Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Витамины. 2011 г.. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АнкорВитамины. 2011 г..doc
Дата17.01.2017
Размер1.88 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаVitaminy_2011_g.doc
ТипМетодические указания
#6829
страница1 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВИТАМИНЫ

Киров, 2011
УДК 615.356 (075.8)

БКК 28.072 Я 73

В 54
Печатается по решению центрального методического совета Кировской государственной медицинской академии (протокол №5) от 17 февраля 2011 года.
Витамины: учебное пособие для студентов медицинских вузов / сост. А. В. Еликов, П. И. Цапок, Т. В. Симкина. – Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2011. – 114 с.

Настоящее пособие представляет собой руководство для организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов медицинских вузов по одному из основных разделов биологической химии – витамины. Для активного овладения изучаемым материалом студентам предлагаются обучающие тесты и клинические ситуационные задачи. Пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» и «Педиатрия».
Рецензент: зав. кафедрой патологической физиологии Кировской ГМА, доктор медицинских наук, профессор А.П. Спицин.

© Еликов А.В., Цапок П.И., Симкина Т.В. - Киров, 2011

© ГОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………….4

Методические указания ………………………………………………………. 5

Классификация витаминов и витаминоподобных веществ……………….... 6

Витамин А, (ретинол)…………………………………………………………. 7

Витамин В1, (тиамин)…………………………………………………………..12

Витамин В2, (рибофлавин)……………………………………………………..18

Витамин В3, (пантотеновая кислота)………………………………………..... 22

Витамин В5, (РР, никотиновая кислота, ниацин)……………………………..24

Витамин В6, (пиридоксин)……………………………………………………...27

Витамин В9, (ВС, фолиевая кислота)…………………………………………..33

Витамин В12, (цианкобаламин)…………………………………………………36

Витамин С, (аскорбиновая кислота)…………………………………………....40

Витамин D, (кальциферолы)……………………………………………………54

Витамин Е, (токоферолы)……………………………………………………… 61

Витамин Н, (биотин)…………………………………………………………… 66

Витамин К, (нафтохиноны)……………………………………………………. 70

Витамин Р, (биофлавоноиды)…………………………………………………. 77

Витамин В8, (инозит)………………………………………………………….. .79

Витамин N, (липоевая кислота)………………………………………………...79

Витамин U, (метилметионинсульфоний)………………………………………81

Витамин F, (ненасыщенные жирные кислоты)………………………………..83

Витамин В13, (оротовая кислота)……………………………………………….84

Витамин В15, (пангамовая кислота)………………………………………….. ..85

Витамин Н1, (пара-аминобензойная кислота)…………………………………86

Витамин В4, (холин)…………………………………………………………….87

Виды взаимодействия витаминов……………………………………………...89

Антивитамины…………………………………………………………………..89

Контрольно-обучающий блок……………………………………………….....91

Рекомендуемая литература………………………………………………….. 113

ПРЕДИСЛОВИЕ
Витамины и витаминоподобные вещества – биологически активные соединения, являющиеся необходимым компонентом обмена веществ. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (Москва, 2010) преподавание биологической химии ориентировано на конечные цели обучения: создать прочную теоретическую базу, необходимую для усвоения медико-биологических и клинических дисциплин. В соответствии с учебной программой по биохимии на основе современных научных представлений формируется понимание механизмов участия витаминов и витаминоподобных веществ в метаболизме. При составлении данного пособия учтен большой опыт преподавания биологической химии студентам высших образовательных медицинских учреждений России и зарубежья. Представлены сведения по патохимии и клинической биохимии. Мы будем благодарны за любые замечания и пожелания, направленные на улучшение данного пособия.

Методические указания
Согласно утвержденной рабочей программе по биологической химии по специальности «Лечебное дело» и «Педиатрия» на изучение данной темы в соответствующих разделах программы - «Ферменты», «Общие пути катаболизма», «Углеводный обмен», «Витамины», «Липидный обмен», «Обмен аминокислот» отводится:

лекции - 8 часов;

практические занятия - 18 часов;

самостоятельная работа - 24 часа.
Целью учебного пособия является:

  1. Сформировать представление о функционировании в организме витаминов и витаминоподобных веществ.

  2. Получить представление о комплексном нарушении обменных процессов при развитии патологических состояний, обусловленных недостатком или избытком витаминов.


Учебное пособие включает задачи сформировать компетентность студента по данной теме на уровне перечисленных знаний, представлений и умений.

Студент должен знать:

  1. Химическое строение витаминов и витаминоподобных веществ.

  2. Биохимические механизмы обмена витаминов и витаминоподобных веществ в организме человека.

  3. Участие витаминов и витаминоподобных соединений в обмене веществ у человека.

  4. Нарушения обмена веществ и заболевания, вызванные недостатком и избытком потребления витаминов.

  5. Возможные пути использования витаминов в медицинской практике для коррекции метаболических нарушений.

  6. Значение витаминологии для понимания механизмов протекания метаболических путей и интеграции метаболических процессов.

Студент должен иметь представление:

  1. О лекарственных формах витаминов и витаминоподобных веществ.

  2. Об антивитаминах.

Студент должен уметь:

  1. Привести примеры конкретных химических реакций и показать коферментные функции витаминов и витаминоподобных веществ.

  2. Провести качественные и некоторые количественные способы определения витаминов и витаминоподобных соединений в продуктах и биологических жидкостях.

  3. Дать рекомендации по рациональному питанию.



КЛАССИФИКАЦИЯ ВИТАМИНОВ И ВИТАМИНОПОДОБНЫХ

ВЕЩЕСТВ

Учение о витаминах – витаминология – в настоящее время выделено в самостоятельную науку. Практика и опыт показывают, что для нормального функционирования организма человека недостаточно одних белков, углеводов, жиров и минеральных веществ. Витамины – это пищевые незаменимые факторы, которые, присутствуя в небольших количествах в пище, обеспечивают нормальное развитие организма животных и человека и адекватную скорость протекания биохимических и физиологических процессов. Нарушения регуляции процессов обмена и развитие патологии часто связаны с недостаточным поступлением витаминов в организм, полным отсутствием их в потребляемой пище, либо нарушениями их всасывания, транспорта или изменениями синтеза коферментов с участием витаминов. В результате развиваются авитаминозы – болезни, возникающие при полном отсутствии в пище или полном нарушении усвоения какого-либо витамина. Известны так называемые гиповитаминозы, обусловленные недостаточным поступлением витаминов с пищей или неполным их усвоением. В литературе описаны также патологические состояния, связанные с поступлением чрезмерно больших количеств витаминов в организм (гипервитаминозы). Эти заболевания встречаются значительно реже и в первую очередь жирорастворимых витаминов А и D.

Таблица 1

Классификация витаминов

Водорастворимые

Жирорастворимые*

B1, Тиамин

B2, Рибофлавин

B3, Пантотеновая кислота

B5 (PP), Никотиновая кислота

B6, Пиридоксин

B9 (Bc), Фолиевая кислота

B12, Цианкобаламин

C, Аскорбиновая кислота

H, Биотин

P, Биофлаваноиды

A, Ретинол

D, Кальциферолы

E, Токоферолы

K, Нафтохиноны



Витаминоподобные вещества**

B4, Холин

B8, Инозит

B13, Оротовая кислота

B15, Пангамовая кислота

N, Липоевая кислота

H1, Пара-аминобензойная кислота

F, Ненасыщенные жирные кислоты

U, Метилметионинсульфоний


* - имеются также водорастворимые препараты витаминов этой группы

** - соединения, которые отвечают основным свойствам витаминов, но отличаются тем, что их дефицит не вызывает специфического симптомокомплекса, и тем, что они не строго обязательные нутриенты.

В И Т А М И Н А, Р Е Т И Н О Л
Жирорастворимый витамин, содержащийся в животных организмах в форме А1 (ретинол) и А2 (дегидроретинол), в растениях в форме провитамина – каротинов, наиболее активным среди которых является бета-каротин. Поступает с пищей; для всасывания в кишечнике необходимы липиды, для накопления в печени – достаточное содержание белка в пище.


транс-9,13-Диметил-7-(1,1,5-триметилциклогексен-5-ил-6)-нонатетраен-7,9,11,13-ол
Схема1. Химическое строение витамина А (ретинола)

Схема2. Химическое строение 11-транс-ретиналя

Схема 3. Химическое строение 11-цис-ретиналя
Контролирует рост и дифференцировку клеток эмбриона и развивающегося организма, деление и дифференцировку быстропролиферирующих тканей (эпителий кожных покровов и слизистых, сперматогенный эпителий), рост костной и хрящевой ткани, образование зрительного пурпура в сетчатке глаза, т.е. фотохимический акт зрения.

В комплексе с витаминами С и Е является фактором антиоксидантной защиты. Витамин А является фенолсодержащим витамином. Он обладает не только антиоксидантными, но и прооксидантными свойствами. Прооксидантные свойства обусловлены наличием двойных связей в боковой цепи, подвергающихся перекисному окислению, поэтому витамин А целесообразно назначать совместно с витамином Е для сохранения боковой цепи (препарат «Аекол»). Прооксидантные свойства витамина А лежат в основе его токсического действия в гипердозах вследствие усиления процессов липопероксидации. Предшественники витамина А – каротиноиды поступают в организм с пищей и тоже проявляют высокую антирадикальную активность. Считается, что витамин А может быть ловушкой свободных радикалов, в частности синглентного кислорода, а также восстановителем сульфгидрильных соединений.

Подробно выяснено значение витамина А в процессе светоощущения. В этом процессе большую роль играет особый хромолипопротеин – сложный белок родопсин, или зрительный пурпур, являющийся основным светочувствительным пигментом сетчатки, в частности палочек, занимающих ее периферическую часть. Установлено, что родопсин состоит из липопротеина – опсина и простетической группы, представленной альдегидом витамина А1 (ретиналь). Связь между ними осуществляется через альдегидную группу витамина и свободную ε-NH2 –группу лизина молекулы белка с образованием шиффова основания. На свету родопсин расщепляется на белок опсин и ретиналь; последний подвергается серии конформационных изменений и превращается в транс-форму. С этими превращениями связана трансформация энергии световых лучей в зрительное возбуждение. В темноте происходит обратный процесс – синтез родопсина, требующий наличия активной формы альдегида – 11-цис-ретиналя, который может синтезироваться из цис-ретинола, или транс-ретиналя, или транс-формы витамина А при участии двух специфических ферментов – дегидрогеназы и изомеразы.

Нормальное содержание: в плазме - 1403±359 МЕ ∕ л, в сыворотке – 1,05-2,27 мкМ ∕ л, или 300-650 мкг ∕ л.

Суточная потребность – 1,0-2,5 мг или 2-5 мг бета-каротина; для детей выше, чем для взрослых. Повышается при беременности, лактации, утомлении, продолжительном напряжении зрения.
Пищевые источники:

Растительные. Зеленые и желтые овощи (морковь, тыква, сладкий перец, шпинат, зеленый лук, брокколи, зелень петрушки), бобовые (соя, горох), персики, абрикосы, арбуз, дыня, шиповник, облепиха, черешня; травы (люцерна, корень лопуха, кайенский перец, фенхель, хмель, хвощ, ламинария, лимонник, крапива, овес, мята перечная, подорожник, листья малины, клевер, плоды шиповника, шалфей, толокнянка, щавель). Содержится в виде провитамина – β-каротина. Витамин А образуется в организме в результате окислительного расщепления β-каротина.

Животные. Рыбий жир, печень (особенно говяжья), икра, молоко, сливочное масло, маргарин, сметана, творог, сыр, яичный желток.

Таблица 2

Рекомендуемая суточная потребность в витамине А в зависимости

от возраста в России (мкг)





Грудные дети

Дети

Мужчины

Женщины

Возраст

0-1/2

1/2-1

1-3

4-6

7-10

11-14

15-18

19-59

60-74

> 75

11-14

15-18

19-59

60-74

> 75

бере-
менные

кор-
мящие

мкг

400

400

450

500

700

1000

1000

1000

1000

1000

800

800

800

800

800

+200

+400





Лучшие источники витамина А - рыбий жир и печень, следующими в ряду стоят сливочное масло, яичные желтки, сливки и цельное молоко. Зерновые продукты и снятое молоко, даже с добавками витамина, являются неудовлетворительными источниками, равно как и говядина, где витамин А содержится в ничтожных количествах.

Избыточное содержание витамина А вызывает хроническую интоксикацию – при длительном ежедневном приеме 20000-50000 МЕ ретинола. Острая интоксикация развивается при однократном приеме 1000000 МЕ и более ретинола, а также при употреблении печени полярных птиц, белого медведя, тюленя, моржа, кита. Избыток каротина не вызывает интоксикации и может проявляться лишь желтоватым окрашиванием кожи.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей