Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Раздел №1 Пищеварение. физиология пищеварения занятие 1 Функциональная система питания


Скачать 164.5 Kb.
Названиефизиология пищеварения занятие 1 Функциональная система питания
АнкорРаздел №1 Пищеварение.doc
Дата13.01.2017
Размер164.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаRazdel_1_Pischevarenie.doc
ТипДокументы
#4327
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


РАЗДЕЛ: ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Занятие №1 Функциональная система питания.

Пищеварение и его типы. Функции ротовой

полости, пищевода и желудка



ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ


  1. Каков состав слюны и ее физиологическое значение?

  2. Как осуществляется иннервация крупных слюнных желез?

  3. Какие функции выполняет желудок?

  4. Какие железы различают в желудке?

  5. Каков состав и суточное количество желудочного сока?

  6. Вырабатываются ли пепсины в активной форме?




Студент должен знать:

1. Значение пищеварения в полости рта.

2. Состав слюны, ее функции; регуляцию слюноотделения.

3. Определение понятия “функциональна система питания”.

4. Функции желудка.

5. Состав и свойства желудочного сока; фазы желудочной секреции; регуляцию желудочной секреции.

6. Процессы моторики желудка и их регуляцию.

Профильные вопросы для педфака:

1. Особенности состава, свойств и количества слюны у детей.

2. Развитие слюноотделительных рефлексов у детей.

3. Характеристика свойств и состава желудочного сока грудных детей с точки зрения их приспособленности к питанию молоком.

4. Особенности переваривания пищи в желудке грудных детей.

5. Периоды грудного и смешанного вскармливания.

Студент должен уметь:

  • объяснить методику сбора слюны для исследования у человека и животных;

  • дать качественную и количественную характеристику отделяемой слюны в зависимости от вида раздражителя;

  • объяснить фазы желудочной секреции, привести экспериментальные данные;

  • объяснить методы исследования секреции желудочного сока и моторики желудка.

Основная литература:

1.Нормальная физиология человека / Под ред. Ткаченко Б.И. 2005. -С.517-9; 523-8; 531-43; 584-9;

2.Физиология человека.Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. 2009, -С.248-50; 252-7

3.Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Ткаченко Б.И. -СПб, 2001. -С.329-97.

4.Материалы лекций.

Дополнительная литература:

1. Начала физиологии / Под ред. Ноздрачева А. –СПб.: Лань. 2001.

2. Физиология в задачах. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. / Ростов-на-Дону. 1996.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ:
Задание №1 Ответьте на вопросы:


  1. Какие типы пищеварения существуют?

  2. Каковы функции желудочно-кишечного тракта?

  3. Объясните физиологическое значение слюны;

  4. Как осуществляется регуляция слюноотделения?

  5. Назовите основные секреторные нервы желудка и их влияние

  6. Какие виды моторики желудка Вы знаете?


Задание №2 Решите задачи и объясните их решение:


  1. В древней Индии подозреваемого в преступлении подвергали так называемому «божьему суду». Ему предлагали проглотить горсть сухого риса. Если это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этой пробе.

  2. Перед едой большого количества мяса один испытуемый выпил стакан воды, второй – стакан сливок, третий – стакан бульона. Как это повлияет на переваривание мяса?

  3. Собака зализывает свои раны. Какое это имеет значение?

  4. Пациенту с экспериментальной язвенной болезнью желудка произведена двусторонняя ваготомия. Как у него изменится состав желудочного сока и процессы пищеварения?

  5. Собаке повредили зрительный и обонятельный анализаторы. Как отразится это на секреции желудочного сока во время кормления?

  6. Животному с изолированным по И.П.Павлову желудочком произвели эзофаготомию. Изменится ли у него количество и качество желудочного сока во время кормления?

  7. Как изменится чувство голода при наполнение желудка большим количеством плохо усвояемой пищи, или просто балластными веществами и почему?

  8. Как изменится активность желез желудка во время мнимого кормления при двусторонней ваготомии?

  9. При выработке условного слюноотделительного рефлекса у собаки в качестве подкрепления используют мясо-сухарный порошок. Почему выбрали именно такое подкрепление?

  10. Каков физиологический механизм распространенной поговорки «слюнки текут»?

  11. Почему у человека при волнении пересыхает во рту? Каков механизм этого явления?

  12. Известно, что когда человек голоден, то у него возникает слюноотделение при виде пищи, ее приготовлении, при восприятии запаха вкусно приготовленной еды и при обсуждении ее, т.е. раньше, чем пища попадет в рот. Почему и за счет каких физиологических механизмов слюноотделение возникает еще до поступления пищи в организм?

  13. Фермент слюны амилаза действует в слабощелочной реакции рН. Однако во рту пища находится короткое время, а в желудке — уже кислая среда. Где и когда действует амилаза слюны, расщепляющая крахмал?

  14. После удаления большей части тела желудка (гастрэктомии) пациенту назначены инъекции витамина В12. Для каких физиологических процессов необходим витамин В12 и почему после такой операции было назначено парентеральное введение витамина В12?

  15. Старику 75 лет назначили инъекции витамина В12? В ём причина?


Задание №3 Продолжите фразу:


  • функциональная система питания – это …

  • «запальный» желудочный сок – это сок, который …

  • пепсины – это …


Задание №4 Тестовый контроль:


  1. К функциям желудочно-кишечного тракта относят: А) дыхательную; B) секреторную; C) пищеварительную; D) всасывательную.

  2. Секреция чего из нижеперечисленного наиболее зависима от вагусной стимуляции: слюны; B) HCL; C) пепсина; D) панкреатического сока.

  3. Главным стимулом для первичной перистальтики пищевода является: А) поступление пищи в пищевод; B) глотание; C) забрасывание пищи из желудка; D) открытие нижнего пищеводного сфинктера.

  4. Что из нижеперечисленного подавляет сокращение желудка: А) ацетилхолин; B) мотилин; C) гастрин; D) секретин.

  5. Секреция соляной кислоты в желудке увеличивается при поступлении пищи в желудок из-за того, что: продукты гидролиза белка прямо стимулируют париетальные клетки; В) пища повышает pH в желудке, что позволяет больше секретироваться HCL; D) действует все перечисленное.

  6. Париетальные (обкладочные) клетки желудка секретируют: А) гастрин В) мотилин С) холецистокинин D) гастромукопротеин.

  7. Основными стимулами для секреции соляной кислоты желудком в мозговую фазу секреции являются: А) гистамин; В) ацетилхолин; С) секретин; D) соматостатин.

  8. Секреция соляной кислоты в желудочную фазу секреции сока стимулируется: А) количеством воды в пище; В) симпатической нервной системой; С) соматостатином; D) гистамином.

  9. Секреция соляной кислоты в кишечную фазу стимулируется: А) ацетилхолином; В) холецистокинином; С) секретином; D) гистамином.

  10. Секреция пепсиногенов в желудке стимулируется: А) гастрином; B) ацетилхолином; С) гистамином; D) аскорбиновой кислотой.

  11. Соляная кислота обеспечивает следующие процессы: А) способствует синтезу пищевого белка; В) повышает секрецию гастрина; С) тормозит моторику желудка; D) стимулирует секрецию пепсиногенов.

  12. Секретирующие гастрин С-клетки расположены в слизистой оболочке: А) кардии; В) дна желудка; С) тела желудка; D) пилоруса.

  13. Моторика желудка обеспечивает следующие процессы: А) перемешивание и измельчение пищи; В) всасывание продуктов гидролиза; С) образование желчи; D) появление чувства насыщения.

  14. В желудке взрослого человека осуществляется гидролиз следующих веществ: А) животных жиров пищи; В) животных и растительных белков пищи; С) нуклеиновых кислот; D) клетчатки.

  15. В желудке происходит всасывание следующих веществ: А) пептидов; В) аминокислот; С) глюкозы; D) воды и солей.

  16. Какие из перечисленных ферментов есть в ротовой жидкости: A) пепсин и гастриксин; B) хемотрипсин; C) карбоангидразы и протеазы; D) в ротовой жидкости нет ферментов.

  17. Какое участие принимает спинной мозг в слюноотделении: А) никакого; B) здесь расположено верхнее слюноотделительное ядро; C) здесь расположено нижнее слюноотделительное ядро; D) здесь расположены симпатические центры слюноотделения.

  18. Что такое собственное пищеварение?: А) пищеварение с помощью ферментов, выработанных в самом макроорганизме; В) пищеварение у плода; С) внутриклеточное пищеварение с помощью лизосомальных ферментов; D) пищеварение с помощью ферментов, входящих в состав пищевых продуктов.

  19. Что наиболее интенсивно переваривается в примукозальном слое желудочного содержимого? А) жиры; B) белки; C) в этом слое переваривание не происходит; D) углеводы.

  20. Что такое общая кислотность желудочного сока? A) количество соляной кислоты, соединенной с белками и продуктами их переваривания; B) суммарная кислотность всех кислореагирующих соединений желудочного сока; C) количество соляной кислоты, выделяющееся за сутки; D) количество соляной кислоты, пошедшее на переваривание всех поступивших за сутки белков.

  21. Как влияет повышение кислотности желудочного сока на выработку гастрина? A) не влияет; B) ослабляет; C) усиливает; D) вместо гастрина джи-клетки начинаются выделять секретин.

  22. Какие из перечисленных гастроинтестинальных гормонов усиливают секрецию пепсиногенов главными клетками желудка? A) соматостатин, энкефалин; B) ЖИП, ВИП, АДГ; C) энтерогастрон, бульбогастрон; D) секретин, гастрин, гистамин, ХЦК.

  23. Как влияет раздражение симпатических нервных волокон на секрецию соляной кислоты и пепсиногенов желудочного сока? A) ослабляет; B) усиливает секрецию соляной кислоты и угнетает секрецию пепсиногенов; C) усиливает секрецию пепсиногенов и угнетает секрецию соляной кислоты; D) усиливает.

  24. Как влияет на желудочную секрецию поступление в двенадцатиперстную кишку недостаточно физически и химически обработанного содержимого желудка? A) не влияет; B) стимулирует; C) ослабляет; D) прекращает.

  25. Как влияет на желудочную секрецию поступившее в кишечник кислое содержимое желудка? A) стимулирует; B) тормозит; C) не влияет; D) приводит к выделению щелочного желудочного сока.

  26. Что происходит в результате пропульсивных сокращений мышц желудка? A) переход содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку; B) перемешивание отдельно принятых порций пищи; C) подготавливание пищи к денатурации соляной кислотой; D) рвота.

  27. Что происходит при расслаблении мышц тела желудка? A) возникают позывы на рвоту; B) забрасывание пищи в пищевод; C) мышцы тела желудка у живого человека не расслабляются; D) увеличение емкости желудка;

  28. Какие из перечисленных гормонов ЖКТ усиливают моторику желудка? A) ЖИП, ВИП; B) гастрин, мотилин, серотонин, инсулин; C) химоденин, энкефалин, нейротензин, энтероглюкагон; D) секретин, пептид PP


Ответыктестам: 1-C; 2-A; 3-B; 4-D; 5-D; 6-D; 7-B; 8-D; 9-C; 10-B; 11-D; 12-D; 13-A; 14-B; 15-D; 16-C; 17-D; 18-A; 19-B; 20-B; 21-B; 22-D; 23-C; 24-B; 25-B; 26-A; 27-D; 28-B .

РАЗДЕЛ: ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Занятие № 2 Ферментативные свойства поджелудочного

сока



ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ


  1. Какие железы выделяют секрет в просвет 12-перстной кишки?

  2. Назовите секреторные волокна нервов, стимулирующих выделение панкреатического сока.

  3. Назовите ферменты сока поджелудочной железы и оптимальные условия их действия.




Студент должен знать:

1.Внешнесекреторная деятельность поджелудочной железы.

2.Фазы активации проферментов поджелудочной железы.

3.Состав и свойства панкреатического сока.

4. Виды регуляции деятельности поджелудочной железы.

5.Фазы панкреатической секреции.

6.Механизмы выработки панкреатического сока.

7.Особенности отделения панкреатического сока на различные пищевые вещества.

Профильные вопросы для педфака:

1.Развитие внешнесекреторной функции поджелудочной железы у детей.

Студент должен уметь:

  • привести экспериментальные доказательства 1-й фазы панкреатической секреции;

  • начертить кривые отделения панкреатического сока на различные пищевые вещества;

  • объяснить методы получения чистого сока поджелудочной железы.

Основная литература:

1.Нормальная физиология человека / Под ред. Ткаченко Б.И. 2005. С.544-6.

2.Физиология человека. Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. 2009. С.257-9.

3.Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Ткаченко Б.И. СПб. 2001. С.329-97.

4.Материалы лекций.

Дополнительная литература:

1.Начала физиологии / Под ред. Ноздрачева А. СПб.: Лань. 2001.

2. Физиология в задачах. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. / Ростов-на-Дону. 1996.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ:
Задание №1 Ответьте на вопросы:


  1. Какие питательные вещества расщепляются ферментами поджелудочного сока?

  2. Какие существуют методы исследования внешней секреции поджелудочной железы?

  3. Назовите фазы регуляции секреции поджелудочного сока.


Задание №2 Решите задачи и объясните их решение:


  1. Как изменится секреция поджелудочного сока при введении в 12-перстную кишку соляной кислоты?

  2. Как изменится процесс гидролиза веществ в кишечнике, если в нём отсутствует фермент энтерокиназа?

  3. Какие химические вещества тормозят поджелудочную секрецию: А) атропин; Б) ацетилхолин; В) пилокарпин; Г) карбохолин?

  4. Сравнивается пищеварительная активность двух порций сока поджелудочной железы. Порция I взята в эксперименте из 12-перстной кишки, порция II – из протока поджелудочной железы. Одинакова ли пищеварительная активность, т.е. способность расщеплять пищевые вещества у обеих проб сока?


Задание №3 Продолжите следующие фразы:


  1. Внешнесекреторная функция поджелудочной железы – это…;

  2. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы – это…;

  3. Зимогены – это…


Задание №4 Тестовые задания:


  1. Гастрин оказывает следующее влияние: А) стимулирует секрецию соляной кислоты; В) стимулирует секрецию пепсиногенов С) тормозит моторику желудка; D) стимулирует секрецию желчи.

  2. В соке поджелудочной железы содержится все нижеперечисленное, КРОМЕ: А) бикарбоната; В) пепсиногена; С) амилазы; D) липазы.

  3. Активирует секрецию сока поджелудочной железы: А) глюкагон; В) секретин; С) кальцитонон;, D) паратгормон.

  4. Угнетает секрецию сока поджелудочной железы: А) бомбезин; В) жиры; С) панкреатический полипептид; D) вазоинтестинальный пептид.

  5. В состав панкреатического сока входят все нижеперечисленные вещества, КРОМЕ: А) бикарбонаты; В) хлоридный анион; С) амилаза; D) протеазы.

  6. Какие панкреатические ферменты вырабатываются в активной форме: A) все вырабатываются в неактивной; B) трипсин и химотрипсин; C) амилаза и нуклеаза; D) карбоксипептидаза и эластаза.

  7. Какие из перечисленных реакций катализирует трипсин: A) превращение химотрипсиногена в химотрипсин; B) превращение прокарбоксипептидаз в карбоксипептидазы; C) превращение проэластазы в эластазу; D) все вышеперечисленное.

  8. Какие из перечисленных веществ усиливают секрецию панкреатического сока? A) соматостатин, энкефалин; B) АКТГ, АДГ, ЖИП, ПП, УУ; C) глюкагон, кальцитонин; D) серотонин, гастрин, инсулин, бомбезин.

  9. Какие ионы способствуют синтезу панкреатического сока: A) кальция; B) магния; C) калия; D) натрия.

  10. Какой гормон способствует выделению панкреатического сока с преобладанием бикарбонатов?: A) бомбезин; B) секретин; C) холецистокинин-панкреозимин; D) гистамин.

  11. Удаление двенадцатиперстной кишки приведет к увеличению: А) секреции соляной кислоты в желудке; В) секреции бикарбоната поджелудочной железой; С) гидролиза жира в кишечнике; D) выброса желчи из желчного пузыря.

  12. Что такое зимогены: А) неактивные формы ферментов; В) активные формы ферментов; С) гормоны 12-перстной кишки; D) ферменты пилорического отдела желудка.



Ответы на тесты: 1-A; 2-B; 3-B; 4-C; 5-B; 6-C; 7-D; 8-D; 9-A; 10-B;

11-А; 12-A.

РАЗДЕЛ: ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ



Занятие № 3 Физиология печени.

Свойства и значение желчи
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ


  1. Какова роль печени в пищеварении?

  2. Как действует яичный желток на желчеобразование и желчеотделение?

  3. Какие вещества можно использовать для стимуляции желчеотделения при дуоденальном зондировании?




Студент должен знать:

1.Функции печени.

2.Состав желчи.

3.Роль желчи в пищеварении.

4.Основные функции желчи.

5.Механизм образования желчи.

6.Регуляцию желчеобразования и желчеотделения.

Профильные вопросы для педфака:

1.Формирование роли печени в процессах пищеварения у детей.

2.Особенности состава желчи в онтогенезе.

3.Становление дезинтоксикационной и метаболической функции печени у детей.

Студент должен уметь:

  • объяснить и доказать экспериментальными данными участие печени в защитной, метаболической и пищеварительной функциях печени;

  • объяснить принцип проведения дуоденального зондирования;

  • назвать вещества, стимулирующие холерез;

  • объяснить превращения гемоглобина в печени.

Основная литература:

1.Нормальная физиология человека / Под ред. Ткаченко Б.И. 2005. С.546-8.

2.Физиология человека. Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. 2009. С.259-61.

3.Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Ткаченко Б.И. СПб. 2001. С.329-97.

4.Материалы лекций.

Дополнительная литература:

1.Начала физиологии / Под ред. Ноздрачева А. СПб.: Лань. -2001.

2. Физиология в задачах. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. / Ростов-на-Дону. 1996.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ:
Задание №1 Ответьте на вопросы:


  1. Какова роль желчи в пищеварении?

  2. Чем различаются по составу пузырная и печеночная желчь?

  3. Как регулируется образование и выделение желчи?

  4. Какие вещества можно использовать для стимуляции желчеотделения при дуоденальном зондировании?


Задание №2 Решите задачи и объясните их решение:


  1. Переваривание какого пищевого вещества нарушается сильнее всего, если произошла закупорка общего желчного протока и желчь не поступает в просвет 12-типерстной кишки?

  2. В желчи нет пищеварительных ферментов. Участвует ли она в процессах пищеварения и каким образом?

  3. При отравлении четырёххлористым углеродом развился токсический гепатит. Какие изменения в белковых фракциях плазмы крови следует ожидать?


Задание №3 Продолжите следующие фразы:


  1. Основными функциями печени являются: …

  2. В состав желчи входят: …


Задание №4 Тестовый контроль:


  1. Жиры всасываются через кишечные клетки в кровь первично в виде: А) мицелл; В) хиломикронов; С) триглицеридов; D) свободных жирных кислот.

  2. Главным фактором, контролирующим секрецию желчных кислот печенью, является: А) секретин; В) жир, поступающий в тонкий кишечник; С) желчные кислоты, секретируемые печенью; D) желчь, реабсорбируемая в кишечнике.

  3. Желчь, поступающая в кишечник, выполняет следующие функции: А) тормозит гидролиз жиров; B) способствует эмульгированию жиров; С) необходима для всасывания воды; D) способствует гидролизу белка.

  4. В состав желчи входят: А) эритроциты; В) вторичные желчные кислоты; С) билирубин и биливердин; D) уробилиновые тела.

  5. Все из нижеприведенных положений верны в отношении желче-независимой фракции секреции желчи, КРОМЕ: А) эта фракция содержит воду и электролиты; В) эта фракция содержит желчные кислоты и соли; С) эта фракция богата бикарбонатом; D) эта фракция секретируется клетками эпителия желчных протоков.

  6. Все из нижеприведенных положений верны в отношении желчезависимой фракции секреции желчи, КРОМЕ: А) эта фракция секретируется гепатоцитами; В) эта фракция содержит соли желчных кислот; С) эта фракция секретируется эпителием желчных протоков; D) секреция этой фракции регулируется реабсорбированными в кишечнике желчными кислотами и солями.

  7. Печень обладает следующими функциями: А) гемопоэтической; В) метаболической; С) всасывательной; D) инкреторной.

  8. Деятельность печени обеспечивает: А) окраску кожных покровов; В) рост ногтей; С) образование глюкозы из неуглеводных продуктов; D) синтез антител.

  9. Что происходит в результате печеночно-кишечного кругооборота желчи: A) компоненты желчи вновь включаются в ее состав; B) выведение из организма желчных кислот; C) образование холестерина; D) превращение гликохолевых желчных кислот в таурохолевые

  10. Что произойдет, если желчь всосется в кровь воротной вены: A) это невозможно; B) желчь будет регулировать желчеобразование; C) печеночная желтуха; D) гемолиз эритроцитов

  11. Какое участие принимает гемоглобин крови в образовании желчи? A) катализирует процесс образования желчных кислот; B) не участвует; C) из него образуются желчные пигменты; D) разрушает желчные кислоты

  12. Чем отличаются влияния холецистокинина-панкреозимина и секретина на желчевыделение и желчеобразование? A) секретин не влияет, ХЦК-ПЗ стимулирует; B) секретин стимулирует желчеобразование, а ХЦК-ПЗ – желчевыделение; C) ХЦК-ПЗ стимулирует желчеобразование, а секретин – желчевыделение; D) ХЦК-ПЗ стимулирует, а секретин тормозит



Ответы к тестам: 1-B; 2-D; 3-B; 4-C; 5-B; 6-C; 7-B; 8-C; 9-A; 10-B; 11-C; 12-B.

РАЗДЕЛ: ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ



Занятие №4 Пищеварение в тонком кишечнике
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ


  1. Сколько кишечного сока выделяется у взрослого человека за сутки?

  2. Что происходит с соком тонкого кишечника при центрифугировании? Почему?

  3. Какие типы пищеварения имеют место в тонком кишечнике?

  4. Какова реакция сока тонкого кишечника?

  5. Как регулируется сокообразование в тонком кишечнике?

  6. Как влияет блуждающий нерв на сокообразование?

  7. Какие факторы стимулируют отделение кишечного сока?




Студент должен знать:

1.Состав сока тонкого кишечника.

2.Значение тонкого кишечника в процессах пищеварения.

3.Виды тонкокишечного пищеварения.

4.Полостное пищеварение; пристеночное пищеварение, мембранное пищеварение.

5.Механизм регуляции образования сока тонкого кишечника.

6.Виды моторики тонкого кишечника.

7.Механизмы всасывания в тонком кишечнике (виды транспорта питательных веществ через стенку кишечника в кровь и лимфу), в толстом кишечнике.

8.Значение толстого кишечника в процессах пищеварения; виды моторики толстого кишечника.

Профильные вопросы для педфака:

1.Особенности проницаемости энтерогематического барьера у детей.

2.Значение ферментов сока тонкого кишечника в детском возрасте.

3.Особенности тонкокишечного пищеварения у детей.

4.Значение микрофлоры толстого кишечника в детском возрасте.

Студент должен уметь:

  • объяснить метод получения сока тонкого кишечника (создание изолированной кишки по Тири-Веллу).

Основная литература:

1.Нормальная физиология человека / Под ред. Ткаченко Б.И. 2005. -С.525-6; 548-50; 553-62.

2.Физиология человека.Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. 2009. С.261-75.

3.Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Ткаченко Б.И.. СПб. 2001. С.329-97.

4.Материалы лекций.

Дополнительная литература:

1. Начала физиологии / Под ред. Ноздрачева А. -СПб. 2001.

2. Физиология в задачах. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И.. / Ростов-на-Дону. 1996.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ:
Задание №1 Ответьте на вопросы:


  1. Какие ферменты входят в состав сока тонкого кишечника?

  2. Что такое полостной и пристеночный гидролиз пищевых веществ?

  3. Какие функции выполняет толстый кишечник?

  4. Перечислите виды моторики тонкого и толстого кишечника.

  5. Всасывание в разных отделах пищеварительного тракта. Виды транспорта питательных веществ через биологические мембраны (стенку кишки).


Задание №2 Решите задачи и объясните их решение:


  1. Объясните происхождение метеоризма, выберите правильные ответы: А) нарушение кровоснабжения тонкого кишечника; Б) гниение, брожение в кишечнике; В) избыток жира в пище; Г) отсутствие желчи в кишечнике.

  2. Как изменится процесс гидролиза веществ в кишечнике, если в нем отсутствует фермент энтерокиназа?

  3. Как изменится моторика кишечника человека, если он окажется в стрессовой ситуации?

  4. 4.Мембранное (пристеночное) пищеварение происходит на поверхности микроворсинок, расстояние между которыми составляет 10-20 нм. Исходя из этого, обоснуйте необходимость сопряженной работы полостного и пристеночного пищеварения.

  5. Двенадцатиперстную кишку называют «гипофизом пищеварительной системы». Объясните смысл этого выражения.

  6. У человека возникло расширение зрачка, повышение кровяного давления, учащение сердцебиения, гипергликемия, уменьшение моторики кишечника, чувство страха и тоски после внутривенного введения гормонального препарата. Что ввели в кровь и почему возникли эти изменения?


Задание №3 Продолжите следующие фразы:
"Пищеварительный конвейер" – это …

Полостное пищеварение – это …

Пристеночное пищеварение – это …

Мембранное пищеварение – это …
Задание №4 Тестовый контроль:


  1. Моторика тонкого кишечника увеличивается всеми нижеперечисленными факторами, КРОМЕ: А) холецистокинина; В) секретина; С) гастрина; D) инсулина.

  2. В толстом кишечнике происходят следующие процессы: А) гидролиз крупномолекулярных белков и жиров; В) микробное расщепление клетчатки; C) всасывание белков; D) всасывание жирорастворимых соединений.

  1. Всасывание веществ в тонком кишечнике зависит от: А) вида принятой пищи; В) количества химуса; С) интенсивности пристеночного гидролиза; D) специфически-динамического действия пищи.

  2. Микроорганизмы толстого кишечника обеспечивают: А) синтез витаминов; В) подавление иммунной системы организма; С) активацию ферментов поджелудочной железы и тонкого кишечника; D) эмульгирование жира.

  3. Пищеварительный сок толстого кишечника характеризуется: А) наличием щелочной фосфатазы и нуклеазы; В) рН ниже 7; С) наличием энтерокиназы; D) высоким содержанием пептидаз.

  4. В каком пищеварении участвуют ферменты поджелудочного и кишечного соков? A) поджелудочного – только в полостном, кишечного – только в пристеночном; B) поджелудочного – только в пристеночном, кишечного – только в полостном; C) в аутолитическом; D) в полостном и пристеночном.

  5. Какова функция ферментов, фиксированных на гликокаликсе? A) расщепление питательных веществ до димеров; B) синтез димеров из мономеров питательных веществ; C) переваривание растительной клетчатки; D) расщепление димеров питательных веществ до мономеров.

  6. Какова функция ферментов, адсорбированных на мембране энтероцитов тонкого кишечника? A) расщепление питательных веществ до димеров; B) всасывание мономеров питательных веществ; C) расщепление димеров питательных веществ до мономеров; D) переваривание растительной клетчатки.

  7. Какая функция выражена в тонком кишечнике больше, чем в других отделах пищеварительного тракта? A) механическая обработка пищи; B) всасывание воды и продуктов гидролиза; C) обезвреживание чужеродных бактерий; D) гидролиз растительной клетчатки.

  8. Что из перечисленного является функцией ферментов кишечной микрофлоры? A) гидролиз растительной клетчатки; B) превращение аминокислот в белки; C) дезаминирование аминокислот; D) синтез фосфолипидов.

  9. В каком отделе пищеварительного тракта антиперистальтика – нормальное явление? A) во всех отделах антиперистальтика возникает только при рвоте; B) в толстом кишечнике; C) в желудке; D) в тонком кишечнике.

  10. Деятельность какого отдела желудочно-кишечного тракта регулируется преимущественно местными механизмами: А) кишечника; B) пищевода; C) полости рта; D) желчного пузыря.

  11. В каких пищеварительных соках содержится липаза?: А) во всех; В) в желудочном соке; С) в панкреатическом и кишечном соках; D) в слюне и желчи.

  12. Где расположены Бруннеровы железы?: А) в толстом кишечнике; В) в желудке; С) в полости рта; D) в двенадцатиперстной кишке.


Ответыктестам: 1-B; 2-B; 3-C; 4-A; 5-A; 6-D; 7-A; 8-C; 9-B; 10-A;

11-B; 12-A; 13-C; 14-D.



РАЗДЕЛ: ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ



Занятие №5 Пищевое поведение
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ:
1.Что такое пищевое поведение?

2. Есть ли разница между голодом и аппетитом?

3. Где локализуется центр голода?

4. Любая ли пища удовлетворит избирательный аппетит?


Студент должен знать:

1.Понятия о функциональной системе питания и физиологической системы пищеварения.

2.Звенья функциональной системы питания.

3.Определение понятия "пищевое поведение".

4.Значение эмоций голода и насыщения.

5.Локализацию "пищевого центра".

6.Теории возникновения голода.

7.Виды насыщения; пути насыщения.

Профильные вопросы для педфака:

1.Значение введения раннего прикорма детей в формировании "пищевого поведения".

2.Значение гормональных и местных механизмов в формировании "пищевого поведения" в разные возрастные периоды.

Студент должен уметь:

  • объяснить термины "активный выбор пищи"; "избирательный аппетит";

  • охарактеризовать действие пептидов, регулирующих пищевое поведение;

  • привести примеры экспериментов, доказывающих теории возникновения голода.

Основная литература:

1.Нормальная физиология человека / Под ред. Ткаченко Б.И. 2005. С.511-2; 584-91.

2.Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Ткаченко Б.И. 2001. С.329-97.

3.Материалы лекций.

Дополнительная литература:

1. Начала физиологии / Под ред. Ноздрачева А. СПб.: Лань. 2001.

2. Физиология в задачах. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И.. / Ростов-на-Дону. 1996.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ:
Задание №1 Ответьте на вопросы:
1. Перечислите звенья функциональной системы питания;

2. Каковы физиологические основы голода и насыщения?

3. Из каких отделов состоит центр пищевого поведения?

4. Перечислите теории возникновения голода;

5. Как осуществляется регуляция пищевого поведения?
Задание №2 Решите задачи и объясните их решение:


  1. После того, как собаке произвели в эксперименте нейрохирургическую операцию, у неё прекратилась пищедобывательная деятельность. В чем заключалась операция? Какие структуры мозга были разрушены?

  2. Имеются ли связи между изменением состава крови и чувством голода? Какие? Как объяснить их возникновение?

  3. Объясните, почему притупляется чувство голода при тяжелой мышечной работе?

  4. Что является причинами "голодной" и "сытой" моторики ЖКТ?

  5. Почему жевание даже несъедобных предметов может подавить чувство голода?

  6. Почему не рекомендуется есть сладкое перед едой?

  7. В среднем процесс пищеварения принятой пищи завершается за 5-7 ч, по истечению которых питательные вещества всасываются и поступают в кровь. Почему именно тогда, когда произойдет процесс всасывания (через 5 ч после последнего приема пищи), человек вновь может захотеть есть?

  8. Больному рекомендована диета, включающая повышенное количество хлеба из муки грубого помола и овощей. Каков смысл включения в рацион указанных продуктов?

Задание №3 Объясните понятия:
- Пищевое поведение – это …

- Активный выбор пищи – это …

- Избирательный аппетит – это …

- Пищевой центр – это …

- Режим питания – это …
Задание №4 Тестовые задания:


  1. Чувство голода формируется благодаря: А) активации центра голода в гипоталамусе; В) повышению уровня глюкозы в крови; С) повышению концентрации жирных кислот и аминокислот в крови; D) поступлению в кровь гормонов двенадцатиперстной кишки;

  2. Что из нижеперечисленное верно в отношении центра насыщения: А) он расположен в гипоталамусе; В) он активируется всасывающимися из кишечника продуктами гидролиза пищи; С) его возбуждают вид, запах и вкус пищи D) он тормозится глюкозой, выделяющейся из печени;

  3. Где локализуется центр голода?: А) в желудке; В) в мозжечке; С) в полости рта; D) в гипоталамусе;

  4. К теориям возникновения голода относятся: А) теория относительности; В) глюкостатическая; С) теория Ньютона; D) эндокринная;

  5. Как изменяется состав крови при возникновении чувства голода?: А) снижается содержание углеводов крови; В) увеличивается количество воды; С) возникает гиповолемия; D) повышается уровень кальция в крови.


Ответы к тестам: 1-A; 2-A; 3-D; 4-B; 5-A.





перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей