производственных ресурсов, прежде всего основных производственных фондов.

Процент - 1) сотая доля числа; 2) ссудная плата, которую заемщик должен вносить за пользование кредитом, ссуженными деньгами или материальными ценностями.

Трудовые ресурсы - экономически активное, трудоспособное население, часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности.

Заработная плата - цена за труд человека; доход в денежной или натуральной форме, получаемый наемным работником; вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с условиями трудового договора и требованиями трудового законодательства

Информационные ресурсы -  это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.).

Предпринимательские способности (как фактор производства) – самостоятельная инициативная деятельность физических лиц и (или) их объединений, направленная на получение прибыли.

Предпринимательская прибыль - остаток у предпринимателя после вычета из валовой выручки всех затрат на производство.

Альтернативная стоимость - стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим. Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель.

Кривая производственных возможностей - кривая, графически иллюстрирующая возможности одновременного производства двух продуктов с учетом ограниченности ресурсов, расходуемых на производство этих продуктов. Кривая строится в системе координат, каждая из которых отражает объем производства одного из продуктов. Она ограничивает область производственных возможностей, так что любая точка на кривой показывает предельно возможное по ресурсным ограничениям сочетание объемов производства двух продуктов.

Альтернативные (вмененные) издержки производства - это издержки, характеризующие ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативные издержки часто характеризуют как ценность отвергнутых возможностей: количества одного блага, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого. В реальной действительности люди всегда сталкиваются с выбором, а, следовательно, и его ценой – альтернативными издержками.

Экстенсивный рост - экономический рост, при котором увеличение объема производства материальных благ и услуг достигается за счет использования большего количества факторов производства.

Интенсивный рост - связан с использованием более эффективных факторов производства и технологии; осуществляется не за счет роста объемов затрат ресурсов, а за счет увеличения их отдачи. К интенсивным факторам относятся: а) технологический прогресс; б) экономия на масштабах; в) повышение профессионально-квалификационного уровня работников; г) рост всесторонней мобильности и совершенствование распределения ресурсов; д) совершенствование управления производством и др.

Производительность труда - количество продукта, произведенного в единицу времени (например, 100 пар обуви в час), или количество времени, затраченного на единицу продукции (например, в минуту добывается 5 т угля). В развитых странах 2/3 прироста реального продукта обеспечиваются повышением производительности труда. Для повышения П. т. нужно: 1) повысить квалификацию работников; 2) создать и привлечь в производство новую технику и технологию; 3) предложить новые системы организации, или управления, производством; 4) наращивать объемы производственных мощностей, изменяя масштабы производства: от мелкого и среднего к крупному: 5) лучше использовать природные ресурсы.
Тема 2. Общие проблемы экономического развития и экономические системы
Собственность -
Частная собственность - одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.

Государственная собственность - одна из форм собственности, субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальныересурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности.

Экономическая система - совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Традиционная экономика - это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.

Административно-командная экономика - хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений.

Рыночная экономика (чистый капитализм) - это экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, господстве частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей.

Смешанная экономика - экономическая система, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.
Тема 3: Спрос и предложение. Эластичность
Цена - это денежное выражение стоимости товара. В рыночной экономике она является всеобщим инструментом механизма хозяйствования. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляются с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы современного общества.

Функции цен - в обществе с рыночной экономикой цена выполняет две функции: экономическую и социальную. Экономическая состоит в том, что она:

- является ориентиром в стоимости производства товаров; цена под воздействием различных факторов, и в первую очередь спроса и предложения, отклоняется от стоимости, вращаясь вокруг нее. Такой ориентир дает возможность фирме, предпринимателю принимать решения с выгодой для себя;

- выполняет учетную функцию, появляется возможность учитывать результаты деятельности, анализировать ее эффективность;

- выполняет стимулирующую функцию; колебания рыночных цен вокруг стоимости сигнализируют об изменениях спроса и предложения на рынке, что дает сигнал производителю об увеличении или сокращении производства;

- выполняет распределительную функцию; производитель через цену ориентируется в распределении полученного дохода. Сначала из выручки от реализации по действующим ценам возмещаются издержки производства, затем оставшийся прибавочный продукт делится на две части, одна из которых поступает государству в виде налогов и обязательных платежей, а другая остается у производителя и используется им на свои нужды.

Спрос - то платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужный товар. Различают несколько разновидностей спроса: индивидуальный, совокупный и рыночный.

Величина спроса - это то количество товара, которое покупатели желают приобрести в единицу времени (день, месяц, год).

Закон спроса - при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к увеличению величины спроса и, наоборот, повышение цены (при прочих равных условиях) ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса (обратная зависимость).

В основе закона спроса лежат 3 причины: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, действие закона спроса связано с эффектом дохода, когда снижение цены приводит к повышению покупательной способности; в-третьих, в соответствии с действием закона убывающей предельной полезности, каждая последующая единица конкретного товара приносит все меньшее удовлетворение. 

Закон убывающей предельной полезности - заключается в том, что с ростом потребления блага (при неизменном объёме потребления всех остальных благ) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но скорость роста замедляется.

Эффект дохода - эффект в 


Эффект замещения - является одним из видов влияния изменения цены товара на величину спроса на этот товар со стороны потребителя.

Эффект Гиффена - снижение цены на отдельные виды товара приводит к снижению на них спроса. Справедливо и обратное: повышение цены на отдельные виды товара приводит к повышению на них спроса.

Неценовые детерминаты спроса - факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются

Товары-субституты (заменяющие товары) - это такая пара товаров, при повышении цены на один из которых вызывает рост спроса на другой товар.

Комплементарные (дополняющие) товары - это такая пара товаров, при повышении цены на один из которых вызывает падение спроса и на другой.

Рыночный спрос - это спрос, предъявляемый на товар всеми потребителями (покупателями) на рынке данного товара. Функция рыночного спроса на товар получается путем суммирования объемов спроса всех потребителей на рынке при разных уровнях цен. Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага. 

Предложение - вся совокупность значений количества предложенного товара, соответствующих различным возможным величинам цены товара, при прочих равных условиях.

Величина предложения - это количество товара, которое производители хотели бы продать по установленной цене.

Закон предложения - чем выше цена товара или услуги, тем больше его количество будет предложено для продажи.

Неценовые детерминанты предложения - факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара.

Равновесная цена - это цена, объём спроса при которой равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным.

Избыточный спрос – ситуация, когда объем спроса на благо превышает объем его предложения при фактической рыночной цене.

Избыточное предложение - ситуация на рынке, когда предложение товаров значительно превосходит спрос на них, что может привести к затовариванию.

Равновесное количество - объемы предложения товара и спроса на него, при которых цена товара такова, что эти объемы (количества) равны и, следовательно, рынок находится в равновесном состоянии.

Товарный дефицит - недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег.

Избыток товара или перепроизводство – превышение предложения продукции над спросом на нее, иначе говоря, увеличение запасов продукции вследствие неспособности реализовать ее из-за сократившегося спроса. Является причиной кризисного спада в экономике в условиях, когда нереализованная продукция не дает возможности продолжать производство ввиду нехватки денежных средств на покупку сырья, оборудования, рабочей силы, сокращает спрос на рабочую силу. Устранение такого явления возможно либо путем стимулирования спроса, либо сокращением предложения.

Эластичность - мера чувствительности одной переменной (например, 
Эластичный спрос - позволяет почти точно измерить степень реакции 


Неэластичный спрос - спрос, который практически не меняется вне зависимости от подорожаний или падения цен. Это обычно то, что является предметом первой необходимости.

Спрос с единичной эластичностью – спрос, при котором сокращение или увеличение цены вызывает пропорционально увеличение или снижение количества потребляемого товара и объема продаж, при том, сто общий доход остается неизменным.

Абсолютно эластичный спрос - это такой спрос, величина которого не реагирует на изменение цены товара.

Абсолютно неэластичный спрос - это такой спрос, когда при данной цене нет пределов для реализации продукта. Такой спрос имеет место в условиях
Факторы, влияющие на эластичность спроса:заменимость, фактор времени, предметы роскоши и предметы первой необходимости, доля, которую занимает данный товар в расходах потребителей.

Перекрестная эластичность - показатель процентного изменения в количестве купленного товара или услуги в ответ на изменение в цене другого товара или услуги.

Эластичность спроса по доходу - показатель степени чувствительности спроса к изменению 
Эластичность предложения по цене - показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара.

Коэффициент эластичности спроса (предложения) по цене - показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на1%. Вычисляется как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению какой-либо детерминанты.

Выручка от продажи - общий финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) и является одним из важнейших показателей финансовой деятельности, по которому определяется рейтинг организации.
Тема 4: Производство и поведение фирмы
Фирма - самостоятельная предпринимательская единица с правами юридического лица, которая в качестве собственника или владельца распоряжается своим имуществом и нематериальными ценностями.

Признаки классификации фирм - тип собственности, величина фирмы, цель деятельности, организационно-правовая форма.

Полное товарищество - товарищество, участники которого (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность всем принадлежащим им имуществом. Управление в полном товариществе осуществляется по общему согласию всех его участников, каждый участник имеет один голос.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеются участники-вкладчики (коммандисты). Последние несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, только в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных размеров, установленных учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Акционерное общество (АО) - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Производственный кооператив (артель) - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанное на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Каждый член кооператива имеет право одного голоса на общем собрании, независимо от величины его пая.

Унитарное предприятие - это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.

Бухгалтерские издержки - издержки израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения. Включают в себя затраты на сырье, материалы, оплату труда, выплату кредитов и процентов по ним, амортизационные отчисления основной капитал, и т.д

Экономические издержки - это стоимость других благ (товаров и услуг), которые можно было бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования этих ресурсов.

Общие издержки - те затраты, которые несет предприятие в течении одной стадии производства. Общие = Постоянные + Переменные.

Общие постоянные издержки - это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.

Общие переменные издержки - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда.

Средние общие издержки -
Средние постоянные издержки - общий объём постоянных издержек фирмы, деленный на количество произведенной продукции.

Средние переменные издержки - общий объём переменных издержек фирмы, деленный на количество произведенной продукции.

Предельные издержки - это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

Производственная функция -  характеризует техническую зависимость между количеством применяемых ресурсов и максимальным объемом выпуска продукции в единицу времени.

Краткосрочный период - это промежуток времени, в течение которого фирма варьирует объемы производства, не изменяя количества некоторых вводимых факторов производства.

Долгосрочный период - промежуток времени, в течение которого фирма изменяет объемы всех используемых факторов производства.

Общий (валовой) продукт - стоимость материальных благ, созданных обществом в течение определённого периода (например, года).

Средний продукт (производительность) - это объём произведённой продукции, отнесённый к единице использованных ресурсов. Средний продукт характеризует производительность переменного 
Предельный продукт - это прирост продукта, полученный в результате увеличения фактора на единицу при неизменной величине остальных факторов производства.

Закон убывающей отдачи - по мере того как возрастает использование какого-либо производственного фактора (при фиксированных остальных производственных факторах) в итоге достигается точка, в которой дополнительное использование этого фактора ведет к снижению объема выпуска продукции.

Эффект масштаба - зависимость долгосрочных средних совокупных издержек от объема выпуска продукции.

Положительный эффект масштаба - это снижение при росте объемов производства.

Отрицательный эффект масштаба - то повышение, вызванное ростом объемов производства продукции.

Прибыль - положительная разница между суммарными 
Порог прибыльности - выручка компании или объем реализованной продукции в натуральном выражении, которые обеспечивают полное покрытие всех переменных и условно-постоянных затрат компании, при прибыли равной нулю.

Рентабельность продукции -  коэффициент равный отношению балансовой прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Исходные данные для расчета - бухгалтерский баланс.
Тема 5: Типы рыночных структур
Рыночная структура - совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка.

Чистая конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.

Монопсония - ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов. На рынках данного типа определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели.

Двухсторонняя монополия - тип строения 
Дуополия - ситуация, при которой имеются только два продавца определённого товара, не связанных между собой 
Стандартизация продукции деятельность по разработке и установлению требований, норм, правил, характеристик как обязательных, так и рекомендуемых для выполнения в процессе управления качеством продукции (работ, услуг).

Дифференцированная продукция - продукции, которая различима потребителями по отличным от цены свойствам и не является совершенно взаимозаменяемой, хотя и удовлетворяет одни и те же потребительские предпочтения.

Барьеры вхождения в отрасль: правовые ограничения (патенты, тарифы, квоты), высокие транспортные налоги, высокие издержки входа, экономия от масштаба, контроль монополистом источников поступления ресурсов, реклама и дифференциация продуктов, государственные лицензии (разрешение на определенный вид деятельности только одной фирме).

Оптимальный объем производства продукции - объем, который обеспечивает выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом затрат и максимально возможной эффективностью.

Состояние равновесия фирмы - это такое состояние фирмы (с определенным уровнем цены и объема производства), при котором достигается максимально возможный уровень прибыли и дальнейшее увеличение масштабов производства уже не приносит дополнительной прибыли.

Монополия - это рыночная структура, при которой крупное предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции, на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм.

Закрытая (государственная) монополия - это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:
субъект монополии (монополиста);
  • товарные границы монопольного рынка;
  • формы контроля и регулирования его деятельности;
  • компетенцию контролирующего органа.
    Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

    При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

    Открытая монополия - это рынок единственного поставщика.

    Коэффициент Лернера - экономический показатель монополизма конкретной фирмы, предложенный экономистом 
    Естественная монополия - вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно.

    Монопольная власть - это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке.

    Нечестная конкуренция - это деятельность хозяйственного субъекта, которая направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение доминирующего положения на рынке, обманом потребителей, партнеров, других хозяйственных субъектов и государственных органов.

    Ценовая дискриминация - это ситуация на рынке, когда один и тот же товар или услуга продается различным покупателям по различным ценам. Проведение ценовой дискриминации возможно только на  

    Государственная антимонопольная политика - это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

    Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:
    прямое регулирование цен;
  • налогообложение;
  • регулирование естественных монополий.
    Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж.

    Дифференциация продукта - способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность (по сравнению с конкурентами) продукта для покупателя с точки зрения уровня качества, наличия его особых характеристик, методов сбыта, послепродажного обслуживания.

    Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.

    Олигополия - форма рынка, когда работает несколько предприятий производящих аналогичную продукцию.

    Индекс Герфиндаля - индекс для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли, который показывает степень концентрации рынка, или, другими словами, уровень влияния на рынке одной или нескольких фирм.

    Олигополистическая взаимосвязь - необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска.

    Открытый сговор - ситуация согласованных действий, зафиксированных в виде формальных соглашений (на тайных встречах). В настоящее время открытый сговор является незаконным в большинстве стран.

    Скрытый сговор - это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

    Картель - это группа самостоятельных фирм, которые согласуют свои решения по поводу цен и объемов производства так, как если бы они представляли собой единую монополию.

    Ценовой лидер - фирма, занимающая на рынке конкретного товара лидирующие позиции и поэтому определяющая ценовую политику в отношении этого товара.

    Тема 6: Основные макроэкономические показатели
    Система национальных счетов (СНС) - это совокупность международно-признанных взаимосвязанных показателей, отражающих результаты состояния экономики на макроуровне. С помощью 
    Конечный и промежуточный продукт – 1) те продукты, которые предназначены для конечного потребления; 2) те продукты, которые предназначены для дальнейшей переработки или перепродажи.

    Добавленная стоимость - это рыночная цена продукции фирмы, за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков.

    Валовой национальный продукт (ВНП) - характеризует стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами с помощью ресурсов, принадлежащих данной стране, независимо от их географического использования.

    Валовой внутренний продукт (ВВП) - это рыночная совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных за год на территории страны всеми зарегистрированными в ней хозяйственными субъектами.

    Чистый национальный продукт (ЧНП) - общий объём товаров и услуг, которые страна за определённый промежуток времени произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства. 

    Национальный доход (НД) - один из обобщающих показателей экономического развития страны, вновь созданная в материальном производстве стоимость.

    Личный и располагаемый доход (ЛД и ЛРД) – 1) весь доход, заработанный или получае­мый отдельными лицами. Он идет на потребление, сбережения, на уплату налогов; 2) доход после уплаты налогов, т.е. все, что остается на потребление и сбережения. В этот доход входят и трансфертные платежи. Доход, который домашние хозяйства могут использовать по своему усмотрению, называется личным располагаемым доходом (ЛРД).
    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей