Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Гбоу впо игму кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики диспансеризация методическое пособие Иркутск


Скачать 405.03 Kb.
НазваниеГбоу впо игму кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики диспансеризация методическое пособие Иркутск
АнкорDisp-MetodPosobie.pdf
Дата01.07.2017
Размер405.03 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDisp-MetodPosobie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#23417
страница1 из 2
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2

ГБОУ ВПО ИГМУ Кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ методическое пособие) Иркутск

2 Методическое пособие подготовлено ассистентом кафедры поликлинической терапии и общей врачебной практики ГБОУ ВПО Иркутского государственного медицинского университета, к.м.н. В.А. Дульским Завкафедрой доктор медицинских наук, профессор НМ. Балабина) Рецензенты доктор медицинских наук, профессор ЮН. Быков и кандидат медицинских наук, доцент Р.Д. Панферова В методическом пособии в систематизированном виде излагаются основные законодательные, нормативные и методические материалы по одному из очень важных разделов отечественного здравоохранения – диспансеризации. Особое внимание уделено вопросам диспансеризации в условиях реализации национального проекта Здоровье в Российской Федерации. Основная цель пособия – оказать помощь общепракти-
кующим врачам, врачам клинических специальностей, при решении вопросов диспансеризации в практической работе. Утверждено ЦКМС ГБОУ ВПО Иркутского государственного медицинского университета в качестве методического пособия для терапевтов, врачей общей практики и врачей клинических специальностей.

3 СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Глава 1. Формирование научной концепции диспансеризации . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Глава 2. Методические и организационные основы диспансеризации . . . . . . . . . . . 10 Глава 3. Планирование и организация диспансеризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Глава 4. Практическое осуществление диспансеризации

4.1. Основная диспансеризация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.2. Дополнительная диспансеризация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
13
15 Глава 5. Показатели диспансеризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Ситуационные задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Список рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Приложение 1. Ответы на ситуационные задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Приложение 2. Рисунок 2. Объем диспансерного обследования в зависимости от контингента диспансеризуемых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
22

4 ВВЕДЕНИЕ Развитие профилактического направления как важнейшего в отечественном здравоохранении приобретает в настоящее время особое значение. Именно профилактическое направление современного здравоохранения является приоритетной работой за здоровье российского народа, борьбе с важнейшими неэпидемическими, инфекционными заболеваниями, работе в охране материнства и детства, укрепление здоровья работников промышленных предприятий и сельского населения. Разработка системы диспансеризации является в нашей стране не узковедомственной задачей органов и учреждений здравоохранения, а наиважнейшей проблемой, определенной Президентом России и реализуемой в Национальном проекте Здоровье. Дополнительный объем работы медицинских работников первичного звена здравоохранения по диспансеризации населения трудоспособного возраста отлет вызывает необходимость решения комплекса методических, организационных вопросов, а также подготовки медицинских кадров, соответствующего материального обеспечения и т.д. Наряду с этим решение такой большой задачи требует значительных усилий деятельности медицинских учреждений. В этих условиях особенно важно обеспечить достаточно высокий уровень методической и организационной подготовки всех медицинских кадров. При этом в процессе проведения такой подготовки в высокой степени важно не только достичь повышения уровня знаний в области организации диспансерного наблюдения, но и унифицировать взгляды, методические установки, организационные подходы в работе по диспансеризации. Решению этих задачи посвящено настоящее методическое пособие. В тоже время в ограниченном по объему издании невозможно рассмотреть весь комплекс вопросов, возникающих перед медицинскими работниками и прежде всего перед организаторами здравоохранения, в силу чего основное внимание уделено решению только тех задач, которые неизбежно возникают в практике диспансеризации. Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ Идея профилактики заболеваний и активного врачебного наблюдения за больными в целях предупреждения дальнейшего развития болезней зародилась еще во времена античной медицины. Великий врач Гиппократ учил, что каждой врач должен изучать природу человека, и, если он кочет исполнять свои обязанности, то должен исследовать, в каких отношениях находится человек к своей пище, питью, ко всякому образу жизни и какое влияние производит каждая вещь на каждого человека. Идейным вдохновителем профилактического направления в России был МВ. Ломоносов. Свидетельством тому является его трактат О сохранении и размножении Российского народа. Общепринятым считается мнение о том, что первые попытки воплотить идеи профилактики болезней в жизнь были предприняты в Х в. в Англии, когда на благотворительных началах были созданы лечебницы для бедных (dispensary), и во Франции, где появились благотворительные аптеки (dispensaire). Вместе стем, подтверждению ГЛ. Аттенгофера, первая в Европе бесплатная амбулатория была открыта еще 1773 г. ври главной аптеке Петербурга, о чем члены созданного позднее
Медико-филантропического комитета писали Вот первая в Европе диспансер или лечебница, задолго перед Лондонским учрежденная, хотя и приписывали сему городу первое основание сих благотворительных учреждений. Дальнейшее развитие Д в нашей стране поучительно, ее необходимо знать, чтобы лучше понять и оценить происходящие изменения в настоящее время, правильно определить перспективы развития Д.

5 1.
1917-1924 гг. – особенно актуальной была задача борьбы с социальными болезнями. В е годы возникают противотуберкулезные, кожно-венерологические и другие диспансеры. Формулируется мысль о необходимости внедрения диспансерного метода в деятельность всех лечебных учреждений. В 1924 г. на V съезде здравотделов З.П. Соловьев выступил с известным докладом Профилактические задачи лечебной помощи. В этом докладе, а также в трудах НА. Семашко были определены основы внедрения профилактических начал в деятельность лечебных учреждений с помощью диспансеризации.
2.
1925-1929 гг. – московская диспансеризация. Предпринята попытка поголовной диспансеризации. Количество осмотренных в г. Москве рабочих составило 500 тысяч человек. Считали, что осматривать необходимо всех рабочих. Диспансерная работа свелась только к осмотрам, т.к. недостаточна была материально-техническая база здравоохранения для оздоровления людей больные люди терялись в массе осмотренных лиц. Это была несвоевременная попытка сплошной диспансеризации, иона провалилась. Работа специальных диспансеров была намного успешнее. Период х годов развивается материально-техническая база здравоохранения, организуются здравпункты на промышленных предприятиях, женские и детские консультации. Диспансерный метод внедряется в деятельность всех учреждений здравоохранения, но ограничиваются контингенты диспансеризуемых, на предприятиях ведущих отраслей промышленности диспансерным наблюдением охватываются определенные группы рабочих часто и длительно болеющие, работающие во вредных цехах, высококвалифицированные рабочие, инженерно-технические работники, подростки. Период после Великой Отечественной Войны характеризуется объединением больниц и поликлиник в 1947 г, что создает лучшие условия для диспансеризации. При этом расширяются контингенты диспансеризуемых за счет инвалидов и участников войны, однако качество диспансеризации остается невысоким из-за слабости материально- технической базы и отсутствия четкости в понимании и организации этой работы. е годы начинает проводиться диспансеризация сельского населения, ведется страстная дискуссия о том, как приступить к диспансеризации в поликлинике. В 1954 г. МЗ СССР издает инструктивно-методическое письмо по проведению диспансеризации взрослого населения, в котором определяется кто подлежит диспансеризации, с какими нозологическими формами, каковы сроки контрольных обследований. По этой инструкции врачи работали до началах годов. Для этого времени характерно отсутствие единства в проведении диспансерных работ и необходимого организационно-методического руководства со стороны органов здравоохранения, неполный охват населения диспансерным наблюдением и недостаточное изучение условий труда и быта диспансеризуемых.
6.
1961 г. знаменуется принятием на XXII съезде й Программы КПСС. В ней была определена грандиозная задача – охватить диспансеризацией все население страны. Она была рассчитана на летний период, однако в 1980 г. проблема диспансеризации всего населения страны не была решена, хотя в результате проделанной работы были заложены основы системы всеобщей диспансеризации населения. В период с 1968 г. развитие диспансеризации идет по пути увеличения контингентов диспансеризуемых, активного вовлечения в эту работу врачей разных специальностей, широкого проведения научных исследований, разработки и внедрения в практику методических рекомендаций, накопления опыта диспансерной работы с больными терапевтического, хирургического, неврологического и др. профилей, совершенствование структуры и организации работы амбулаторно- поликлинических учреждений. Были выработаны критерии и определены две группы диспансерного наблюдения группа здоровых
- наиболее ранимые в силу физиологических или возрастных особенностей (дети, подростки, беременные, долгожители
- имеющие профессиональные вредности (животноводы, механизаторы и др, а также социальные вредности (например, лица, в семьях которых есть алкоголики требующие по своей профессии абсолютного здоровья (летчики, спортсмены, космонавты и др
- декретированные группы, имеющие большое народнохозяйственное значение (допризывники, военнослужащие, руководящий состав, ученые, передовики производства. В таблице №1 представлена динамика показателей Д работы. Таблица №1. Годы Охват периодическими профилактическими осмотрами Охват диспансерным наблюдением Диспансерное наблюдение на 1000 чел.
1970 101 000 000 26,8 000 000 74,2 1980 112,5 000 000 44,9 000 000 170,2 По отношению к этим группам лиц осуществлялась первичная профилактика, направленная на предупреждение возникновения заболеваний группа больных (включали лиц, уже имеющих определенные нозологические формы в соответствии с перечнем например, сахарный диабет, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и др. В отношении этих лиц проводилась вторичная профилактика, направленная на предупреждение обострений имеющихся заболеваний. При этом основная масса диспансерных больных состояла под наблюдением в поликлиниках. Данные представлены на рис. 1. Диспансерные больные (%) состоящие под наблюдением в ЛПУ
26 5
4 8
60 0
10 20 30 40 50 60 Поликлиники МСЧДи сп ан серы Женские консультации Вед ом ст ве нн ы
е поликлиники Рисунок 1. В большинстве своем больные, подлежащие диспансеризации, выявлялись при обращении в лечебно-профилактические учреждения (60%), меньше (около 30%) - при профилактических медицинских осмотрах (предварительных, периодических и целевых) и небольшая доля — в стационарах и санаториях. Основная трудность неразукрупненные участки и большой объем работы, а также неукомплектованность штатов. По результатам исследования диспансерной работы в г. Виннице в 1975-1977 гг., среди взрослого населения 5 терапевтических участков на диспансерном наблюдении состояло лишь 41% лиц, подлежащих диспансеризации, 94% среди инвалидов Отечественной войны и 100% беременных. Из всех больных гипертонической болезнью на диспансерном наблюдении состояло 63,1% лица инфарктом миокарда - 79%, со стенокардией. Удельный вес диспансеризуемых среди взрослого населения по Виннице составил всего лишь 16%, по Ленинграду. Состоящие на диспансерном наблюдении не полностью или нерегулярно выполняли назначения врача. Так, санаторно-курортное лечение назначено было 93% больных гипертонической болезнью, а воспользовались им только %;

7 при язвенной болезни желудка соответственно 63% и 12% больных. Диетическим питанием воспользовались лишь
3
/
4
всех лиц, кому оно было назначено по показаниям терапевта трудоустроено было лишь 3,7%, по показаниям хирурга - 26%. Было установлено, что причины невыполнения или нерегулярного выполнения диспансеризуемыми назначений и рекомендаций врачей зависят как от самого больного и его семьи, таки организации работы лечебно-профилактических учреждений, а также от администрации других учреждений. Недостатками диспансерной работы этого периода следующие Низкая активность врачей в выявлении контингентов диспансеризуемых больных. Так, в Ленинграде более 70% общего количества диспансеризуемых больных были отобраны пассивно и лишь 30% - активно (на профилактических осмотрах. Основной причиной является чрезмерная загруженность врачей. Недостаточный охват диспансеризацией здорового населения. Оздоровительная работа с ним проводилась далеко не в полном объеме. Так, поданным экспертного обследования работы цеховых врачей промышленных предприятий Днепропетровска, из числа рабочих, принятых на работу, лишь 37% прошли предварительный осмотр, те. диспансеризацию. Невозможность точного учета числа состоявших на Д наблюдении из-за отсутствия полицевого учета этой работы, отмечалось лишь число проведенных профилактических осмотров и число заболеваний, по поводу которых проводилась диспансеризация (контрольная карта диспансерного наблюдения (форма у) заполнялась на заболевание, а не на больного. Необходимо было улучшать Д работу, повышать ее качество и эффективность, а также расширять контингенты диспансеризуемых и объем массовых профилактических осмотров. На это было ориентировано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.09.77 г. №870 О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения.
7. 1961-1983 гг. - дальнейший период развития Д – характеризуется как переходный от Д отдельных контингентов к максимальному охвату населения Д наблюдением. Большую роль в совершенствовании Д работы имело введение в действие с 01.03.1980 г. Инструкции по дальнейшему совершенствованию Д больных в амбулаторно- поликлинических учреждениях для взрослых (Приказ МЗ СССР №1129 от 02.11.79 г, которая пришла на смену инструктивно-методическому письму 1954 г. ровно через 25 лет. В этой инструкции отмечалось, что изменилось понятие и место Д в системе здравоохранения. диспансеризация в настоящее время представляет собой комплекс широких соци- ально-экономических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических мероприятий, те. сложную общественную и социально-медицинскую проблему, решение которой проводится на государственном уровне . . . . ». Инструкция определила Контингенты, подлежащие Д Порядок отбора контингентов Документацию Организацию активного оздоровления больных. В частности, в инструкции отмечалось, что В амбулаторно-поликлинических учреждениях под Д наблюдением должно находиться больных
80 – 120 - у дерматолога
100 – 120 - у невропатолога хирурга и акушера-гинеколога;
120 – 140 - у оториноларинголога
150 – 170 - у терапевта
160 - 180 - у офтальмолога. Инструкция содержала также примерные схемы и сроки динамического наблюдения за диспансеризуемыми больными, которое проводится врачами разных специальностей, показания к снятию их с учета.

8 Поскольку ведущими учреждениями в проведении диспансерной работы являются амбулаторно-поликлинические, то немалую роль в совершенствовании ее сыграл Приказ МЗ СССР №1000 от 23.09.1981 г. О мерах по совершенствованию организации работы амбула- торно-поликлинических учреждений. Приказом были предусмотрены конкретные меры по улучшению всей профилактической работы поликлиник по Д Организация в крупных городах поликлиник консультативно-диагностической помощи, хозрасчетных поликлиник для медицинского осмотра лиц, подлежащих профилактическим осмотрам Открытие в городских поликлиниках, обслуживающих 30 тыс. населения и более, отделений профилактики и др. Приказом был утвержден ряд положений, в том числе О диспансеризации взрослого населения, Об организации и проведении профилактических осмотров. В число контингентов, подлежащих Д, были включены лица с повышенным риском заболевания. Четко определялся порядок проведения Д населения Врач тщательно обследует контингенты лиц, взятых на Д наблюдение, и при необходимости привлекает для этого врачей других специальностей, заполняет медицинскую документацию о проведенном обследовании. Врач устанавливает Объем и характер профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий Кратность посещения врача для очередного осмотра лиц, взятых на Д наблюдение.
3. Врач обеспечивает проведение соответствующих плановых лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом условий труда лиц, состоящих на Д наблюдении, привлекая для этих целей врачей других специальностей и медицинских работников среднего звена здравоохранения. При ежегодном подведении итогов эффективности Д используются основные критерии Уровень и динамика заболеваемости с временной утратой трудоспособности по основному заболеванию Первичный выход на инвалидность Восстановительное лечение инвалидов Смертность среди лиц, состоящих на Д наблюдении.
8. На июньском Пленуме ЦК КПСС (1983) была поставлена задача - введение ежегодной Д всего населения. Программа предусматривала осуществление ежегодной Д всего населения в 2 этапа Нам этапе (1984-1987 гг.) должны быть максимально использованы имеющиеся ресурсы здравоохранения и проведена разработка автоматизированных систем для массового обслуживания населения и управления Д. Нам этапе (1988-1990 гг.) должен быть расширен объем Д, диапазон лабораторных, инструментальных и функциональных исследований, увеличено количество специалистов, участвующих в Д, и расширено использование автоматизированных систем с применением электронно-вычислительной техники по организации и управлению Д, осуществлено сближение уровня и объема Д городского и сельского населения.
9. Выход в свет Приказа МЗ СССР №1026 Об утверждении временного положения о порядке проведения всеобщей диспансеризации всего населения (31.07.1985) основное содержание этого временного положения в последующем вошло в приказ МЗ СССР №770 от
30.05.1986 г. О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения. Общий объем документа - более 300 страниц, из них основная часть состоит из 20 различных утвержденных приказом положений.

9 Но увы . . . . Идея всеобщей ежегодной Д населения была очень хороша и благородна. Итогом всеобщей Д должно быть всеобщее здоровье. Желаемое не стало действительным в силу следующих причин я причина. Здоровье народа является интегрированным показателем общественного прогресса. От здравоохранения, от деятельности медицинских работников оно зависит лишь на 8-10%. Какую бы титаническую работу не совершали медицинские работники, основное что определяет здоровье каждого человека и всех вместе, - образ жизни самих людей. я причина. Идея всеобщей Д является олицетворением гигантомании, когда общие отдаленные перспективы заслоняют от нас день сегодняшний сего насущными проблемами. Эта идея оказалась вредной, по крайней мерена настоящий момент, так как обусловила большой разброс сил и средств здравоохранения, а не концентрацию их на приоритетных, реальных для достижения направлениях. В Приказе №770 введена в действие инструкция, определяющая степень участия в диспансеризации больных врачей различных специальностей, частоту наблюдения, наименование и частоту диагностических исследований, основные лечебно-оздоровительные мероприятия почти для 200 нозологических форм. Положение о диспансеризации подчеркивает, что проведение диспансеризации является обязательным разделом работы всех врачей лечебно-профилактических подразделений амбулаторно-поликлинических учреждений.
10. е годы прошлого столетия были тяжелыми для государства, для медицинских работников, для всего народа. В это время произошла смена политического курса государства, произошли глубокие социально-экономические преобразования. В этот, ив последующий за ним период, профессия медицинского работника упала очень низко в глазах общественности. Этому способствовала и низкая заработная плата медиков. Результатом чего явилась огромная утечка кадров. Укомплектованность первичного звена здравоохранения составляла от 40 до 60% врачами, а средними медицинскими работниками итого меньше. Для проведения Дне было ни желания, ни сил, ни средств. Вышедший, в это же время в свет, Приказ № 487 гласил, что Инструкция по диспансеризации больных и лиц с факторами риска в амбулаторно-поликлинических учреждениях, утвержденная приказом МЗ СССР от 30.05.86 N 770 О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения приложение №9 приказа, носит рекомендательный характер. В 1997 г. Приказом МЗ РФ №270 были внесены изменения в Приказ №770. Таким образом, через 11 лет была сделана попытка реанимации идеи всеобщей диспансеризации населения. Но этого не случилось – на Д наблюдении находились дети и подростки учащиеся (профессионально-технических училищ, техникумов и вузов беременные женщины рабочие ведущих отраслей промышленности и профессий с вредными и тяжелыми условиями труда беженцы и вынужденные переселенцы инвалиды и ветераны Великой Отечественной Войны больные по основным группам заболеваний. Ноне было главного – Д наблюдению не подлежали здоровые лица, лица имеющие факторы риска социально-значимых заболеваний, больные с начальными проявлениями хронических заболеваний. Тем не менее, заслуги медицинских работников осуществлявших диспансеризацию в этот сложный период неоценимы. Необходимо подчеркнуть, что ив настоящее время Приказ
№770 не отменен.
11. Учитывая отрицательный демографический баланс населения в Российской Федерации, так называемый русский крест, низкую среднюю продолжительность жизни, высокую заболеваемость и смертность населения, высокую распространенность социально значимых заболеваний (сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем, сахарного диабета, туберкулеза и онкологических заболеваний) в сентябре 2005 г. президент РФ В.В. Путин сформулировал идею, согласно которой был разработан и начал действовать национальный проект Здоровье Применительно к Д, 22.03.2006 г. вышел Приказ Минздравсоцразвития №188 от О порядке и объеме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта ив научно-исследовательских учреждениях. Данный Приказ официально закрепляет позицию проведения диспансеризации не только больных, но и здоровых лиц. Кроме того, в течение 2006 г. диспансеризацией будут охвачены работники промышленных предприятий. На территории Иркутской области дополнительной диспансеризация будет проведена 160 тыс. человек, из которых 60 тыс. – работники промышленных предприятий. К окончанию 2006 г. прогнозируется охватить дополнительной Д 79,5 тыс. человек. Таким образом, ныне действующий Приказ №770 по Д, дополнился Д изложенной в Приказе №188. Ив настоящее время предусмотрена широкая система мер по обеспечению охраны здоровья населения России, предупреждению и лечению болезней, увеличению продолжительности жизни и трудовой активности. Наиболее перспективным для решения этих задач признан диспансерный метод. Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ В современном понимании диспансеризацией называют метод активного динамического наблюдения за здоровыми лицами, объединенными общими физиологическими особенностями (например, дети, студенты, беременные) или условиями труда работниками бюджетной сферы в возрастной группе от 35 до 55 лет лицами, имеющими факторы риска, с целью предупреждения заболеваний, активное их выявление в ранних стадиях и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий больными, страдающими хроническими заболеваниями, наиболее часто приводящими к временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, или перенесшими некоторые острые заболевания. По сути дела это - стройная система активных оздоровительных и лечебных мероприятий, которая должна обеспечить систематическое наблюдение за состоянием здоровья людей, оказание им эффективной профилактической и лечебной помощи, оздоровление внешней среды, а также условий труда и быта. Для успешного решения задач по диспансеризации необходимы политические, общегосударственные и медицинские условия. Важнейшим общегосударственным условием является высокий уровень социального и экономического развития государства. Этот уровень должен обеспечивать постоянное повышение благосостояния россиян, улучшение условий труда и быта (в частности, параллельно национальному проекту Здоровье идет национальный проект Доступное жилье, сближение уровней жизни различных социальных групп российского общества (в настоящее время разрыв в оплате труда в РФ составляет 29,5 раз, повышение социальной культуры населения, формирование сознательного отношения всех членов общества к состоянию своего здоровья, что может быть достигнуто только при высоком уровне культуры населения, целенаправленной работе по гигиеническому воспитанию населения и эффективной пропаганде здорового образа жизни. Здесь особенно необходима важность воспитания среди российских людей чувства ответственности за состояние своего здоровья, следствием которого должна быть осознанная потребность в динамическом врачебном наблюдении (в настоящее время в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении законопроект предусматривающий поощрение лиц в полном объёме прошедших Д скидки на лекарственные препараты в размере 50%; денежные вознаграждения и т.д.). Важным условием является высокий уровень развития медицины и системы здравоохранения (выделение необходимых кадровых, материальных и финансовых ресурсов, рациональная организация деятельности органов и учреждений здравоохранения. В нашей стране эти условия созданы и продолжают создаваться. Так, в рамках национального проекта Здоровье в течение 2006-2007 гг. медицинские работники первичного звена здравоохранения Иркутской области, г. Иркутска, Республики Бурятия и Республики Тыва проходят, и будут бесплатно проходить, переподготовку на базах Иркутского государственного медицинского университета и ИГИУВа. Лечебные учреждения города и области получают современное диагностическое оборудование – рентгеновские аппараты, маммографы, аппараты УЗИ, эзофагогастродуоденоскопы, оборудование для ЭКГ диагностики. Приложенные усилия будут способствовать формированию здорового образа жизни, что значительно повысит активность самого населения в проведении диспансерного наблюдения, обеспечит снижение групп риска в отношении наиболее распространенных заболеваний, повысит эффективность медицинских мероприятий и уровень здоровья населения России. Диспансеризация населения включает следующие пять основных направлений деятельности системы здравоохранения
1. Проведение ежегодного врачебного осмотра.
2. Выполнение в процессе врачебного осмотра соответствующего объема лабораторных и инструментальных исследований.
3. Выявление факторов риска и патологии (в первую очередь сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных, туберкулеза, заболеваний костно-мышечной системы) на ранних стадиях.
4. Последующее диспансерное наблюдение и дообследование.
5. Проведение оздоровительных и лечебных мероприятий, в том числе и высокотехнологичной медицинской помощи. Для обеспечения эффективного проведения диспансеризации необходимы планирование и последовательное проведение следующих мероприятий
- проведение переписи населения на каждом врачебном участке и на территории, обеспечиваемой конкретным лечебно-профилактическим учреждением (например, территориальной поликлиникой
- определение контингентов, подлежащих диспансеризации на территориальных участках
- заполнение карточек учета
- обеспечение медицинских учреждений необходимой документацией
- создание, «реанимирование», укомплектование медицинскими специалистами и оснащение отделений профилактики в каждой территориальной поликлинике
- достаточное обеспечение поликлиник необходимой медицинской техникой, лабораторным оснащением, реактивами, рентгеновской пленкой и т.д.;
- обеспечение медицинских учреждений в настоящее время (ив перспективе) современной портативной электронно-вычислительной техникой для обработки и анализа данных, получаемых в процессе диспансеризации. В перспективе на базе использования экономико- математических методов и персональных компьютеров должна создаваться автоматизированная система управления диспансеризацией. Следует особо подчеркнуть, что дополнительная диспансеризация, согласно приказу
Минздравсоцразвития №188 потребует резкого увеличения производительности труда медицинских специалистов и прежде всего врачей, с затратой дополнительного времени. Данная работа компенсируется участковым терапевтам, участковым педиатрами врачам общей практики и соответствующим средним медицинским работникам увеличенной с 1 января
2006 г. заработной платой. А в перспективе - освобождение врачей от рутинной непроизводительной работы за счет средств автоматизации. Важнейшим условием, без которого немыслимо решение такой сложной и объемной задача, как диспансеризация всего населения, является четкое взаимодействие в работе медицинских учреждений.

12 В перспективе, в системе профилактических, оздоровительных мер, дополнительная диспансеризация населения потребует мероприятия, направленные на охрану окружающей среди, улучшение условий труда и быта. Это ставит крупные задачи перед гигиенистами, эпидемиологами, санитарными врачами, специалистами в области гигиены труда и профессиональных заболеваний. Это определяет необходимость усиления санитарного надзора за строительством и эксплуатацией промышленных, транспортных, жилищных объектов, расширения разработок по нормированию содержания вредных веществ в окружающей среде, улучшению условий труда, жизни и быта населения. Существенное место займут противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение инфекционных заболеваний, сердечно- сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований и заболеваний органов дыхания, профессиональных отравлений, производственного, транспортного и бытового травматизма. Наиболее важной задачей руководителей медицинских учреждений ив особенности территориальных органов управления здравоохранением является четкая информация руководителей предприятий, учреждений и организаций о том, что диспансеризация - это не узковедомственная задача органов и учреждений здравоохранения. Это - задача государственная не только по своему значение, но и по объему и большой сложности. Она не может быть решена только силами медицинских специалистов. Активная и всесторонняя помощь руководителей предприятий и учреждений, здесь совершенно необходима. Они должны принимать самое непосредственное участие в планировании, организации и проведении мероприятий по диспансеризации. Глава 3. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ При планировании и организации диспансеризации важно исходить из четких представлений о рациональной последовательности всех мероприятий, в проведении которых можно выделить четыре основных раздела диспансерной работы
I - Планирование работы по диспансеризации населения и проведение необходимых подготовительных мероприятий.
II - Проведение медицинских осмотров и выявление контингентов, нуждающихся в диспансерном наблюдении.
III - Проведение активного динамического наблюдения за всеми контингентами, нуждающимися в нем.
IV - Анализ качества работы по диспансеризации населения, определение показателей ее эффективности. Успешное выполнение первого раздела работы предполагает
- проведение учета населения на каждом врачебном участке и на территории, которая обслуживается конкретным лечебно-профилактическим учреждением
- обеспечение медицинских учреждений необходимой документацией (форма учета и отчетности
- формирование, «реанимиция» в территориальных поликлиниках отделений профилактики, которые должны являться методическими и организационными центрами диспансерной работы
- специальную подготовку всего медицинского персонала, который привлекается к работе по диспансеризации. Весьма важные функции при этом выполняют медицинские специалисты среднего звена, в особенности работающие в составе отдалений профилактики. Они должны обеспечить учет (перепись) населении на каждом врачебном участке, выделить контингенты, которые уже состоят под наблюдением в других учреждениях, уточнять списки лиц, которые , проходят обследование по месту работы. Одновременно на всех жителей конкретного участка заполняется карта, помещаемая в картотеку.

13 Врачи вспомогательно-диагностических служб делают расчет объема работ, связанных с проведением необходимых исследований с учетом возраста, пола диспансеризуемых, особенностей патологии в пределах конкретных участков (региона, обеспечивают выделение средних медицинских специалистов для выполнения клинических, биохимических, функциональных, диагностических и других исследований, подготовку необходимых рабочих мести получение материальных средств (лабораторное оснащение, реактивы, рентгеновская, пленка и т.д.). Участковые врачи устанавливают очередность приглашения различных категорий населения на осмотры с разработкой графика осмотров в пределах участка, проводят отбор жителей (поданным, которым они располагают, нуждающихся в индивидуализации программы обследования, уточняют с врачами-специалистами узкого профиля графики их работы на каждом участке. Заведующий отделением поликлиники организует работу участковых врачей по планированию диспансеризации на конкретных участках, разрабатывает график проведения диспансерной работы на участках своего отделения, согласовывает его с работой других отделений поликлиники и врачей-специалистов узкого профиля. Руководство профилактической работой в целом по поликлинике должен обеспечивать главный врач или его заместитель. Главный врач (заместитель главного врача) утверждает графики диспансерной работы по учреждению в целом, выделяет необходимое время для медицинских специалистов, участвующих в диспансеризации. Им утверждается также общий порядок диспансеризации (встреча людей, порядок регистрации, приема, последовательность прохождения осмотров специалистами различного профиля, проведение клинических, биохимических, функциональных, диагностических исследований и т.д.). Главный врач или его заместитель организует специальную подготовку медицинского персонала, которая должна преследовать две основные цели во-первых, повышение уровня знаний и, во-вторых, унификацию установок по организации диспансерного наблюдения, диагностики преморбидных состояний, наиболее актуальной патологии и ее лечению. Эта подготовка может проводиться в форме лекций, семинаров, конференций. Глава 4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ Практическое осуществление диспансеризации учреждениями здравоохранения необходимо рассматривать с двух позиций 1) обязательной диспансеризации и 2) дополнительной диспансеризации.
  1   2

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей