ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования. Проводится ежедневно до 1июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов. 1-й этап. Подготовительный
Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
2-й этап. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
Виды коррекционной работы на данном этапе:
свистящие [С], [3], [Ц], [С], [3']; шипящий [Ш]; сонор [Л]; шипящий [Ж]; соноры [Р], [Р']; шипящие [Ч], [Щ]. Способ постановки — смешанный.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики): для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»; для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»; для [Р], [РЬ]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»; для [Л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально. 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах); [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Каждое отработанное в произношении слово включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш; Ж-З, Ж-Ш; Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ; Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Рь, Рь-Ль, Рь-Й, Ль-Л.
3-й этап. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. 4-й этап. Систематические упражнения по развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале. 5-й этап. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков: лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.
ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями: . Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально; . Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики. Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно — со всей группой или небольшими подгруппами.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 мин несколько раз в день: в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий в сентябре-октябре; в детском саду с воспитателеми самостоятельно под руководством дежурного ребенка; с родителями дома.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки. 3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений. 4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается. 5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений. 6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений. 7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ Упражнения для челюстей Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами. То же в быстром темпе. Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты. Повторяется первое упражнение.
Упражнения для губ
«Улыбка» — растягивание разомкнутых губ; зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы. То же с сомкнутыми губами и зубами. «Трубочка» («Хоботок») — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты). Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки». Вращательные движения губами. Отставление нижней губы от зубов и десен. Втягивание нижней губы внутрь рта.
Упражнения для языка(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):
13. «Болтушка» — движения языком вперед-назад.
14. «Часики» — движения языком вправо-влево.
15. «Качели» — движения языком вверх-вниз:
«Лошадки» — щелканье языком. 18. «Лопатка» — широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу; подержать 10-15 с. (при напряжении похлопать по языку шпателем или пошлепать губами).
19. «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в этом положении 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до его кончика шпателем).
Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки».
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
ФИО ребенка
Группа Развитие подвижности артикуляционного аппарата Развитие фонематического слуха Коррекция звукопроизношения Формирование навыков фонематического восприятия Развитие речевого дыхания, голоса Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков Развитие общей и мелкой моторики Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления Подготовка к обучению грамоте Воспитание самоконтроля за речью Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ФИО ребенка
Группа Возраст Развитие подвижности артикуляционного аппарата Коррекция звукопроизношения Развитие речевого дыхания, голоса Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков Развитие общей и мелкой моторики Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления Подготовка к обучению грамоте Воспитание самоконтроля за речью 9. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью
СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Опытные логопеды рекомендуют строить индивидуальное логопедическое занятие с учетом развития всех сторон речи.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |