СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Включает в себя:
1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
2. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
4. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
5. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
6. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ Целью специальной коррекционной гимнастики является:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие общих речевых навыков;
- развитие силы голоса;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- формирование речевого дыхания;
- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие познавательной деятельности,
-закрепление навыков и умений, необходимых для усвоения коррекционно-образовательной программы.
Специальная коррекционная гимнастика проводится воспитателем во вторую половину дня индивидуально или с малой группой детей по заданиям учителя-дефектолога. Воспитатель лишь закрепляет материал, уже пройденный и отработанный с детьми учителем–дефектологом. Элементы специальной коррекционной гимнастики могут использоваться воспитателем на занятиях в качестве динамических пауз.
Чтобы обеспечить оптимальную эффективность специальной коррекционной гимнастики, воспитатель организует параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения.
Воспитатель занимается ежедневно непосредственно с каждым воспитанником или с малой подгруппой (2-3 ребенка) по 5 - 10 минут.
Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы.
Упражнения для развития дыхания
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечнососудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Рекомендации по проведению
дыхательных упражнений:
1. Перед проведением дыхательных упражнений необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательные упражнения не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; не надувались щеки при выдохе.
|