Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Техника чтения в начальной школе по фгос


НазваниеТехника чтения в начальной школе по фгос
Дата16.09.2019
Размер72 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаTekhnika_chtenia_v_nachalnoy_shkole_po_FGOS.doc
ТипУрок
#63340
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Техника чтения в начальной школе по ФГОС

 

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Но оказалось, что фактором номер один является скорость чтения. Действительно, ребенок, который не умеет хорошо читать, испытывает огромные трудности при выполнении любого вида работ, ему зачастую не интересно на уроках, он не усидчив, он не хочет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Это прописная истина для каждого.

Вася Б., который имел скорость чтения всего 38 слов в минуту. Такую скорость обычно имеют ученики, обучающиеся в первом классе…В восьмом классе домашнее задание на один день в среднем составляет восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 38. Получается приблизительно 170 минут, т. е. около трех часов необходимо Васе, чтобы один раз прочесть тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения, естественно, Вася за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а это уже девять часов; еще прибавим шесть часов, которые Вася провел в школе и получится 15 часовой рабочий день. Если прибавить еще затраты времени на письменные задания, то станет совершенно ясно, что 24 часов в сутки не хватит Васе, чтобы выполнить домашние задания. Вася, таким образом, обречен на неуспеваемость. Можете приглашать самых талантливых учителей, и, тем не менее, они ничем не смогут помочь.
Как проверить технику чтения?
Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:
осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
  • скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);
  • способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
  • выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
  • правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).
    Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.
    Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.
    Как выбрать текст для проверки техники чтения? 
    Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.
  • Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.
  • Текст должен быть размещен на одной странице.
    Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать. В процессе чтения первоклассник должен следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку.
    Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.
    Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.

    Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС (ориентировочно)
    Техника чтения в 1 классе
    В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.
    1 полугодие
    Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.
    Темп чтения — 25-30 слов в минуту.
    2 полугодие
    Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.
    Темп чтения — 30-40 слов в минуту.
    Техника чтения во 2 классе
    1 полугодие
    Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение.
    Темп чтения — 40-50 слов в минуту.
    2 полугодие
    Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.
    Темп чтения — 50-60 слов в минуту.
    Техника чтения в 3 классе
    1 полугодие
    Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.
    Темп чтения — 60-70 слов в минуту.
    2 полугодие
    Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.
    Темп чтения — 70-80 слов в минуту.
    Техника чтения в 4 классе
    1 полугодие
    Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.
    Темп чтения — 80-90 слов в минуту.
    2 полугодие
    Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.
    Темп чтения — 100-120 слов в минуту.


    Техника чтения в 1 классе по ФГОС
    Оценка
    1 полугодие
    2 полугодие
    «Просто чудо!»
    Более 20 слов
    Более 40 слов
    «Это здорово!»
    16-20 слов
    31-40 слов
    «Замечательно»
    10-15 слов
    25-30 слов
    «Эх, маловато»
    Менее 10 слов
    Менее 25 слов
    Техника чтения во 2 классе по ФГОС
    Оценка
    1 полугодие
    2 полугодие
    «5»
    Более 55 слов
    Более 70 слов
    «4»
    40-55 слов
    55-70 слов
    «3»
    25-39 слов
    40-54 слов
    «2»
    Менее 25 слов
    Менее 40 слов
    Техника чтения в 3 классе по ФГОС
    Оценка
    1 полугодие
    2 полугодие
    «5»
    Более 75 слов
    Более 90 слов
    «4»
    60-75 слов
    75-90 слов
    «3»
    45-59 слов
    60-74 слов
    «2»
    Менее 45 слов
    Менее 60 слов
    Техника чтения в 4 классе по ФГОС
    Оценка
    1 полугодие
    2 полугодие
    «5»
    Более 100 слов
    Более 120 слов
    «4»
    85-100 слов
    105-120 слов
    «3»
    70-84 слов
    90-104 слов
    «2»
    Менее 70 слов
    Менее 90 слов

    Как тренировать технику чтения
    Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.
    Вот некоторые из них:

    Жужжащее чтение.
  • Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.
  • Чтение перед сном.
  • Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
  • Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
  • Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
  • На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.
  • Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.
  • Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».
    Работа по развитию техники чтения в начальной школе крайне важна. Ведь именно беглое и осмысленное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и является залогом успешного учебного процесса.

  • перейти в каталог файлов

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей