Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическая разработка речевых упражнений и игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста


Скачать 11.17 Kb.
НазваниеМетодическая разработка речевых упражнений и игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста
АнкорREChEVYE UPRAZhNENIYa V STARShEJ GRUPPE.docx
Дата23.09.2017
Размер11.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаREChEVYE_UPRAZhNENIYa_V_STARShEJ_GRUPPE.docx
ТипМетодическая разработка
#18012
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Методическая разработка речевых упражнений и игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста.

В основе системы работы по развитию ритмической способности лежат работы Ю.В.Полякевич, Г.Н.Осининой "Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет", согласно которым усвоение детьми ритмической системы осуществляется в следующей последовательности:

Игра-упражнение "Весёлые бубны"

Цель: Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы.

Материал. Бубны на каждого ребёнка (дудочки или свистульки).

Содержание.

Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-Та-та-та... Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз ударить в бубен. Разнообразить игру можно, предложив детям свистульки или дудочки (Фото 1).

Игра-упражнение "Озорные козлята"

Цель: Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

Материал. Шапочки козлят на каждого ребёнка.

Содержание.

Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог поднимают руки над головой с вытянутыми указательными пальцами, изображая рожки, потом продолжают движения ногой до последующего акцента.

Ритмическое упражнение "Листики и капельки"

Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Педагог предлагает детям прохлопать ритмические картинки (картинки с изображением ритмически расположенных листиков, капелек).

Ритмическое упражнение "Скороговорка"

Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке, чётко проговаривая скороговорку.

Материал. Картинки с изображением скороговорки.

Содержание.

Педагог предлагает детям прохлопать скороговорку.

Ритмическое упражнение "Ёжик и барабан".

Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.

Содержание.

С барабаном ходит ёжик.

Бум-бум-бум!

(На слова "Бум-бум-бум!" дети равномерно ударяют ладонями по коленям).

Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами... Бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрёл случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И удары раздавались:

Бум-бум-бум!

Голосовое упражнение "Спелые фрукты".

"Груши падают на траву" - БАМ-БАМ-БАМ (громко).

"Сливы падают на траву" - Бам-Бам-Бам (тихо).

"Вишни падают на траву" - бам-бам-бам (шёпотом).

Ритмическое упражнение "Осень".

Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Дети изображают дождь, отстукивая указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки в такт стихотворению.

Осень

Дождь, дождь Вся земля,

Целый день Вся земля

Барабанит в стёкла. От воды промокла…

Ритмическое упражнение "Дождик".

Педагог говорит: "Набежали тучки, и пошёл дождик... Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень! Хорошо!" (Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе.)

Капля - раз! Капля - два!

Капли медленно сперва

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

Ритмическое упражнение "Скворушки".

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носочки и опускаются на пятки в текст чтению.

Сквору-сквору-скворушки,

Распушили пёрушки,

Птицы в стаю собрались,

Птицы к югу понеслись.

Ритмическое упражнение "На птичьем дворе".

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носки и опускаются на пятки в такт чтению.

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Ритмическое упражнение "Повтори, как я".

Цель: Учить детей воспроизводить ритмический рисунок по слуховому восприятию. Развивать внимательность.

Материал. По две деревянные палочки на каждого ребёнка.

Содержание.

Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например "2-2-3" (в начале освоения даётся зрительное подкрепление – дети видят руки педагога, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, то есть с закрытыми глазами). Затем дети повторяют ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно. Затем предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.

Ритмическое упражнение "Как на горке - снег, снег".

Цель: Учить детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Дети встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку - четыре удара).

Как на горке - снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на ёлке - снег, снег,

И под ёлкой - снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь!

Ритмическая игра "Дятел".

Цель: Учить детей выполнять ритмический рисунок, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Дети проговаривают слова, ударяя кулачками друг о друга, затем прохлопывают в ладоши за педагогом различный ритмический рисунок.

Долбит дятел в лесу сук,

Раздаётся: тук-тук-тук!

Речевая игра "Ворона".

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Материал: Карандаши по количеству детей.

Содержание.

Ведущий читает стихотворение, а дети в такт ему ударяют карандашом по полу (на каждую строчку - четыре удара).

- Ты, ворона, где была?

Что, ворона, принесла?

- Я летала на базар,

Принесла вам «кар-кар».

Ритмическое упражнение "На дворе".

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередные действия, имитирующие движения рук робота. Текст дети произносят, чётко скандируя:

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

Ритмическое упражнение "Олень".

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, согласовывать действия с партнёром.

Содержание.

Трав копытами касаясь,

Ходит по тундре рогатый красавец.

Педагог помогает детям показать оленей, идущих на водопой летом разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время. Дети произносят двустишие, топая поочерёдно ногами на каждый слог:

По снегу шёл олень,

И гулял он целый день.

Ритмическое упражнение "Зайчик и барабан".

Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.

Содержание.

Дети стоят в кругу в затылок друг другу. Один из них отбивает ритм на спине партнёра. Тот запоминает его и старается повторить на спине партнёра, стоящего перед ним. Ритм должен вернуться к «заказчику».

Ритмическое упражнение.

Цель: Развивать чувство ритма.

Содержание.

Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди.

Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят

Есть матрёшки расписные,

Есть машинки заводные.

Усложнение: ребёнок отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение (Фото 2).

Ритмическое упражнение "Стоп, машина".

Цель: Развивать чувство ритма.

Содержание.

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Каждый ребёнок отбивает ритм кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст. В нужный момент дети должны воскликнуть хором: «Стоп!»

Ритмическая игра "Азбука морзе".

Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.

Материал: По одной деревянной палочке на каждого ребёнка.

Содержание.

Педагог предлагает всем детям стать радистами и вслед зa ним передавать, простукивать разные сообщения.

ООооОО ОоооОО оооОО ОооОоо

Ритмическое упражнение "Мы тесто месили".

Цель: Упражнять детей в умении ритмичными движениями передавать текст.

Содержание.

Дети запускают руки в "сухой бассейн" и делают ритмичные движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

Ритмическая игра "Капельки". -

Цель: Упражнять детей ритмичными движениями передавать текст.

Содержание.

Кап! Кап! Я - капель,

У меня в апреле

(стучат указательным пальчиком по ладони)

На весеннем тепле

Капельки поспели.

Кап, кап на скамью (стучат пальчиком по коленям),

Детям на игрушки, • г

Кап - кап - кап!

Воробью

(легко прикасается пальчиками к голове)

Прямо на макушку.

Упражнение "Волшебная капель".

Цель: Упражнять в выполнении ритмичных движений под музыку.

Материал: Картинки для каждого ребёнка с изображением лужи.

Содержание.

Ведущий предлагает послушать звук металлофона. Одновременно дети пипеткой капают капельки воды по контуру лужи.

Ритмическое упражнение "Перелётные птицы".

Цель: Развивать чувство ритма, пластику рук.

Содержание.

Ведущий и дети проговаривают стихотворение, руками совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре.

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка-

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Ритмичное упражнение "Мебель".

Цель: Развивать чувство ритма, умение согласовывать движения и текст.

Материал: мяч.

Содержание.

На каждое слово считалки - один удар мяча об пол.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мебель мы считать:

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка.

Ритмическое упражнение "Сладкоежка".

Цель: Развивать чувство ритма.

Содержание.

Дети вслед за педагогом дети повторяют считалку и в такт ему отстукивают кистью руки па бедру в положении стоя (рука вдоль корпуса, и поднимать нужно только кисть).

Сладкоежка наш Кондрат,

Пять пирожных съел подряд.

С кремом - два,

С джемом - три,

Ты считалку повтори.

Ритмическое упражнение "Ну-ка, повтори!".

Цель: Упражнять детей в умении ритмично повторять слоги, одновременно выполняя заданные движения.

Содержание.

Все играющие хором повторяют:

Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.

Тра-та, та-та-та, тра-та!

Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.

Тра-та, та-та-та, тра-та!

Затем каждый отбивает этот ритм кулаком о ладонь. В заключение все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст ("Тра-та, та-та-та, тра-та...") и в нужный момент должны воскликнуть хором последнее "тра-та".
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей