Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Бух.учет и налогообожение.. Федеральное агентство железнодорожного транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное


НазваниеФедеральное агентство железнодорожного транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное
АнкорБух.учет и налогообожение..doc
Дата23.11.2017
Размер375 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБух.учет и налогообожение..doc
ТипУчебное пособие
#32089
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»


ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

С. П. Воронова

Рабочий экземпляр
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Учебное пособие

Санкт-Петербург

ПГУПС

2012

УДК 657

ББК У052.252.1я7

Аннотация

Учебное пособие представляет собой систематизацию знаний по курсам «Бухгалтерский учет в строительстве» и «Налогообложение в строительстве».

В пособии отражены общие вопросы бухгалтерского учета (предмет и метод бухгалтерского учета, бухгалтерские счета и проводки и др.) Также рассмотрены особенности учета затрат у участников строительного процесса (учет затрат на капитальное строительство, учет затрат на строительное производство). Приведена краткая характеристика налогов, уплачиваемых строительными организациями. Работа выполнена с учетом современных требований законодательства по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.

Пособие предназначено для слушателей ИПКП переподготовка по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (железнодорожное строительство)».

Введение
Строительная отрасль занимает особое место в экономике страны. Задачи этой отрасли направлены на создание и ввод в действие новых основных фондов, а также реконструкцию и расширение, ремонт и техническое перевооружение действующих основных фондов. Для строительства характерен сложный технологический процесс, осуществляемый многими людьми, обладающими специфическими знаниями.

Кроме специфики технологического процесса, необходимо учитывать, что строительство - это инвестиционный процесс. Поэтому, процесс функционирования строительных организаций определяется особенностями взаимоотношений между участниками инвестиционно-строительного процесса (инвестор, заказчик, подрядчик).

В тоже время строительные организации являются плательщиками налогов и других обязательных платежей, определяемых налоговым Кодексом и иными законодательными актами.

Специфика строительной индустрии накладывает свой отпечаток на порядок исчисления и уплаты налогов, а также на особый характер взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса по поводу формирования налоговой базы.

Особенности инвестиционно-строительного процесса и организации взаимоотношений между его участниками отражается в правилах сметного ценообразования и способах финансирования строительной отрасли.

Все это обуславливает актуальность изучения основ системы учета затрат, их контроля и последующего управления.

Цель учебного пособия – успешное овладение основами бухгалтерского учета и налогообложения в строительстве.

Основные задачи учебного пособия:

  • раскрыть теоретические основы организации бухгалтерского учета;

  • научить обобщать и детализировать бухгалтерскую информацию об учете строительной продукции каждым участником инвестиционно-строительной деятельности;

  • дать определение участников инвестиционной деятельности, являющихся плательщиками налогов;

  • дать характеристику основных налогов, уплачиваемых строительными организациями;

  • сформировать профессиональные навыки специалиста-бухгалтера.

При изучении данного курса слушатели знакомятся с особенностями бухгалтерского учета и налогообложения строительных организаций, спецификой формирования участниками инвестиционно-строительного процесса стоимости выполняемых работ.
Раздел 1. ОБЩИЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Тема 1.1.Общая характеристика бухгалтерского учета

1.1.1. Предмет и метод бухгалтерского учета

Организации, являющиеся юридическими лицами, т. е. зарегистрированные в установленном порядке, обязаны вести бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности.

Виды учета:

1. Хозяйственный учет – наблюдение, измерение и регистрация фактов деятельности предприятия. Например, поступила продукция, отпустили материалы, реализовали товар и т.д.

2. Статистический учет отражает явления, которые носят массовый характер. Ведется на уровне государства: перепись населения, учет земельных участков и т. д. Формирует плановые и фактические показатели.

3. Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п. 1 ст. 1 закона «О бухгалтерском учете»).

При ведении различных видов учета используют следующие типы измерителей:

    • натуральные (кг., шт., м и т.д.) – необходимы при учете имущества организации;

    • трудовые (машино-смены, человеко-дни, человеко-часы и т. д.) –позволяют определить затраченное время и труд;

    • денежные (рубли и валюта других государств) – являются обобщающими и применяются для учета в стоимостном выражении разнообразных объектов бухгалтерского учета.

Предметом бухгалтерского учета являются факты хозяйственной деятельности предприятия, а именно:

1) хозяйственные процессы (снабжение, реализация, производство);

2) расчетные взаимоотношения (между организацией и поставщиками, заказчиками, банками, бюджетами и др.);

3) затраты труда и его оплата;

4) имущество (внеоборотные и оборотные активы);

5) источники формирования имущества (собственные и заемные).

Технически бухгалтерский учет осуществляется при помощи плана счетов, единого для всех организаций, кроме бюджетных организаций и банков.

Метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов и способов отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Элементы метода бухгалтерского учета:

1. Документация – первичные документы, с помощью которых происходит регистрация всех хозяйственных операций в момент и в месте совершения этих операций. Это обеспечивает сплошное и непрерывное наблюдение за объектами учета.

2. Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета (как правило, производится в конце года).

3. Бухгалтерские счета – способ экономической группировки однородных объектов, которые используются с целью контроля и составления отчетности; например, для отражения информации об имеющихся материалах и их движении используют счет №10 «Материалы».

4. Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Каждая операция отражается дважды – по дебету одного счета и по кредиту другого. Например, с расчетного счета поступили денежные средства в кассу: дебет счета 50 «Касса» (+) – кредит счета 51 «Расчетный счет» (–).

5. Баланс – способ экономической группировки имущества предприятия и их источников. Составляется на определенную дату (как правило, на 1-е число месяца, квартала, года). Информация отражается в денежном эквиваленте на основании данных, полученных со счетов бухгалтерского учета.

6. Оценка – способ отражения объектов учета в стоимостных измерителях (рубли). Обеспечивает сопоставимость и обобщение информации о разнородных объектах.

7. Калькуляция – способ определения стоимости (себестоимости) единицы продукции.

8. Отчетность – набор показателей, необходимых для оценки и анализа финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, – например, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках.

9. План счетов бухгалтерского учета представляет собой перечень счетов бухгалтерского учета (наименование счета, номер, наличие субсчетов и т. д.). План счетов, используемый на предприятии, формируется на основе стандартного плана, единого для всех предприятий, кроме бюджетных и кредитных организаций.

1.1.2. Хозяйственные средства предприятия и источники их образования

Классификация хозяйственных средств. Все имущество (хозяйственные средства), имеющееся на предприятии, делят на классификационные группы в зависимости от длительности периода их использования (оборачиваемости):

1. Внеоборотные активы(долго эксплуатируемое имущество (более одного года)):

  • Основные средства – средства, срок службы которых более одного года, создают условия для осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Их особенность – служат длительное время, при этом их стоимость частями переносится на стоимость выпускаемой продукции посредством амортизации, – это, например, здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, механизмы, земельные участки, находящиеся в собственности.

  • Нематериальные активы – вид внеоборотных активов, которые не имеют физической основы, но имеют ценностное выражение. Характеризуют стоимость прав пользования. Амортизируются. Это, например, товарные знаки, лицензии, патенты, право на владение природными ресурсами, деловая репутация фирмы.

  • Незавершенное строительство- характеризует размер затрат, вложенных в незаконченные, не введенные в действие объекты. С течением времени величина незавершенного строительства уменьшается, а размер вложенных затрат увеличивается. Оценивается заказчиком.

  • Долгосрочные инвестиции – затраты предприятия, связанные с приобретением основных средств и нематериальных активов, с целью с их сдачи в аренду или лизинг.

  • Финансовые вложения – инвестиции предприятия в доходные активы других предприятий с целью получения прибыли – например, приобретение акций, облигаций, других ценных бумаг.

2. Оборотные активы (имущество, используемое меньше года или один производственный цикл):

    • Производственные запасы – материальные ценности, необходимые для создания нового продукта. Их стоимость полностью переносится на стоимость создаваемого продукта в течение производственного цикла. Это, например, материалы, сырье, топливо, запасные части, тара и т.д.

    • Продукты труда – средства, характеризующие результаты деятельности предприятия, такие как готовая продукция, оказанные услуги, выполненные работы.

    • Денежные средства – наличные и безналичные денежные средства, платежные и денежные документы, хранящиеся либо в кассе предприятия, либо на счету (валютном, расчетном, текущем, специальном).

    • Дебиторская задолженность (средства в расчетах)– задолженность сторонних организаций или физических лиц предприятию.

    • Затраты на незавершенное производство – размер затрат, вложенных в незавершенное изделие, работы или услуги основных, вспомогательных и обслуживающих производств. Оценивается подрядчиком.

Классификация источников образования имущества предприятия. Имущество предприятия может быть образовано за счет собственных или заемных средств. Поэтому все источники формирования хозяйственных средств предприятия (имущества) делят на две группы:

1. Собственные источники:

  • Уставный капитал – вклад учредителей при создании предприятия. Может формироваться из денежных средств, имущества или нематериальных активов, что отражается в учредительных документах.

  • Прибыль (накопленная или нераспределенная) – сумма превышения доходов над расходами предприятия, источник расширения производства.

  • Резервный капитал образуется либо за счет прибыли, либо за счет накопления внутренних ресурсов – например, резерв на отпуск, резерв предстоящих расходов и платежей и др.

  • Добавочный капитал – неиспользованные суммы от переоценки основных фондов, эмиссионного дохода и безвозмездно полученных средств.

  • Амортизационные отчисления формируются при оценке износа основных средств и нематериальных активов, используемых предприятием.

2. Заемные источники:

  • Кредиты банка – суммы полученных краткосрочных и долгосрочных кредитов банка.

  • Заемные средства – суммы полученных краткосрочных и долгосрочных займов от других организаций и физических лиц.

  • Расчеты и прочая кредиторская задолженность – суммы задолженности поставщикам за товары и услуги; по авансам, полученным по оплате труда; бюджету, внебюджетным фондам и пр.

Данная классификация является основой для построения бухгалтерского баланса.

Тема 1.2.Бухгалтерский баланс

1.2.1. Структура и содержание бухгалтерского баланса

Баланс (равновесие) – это способ обобщения и группирования хозяйственных средств предприятия и их источников на конкретный момент времени в денежном (стоимостном) выражении. Это источник информации о финансово-хозяйственном состоянии экономического субъекта. Как правило, баланс составляют на 1-е число месяца. При создании, ликвидации или реорганизации предприятия можно создавать баланс и на другую дату. Бухгалтерский баланс является главной формой бухгалтерской отчетности, которая составляется независимо от формы собственности и вида деятельности (исключением являются предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложении). Кроме того, форма и принципы построения балансов для всех регионов РФ одинаковы и утверждены Минфином России, согласно приказу № 66-н от 2 июля 2010 г.

Баланс представляет собой таблицу двухсторонней формы, левая сторона которой называется актив, правая – пассив.

В активе отражены виды хозяйственных средств предприятия. Актив предоставляет информацию о том, как размещены средства и как используется каждый вид средств, т. е. характеризует экономическое содержание всей совокупности средств организации в их группировке по составу, размещению и использованию.

В пассиве отражаются источники образования хозяйственных средств: собственный капитал и обязательства организации. Пассив предоставляет информацию о том, из каких источников образовались средства и каково их целевое назначение. В этом разделе баланса отражено экономическое содержание всей совокупности средств организации по источникам и назначению.

Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации. Величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами.

Обязательства–это существующая на отчетную дату задолженность организации, расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

Средства и источники представлены в балансе в сгруппированном виде, т. е. сведенными в определенные разделы, группы и статьи.

Каждая группа средств либо источников, присутствующая в балансовой таблице под своим особым наименованием и выраженная отдельной суммой, называется статьей баланса, – это например, основные средства, дебиторская задолженность, уставный капитал и т.д.

Под структурой баланса понимается определенная система деления актива и пассива на части (разделы, группы, статьи) и их расположения в балансе (рис. 1).


АКТИВ

(хозяйственные средства)

ПАССИВ

(источники образования средств)

I. Внеоборотные активы

III. Собственные (капитал и резервы)

II. Оборотные активы

IV, V. Привлеченные (долгосрочные

и краткосрочные обязательства)

Рис. 1. Структура баланса
1.2.2. Содержание актива и пассива баланса

Содержание актива баланса:

I.Внеоборотные активы включают активы длительного пользования (свыше одного года):

  • Нематериальные активы:

  • патенты, лицензии, товарные знаки и другие права;

  • организационные расходы;

  • деловая репутация организации (гудвилл).

  • Результаты исследований и разработок (НИОКР).

  • Основные средства:

  • земельные участки и объекты природопользования;

  • здания, машины и оборудование.

  • Доходные вложения в материальные ценности – имущество для передачи в лизинг, аренду, прокат.

  • Финансовые вложения (на срок более чем 12 месяцев):

  • инвестиции в дочерние общества;

  • инвестиции в зависимые общества;

  • инвестиции в другие организации;

  • займы, предоставленные организациям.

  • Отложенные налоговые активы – временные разницы, возникающие из-за разности признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

  • Прочие внеоборотные активы (в том числе незавершенное строительство):

  • незавершенные капитальные вложения;

  • авансы в счет капитального строительства;

  • оборудование, требующее монтажа.

II. Оборотные активы показывают имущество, которое предположительно будет реализовано или использовано в течение одного года или нормального производственного цикла, который может превышать этот срок:

  • Запасы:

  • сырье, материалы и другие аналогичные ценности;

  • затраты в незавершенном производстве;

  • готовая продукция;

  • товары для перепродажи;

  • товары отгруженные;

  • расходы будущих периодов (реклама, ремонт и др.).

  • Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.

  • Дебиторская задолженность:

  • покупателей и заказчиков;

  • авансы выданные;

  • задолженность учредителей (участников) по взносам в уставный капитал;

  • задолженность других дебиторов.

  • Финансовые вложения (на срок менее чем 12 месяцев):

  • займы, предоставленные организациям;

  • собственные акции, выкупленные у акционеров.

  • Денежные средства:

  • касса;

  • расчетный счет;

  • валютный счет.

Содержание пассива баланса:
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей