Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Защиринская ЗПР. Хрестоматия психология детей с задержкой психического развития


НазваниеХрестоматия психология детей с задержкой психического развития
АнкорЗащиринская ЗПР.doc
Дата04.10.2017
Размер2.86 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЗащиринская ЗПР.doc
ТипКнига
#25613
страница11 из 31
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   31

5. Задержка психического развития при детских церебральных параличах

При органическом поражении различной этиологии корковых, подкорковых структур головного мозга во время беременности или родов могут рождаться дети с различными по характеру и интенсивно­сти двигательными нарушениями. Расстройства двигательных функ­ций отражают характер и локализацию мозгового поражения и выра­жаются в параличах и парезах спастического или атонического харак­тера либо в виде гиперкинезов. Часть детей в силу тяжести мозгового

поражения страдает олигофренией, другие развиваются с задержке? психического развития, поддающейся существенной коррекции пол влиянием свое временно проводимых лечебно-коррекционных мероприятий (Семенова К. А., Кириченко Е. И., Мастюкова Е. М.).

Многим детям независимо от формы церебрального паралича свойственны некоторые общие черты. Так, например, двигательные нарушения наряду с расстройством тактильного и мышечно-суставного) чувства приводят к нарушению возможности правильно ощупывать! предметы, получая информацию об их форме, величине и других характеристиках. Примерно половина детей имеет те или иные нарушения функций зрения: нистагм, расстройства конвергенции глазных. яблок, нарушения прослеживания за движением предмета, патологию | зрительного нерва и пр. Около 50% детей имеет снижение остроты слуха,

У всех детей наблюдаются такие явления психоорганического синдрома, как церебрастенический синдром, нарушения функций произвольного внимания, памяти, эмоциональная лабильность и недостаточная дифференцированностъ эмоций, снижение мотивационной сферы.

У всех детей выступают черты дисгармоничного развития интеллекта утрата одних функций, задержка развития других и сохранность третьих. Обычно патология кинестетических и двигательных функций порождает нарушение пространственных представлений. Ситуация усугубляется нарушением зрительно-моторной координа­ции и патологией слуха, поэтому представления о предметах и про­странстве с самого начала формируются искаженно. Медленно и не­достаточно накапливается запас сведений об окружающем мире в силу относительной изоляции ребенка на ранних этапах онтогенеза, а в более позднем возрасте продуктивному контакту с окружающими нередко мешают выраженные разнообразные речевые нарушения.

Нарушение психического развития детей с церебральными пара­личами в отличие от ранее рассмотренных форм задержек психичес­кого развития начинают регистрироваться уже с первых недель после рождения. Часто у них отсутствуют или чрезмерно усилены врожден­ные безусловные рефлексы, после 3 месяцев могут оставаться выраженными оральные автоматизмы и синкинезии. Зрительное и слухо­вое сосредоточение появляется позднее 2 месяцев, На звуковые раз­дражители они либо слабо реагируют, либо реакция носит характер защитного поведения. Страдает способность к фиксации взора на дви­жущемся предмете. С отставанием на 1-2 месяца появляется улыбка. С 3 месяцев выявляются нарушения артикуляторного аппарата, голосообразования и дыхания, в связи с чем гуление появляется на несколь­ко месяцев позднее. Лепет может продолжаться до 2-3 лет, он обеднен |И звуковому состав и интонационно, легко тормозится любой неприяной для ребенка или незнакомой ситуацией. Первые слова появля­ются нередко от 2 до 4 лет. Речь часто дизартричная.

При спастической диплегии и гемипаретической форме церебраль­ного паралича 1/3 детей страдает олигофренией, у остальных детей Обычно выявляется задержка психического развития главным обра-10м за счет недоразвития анализа пространственных отношений и конструктивного мышления. В силу оптико-пространственных рас­стройств при обучении детей грамоте у них выявляется дислексия, ;дисграфия и дискалькулия. Способность к абстрактно-логическому {мышлению может развиваться в достаточной степени. Дети нередко впечатлительны, сенситивны, тяжело переживают свой дефект.

При гиперкинетической форме церебрального паралича олигофрения встречается редко. У большинства детей наблюдается гиперкинетическая дизартрия. У части детей снижена острота слуха. Тяже­лые нарушения речи и слуха ведут: заметному отставанию в развитии вербального мышления, в то время как наглядно-действенное мышле­ние развивается у них в достаточной степени. Обычно снижен объем кратковременной памяти на слова. Дети наблюдательны, но недоста­точно критичны к своему поведению и не всегда способны учитывать Низкие ситуативные момента в межчеловеческих отношениях, прояв­ляя нередко бестактность. У них отмечаются выраженные черты церебрастенического синдрома. Темп мыслительных операций замедлен, отмечаются персеверации, трудность переключения с одного содержа­ния деятельности на другое. Часто они двигательно расторможены, назойливы. В конфликтных ситуациях проявляют яркий эгоцентризм, аффективную неустойчивость. Но среди этой группы встречаются и дети с эйфорическим оттенком настроения.

У детей с церебральными параличами в дошкольном и младшем школьном возрасте часто наблюдаются моносимптомные неврозоподобные состояния (энурез, снохождения, ночные страхи, заикание и пр.), которые не связаны с явными психотравмирующими обстоя­тельствами и появляются или утяжеляются с ухудшением соматичес­кого состояния больных. Кроме того, им свойственны периоды сни­женного настроения, достигающие у старших детей характера депрес­сивных состояний, что связано нередко с неопределенной оценкой своего будущего, с реакцией отчаяния на свой дефект. В такие перио­ды дети нередко обвиняют родителей в том, что они их такими роди­ли, обнаруживают суицидные мысли и действия. Частым явлением у

детей с церебральными параличами бывают навязчивые страхи, свя­занные с ситуацией передвижения (они боятся ходить без посторон­ней помощи, боятся оставаться одни, опасаются находиться на высоте) при понимании необоснованности своих опасений и при попытках их преодолеть. Нередко развитие подобной невротической симптоматики утяжеляет выраженность двигательных нарушений, усугубляет проявления церабрастенического синдрома и задержки развития, что резко отражается на школьной успеваемости.

6. Задержка психического развития при общем недоразвитии речи

Одним из наиболее тяжелых вариантов речевых нарушений у детей является алалия — врожденное поражение мозговых механизмов, лежащих в основе формирования речи. Сенсорная форма алалии заключается в нарушении восприятия речи окружающих вследствие прежде всего выраженного недоразвития фонематического восприятия и анализа. Сенсорная алалия чаще всего сопровождается выраженным общим психическим недоразвитием. Моторная (экспрессивная) алалия заключается в нарушении экспрессивной речи при достаточной сохранности импрессивной. Моторная алалия наблюдается чаще всего как один из синдромов резидуально-органического комплекса. Алалия может наблюдаться и при олигофрениях, и при неолигофренических вариантах развития ребенка, хотя дифференциальный диагноз между ними, особенно в первые годы жизни, достаточно сложен.

У детей с моторной алалией в младенчестве часто сенсорное разви­тие и состояние общей моторики соответствуют возрастным нормам, в то же время сроки появления и характер гуления, лепета, слов и фраз Iрезко нарушены. Первые слова дети обычно произносят после 3 лет, первые фразы — после 5 лет. Клиническое обследование детей может выявить различные неврологические нарушения, свидетельствующие об очаговом поражении головного мозга. Могут быть обнаружены раз­нообразные нарушения функций произвольного внимания, памяти, произвольной регуляции поведения, эмоциональной сферы. Однако все эти нарушения не являются обязательными (Ковшиков В. А.). Мыслительные операции на конкретно-действенном и наглядно-об­разном уровне эти дети осуществляют обычно достаточно успешно, что проявляется как в общении, играх, художественном творчестве, так и при выполнении специальных экспериментальных заданий на невер­бальное мышление (конструктивная деятельность, группировка и клас­сификация неречевого материала, расположение серий сюжетных кар­тинок и пр.). В то же время у детей с моторной алалией регистрируются многообразные и ярко выраженные нарушения языковых операций: соматические нарушения в виде грубого извращения звуковой и новой структуры слов; расстройства грамматических структур — в 11 детей наблюдаются разнообразные аграмматизмы; лексические обращения в виде бедности словаря, резкого преобладания существительных над глаголами, расширенного или чрезмерно суженного знания употребляемых ими слов; наконец, дискурсивные нарушения в разорванности высказываний, свертывания повествования и пр.В обучении ребенка письменной речи обнаруживается, что в ней отражение все указанные языковые расстройства. Понятно, формирование абстрактно-логического мышления у таких детей затруднено в силу невозможности правильно использовать языковые для операций в рамках логических закономерностей. Отставания в развитии абстрактного мышления усугубляется и сложностью полевого общения с окружающими, что приводит к сужению круга общения, к обеднению источников информации об актуальных для река явлениях, к трудности совместно с кем-либо логически интерфетировать различные проблемные ситуации. Выраженные нарушения письменной речи создают препятствия для успешного продвижения в школе и усугубляют отставание в психическом развитии, затягивая во времени этапы школьного обучения. Таким образом, у детей с моторной алалией тоже имеется неравномерность, асинхронность созревания отдельных психических функций. Больше всего эта дисгармоничность в психическом развитии отвлекается в отставании и искажении формирования вербального мышления при сохранности невербальных сторон интеллекта. Под влиянием лечебно-коррекционных мероприятий дети получают средства образование, но у них сохраняются определенные трудности в речевой коммуникации, что суживает круг их общения и накладывает известные ограничения на выбор ими профессий.
7. Задержки психического развития при тяжелых дефектах слуха

Глухие дети овладевают речью только в системе специального обу­чения, что происходит и значительно позднее и качественно иначе, чем у слышащих детей. Поэтому задержка психического развития у этих детей касается формирования главным образом словесно-логического Мышления, в то время как невербальные стороны интеллекта развива­ются, как правило, в обычные сроки. Отмечается, правда, некоторое своеобразие наглядно-образного и конкретно-действенного мышления у глухих детей в период до возникновения речи (Шиф Ж. И., Боскис Р. М., Соловьев И. М. и др.)- Например, операции обобщения на наглядном уровне либо слишком широки по объему, либо слишком узки, и только позднее, в процессе работы над речью наглядные обоб­щения глухих детей начинают сближаться с «житейскими понятиями» нормально слышащих детей. «Наглядные обобщения» у них обладают ситуационным характером, что преодолевается в процессе коррекционной работы. Первые усвоенные глухими детьми значения слов обла­дают чрезмерно широким значением (например, слово обозначает предмет, и связанные с ним действия) и длительно не приобретают,: I них значимости как средства общения. Только в течение нескольких первых лет обучения идет процесс увеличения словаря с постепенным сужением и уточнением значений слов. Однако еще длительное время дети испытывают ограничения в использовании слов в разных контекстах и ситуациях, так как «ассоциативное поле» их слов беднее, чем у слышащих детей того же возраста. Предметные обозначения для них существеннее, чем более обобщенные, а понимание принадлежности одного и того же объекта или явления к разноаспектным обобщениям представляет долгое время значительную трудность, что тормозит их творческое воображение, развитие игровой деятельности. Позднее и своеобразное овладение речью глухими детьми замедляет и затрудняет у них процесс перехода от перцептивного плана действий к понятий­ным операциям. В подростковом возрасте они нуждаются в значитель­ной помощи педагогов, чтобы у них правильно формировались при­емы абстрактно-логических операций. Однако глухие дети, причина глухости у которых кроется не в грубом органическом поражении го­ловного мозга, как правило, хорошо обучаемы, восприимчивы, и даль­нейшая динамика их развития благоприятная.

В то же время более позднее развитие речевого общения у глухих людей приводит к относительной социальной и эмоциональной депривации, что может повлечь за собой возникновение разнообразных невротических реакций и характерологических отклонений в плане психогенного патологического формирования личности. Такие дети обнаруживают готовность к ипохондрической фиксации внимания на своих ощущениях. К подростковому периоду помимо ипохондричности они нередко дают реакции, обусловленные переживанием своего сенсорного дефекта с фиксацией чувства собственной неполноценно­сти. Такие варианты деформаций личности чаще наблюдаются в не­правильно организованных семьях с отношением к ребенку по типу гиперопеки, воспитанием его как «кумира семьи». С другой стороны, нередко встречается и завышенная самооценка у старших школьников, страдавших глухотой (Матвеев В. Ф., Барденштейн Л. М.,Пуйк Т. Э.). Часто в подростковом возрасте у них регистрируются черты инфантилизма в виде недостаточной самостоятельности, повышенной внушаемости, наивности.

Если глухота у детей вызвана органической инвалидизацией голов­ного мозга во внутриутробный период развития или на первом году жизни, то описанная клиническая картина может осложняться выра­женным церебрастеническим синдромом и другими психоорганичес­кими синдромами вплоть до явлений общего психического недораз­вития.

8. Задержка психического развития при тяжелых дефектах зрения

При отсутствии признаков органического поражения головного мозга у слепых от рождения или ослепших на первом году жизни, как и у глухих детей, может быть задержка психического развития, нося­щая вторичный характер (как следствие сенсорной недостаточности). Однако более чем у половины посещающих школы для детей с дефек­тами зрения обнаруживаются признаки очагового поражения цент­ральной нервной системы (Чистович А. С., Матвеев В. Ф., Теммоев Д. Ч.). Поэтому очень часто задержка психического развития у этих детей сопровождается и осложняется невропатоподобным и психопатоподобным синдромами, а также явлениями психофизического ин­фантилизма.

В младенческом возрасте вследствие слепоты дети отстают в фор­мировании общей моторики. Ограничение же двигательной активности приводит к отставанию в развитии пространственных представлений. У них медленно формируется представление об объеме, о простран­ственной перспективе, отстает развитие конструктивного мышления. Формирование речи может не отставать, но отмечаются некоторые осо­бенности речи и речевого мышления у слепых детей. Нередко они об­ладают богатой лексикой, копируя строй и стиль речи взрослых лю­дей. Однако сенсорно-перцептивная недостаточность обедняет значе­ние слов, которые они употребляют, или лишает слова конкретного содержания. Отсюда определенная схоластичность в рассуждениях и склонность к резонерству с неадекватным употреблением понятий. Такое отставание в психическом созревании наряду с его дисгармонич­ностью могут вызвать затруднения в обучении в школе. Кроме того, задержка психического развития нередко утяжеляется и осложняется характерологическими особенностями и невротическими состояния­ми у детей. Будучи с самого раннего возраста опекаемыми близкими людьми, они привыкают к безоговорочному авторитету взрослых, поэтому у них часто повышенная внушаемость и недостаточная критичность к решениям в проблемных ситуациях. В то же время уже в детские годы они осознают свою определенную зависимость от других людей, поэтому в их характере могут развиваться такие черты, как чувство собственной ущербности, обидчивость, замкнутость, сензитивность, капризность, эгоистичность, склонность к самоанализу, патологическое фантазирование, тревожная мнительность в отноше­нии своего здоровья. Нередко они надолго сохраняют выраженную пси­хическую зависимость от матери. Они боятся новых ситуаций, склон­ны к соблюдению жесткого порядка, доводя его временами до педантизма. Неудачи в школе на первых порах обучения, вызванные задержкой психического развития, при наличии ряда перечисленных личностных особенностей порождают невротические реакции и пато­логическое формирование личности часто по истерическому, ипохондрическому и депрессивно-аутистическому типу(Козловская Г. В Микиртумов Б. Е., Кузнецов О. Н., Лебедев В. И.).
9. Задержка психического развития при тяжелой семейно-бытовой запущенности
Неблагополучная семейная ситуация тоже может способствовать отставанию психического развития ребенка. Семья с бессодержатель­ным, бездуховным бытом, с алкоголизмом, распадающаяся и распав­шаяся семья с частыми скандалами порождает явления безнадзорнос­ти по отношению к своему ребенку Даже если этот ребенок посещает дошкольные детские учреждения круглосуточного типа, это не заме­няет ему воспитания в правильно организованной семье с постоян­ным эмоциональным и интеллектуальным воздействием положитель­ного характера. Формирование личности ребенка, проходящее в обедненных и искаженных условиях микросоциального окружения, претерпевает серьезную деформацию и за счет резкого дефицита столь необходимой в раннем возрасте упорядоченной взрослыми информа­ции, и за счет эмоциональной депривации, приводящей к постоянно сниженному фону настроения, к подавлению познавательной актив­ности. У таких детей в школьный период длительно не формируется чувство ответственности за свои действия, чувство внутренней дисцип­лины. Они не привыкают к выполнению определенных обязанностей и руководствуются в своем поведении нередко элементарными потреб­ностями независимо от ситуативных моментов. Они нетерпеливы, не­поседливы, стремятся к получению удовольствий, не любят планиру­емых заранее действий, избегают ситуаций, требующих значительно-_ Н) трудового вклада. Всякое ограничение свободы действий, любые режимные моменты этими детьми с легкостью игнорируются. У них с трудом закладываются представления о будущем, об идеалах, о нрав-I Ценных установках. Знания их об окружающем мире отрывочны, бессистемны, а часто неправильны. Все это порождает при поступлении в школу обилие трудностей, которые быстро могут приводить к Школьной дезадаптации, к возникновению негативного отношения к процессу обучения, к появлению школьной фобии невротического характера. При отсутствии своевременной и адекватной коррекции у Т^ них к семейно-бытовой запущенности присоединяется педагогическаяТогда нарастает и общий дефицит необходимой информации, задерживается формирование элементарных навыков грамотности, что еще больше тормозит развитие интеллектуальных процессов. Заканчивая изложение раздела, посвященного пограничным с олигофрениями состояниями, следует сказать, что задержки психическо­го развития возникают вследствие различных причин, имеют разно­образные механизмы развития, проявления и динамику. Нередко первичная задержка созреваний" интеллектуальных предпосылок осложняется вторичным торможением их развития в силу сенсорной, эмоциональной или общеинформационной недостаточности. Чаще всего встречаются такие варианты развития детей, при которых имеет место сочетание симптомов замедленного развития одних психических процессов относительно стойкого недоразвития других и повреж­дения структуры и динамики становления третьих. В силу этих обсто­ятельств лечебно-коррекционные мероприятия по отношению к этим детям представляются достаточно сложными. Дети с выраженной сен­сорной, речевой и двигательной недостаточностью посещают специ­альные школы с первых этапов обучения. Дети с другими формами задержек развития чаще оказываются в более трудных условиях. Не­редко до появления у них школьной дезадаптации они находятся в массовой школе, а затем при адекватной диагностике решением ме­дико-педагогической комиссии направляются в школы для детей с задержками психического развития или в санаторно-лесные школы. Эффективная динамика развития этих детей намечается тогда, когда своевременно осуществляется клиническая, психологическая и педа­гогическая диагностика, когда медико-психолого-педагогический кол­лектив создает психотерапевтический климат в школе для перестрой­ки отношений ребенка к учебе, к своим учебным возможностям (что достигается методами индивидуальной, групповой и семейной психо­терапии), когда биологическая терапия сочетает в себе общеукрепляющие, стимулирующие и седативные средства, а педагогическая коррекционная работа ведется с учетом всей сложности, неравномернос­ти и дисгармоничности интеллекта и личности детей, приобретающих! разнообразные структурные и динамические характеристики в зави­симости от того, в рамках какого клинического явления выступает задержка психического развития.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   31

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей