Группа раннего возраста (0-1,5 г.) Возрастные особенности: • Отличительной особенностью ребенка данного возраста является быстрый темп физического, психического и социального развития. • Интенсивно развиваются слуховое и зрительное восприятие, двигательная активность, восприятие речи и речевое общение. • Формируется умение доводить два - три предметных действия до результата. Департамент образования г.Москвы Центральное окружное управление образования Окружной методический центр МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ АЛЬМАНАХ «Предметная развивающая среда детского сада» Москва, 2011 год
Ответственные редакторы: Образцова А.Д. - начальник дошкольного отдела ЦОУО ДО г.Москвы Цепелева М.Ю. - руководитель СП ОМЦ Составители: Шпаковская Л.И. – главный специалист ЦОУО Бонченкова Т.Г. - методист СП ОМЦ Крошкина С.Б. – методист СП ОМЦ Аниканова Н.Е. - методист СП ОМЦ Капитонова Э.А. – зам заведующей ЦРР детский сад № 1777 Колчевская С.В. - Ст. воспитатель ГОУ детский сад № 1733 Пестова С.В. - ст. воспитатель ГОУ детский сад № 773 Дубкова О.П. - ст. воспитатель ГОУ детский сад № 1257 Нараевская И.В. - зам. заведующей ЦРР детский сад № 2336
Содержание. 1. Требования к созданию предметной развивающей среды ДОУ в соответствии с Федеральными государственными требованиями. 2. Особенности построения предметно – развивающей среды в группах раннего возраста (от 0 до 3-х лет). 2.1. Группа раннего возраста (0 - 1,5 л.) 2.2. Группа раннего возраста (1,5 - 3,0 л.) 3. Особенности построения предметно – развивающей среды в группах дошкольного возраста (от 3,0 до 7,0 лет). 3.1. 2-я младшая группа (3,0 - 4,0 л.) 3.2. Средняя группа (4.0 – 5,0 л.) 3.3. Старшая группа (5,0 – 6,0 л.) 3.4. Подготовительная группа (6,0 -7,0 л.) 4. Интерьеры помещений детского сада. Варианты оформления 5. Мониторинг качества предметной развивающей среды ДОУ. 6. Литература.
Требования к созданию предметной развивающей среды ДОУв соответствии с Федеральными государственными требованиями. * Предметная развивающая среда – это система материальных средств и условий, обеспечивающих возможность деятельности ребенка, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, основными функциями предметной развивающей среды, являются: • сохранение единого образовательного пространства в условиях вариативности дошкольного образования; • гуманизация дошкольного образования; • защита ребенка от некомпетентного педагогического воздействия; • повышение эффективности и качества дошкольного образования; • критериально - оценочная функция. Принципы организации предметной развивающей среды: • соответствия педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели); • вариативности (соответствие виду ДОУ, региональному компоненту и культурным традициям); • комплексирования, гибкого зонирования и мобильность развивающей среды (способствуют индивидуальной комфортности и эмоциональному благополучию каждого ребенка); • разнообразия игровых и дидактических материалов в сочетании привычных элементов и элементов нового поколения. При создании предметной развивающей среды должны учитываться основные направления развития ребенка (познавательно-речевое, физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое), также специфика детского сада. Психолого – педагогические требования к созданию предметной развивающей среды: • Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду, обеспечивающую самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность взрослого и ребенка. • При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику, и обеспечивать среду, как общими, так и специфичными материалами для девочек и мальчиков. • Для детей с ОВЗ необходимо предусмотреть увеличение игр и пособий, обеспечивающих проведение коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (группы). • В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе и зона его ближайшего развития. • Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, двигательная). Содержание предметной развивающей среды должно быть тесно связано с образовательными областями ФГТ (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, художественная литература, художественное творчество, музыка) и обеспечивать развитие, обучение и воспитание детей.
Группа раннего возраста (0 - 1,5 г.) Возрастные особенности: • Отличительной особенностью ребенка данного возраста является быстрый темп физического, психического и социального развития. • Интенсивно развиваются слуховое и зрительное восприятие, двигательная активность, восприятие речи и речевое общение. • Формируется умение доводить два -три предметных действия до результата.
Требования к созданию предметно - развивающего пространства: • Гибкость зонирования для самостоятельных игр, игр со взрослыми и сверстниками (игры рядом). • Безопасность и простор для развития двигательной активности, в том числе самостоятельной. • Яркость, чистота основных цветов игрового материала. • Стимулирование речевой деятельности и эмоциональных реакций. Оборудование и игровой материал: Горка-манеж с игрушками. Дидактический стол с наборами вкладышей, пирамидок (3-5 колец), колпачков, шаров основных цветов. Сюжетно-образные игрушки (куклы из ткани, полиэтилена, резины, животные…), игрушки отображающие. Предметы быта (посуда, ванночка для «мытья» куклы, одежда и ткань для пеленания куклы). Двигатели (каталки, тележки, машины, коляски…). Озвученные и заводные игрушки, куклы-неваляшки. Мягкие строительные модули. Мячи разных размеров (в том числе мягкие и звучащие).
Физическое развитие Зона активных игр Горка, сухой бассейн, игровой материал для стимуляции движений
Познавательно-речевое развитие Интерактивное настенное панно Дидактический стол Книжный уголок
Социально-личностное развитие Варианты организации пространства для сюжетных игр малышей
Художественно-эстетическое развитие Среда для самостоятельной и совместной творческой деятельности детей и взрослых
Группа раннего возраста (1,5 - 3г.) Возрастные особенности : • Данный возрастной период отличается интенсивным формированием речи, развитием эмоционального взаимообщения, а в последствии - ситуативно-делового общения. • Совершенствуются основные движения, развивается предметная деятельность, наглядно-действенное мышление, произвольность поведения и появляются действия с предметами заместителями. • Совершенствуется самостоятельность в предметно-игровой деятельности и самообслуживании.
Требования к созданию предметно - развивающего пространства: • Гибкое зонирование для самостоятельных игр, взаимодействия со взрослым и сверстником (от игры рядом к игре вместе). • Предметный игровой материал располагается в «поле восприятия» детей. • Крупный, яркий, безопасный и прочный игровой материал отражает основные осваиваемые в данном возрасте эталоны (размер, цвет, форму…). Рекомендуемые зоны детской деятельности: Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Водитель». Уголки: ряженья, книжный, музыкальный, физкультурный, дидактики, экспериментирования, центр воды и песка; продуктивной деятельности и творчества, природный. Зона активных игр: подвижных, строительных, конструктивных и др.
Физическое развитие Оборудование для стимуляции двигательной активности
Познавательно-речевое развитие Варианты дидактических столов Развивающие модули Центр воды и песка
Социально-личностное развитие Игровая среда для мальчиков и девочек
Художественно-эстетическое развитие Уголки, стимулирующие детскую художественно - творческую деятельность
II младшая группа (3-4 г.) Возрастные особенности: Для детей данного возраста игра становится ведущим видом деятельности, поведение остается ещѐ ситуативным, а общение становится внеситуативным. Развитие мелкой моторики, воображения, наглядно-действенного мышления активизируют самостоятельную и организованную продуктивную деятельность. Продолжает развиваться половая идентификация.
Требования к созданию предметно - развивающего пространства: Соблюдение принципов интеграции, динамичности, многофункциональности предметной развивающей среды. Свобода беспрепятственного передвижения к желаемым объектам. Игровой материал отображает многообразие мира и выступает своеобразным эталоном предметов окружающего. Рекомендуемые зоны детской деятельности: Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Моряки». Уголки: ряженья, театральный, книжный, изобразительного творчества, музыкальный, дидактических игр, физкультурный, природы и экспериментирования, дежурства по столовой. Зона активных игр: военные, путешественники, строители, спортстмены-физкультурники, водители транспорта и др.
Физическое развитие Оборудование группы для физического развития
Познавательно-речевое развитие Пространство для игрового экспериментирования Экологическая диорама Уголок художественно - речевой активности
Социально-личностное развитие Поликлиника Семья Строители
Художественно-эстетическое развитие Пространство для театрально - игровой деятельности Музей русской народной игрушки Уголок народного творчества
Средняя группа (4-5 лет) Возрастные особенности: • В данном возрасте развивается наглядно-образное мышление, познавательная мотивация стимулирует активность речевого общения. • Развивается конкурентность и соревновательность. • В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия, происходит разделение на игровые и реальные ситуации. • Двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, совершенствуется техническая сторона продуктивной деятельности.
Требования к созданию предметно- развивающего пространства: • соответствие принципу небольших полузамкнутых микропространств для игр подгруппами • обеспечение свободного перемещения детей и организации игрового пространства. • сочетание реалистичных игрушек и игрушек-заместителей, способствующих развитию творчества, воображения и познания. Рекомендуемые зоны детской деятельности: Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Почта», «Гараж», «Путешествие». Уголки: книжный, театрализованной деятельности, изобразительного творчества, конструирования, дидактических игр, музыкальный, физкультурный, природы и элементарного экспериментирования, путешествий, дежурства. Зона активных игр: военные, путешественники, строители спортстмены-физкультурники, водители транспорта и др.
Физическое развитие Оборудование физкультурных уголков
Познавательно-речевое развитие Дидактическое и развивающее игровое пространство (экологическое, литературное, этно - культурное )
Социально-личностное развитие Условия для организации сюжетно - ролевых игр
Художественно-эстетическое развитие Пространство для музыкально-театрализованной и изобразительной деятельности
Старшая группа (5-6 л.) Возрастные особенности: Достижения этого возраста характеризуется распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства, дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью. Продолжает развиваться образное мышление, совершенствуется функция обобщения, что является основой словесно-логического мышления, формируется произвольность поведения и психических процессов.
Требования к созданию предметно- развивающего пространства • Мобильность и гибкость игровой среды, не навязывающей готовых сюжетов. • Наличие разнообразных центров развития (экспериментирования, художественного творчества и т.д.). • Предпочтение играм повышенного уровня сложности (развивающим, конструктивным, головоломкам и др.). • Учет гендерного подхода. Рекомендуемые зоны детской деятельности: Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Салон красоты», «Супермаркет», «Медицинский Центр», «Скорая помощь», «Дом моды», «Телевидение», «Почта», «Фотостудия», «Строители», «Путешественники-исследователи», «Цирк», «Театр». Центры: художественного творчества, книжный, дидактических и настольно-печатных игр, физкультурно-спортивный, природы и экспериментирования, краеведения, мини-музеи. Зона активных игр: военные, спасатели, ГИБДД, путешественники, строители, спортстмены-физкультурники и др.
Физическое развитие Оборудование группы для физического развития и двигательной деятельности
Познавательно- речевое развитие Центры речевой, исследовательской и экспериментальной деятельности
Социально-личностное развитие Условия для организации сюжетно - ролевых игр
Художественно-эстетическое развитие Пространство для продуктивной и театрализованной деятельности (разные виды театров)
Подготовительная к школе группа (6-7 л.) Возрастные особенности: В данном возрасте дети обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития. Игровые действия детей становятся более сложными (проигрываются разнообразные жизненные ситуации), в связи с этим игровое пространство усложняется. Продолжает развиваться воображение, произвольность, внимание, речевое общение, навыки обобщения и рассуждения, формируется абстрактное мышление. Активно развиваются разные виды творчества.
Требования к созданию предметно- развивающего пространства: Высокая мобильность и возможность самостоятельного моделирования детьми игрового пространства (использование продуктов детской деятельности). Создание условий для развития творчества, воображения, самовыражения и самореализации ребенка. Тематическое разнообразие центров, направленных на развитие познавательной активности и произвольности. Рекомендуемые зоны детской деятельности Сюжетно-ролевые игры: «Торговый центр», «Скорая Помощь», «Ветеринарная лечебница», «Дом Моды», «Фотостудия», «Школа», «Бюро путешествий», «Почта», «Космос» и др. Центры: экспериментально-исследовательской и проектной деятельности, художественного творчества, театрализованной деятельности и др. Мини-музеи, библиотека, планетарий. Зона активных игр: военные, спасатели, строители, спортстмены- олимпийцы, ГИБДД, архитекторы-конструкторы.
Физическое развитие Оборудование группы для физического развития и двигательной деятельности
Познавательно-речевое развитие Условия для организации проектной деятельности
Социально-личностное развитие Условия для организации сюжетно - ролевых игр (космос, магазин - ателье, школа , мастерская)
Художественно-эстетическое развитие Пространство для продуктивной и театрализованной деятельности (разные виды театров)
Интерьеры помещений детского сада. Варианты оформления Интерактивное панно «Здравствуйте, я пришел!» Информационное пространство рекреаций и холлов ДОУ Коллективная работа «Сказочный город»
Интерактивное пространство рекреаций и холлов ДОУ Зимний сад и выставка детского творчества «Космическое путешествие» «Играем в сказку» «Город математиков»
Оформление рекреаций Выставочные экспозиции Зона активных игр «Улицы города»
Физкультурный зал Современное сертифицированное физкультурно-спортивное оборудование
Музыкальный зал
Кабинеты специалистов ДОУ Зона развивающих игр Оборудование для коррекционно-развивающей работы Зона индивидуальной работы с ребенком Зона подгрупповой работы с детьми
Сенсорные комнаты
МОНИТОРИНГ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГРУППЫ Уважаемые коллеги! Мониторинг предполагает всестороннее изучение условий для организации предметной развивающей среды ДОУ и еѐ соответствие ФГТ. Современные Федеральные государственные требования ориентируют всех специалистов ДОУ на осуществление работы по 10 образовательным областям, которые обеспечивают развитие ребенка по 4-м основным направлениям: • физическое • познавательно - речевое • социально - личностное • художественно - эстетическое. Предполагается, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: • игровой • коммуникативной • трудовой • познавательно-исследовательской • продуктивной • музыкально-художественной • чтение художественной литературы • физической.
Содержание анализаСамооценка(1 балл)Оценка(1 балл)1Безопасность :1.1Соответствие требованиям СанПиН 2.4.1.2731-10 1.2Наличие сертификата качества игрового материала и оборудования Соответствие требованиям инструкций по охране жизни и здоровья детей: 1.3Наличие игрового материала и оборудования без повреждения наружных поверхностей 1.4Отсутствие травмоопасного игровой материала и оборудования 1.5Фиксирование игрового оборудования и мебели к стенам и полуИТОГО: 5- соответствует требованиям безопасности 4- частично соответствует 0-3- не соответствует Дата____________________________________________________________ Группа (возраст) _________________________________________________ Воспитатель_____________________________________________________ Программное обеспечение образовательного процесса________________________________________________________ 2 Предметно-развивающая среда** (соответствие современным требованиям и принципам): 2.1 Доступность и свобода выбора игрового материала 2.2 Соответствие возрастным особенностям и учет «зоны ближайшего развития» 2.3 Учет полоролевых интересов детей 2.4 Мобильность, комплексирование, гибкое зонирования (изменение функций предметно-игрового пространства) 2.5 Эстетика оформления (за каждую позицию 1 балл): единство стиля гармония цвета наличие в интерьере произведений искусства наличие детских работ 2.6 Рукотворный материал (дидактический, игровой)
3 Создание условий для детской деятельности: 3.1 игровой 3.2 продуктивной 3.3 познавательно-исследовательской 3.4 коммуникативной, чтения художественной литературы 3.5 трудовой 3.6 двигательной 3.7 музыкально-художественной 4 Информационное пространство для родителей *** 4.1 наглядность 4.2 эстетика оформления 4.3 содержание информационных материалов 4.4 наличие информации о каждом воспитаннике группы (фотоматериалы, детские работы и др.) 4.5 материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс группы 4.6 наличие материалов по использованию нетрадиционных форм сотрудничества с семьями воспитанников. ИТОГО: 20 -23 балла (со 2 -4 пункта) - соответствует современным требованиям 11-19 баллов - частично соответствует 10 и менее баллов - не соответствует * Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Проект ФИРО) ** «Методические рекомендации к созданию предметно- игрового пространства в группе» ***«Алгоритм оформления стендовой информации» Все рекомендации можно найти на портале ЦОУО ДО г.Москвы в разделе «Руководителям дошкольных образовательных учреждений»
Перечень документов, методических рекомендаций и литературы, использованных при составлении сборника1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 655 от 23.11.2009 года) 2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91; 3. Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.). 4. Федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 5. Методические рекомендации по предметно-развивающей среде в детском саду (сост. ОМЦ ЦОУО, 2010г.) 6. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я группы раннего возраста (под ред. Гогоберидзе А.Г., 2008г.) 7. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я младшие группы, Средняя группа, Старшая группа, Подготовительная группа (под ред. Гогоберидзе А.Г., 2008г.) 8. Журнал «Старший воспитатель»,2011 г., рубрика «Формируем предметно-развивающую среду». 9. "Дошкольное воспитание" № 12 \2010, рубрика "Предметно-развивающая среда", 10. "Дошкольное воспитание" № 3\2011, рубрика "Предметно-развивающая среда" 11. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды можно найти на портале ЦОУО ДО г.Москвы в разделе «Руководителям дошкольных образовательных учреждений» ____________________________________ * Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды можно найти на портале ЦОУО ДО г.Москвы в разделе «Руководителям дошкольных образовательных учреждений» Москва, 2011 г. Центральное окружное управление образования Окружной методический центр Альманах №1
перейти в каталог файлов
|