Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Гигиенические требования по ограничению доз облучения детей при рентгенологических исследованиях. Методические рекомендации


Скачать 103.13 Kb.
НазваниеГигиенические требования по ограничению доз облучения детей при рентгенологических исследованиях. Методические рекомендации
АнкорГигиенические требования по ограничению доз облучения детей при рентгенологических исследованиях. Методические рекомендации.docx
Дата06.10.2017
Размер103.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГигиенические требования по ограничению доз облучения детей при
ТипМетодические рекомендации
#26890
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5



"Гигиенические требования по ограничению доз облучения детей при рентгенологических исследованиях. Методические рекомендации"
(утв. Роспотребнадзором 27.04.2007 N 0100/4443-07-34)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

www.consultant.ru


Дата сохранения: 08.02.2017
 



Утверждаю

Заместитель Главного

государственного

санитарного врача

Российской Федерации

Л.П.ГУЛЬЧЕНКО

27 апреля 2007 г. N 0100/4443-07-34
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

ПРИ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации подготовлены с целью ознакомления специалистов с комплексом требований по рациональному проведению рентгенологических исследований и обеспечению радиационной безопасности детей в лучевой диагностике.

Методические рекомендации предназначены для специалистов Роспотребнадзора, врачей-рентгенологов и рентгенолаборантов, врачей-педиатров, организаторов здравоохранения, а также студентов педиатрических факультетов медицинских образовательных учреждений.

Методические рекомендации разработаны авторским коллективом в составе: Кальницкий С.А., Голиков В.Ю., Вишнякова Н.М. (ФГУН СПБНИИРГ Роспотребнадзора), Логовой Ю.Н., Золотарева Т.Н. (ГЦЛДЛТ, СПб), Ермолина Е.П., Перцов В.А. (ГОУ ДПО РМАПО Росздрава), Перминова Г.С. (Роспотребнадзор МЗиСР РФ), Власова М.М. (СПбГМУ).

Утверждены Заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 27 апреля 2007 г. N 0100/4443-07-34.
1. Введение
Современный уровень развития общества характеризуется нарастающими экологическими проблемами, что требует в отношении населения, в первую очередь детей, ограничения воздействия неблагоприятных, в т.ч. радиационных, факторов, среди которых медицинское облучение имеет особо важное значение, поскольку превосходит по уровню радиационного воздействия все остальные техногенные (искусственные) источники ионизирующего излучения вместе взятые.

Дети обладают рядом особенностей, усугубляющих воздействие на них ионизирующего излучения, что требует к ним особо бережного и внимательного отношения. Основным источником медицинского облучения детей является лучевая (рентгеновская) диагностика.

Главными задачами при проведении рентгенологических исследований (РЛИ) детей являются качество получаемой диагностической информации и безопасность проведения исследования. Оба фактора являются важными, требуют к себе повышенного внимания и не должны противоречить друг другу.

В последние годы в лучевой диагностике, в т.ч. детской, наряду с использованием стандартных РЛИ широко внедряются специальные исследования (компьютерная томография, интервенционные исследования и др.), которые сопровождаются повышенными лучевыми нагрузками на организм. Это приводит к увеличению радиационного воздействия на детей и требует совершенствования условий радиационной безопасности (РБ).

Обеспечение РБ при проведении детям РЛИ предусматривает комплекс защитных мероприятий, требующий участия различных категорий специалистов, включая врачей общей практики, сотрудников рентгеновского кабинета, а также контролирующих организаций. Настоящие Методические рекомендации призваны координировать усилия всех участников проведения РЛИ детей с целью снижения уровня медицинского рентгенодиагностического облучения детского контингента пациентов.
2. Характеристика медицинского диагностического

облучения пациентов
2.1. Медицинское облучение в отличие от других источников облучения человека имеет целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать при проведении обследования пациента, особенно ребенка. Они заключаются в следующем:

а) РЛИ характеризуются громадными масштабами использования, затрагивая практически каждого человека;

б) медицинское рентгенодиагностическое облучение стоит на втором месте вслед за природным облучением по величине дозы облучения населения, но в отличие от последнего, имеет гораздо большие потенциальные возможности для снижения;

в) медицинское облучение отличается высокой мощностью дозы излучения, в миллион раз превышающей мощность дозы от природных источников облучения;

г) отсутствием адаптации к острому облучению, каким является медицинское диагностическое облучение, в отличие от природной компоненты;

д) медицинское облучение, как правило, направлено на больной или ослабленный организм, тем самым усиливая негативное воздействие на него ионизирующего излучения;

е) медицинское облучение является крайне неравномерным, многократно воздействуя, как правило, на одни и те же органы, в т.ч. на наиболее радиочувствительные;

ж) характеризуется дуализмом: приносит пользу и одновременно наносит вред.

2.2. Медицинское диагностическое облучение пациентов, в том числе детей, не нормируется. Это единственный подобный случай использования человеком источников ионизирующего излучения, который оправдан следующими соображениями:

а) считается, что польза от проведения обоснованных РЛИ, в т.ч. детей, превышает вред от их использования;

б) обследования проводятся по жизненно важным показаниям;

в) уровни медицинского облучения лежат в диапазоне т.н. "малых" доз, вероятность воздействия которых считается невысокой.

2.3. Следует иметь в виду, что действие медицинского облучения, как всякого другого, начинается с нуля, но оно носит вероятностный характер. Это означает, что любая, в т.ч. сколь угодно "малая" доза, может вызывать нежелательные последствия в виде злокачественных заболеваний и генетических нарушений, которые могут проявиться спустя определенное время. Поэтому все вышесказанное заставляет максимально защищать пациентов и детей, в частности.

2.4. В сложившихся условиях необходимо постоянно заниматься вопросами совершенствования условий РБ в лучевой диагностике, особенно в детской. Данному направлению в полной мере отвечают основные принципы РБ. Применительно к рентгенодиагностике они заключаются в следующем:

а) принцип обоснования говорит о том, что обследование пациента должно быть оправдано пользой, которую нельзя получить иным путем, при этом следует избегать обследований, которые не являются необходимыми;

б) принцип оптимизация означает, что дозу облучения необходимо поддерживать на возможно низком уровне.

2.5. Следует учитывать современные особенности использования ионизирующего излучения в сфере человеческой деятельности, которые усиливают негативное воздействие медицинского облучения:

а) стремительное развитие радиационных технологий;

б) увеличение масштабов использования ионизирующего излучения;

в) обострение экологических, в т.ч. радиационных, проблем.

2.6. Выходом из сложившейся ситуации является проведение рациональной политики в отношении лучевой диагностики, особенно, детской.
3. Особенности рентгенодиагностического облучения детей
3.1. Вопросы, связанные с обследованием детей в лучевой диагностике и сопутствующим ему медицинским облучением, являются одними из наиболее важных из-за особенностей детей. Они заключаются в следующем:

а) дети составляют значительную и важную часть генетически значимой популяции;

б) дети обладают повышенной радиочувствительностью к ионизирующему излучению (в среднем в 2 - 3 раза), что создает у них высокий риск возникновения как соматических, так и генетических эффектов облучения;

в) более длинная предстоящая жизнь детей после обследования (облучения) обуславливает у них большие потенциальные возможности проявления негативных эффектов облучения;

г) физические и физиологические различия между взрослыми и детьми, в т.ч. близкое расположение органов, а также неравномерная динамика их развития, обуславливают более высокие уровни облучения детей, чем взрослых;

д) распределение красного костного мозга, характеризующегося высоким риском облучения и обуславливающего значительный вклад в дозу облучения, у детей принципиально отличается от взрослого: большинство его сосредоточено в черепе и конечностях, что выдвигает повышенные требования РБ к данному виду исследований.

3.2. Поскольку воздействие излучения на организм ребенка более опасно, чем на организм взрослого, при обследовании детей следует использовать все методы ограничения и снижения радиационного воздействия. Наиболее эффективными способами являются следующие:

а) исключение необоснованных исследований или тех исследований, в которых нет необходимости, в том числе за счет информации от ранее проведенных РЛИ;

б) использование альтернативных неионизирующих методов визуализации;

в) применение современного рентгеновского оборудования, в т.ч. аппаратов и пленки;

г) привлечение к работе высококвалифицированного персонала;

д) применение оптимальных режимов исследования (Приложение 1);

е) использование индивидуальных средств защиты пациента при РЛИ;

ж) использование современной научно-методической и регламентирующей документации по проведению обследований и вопросам РБ.

3.3. Оптимизация медицинского диагностического облучения детей должна быть важной составляющей деятельности детской лучевой диагностики и строиться на основе переосмысливания и модернизации традиционного подхода к ней на базе современной концепции и соответствующей программы развития. При этом должны решаться следующие основные задачи:

а) централизация детской лучевой диагностики на основе создания региональных центров;

б) унификация и стандартизация методов лучевых исследований;

в) создание современной материально-технической базы детской лучевой диагностики, включающей использование различных типов и видов диагностического оборудования;

г) комплексная подготовка и повышение квалификации персонала детской лучевой диагностики.

3.4. Более частными вопросами защиты детей являются следующие:

а) обоснованное и корректное проведение РЛИ, заключающееся в правильном выборе и оптимальном использовании лучевых методов обследования, а также проведении их только по клинической необходимости;

б) рациональное использование защитных мероприятий, в том числе средств радиационной защиты;

в) качественное проведение радиационного контроля доз облучения пациентов (Приложение 2);

г) совершенствование знаний персонала в вопросах радиационной безопасности;

д) предпочтение использования нерадиационных методов исследования перед радиационными, в т.ч. ультразвуковых и магнитно-резонансных.
4. Частные методы рентгенологического исследования детей
4.1. Рентгенография
4.1.1. Рентгенография (производство рентгеновских снимков) должна быть основным видом РЛИ детей. Правильный анализ рентгенограммы (снимка) должен обеспечивать либо точный диагноз, либо позволять намечать дальнейшие частные и специальные методы обследования.

4.1.2. Достоинством рентгенографии является простота методики, высокая разрешающая способность, низкая доза облучения пациента и наличие снимка (фиксирующего документа).

4.1.3. Основными параметрами, характеризующими данный метод, являются: напряжение на рентгеновской трубке, анодный ток, время экспозиции, используемый фильтр, кожно-фокусное расстояние и размер поля облучения. Оптимальным соотношением этих показателей является такое, которое позволяет получать наилучшее качество снимка и наименьшую дозу облучения ребенка (см. п. 10).

4.1.4. Необходимо помнить, что единственным лицом в поле облучения должен быть только пациент.
4.2. Рентгеноскопия
4.2.1. Наряду с достоинствами (простота и дешевизна метода, возможность применения в любых условиях, возможность исследования динамических процессов) рентгеноскопия имеет существенные недостатки, ограничивающие ее применение в детской практике: малая яркость и контрастность изображения, высокие дозы облучения пациента, субъективность восприятия изображения (отсутствие фиксирующего документа). Поэтому рентгеноскопия в педиатрии может дополнять рентгенографию и выполняться в исключительных случаях.

4.2.2. Вопрос о просвечивании должен решать врач-рентгенолог. Доза облучения пациента при рентгеноскопии намного выше, чем при рентгенографии, и прямо пропорциональна продолжительности просвечивания, поэтому для его сокращения к рентгеноскопии необходимо тщательно готовиться.

4.2.3. Рентгеноскопия должна проводиться только с использованием усилителя рентгеновского изображения (УРИ), который значительно (в 3 - 4 раза) снижает дозу облучения пациента при условии регулярной его настройки, позволяющей снизить анодный ток. При работе с УРИ врачу-рентгенологу не должно мешать освещение помещения.

4.2.4. Рентгеновский аппарат должен иметь устройство, сигнализирующее об истечении времени длительной экспозиции (обычно 5 мин.).
4.3. Прочие методы
4.3.1. Профилактические РЛИ могут использоваться в детской практике только в исключительных случаях (при неблагоприятной эпидемиологической обстановке) с разрешения Роспотребнадзора.

4.3.2. Метод электрорентгенографии в детской практике запрещен.

4.3.3. Специальные виды исследования, например, ангиография, характеризуются искусственным контрастированием органов и тканей и используются при исследовании динамических процессов, поэтому они проводятся с помощью рентгеноскопии и многократной рентгенографии и сопровождаются высокими дозами облучения пациента, что обуславливает более требовательный подход к их обоснованию и качеству проведения.
5. Отдельные виды рентгенологического исследования детей
5.1. Органы грудной клетки
5.1.1. Данный вид исследования составляет основную часть среди всех детских РЛИ и тем самым вносит существенный вклад в коллективную дозу облучения детей. Поэтому необходимо стремиться максимально ограничить дозу облучения детей при данном виде исследования.

5.1.2. В настоящее время для диагностики заболевания легких применяют комплекс различных методик. Как правило, каждое РЛИ сопровождается обзорной рентгенографией. Выполнение диагностических РЛИ органов грудной клетки детей желательно проводить только методом крупнокадровой рентгенографии.

5.1.3. Рентгеноскопию легких из-за большой дозы облучения следует проводить только в исключительных случаях при длительности просвечивания не более 1 мин.

5.1.4. Рентгеноскопия органов грудной клетки широко практикуется в кардиологии, включая катетеризацию сердца. В этих исследованиях ввиду значительной дозы облучения пациента особенно важно использовать специальную технику.
5.2. Органы пищеварения
5.2.1. Исследование желудочно-кишечного тракта у детей целесообразно проводить только на стационарных специализированных аппаратах с УРИ, используя все средства защиты пациента.
5.3. Тазобедренный сустав
5.3.1. Данный вид РЛИ является наиболее опасным с точки зрения облучения гонад детей, поэтому для снижения дозы облучения пациента необходимо, во-первых, проводить исследования строго по клиническим показаниям и, во-вторых, при оптимальных технических условиях с обязательным использованием средств индивидуальной защиты гонад.
5.4. Позвоночник
5.4.1. Сколиоз является одним из наиболее распространенных детских заболеваний, требующих постоянного вмешательства рентгенодиагностики. Детям, страдающим сколиозом, проводятся многочисленные РЛИ, приводящие в результате к значительному систематическому облучению существенной части детей.

5.4.2. Наиболее облучаемыми органами при обследовании позвоночника являются красный костный мозг, легкие, молочная и щитовидная железы - наиболее радиочувствительные органы и ткани детей, которые необходимо обязательно защищать.

5.4.3. Для снижения дозы облучения детей при исследовании позвоночника необходимо использовать комплекс мероприятий:

- проводить исследования строго по клиническим показаниям;

- использовать исследование в заднепередней проекции вместо переднезадней;

- применять вместо отсеивающей решетки увеличенное кожно-фокусное расстояние (больше 1 м);

- использовать высокочувствительную систему "усиливающий экран - рентгеновская пленка".
5.5. Стоматологические исследования
5.5.1. Доступность и простота рентгеновской стоматологии способствуют ошибочному мнению о полной безвредности данного метода и приводят к тому, что подобные процедуры выполняются неспециалистами и без клинического обоснования и являются причиной необоснованного облучения детей.

5.5.2. Необходимо учитывать, что при снимках зубов используется только 3% излучения, остальная часть и рассеянное излучение поглощается организмом, увеличивая дозу облучения пациента. Поэтому при исследовании детей необходимо использовать средства индивидуальной защиты, в т.ч. рентгенозащитный фартук и воротник.

5.5.3. Дентальные снимки следует производить после тщательного клинического исследования и изучения предыдущих снимков.

5.5.4. Эффективность проведения профилактических дентальных исследований у школьников с целью выявления раннего кариеса зубов невысока, поэтому проводить ее нецелесообразно.
6. Организационные мероприятия по ограничению и снижению

доз облучения детей
6.1. Важным фактором обеспечения радиационной безопасности является подготовка и повышение квалификации специалистов по данному направлению. Следует иметь в виду, что стратегию обследования задает лечащий врач, а тактику должен определять врач-рентгенолог.

6.2. Лечащий врач-педиатр, которому нужна информация о больном ребенке за счет визуализации патологического состояния, должен знать о наиболее информативных и безопасных методах ее получения, на основании чего определять выбор своего назначения. При этом следует использовать Рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по альтернативным методам визуализации, в том числе в педиатрии (Приложение 3). В случае затруднений с выбором метода исследования врачу следует проконсультироваться со специалистом по лучевой диагностике.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей