Главная страница
qrcode

ТЕСТЫ по подготовке к школе. Хочу ли я учиться в школе


НазваниеХочу ли я учиться в школе
АнкорТЕСТЫ по подготовке к школе.doc
Дата12.01.2018
Размер251 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТЕСТЫ по подготовке к школе.doc
ТипДокументы
#34566
Каталог

Уровнь сформированности школьной мотивации будет определяться с помощью теста "Хочу ли я учиться в школе?"

1. Если бы было две школы – одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, – в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, – в какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, – в какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, – в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

6. Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, – в какой из них ты бы хотел учиться?

7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», – согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», – согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный — 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.

Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть «по правилам» не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Тест для родителей "Хочет ли Ваш ребенок идти в школу? "

1. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

2. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

3. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

4. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

5. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

6. Умеет ли он изменять существительные по числам?

7. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

8. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

9. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

10. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

11. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

12. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

13. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

14. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

15. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

16. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?

17. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

15-17 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов – вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.     

ОПРОСНИК ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА

ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ Я.ЙИРАСЕКА

  1. Какое животное больше — лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.

  1. Утром вы завтракаете, а днем ...Обедаем.

Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла.

  1. Днем светло, а ночью ...

Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.

  1. Небо голубое, а трава ...

Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.

  1. Черешни, груши, сливы, яблоки — это ...?

Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.

  1. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл.

  1. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.

  1. Который час показывают часы (показать на часах)?

Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.

  1. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это ..., маленькая овечка — это ...?

Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.

  1. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла.

  1. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.

  1. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это ...?

Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла. Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла. 1 или 2 различия = 2 балла. Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла. Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1 группа — плюс 24 и более;

2 группа — плюс 14 до 23;

3 группа — от 0 до 13;

4 группа — от минус 1 до минус 10;

5 группа — менее минус 11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Общая оценка результатов тестирования

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7—9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9—11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12—15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.

Существует много других тестов и методик по определению школьной готовности. В школе могут создать и свой пакет для собеседования или тестирования детей.

  • Обязательно исследуется память ребенка, внимание, логическое мышление, уровень его представлений об окружающем мире, мелкая моторика, уровень развития речи и умение читать, развитие математических представлений.


Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка
Тестовый материал

Сказка ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

— Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

— Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц.

— Нет, одолею!

— Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

— Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

— Давай, — согласился заяц.

(В данном месте чтение прерывается).
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поет:

Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит — Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты 
больно!

  • Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.



  • Экспериментальная беседа по выявлению "внутренней позиции школьника"



  • 1.      Ты хочешь идти в школу?

  • 2.      Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

  • 3.      Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду?

  • 4.      Почему?

  • 5.      Ты любишь, когда тебе читают книжки?

  • 6.      Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

  • 7.      Какие у тебя любимые книжки?

  • 8.      Почему ты хочешь идти в школу?

  • 9.      Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не по­лучается или бросаешь ее?

  • 10.  Тебе нравятся школьные принадлежности?

11.  Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?

12.  Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

  • 13.  В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?












  • Методика "Домик"

  • Способность действовать по образцу, произвольная деятельность



Процедура обследования

Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».


  • Методика "Да и нет" исследование произвольного внимания, способность действовать по правилам



Методика предназначена для исследования произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе.

 

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Преподаватель обращается к детям со словами: "Сейчас мы будем иг­рать в игру, в которой нельзя произносить слова "да" и "нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить". (Ребенок их повторяет.) "Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова "да" и "нет". Понятно?". (Испытуемый подтверждает, что ему все ясно.)

 

Вопросы

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?

5. Ты любишь гулять?

6. Ты хочешь учиться?

7. Ты любишь болеть?

8. Ты любишь играть?

9. Ты сейчас спишь?

10. Ночью солнышко светит?

11. Ты любишь ходить к врачу?

12. Доктор стрижет детей?

13. Коровы умеют летать?

14. Тебя зовут... (неверное имя)?

15. Зимой бывает жарко?

16. Ты ходишь на работу?

17. Конфеты бывают горькими?

18. Трава белого цвета?

19. Парикмахер лечит детей?

20. Твой папа играет в куклы?
Обработка результатов


  • Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова "да" и "нет". За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен 0. Чем хуже выполнено зада­ние, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лекси­ки (слова "ага", "неа" и т.п.) не рассматривается в качестве ошибки.



  • Методика "Сапожки" изучение обучаемости



Методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, то есть проследить, как он пользуется для решения задач правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило только после осуществления необходимого процесса обобщения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам, или подводить под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака независимо от формы его проявления. Таким образом, методика «Сапожки» позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения. Методика имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей.

В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака – сапожек на ногах. Есть сапожки – картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек – «0» (нулем). Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые «загадки», которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. Помимо таблицы цветных картинок в эксперименте используется белый лист бумаги с изображением геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки.

Первая инструкция испытуемому: Сейчас я научу тебя игре, в которой цветные картинки, нарисованные в этой таблице, надо будет обозначать цифрами «0» и «1». Посмотри на картинки (показывается первая строка таблицы), кто здесь нарисован? (Испытуемый называет картинки, в случае затруднения экспериментатор помогает ему.) Правильно, а теперь обрати внимание: в первой строке фигурки лошадки, девочки и аиста нарисованы без сапожек, и напротив них стоит цифра «0», а во второй строке фигурки нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра «1». Для правильного обозначения картинок цифрами тебе необходимо запомнить: если на картинке фигурка изображена без сапожек, то ее надо обозначить цифрой «0», а если в сапожках, то цифрой «1». Запомнил?

Повтори, пожалуйста». (Испытуемый повторяет правило.) Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих трех строках таблицы. Этот этап рассматривается как закрепление выученного правила. В случае если ребенок совершает ошибки, экспериментатор опять просит повторить его правило обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему он ответил именно так. Закрепляющий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом этапе экспериментатор фиксирует все ошибочные ответы испытуемого, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить «0», а где «1», или же он вообще не применяет в работе необходимое правило. Так, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой «4», девочку – цифрой «2», а аиста – цифрой «1» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей. После того как экспериментатор уверен, что ребенок научился применять правило, которому его обучили, испытуемому дается вторая инструкция.

Вторая инструкция испытуемому: Ты уже научился обозначать картинки цифрами, а теперь, используя это умение, попробуй отгадать нарисованные здесь загадки. «Отгадать загадку» – значит правильно обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами «0» и «1».

Замечания к проведению методики. Если на закрепляющем этапе ребенок делает ошибки, то экспериментатор тут же анализирует характер допущенных ошибок и путем наводящих вопросов, а также повторным обращением к образцу обозначения фигурок цифрами, содержащемуся в двух первых строчках таблицы, старается добиться безошибочной работы испытуемого. Когда экспериментатор уверен, что испытуемый хорошо научился применять заданное правило, можно переходить к разгадыванию загадок.

Если испытуемый не может «отгадать загадку», то экспериментатор должен задавать ему наводящие вопросы, чтобы выяснить, сможет ли ребенок решить эту задачу с помощью взрослого. В случае, когда и с помощью взрослого ребенок не справляется с заданием, то переходят к следующей загадке. При правильном решении новой загадки следует опять вернуться к предыдущей, чтобы выяснить, не сыграла ли последующая загадка роль подсказки для предыдущей, Такие повторные возвращения можно совершать несколько раз. Так, например, можно вернуться от IV загадки к III, а затем от III ко II.

Для уточнения характера обобщения при «отгадывании загадок» необходимо подробно расспрашивать детей о том, почему именно так обозначены фигурки. Если ребенок правильно «отгадал загадку», но не может дать объяснения, то переходят к следующей загадке. В случае правильного объяснения испытуемым ответа в новой загадке следует вернуться к предыдущей и опять попросить ребенка объяснить в ней ответ.




















Методика "Последовательность событий" (развитие логического мышления, речи и способности к обобщению)
Р
ебенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
После того, как ребенок разложит все картинки, экспериментатор записывает в протоколе порядок картинок (например, 1, 2, 4, 3). Затем он просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось, т.е. составить устный рассказ по этим картинкам.

Бывают случаи, когда при неправильно составленной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как верное.

Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Так, ребенок может интуитивно понимать смысл нарисованного на картинках, но ему не хватает конкретных знаний для объяснения того, что он видит, или недостает словарного запаса для описания происходящего на рисунках. Как отмечал С.Я.Рубинштейн, умение ставить наводящие вопросы зависит от квалификации и опыта экспериментатора (С. Я. Рубинштейн, 1979). Эти вопросы и ответы ребенка обязательно записываются в протоколе. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов расценивается как выполнение задания на среднем уровне.

Если ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное.

Особо рассматриваются случаи, когда молчание ребенка обусловлено личностными причинами: боязнь общения с незнакомыми людьми, страх допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе и др.


V – знаем, умеем

Х – не знаем

Итак, дошкольник должен знать:

  • свою фамилию и имя, а также имена своих родителей, желательно близких родственников (бабушек, дедушек) – V

  • сколько ему лет

  • адрес проживания: улица, дом, квартира, город, страна – V

  • основные цвета, время года, дни недели – V

  • основные геометрические фигуры – V

  • домашних и диких животных (не всех, конечно же) – V

  • цифры до 10, буквы, счет до 10 и обратно – V

  • иметь представление об основных профессиях, знать чем занимается, к примеру, врач, возможно, спросят кто по профессии мама и папа – V

Школы бывают разные, поэтому возможно ребенка попросят:

  • посчитать до 20 в прямом и обратном порядке – Х

  • прочитать несколько предложений – Х

  • прочитать стихотворение – Х

  • пересказать рассказ – V

  • составить несколько предложений на заданную тему – V

  • составить рассказ по заданной картинке – Х

  • найти отличия на двух картинках – V

  • уметь писать в прописях – не обязательно буквы, но геометрические фигуры, разные закорючки ребенок должен уметь писать – V





перейти в каталог файлов


связь с админом