Главная страница
qrcode

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год


НазваниеИндивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год
АнкорIndivid plan korr raboty s rebenkom na uchebny god.doc
Дата20.06.2019
Размер178 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаIndivid_plan_korr_raboty_s_rebenkom_na_uchebny_god.doc
ТипЗадача
#55135
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завер­шения обследования. Проводится ежедневно до 1июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
1-й этап. Подготовительный

Задача тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специ­альных упражнениях;

в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной до­статочности для постановки звуков;

г) в процессе систематических тренировок вырабатывать владение комплексом пальчи­ковой гимнастики;

д) укреплять физическое здоровье (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и боль­ших затрат времени.

2-й этап. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а) устранить дефектное звукопроизношение;

б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетиче­ски чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

свистящие [С], [3], [Ц], [С], [3'];
шипящий [Ш];
сонор [Л];
шипящий [Ж];
соноры [Р], [Р'];
шипящие [Ч], [Щ].
Способ постановки — смешанный.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Фут­бол», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для [Р], [РЬ]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабан­щик», «Гармошка», «Пулемет»;
для [Л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
[С], [3], [Ш], [Ж], [С], [3'], [Л"] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных (Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах);
[Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со сте­чением согласных;
[Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вы­рабатывать вибрацию.


По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепля­ется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объ­единяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

Каждое отработанное в произношении слово включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш; Ж-З, Ж-Ш; Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ; Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Рь, Рь-Ль, Рь-Й, Ль-Л.

3-й этап. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового ана­лиза и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
4-й этап. Систематические упражнения по развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
5-й этап. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых зву­ков:
лексические и грамматические упражнения;
нормализация просодической стороны речи;
обучение рассказыванию.

ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координи­рованная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному пере­ключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляци­онного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение про­стых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:
. Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных арти­куляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая опре­деленного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивиду­ально;
. Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражне­ний. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепле­ние и совершенствование артикуляционной моторики.
Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно — со всей группой или небольшими подгруппами.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 мин несколько раз в день:
в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий в сентябре-октябре;
в детском саду с воспитателеми самостоятельно под руководством дежурного ре­бенка;
с родителями дома.

2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обяза­тельным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но пос­тепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под му­зыку, с хлопками и т.д.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Упражнения для челюстей
Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
То же в быстром темпе.
Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.
Повторяется первое упражнение.

Упражнения для губ
    «Улыбка» — растягивание разомкнутых губ; зубы при этом сомкнуты, хорошо вид­ны и верхние, и нижние резцы.
    То же с сомкнутыми губами и зубами.
    «Трубочка» («Хоботок») — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).
    Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки».
    Вращательные движения губами.
    Отставление нижней губы от зубов и десен.
    Втягивание нижней губы внутрь рта.

    Упражнения для языка(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):

    13. «Болтушка» — движения языком вперед-назад.

    14. «Часики» — движения языком вправо-влево.

    15. «Качели» — движения языком вверх-вниз:

    а) к верхней — нижней губе;

    б) к верхним — нижним зубам;

    в) к верхним — нижним альвеолам.

    16. Круговые движения языком:

    а) по губам;

    б) по зубам в преддверии рта;

    в) за зубами.
      «Лошадки» — щелканье языком.
      18. «Лопатка» — широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу; подержать 10-15 с. (при напряжении похлопать по языку шпателем или пошлепать губами).

      19. «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в этом положении 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до его кончика шпателем).
        Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки».
        21.«Желобок» («Трубочка») — высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.

        22.«Чашечка» («Ковшик») — широкий язык поднять кверху.

        23.«Грибок» — язык широкий, плоский, присосать к твердому нёбу; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка — к верхним альвеолам.

        ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

        ФИО ребенка

        Группа Возраст
        Развитие подвижности артикуляционного аппарата
        Развитие фонематического слуха
        Коррекция звукопроизношения
        Формирование навыков фонематического восприятия
        Развитие речевого дыхания, голоса
        Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков
        Развитие общей и мелкой моторики
        Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления
        Подготовка к обучению грамоте
        Воспитание самоконтроля за речью
        Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью
        ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
        ФИО ребенка

        Группа Возраст
        Развитие подвижности артикуляционного аппарата
        Коррекция звукопроизношения
        Развитие речевого дыхания, голоса
        Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков
        Развитие общей и мелкой моторики Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления
        Подготовка к обучению грамоте
        Воспитание самоконтроля за речью
        9. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью

        СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

        Опытные логопеды рекомендуют строить индивидуальное логопедическое занятие с учетом развития всех сторон речи.
          1   2   3   4

        перейти в каталог файлов


связь с админом