Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Консультация для педагогов. Развивающая предметно пространственная среда в младшей группе


Скачать 40.56 Kb.
НазваниеКонсультация для педагогов. Развивающая предметно пространственная среда в младшей группе
Анкор1201201704.docx
Дата21.01.2018
Размер40.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1201201704.docx
ТипДокументы
#35037
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Консультация для педагогов.
«Развивающая предметно – пространственная среда в младшей группе »

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Во-первых, предметно-развивающая среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала.

Во-вторых, она должна быть доступной: доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс и свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы;

Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

«Содержание  центра «ОБЖ» блока «Безопасность дорожного движения» в группах детского сада»

Содержание в центре «ОБЖ» блока «Безопасность дорожного движения» в группах детского сада определяется содержанием образовательной деятельности по воспитанию безопасного поведения детей на дороге в соответствии с программными требованиями и возрастом детей.

В первой младшей группе  у детей формируются представления об улице, о дороге, легковых и грузовых видах транспортных средств; некоторых видах маршрутных транспортных средств (автобус, трамвай); труде водителя. Следовательно, в центре «ОБЖ» блока «Безопасность дорожного движения» рекомендуем иметь:

картины с изображением улиц и дорог с движущимися по ним транспортными средствами;

наборы различного вида транспортных средств, крупного и среднего размера;

картины с изображением различного вида транспортных средств (легковые, грузовые, маршрутные (автобус, трамвай);

картины с изображением различного вида транспортных средств с сидящими в них водителями.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов транспортных средств, нагрудные знаки  и т.п.)

Художественная литература: А. Барто «Игрушки»: «Грузовик».

Дидактические игры: «Собери легковой автомобиль» (из 4-х частей), «Собери грузовой автомобиль»

Во второй  младшей группе у детей расширяются знания и навыки, полученные в первой младшей группе: продолжается  работа по знакомству с транспортными средствами: легковые, грузовые;  маршрутные транспортные средства (автобус, трамвай, троллейбус); специальный транспортные средства - «Скорая помощь», «Пожарная»; дети получают новые знания о труде водителя;  знакомятся с правилами поведения в маршрутных транспортных средствах; знакомятся с понятием «светофор» и его сигналами; продолжают знакомиться с элементами дороги: «тротуар», «проезжая часть», «пешеходный переход»; у детей формируются первичные представления о безопасном поведении на дорогах. Поэтому, к предметам, имеющимся в центре «ОБЖ» блоке «Безопасность дорожного движения» первой младшей группы, рекомендуем добавить:

простейший макет улицы (желательно крупный), где имеются дома по обеим ее сторонам и между ними обозначена дорога, на которой ярко выражены  тротуар, проезжая часть, пешеходный переход;

набор карточек «Дорожная азбука»;

картины с изображением различного вида транспортных средств (легковые, грузовые, маршрутные (автобус, трамвай, троллейбус);

макет светофора и кружочки, в соответствии с сигналами светофора -  красного, жёлтого и  зелёного цвета;

атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Автобус» (руль, макет автобуса, знак автобусной остановки и т.п.)

Художественная литература: А.Барто «Игрушки»: «Грузовик», С.Михалков «Светофор»

Дидактические игры: «Собери легковой автомобиль» - пазлы из 6-ти частей, «Собери грузовой автомобиль» - пазлы из 6-ти частей, «Угадай, что это за транспортное средство?» - игра на знание спецтранспорта; лото «Транспорт» - с изображением  автобуса, трамвая, троллейбуса; «Светофор» - на знание сигналов светофора.

Педагоги продолжают формировать у детей культурное поведение в маршрутных транспортных средствах.

Поэтому, к предметам, имеющимся в центре «ОБЖ» блоке «Безопасность дорожного движения» второй младшей группы могут рекомендуется добавить: макет электрического светофора с переключающимися сигналами;

макет улицы с ярко обозначенным перекрестком дорог, на которых имеются  тротуар, проезжая часть; картина «На улице города»;

иллюстрации с изображением остановок маршрутных транспортных средств (автобуса, трамвая, троллейбуса), пешеходных переходов (наземных, подземных); набор карточек «Дорожная азбука».

Художественная литература: Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги), С.Михалков «Моя улица» (отрывок), Э.Мошковская «К нам бегут автобусы»; А.Северный «Светофор».

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм  «Автобус», «Пожарные», «Полиция»

Дидактические игры:  «Найди свой цвет», «Собери светофор», «Собери маршрутное транспортное средство», «Узнай дорожный знак», «Можно -нельзя», лото «Транспорт», лото «Дорожные знаки»

Оформление центра   «Наше здоровье »

Центр «Наше здоровье » содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни.  Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Если позволяет место, то в уголке здоровья можно разместить информацию и для детей. Для этого на уровне глаз ребенка можно повесить картинки, на которых сказочные персонажи моют руки перед едой, чистят зубы, умываются и т.д. И положительный дидактический эффект не заставит себя ждать.

Центр по ознакомлению с историей и культурой города, государства

Воспитание патриотических чувств – одно из направлений работы ДОУ с подрастающим поколением – особенно актуально в современных условиях, когда происходят многочисленные изменения в жизни общества. Для успешной реализации системы патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении, развития их познавательного интереса и активности необходимо создание грамотной предметно-развивающей среды.

Патриотические уголки в детском саду для младших групп могут быть представлены в основном материалами по знакомству с ближайшим окружением. Это в первую очередь: папки, дидактические игры, иллюстрации по темам «Взрослые люди», «Семья», «Дом, в котором ты живешь», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «Правила поведения в общественных местах». Также в уголке располагают: макеты и фотографии группы, дошкольного учреждения, улицы; предметы старины, русские народные игрушки, художественная литература для малышей.

В центре сенсорного развития.

Для первой младшей группы рекомендуется иметь разнообразный дидактический и наглядный материал:

дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений;

развивающие игры – блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рамки-вкладыши Монтессори и т.п., с методическими пособиями к ним (альбомы, инструкции и т.п.);

атрибуты, материалы для игр с песком и водой;

наглядный материал по сенсорному воспитанию;

настольно-печатные игры; «Чудесный мешочек»;

картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.

Для детей 3—4 лет  могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

сравнивать предметы по различным признакам -  размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

группировать предметы на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы»): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения);

составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам»,  и др.;

дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д.

Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Консультация для воспитателей ДОУ 
«Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО»
Разработчик: воспитатель Нечаева В.В.
Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155. 
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это прежде всего:
-Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей;
-Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем), для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в нашем ДОУ является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Новизна работы заключается в том, что предметно – пространственная развивающая среда в ДОУ, созданная в соответствии ФГОС ДО, должна способствовать всестороннему развитию ребёнка и его активной позиции.
Поэтому целью нашей работы является создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, с учетом требований ФГОС ДО, позволяющей реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения, развитие социальной культуры дошкольников, познавательного интереса, любознательности. Формирование эмоционального благополучия, индивидуальной комфортности.
Задачи: 
1.Создать предметно-пространственную среду, с учетом психологических основ конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. 
2. Продумать дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, учитывая психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
2. Обеспечить:
- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
-реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ ВМР «Детский сад № 9 «Малышок» г.Вольска;
Для решения поставленных задач мы разработали:
"Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ"
Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ ВМР «Детский сад № 9 «Малышок» г.Вольска в соответствии с возрастными особенностями детей. 
Шаг 2. Провести оценку  и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, ДОУ в целом, определив дефицитарные области. 
Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы. 
Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей. 
Шаг 5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых центров. 
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами. 
Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств. 
Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения. 
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать то, что она должна быть:
-содержательно-насыщенной, 
-трансформируемой,
- полифункциональной, 
-вариативной, 
-доступной,
- безопасной.
При построении предметно – пространственной среды также учитываются следующие принципы:
1.принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2.принцип активности, самостоятельности, творчества;
3.принцип стабильности, динамичности;
4.принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5.принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6.принцип сочетания привычек и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7.принцип открытости – закрытости;
8.принцип учёта половых и возрастных различий детей.
ППР среда в младшем дошкольном возрасте:
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
ППР среда в среднем дошкольном возрасте:
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
ППР среда в старшем дошкольном возрасте:
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-пространственная развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
При проектировании предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ мы учитывали:
Пространство
Время 
Предметное окружение
Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. Мы выделяем следующие центры для разного вида активности:
- рабочая
- активная
- спокойная.
ППР среда в нашем ДОУ отражает пять образовательных направлений:
1.социально – коммуникативное;
2.познавательное;
3.речевое;
4.художественно – эстетическое;
5.физическое.
Центры развивающей активности детей
Обстановку в группах создать таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.
Для социально – коммуникативного направления создаются центры:
- центр активности (сюжетно – ролевые игры);
-центр ПДД;
-центр пожарной безопасности;
-центр трудовой деятельности.
Познавательного направления:
-центр «Мы познаём мир»;
-центр «Я знаю свои права»;
-центр «Экспериментирования»;
-центр «Моя Россия»;
-центр краеведения;
-центр «Знаменитые люди Вольска»;
-центр конструктивной деятельности.
Речевого направления:
-центр «Грамотейка»;
-центр театрализации;
-центр «Будем говорить правильно»;
-центр «Здравствуй книжка».
Художественно – эстетического направления:
-центр «Маленький художник»;
-центр «Умелые руки»;
-центр «Весёлые нотки».
Физическое направление:
-центр «Здоровейка»;
-центр спорта «Будь здоров».
Вывод: Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе  играет большую роль в  развитии и воспитании ребёнка. 
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. 
Изменения в предметно-пространственной среде группы и ДОУ вызвали количественные и качественные сдвиги, которые произошли в распределении детских активностей. При появлении некоторых материалов и игрушек (например, объектов для изучения), и создании условий для использования игрушек (компоновка игрушек для режиссёрской игры в соответствии с их сюжетообразующей функцией, дополнение их маркерами игрового пространства) произошли и значительные изменения в интересах и деятельности детей. Отмечены и другие изменения в поведении детей. Например, уменьшение количества конфликтов. 
Результаты диагностики подтверждают, что благодаря созданным условиям предметно – развивающей среды с учётом ФГОС ДО, дети стали более социализированы, умеют общаться друг с другом, смело и свободно передвигаются в пространстве ДОУ, повысился познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Используемая литература:
1."ФГОС ДО"от 17 октября 2013 года № 1155( зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384);
2.СаНПиН 2.4.1.3049-13; 
3. Письмо МО РФ от 17.05.95г. «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»; 
4.Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.;5.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.; 
6.Жукова О.Г. Предметная среда. М.:Аркти,2007. ;7.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.;
8. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста.;Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004

Консультация для воспитателей

«Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»


Подготовила:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Костогорова Лилия Ахмадьяновна

2016 год

Консультация по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования).

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.3.) «… среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения…. Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и содержанию Программы. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДО»

Письмо Минобрнауки России от 28.02.14 № 08-240 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования

«Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой программы Организации (группы) образовательное оборудование, мебель и др., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы) .

Образовательная среда включает… РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детскую игру, предметное содержание образовательных областей и другие условия… »

Принципы по ФГОС ДО

• полифункциональность

• трансформируемость

• вариативность

• насыщенность

• достаточность

• Безопасность

Основные принципы построения развивающей среды

• Принцип дистанции позиции при взаимодействии - принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого (Использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

• Принцип активности - это возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды (Использование больших модульных наборов; стен, ширм)

• Принцип стабильности-динамичности. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности: использование сборно-разборной мебели; игрушечной мебели; емкостей для хранения игрушек; мягкие плоскости, подиумы для отдыха. Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, здесь же возможно создание тематических зон (Использование игровых столов сложной конфигурации; Мебель-трансформер; Игрушки-заменители).

• Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Эстетическая организация среды, следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

• Гендерный принцип. Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию;

Стратегия и тактика построения развивающей среды в ДОУ определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности.

В организации предметно-пространственной среды группового помещения предлагается рамочная полифункциональная конструкция зонирования группового помещения Н. А. Коротковой

Рамочная конструкция должна быть конкретизирована воспитателем «под свою группу» в зависимости от возможностей ДОУ и от состава детей.

Согласно ее исследованиям необходимо и достаточно разделить групповое пространство на три части:

1) зону для спокойной, по преимуществу, деятельности,

2) активную зону,

3) рабочую зону,

для того чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса в ДОУ.

Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.

Рабочий блок (50%) Здесь размещаются центры науки, игротека (математики, искусства, а также информационная доска и шкаф с материалом для работы в рабочей зоне. Именно эта зона превращается в полифункциональное, трансформирующее рабочее пространство. Она содержит материал и оборудование для занятия продуктивной деятельностью, «лаборатория» для занятия позновательно-исследовательской деятельностью и место свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Именно здесь используются столы разные по конфигурации. Столы должны быть лёгкими, подвижными. Все центры маркируются с помощью табличек с условными обозначением.

Вся мебель не размещается только вдоль стен и имеет подвижные границы между блоками (перемещающие стеллажи, витрины, ширмы, двухсторонние мольберты, крупные объемные модули и т. п.) . Разделение смысловыми маркерами включает также ковры и ли подиумы. Каждый блок включает соответствующий материал. Весь материал должен быть функциональным, а не витринным: надо чтобы ребенку было удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом и т. п.) . Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, деревянных, картонных коробках, контейнерах и т. п.) с яркими метками-значками, облегчающих выбор.

-детские столы и стулья

-Доска

- Стеллажи

- - игровые настенные панели

- Магнитные плакаты

НОД и виды самостоятельной детской деятельности (продуктивная, познавательно-исследовательская) .

Блок активной деятельности (30%) Блок для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства - активным движением, возведение крупных игровых построек и т. п. (условно – «активная» зона). Здесь находятся центры сюжетно-ролевой игры, строительно-конструктивных игр, физкультурный инвентарь.

-ковер

-Крупный конструктор

-Крупные игровые маркеры

-Игровые модульные трансформеры

-Игровые настенные панели

-физкультурное оборудование

Виды самостоятельной деятельности: сюжетно-ролевая игра,

двигательная. конструирование

Блок спокойной деятельности (20 %) Здесь можно разместить центры «Книги», «Театрализованной деятельности».

- ковер

-столик, диван

- Многофункциональные ячеечные стеллажи

-уголок природы

- Ширма (театральный, музыкальный уголки)

- мобильный игровой стол

Виды самостоятельной деятельности: чтение, музыкальная, театрализованная, режиссерская игра, коммуникативная, познатательно-исследовательская

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.

Использование компонентов предметно-пространственной среды

Группа ДОУ может иметь свое название и соответствующий ему стиль оформления, которая может лечь в основу дизайнерских разработок по оформлению приемной групповых помещений. Например, в ней размещены визитные карточки с фотографиями детей и педагогов. На личном шкафчике каждого дошкольника написано его любимое имя, внутри кабинки — данные его родителей, контактные телефоны.

С целью индивидуализации педагогического процесса могут использоваться следующие компоненты детской субкультуры: стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа; в приемных групп размещаются желания детей ко дню рождения, Новому году, записанные с их слов воспитателем или самим ребенком (6-7 лет). В группе оформляется Уголок именинника, «Паровозика желаний» и т. д.

Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике «Мое настроение».

В группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках и т. п.) воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения, например, дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик. Для этого заполняется рубрика ‘Я молодец, я научился».

Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.

Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках, мини-музеях, оформленных совместно с родителями, и продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов (книжках-малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п.) .

Коллекционирование — доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ».

Стена «Наша жизнь, наши успехи» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, краевых и Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов детских работ, выполненных в нетрадиционной технике (карвинг, бумажная пластика и т. д.) .


 

 

 
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей