|
Норма и патология, когниция. Интервью то, что интересует, получение необходимой инфорамции Клинические проявления нормы и патологии
Диагностика – проблемы теоретической и практической психологии
Суть – выработка объективных и достоверных критериев психической составляющей человека, с целью квалификации их как феномен и симптом
Проблема объективного и субъективного характера
Принципы психологии:
Принцип Курта Шнайдера – в связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью является то, что может быть таковой доказано.
Способ доказать – логика.
Доказательство наличия психического расстройства, согласно принципу КШ базируется на оценке поведения и логике.
Доказательство: тезис, аргумент, форма – пациент болен, есть бред, критерии бреда.
Принцип презумпции психической нормальности – никто не может быть признан психическим больным до того, как поставлен диагноз заболевания, и никто не должен доказывать у себя отсутствие психического заболевания
Принцип понимания – противопоставление принципу объяснения(согласие диагноста с трактовкой собственных переживаний и реакция на них)
Принцип воздержанности от преждевременных суждений – в период феноменологического исследования необходимо абстрагироваться от симптоматического мышления, укладывая феномены в рамки нозологии.
Феномен – любое индивидуальное, целостное психическое переживание
Принцип беспристрастности и точности описания – требование исключить любые личностные, субъективные отношения, направленные на высказывания больного
Принцип контекстуальности – феномен не существует изолированно, а является частью общего восприятия
Методы исследования:
Интервью – то, что интересует, получение необходимой инфорамции.
Недостатки: низкая достоверность(субъективная информация)
Презентация личности – подсознательное стремление в обществе с окружающими подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки
Объективный анализ – получение сведений о человеке из независимых источников
Недостатки: информация носит формальный характер, субъективные сведения о человеке.
Динамическое наблюдение – в естественных условиях(стереотипное поведение человека)
Эксперимент – создание условий направленных на получение интересующей информации
Тестирование – стандартные задания для определение качества с заданным временем, с целью получение результата(диагностическая ценность не >60%)
Норма – общепринятые представления о феномене(наблюдении)
Ощущение и восприятие
Ощущение – отражение отдельных качеств предметов и явлений при помощи органов чувств(цвет, форма, прозрачность)
Параметры ощущения:
Локализация – оценка зоны воздействия
Интенсивность – сила раздражения
Модальность – характер
Продолжительность – время сохранение переживания
Чувствительный тон – взаимосвязь эмоций и ощущений
Строение анализатора:
Рецептор – получает информацию при различном воздействии
Проводящие пути – передача информации
Нейрон в ЦНС – обработка, хранение и возникновение ощущения
Параметры рецептора:
Физиологический порог – разрешающие пределы анализатора, способные получить информацию
Если F =/↑ - можно уловить
Если F =/↓ - не уловит
Генетически детерминированная величина
Величина которая может меняться от времени суток, температуры, веществ
Порог восприятия – способность испытать субъективное ощущение
Под пороговая зона – можно воздействовать, но информация будет не осознанна (эффект 25 кадра)
Классификация рецепторов:
Экстеро – в органах чувств, получение информации из внешнего мира
Интеро – во внутренних органах, получает информацию о внутреннем мире
Проприо – суставы, сухожилия, мышцы, положение тела в пространстве.
Инсайд – внезапное решение
Сенсорная адаптация – продолжительность действие раздражителя, сопровождающаяся ↓ чувствительности и ↑ порога
Габитуация - ↓ концентрации внимания на объекте
Патология ощущения(сенсопатии)
Усиление
Ослабление
Отсутствие
Искажение
Гиперестезия – падение порога ощущения и восприятия, вызывающее болезненные и сильные ощущения
Гипоестезия – повышение порога ощущения, раздражитель должен быть более интенсивным
При воздействии раздражителя сначала гипер → гипо
Анестезия – отсутствие, выпадение порога чувствительности
1)Корешковая – тотально в зоне иннервации нерва
2)Сегментарная – определенный сегмент спинного мозга
3)Диссоциированная – отсутствие болевой/температурной чувствительности с сохранением проприо - , либо наоборот
4)Лепрозная – температурная → болевая → тактильная
5)Истерическая – исчезает при истерии, неврозах, без органного поражения
Симптомы искажения:
Синестопатии
Парестезии
Синестезии
Синестезии – содружественные ощущения при воздействии на 1 анализатор, ощущения проявляются в другом
Норма – у художников
Патология – при внезапных, сверхсильных раздражителях, сильная боль
Критерии
| Парестезии
| Синестопатии
|
Локализация
| Поверхностные участки тела(кожа, подкожная, слизистые)
| Глубокие участки(полости, внутренние органы)
| Границы ощущения
| Четкие, соответствуют зоне инервации нерва
| Мигрирующие, аморфные, по телу
| Характер
| Простые, понятные, легко описываемые
| Трудно описываемые, вычурные, странные
| Зона возникновения
| Периферическое поражение
| Центральное поражение
| Проявление
| Чувство покалывания, онемения, жжения
| Неприятные ощущения
| Закон Вебера – Фихнера – величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности действия раздражителя(ощущение меняется медленнее, чем растет сила)
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений
Сенсорный синтез – процесс формирования образа при восприятии
Перцепция – синтез ощущения, сложение в 1 целое
Апперцепция – сопоставление с прошлым опытом
Свойства:
Предметность – отражает суть получаемой информации в виде законченного образа
Целостность – заполнение недостаточной информации
Константность – сохранение за предметом или явлением присущие ему свойства независимо от условия восприятия
Категориальность – способность классифицировать информацию
Патология восприятия:
Иллюзии
Галлюцинации
Расстройства сенсорного синтеза: деперсонализация, дереализация
1.Иллюзии – искажение восприятия реально существующих объектов. Всегда есть различия.
Физические – связаны с законами физики(мираж)
Физиологические – связаны с устройством анализатора(строение и функция)
Патологические :
Аффективные – сильное эмоциональное напряжение, чувство страха, тревоги
Вербальные – в индифферентной речи человек слышит звуки в свой адрес
Парейдолии – зрительные предвестники галлюцинаций. Характеризуются подвижностью и изменчивостью. Причины – интоксикация.
Механизм – сильное эмоциональное напряжение с затруднением получения информации. В момент восприятия происходит подмена 1 объекта на другой, не воспринимается естественный раздражитель.
2.Галлюцинации – восприятие без реально существующего объекта(нет раздражителя)
Зрительные
Вкусовые
Обонятельные
Вербальные
Тактильные
Висцеральные
а)Зрительные:
Аделоморфные – зрительные искажения, лишенные форм, яркости и объективной конфигурации
Макро/микропсические – изменение размеров
Экстракампинные – вне поля зрения, сзади, сбоку
Аутоскопические – собственные двойники
Полиопические – множество различных образов под копирку
Отрицательные
Гемианопсические – выпадение полей зрения
Шарля – Бонне – у психически здоровых людей с серьезной патологией зрения, возникают фантомные картинки от геометрических фигур до сложных образов
Теория сенсорной депривации – нет поступления стимулов от зрительного анализатора, нет информации → синтез образов
Галлюцинация не направлена на больного(отличие от психотического расстройства)
Б)Слуховые:
Императивные – склонность приказов
Комментирующие – обсуждение больного
Угрожающие – угрозы в свой адрес
Антагонистические – угроза/защита, обвинение/оправдание
Вербальные – больной уверен, что кто-то говорит его речевым аппратом, мышцы рта, языка
Двигательные – приказ, что-то сделать, лишние ощущением движения тела
в)Висцеральные:
Психогенные
Доминантные – отражают содержание психотравмы, основная причина
Гипногогические – перед засыпанием
Гипномпические – пробуждение в темноте
Навязчивые – есть критика, неодолимые, спонтанные
Стереотипные – обман зрения
Рефлекторные – наличие раздражителя
Функциональные – наличие раздражителя
Критерии
| Истинные
| Псевдогаллюцинации
| Объект реальности
| Обладает всеми признаками реально существующего объекта, неотличимы от реальности
| Не обладает признаками реально существующего объекта, не идентифицируются
| Чувствительный горизонт
| В переделах чувствительного горизонта(«перед взором»)
| За пределами ( в голове)
| Активность
| Воспринимаются, обладают собственной активностью
| Сопровождаются чувством сделанности, наведенности из вне, подстроенностью
| Галлюциноз – наплыв галлюцинация на фоне ясного сознания
Виды по анализаторам:
Происхождение – множественные/еденичные
Длительность – острые до2 мес, подострые 2-6 мес, хронические > 6 мес
Этиология – интоксикация, алкоголь, травма
Механизм – истинные/ложные
Теория возникновения галлюцинаций:
Павлов – нейрофизиологическая, возникают тогда, когда в очаге ГМ, отвечающем за восприятие, возникает очаг застойного возбуждения
Биохимическая – нейромедиаторная, нарушение обменных процессов в системе медиаторов. ↑ дофамина в 3 раза.
Сенсорная депривация – органическая, мозг должен постоянно получать стимулы, если их нет, то он сам начинает вырабатывать образы
3.Нарушение сенсорного синтеза
Дереализация – отчуждение реальности
а)Тотальная – утрата отчетности восприятия окружающего мира
б)Парциальная – искажение отдельных параметров реальности
искажение чувства времени и пространства:
дежавю – уже виденное
жемавю – эффект никогда невиденного(недосып, интоксикация)
Деперсонализация – обезличивание
а)Тотальная – утрата отчетности восприятия собственной личности
б)Парциальная – искажение отдельных параметров личности
психические – уровень душевных состояний
физические – уровень своего тела
смешанные
Диагностика галлюцинаций:
Тест Ашафенбурга – выключенный телефон, пациент разговаривает
Тест Рейхарда – дают чистый лист бумаги, пациент видит рисунок
Тест Липмана – надавить на веки
Синдром Фрегали – нарушение узнавания окружающих больным лиц, в следствие быстрого изменения ими внешности
Синдром Капгара – нарушение узнавания и идентификации знакомых людей с наличием убежденности, что они являются двойниками людей, замаскированных под них.
Иллюзорная форма ложного узнавания
Бредовая форма
Иллюзорно бредовая форма
Ложное узнавание с бредом и сенсорными расстройствами
Мышление - обобщение и опосредованное отражение реальности
Виды:
Наглядно – действенное – оперирование фактами реальности, для вывода нужны факты
Формируются у детей от 0 до 3-4 лет.
Образное – единица образного представления, 4-5 лет
Абстрактно – логическое – единица понимания – символ, включающий важную информацию о предмете, а морфологическим субстратом служит формирование абстрактно – логического мышления(3 поля ГМ)
Операции мышления:
Абстракция – способность отвлечься от конкретных характеристик, предметов
Конкретизация – фиксация на определенном предмете
Анализ – мысленное расчленение общего
Синтез – мысленное сложение общего
Обобщение – определение в группу по признаку
Противопоставление – сравнение противоположных предметов
Сравнение – сопоставление по признакам
Выделение – вычленение признака с целью последующей обработки
Суждение – высказывание, содержащее определенную мыль(«снег белый»):
а)утвердительное
б)отрицательное – на деревьях нет листьев
Серия суждение приводит к умозаключению
Умозаключение – вывод, результат все мыслительной деятельности:
а)истинные
б)ложные – недостаточность/не однозначность информации, инерционное мышление
Ассоциации:
По сходству
По противопоставлению
По смежности
Параметры мышления:
Темп – скорость
Стройность – последовательность
Целенаправленность
Цели мышления: отражательная(анализ, вывод), коммуникативная
Расстройства мышления
1 группа – расстройств ассоциативного процесса ( по форме)
| Скорость(темп)
| Целенаправленность
| Стройность – последовательность
| Нарушение ритма:
Патологическое ускорение мышления – тахифрения, речевое поведение – тахилоллия, логорея)
Ускорение – увеличение ассоциаций в минуту
Идиаторная фуга («скачка идей»), крайняя степень ускорения, максимальная степень мышления. Словесная окрошка.
Патологическое замедление мышления, уменьшение количества ассоциаций в минуту – брадифрения, брадилоллия, олиголлолия.
Остановка мышления – нет ответа. Мутизм – отсутствие речевого контакта. Ментизм – погружение в собственные переживания
| Обстоятельность – неспособность выделить главное и второстепенное в процессе изложения информации(излишняя подробность)
Персеверация – патологическое повторение отдельных предложений, слов или фраз
В основе обстоятельности и персеверации лежит инертность мозговой деятельности
Резонерство – «бесплодное рассуждательство»
Разноплановость мышления – встраивание доводов из различных логических посылов
Символизм – патологический символизм, появление субъективных символов понятных только ему. В речи появляются новые слова – неологизмы, если много – криптололлия «тарабарский язык».
Аутизм – погружение в собственный мир
Атаксия мышления – нарушение стройности и целенаправленности мышления
Разновидности:
а)астеническое – истощение психической и физической деятельности, отсутствие ресурса психики
б)апрозексическое – нарушение внимания, фиксации информации. Скачкообразное внимание. Снижение внимания и концентрации – СДВГ при дефиците внимания
Эндогенная (шизофреническая) атаксия – внутреннее поражение мыслительного аппарата.
| Нарушение стройности:
Разоравнность – нарушение логики при сохранение грамматики
Бессвязность – нарушение и логики и грамматики, «словесная окрошка»
Вербегерация – стереотипное повторение словосочетаний
Шперунг – внезапное прекращение мыслительной деятености
Паралогия – появление в мышлении субъективной логики
Парагномен- нелепое умозаключение, заканчивается неадекватными поступками
|
|
2 группа – расстройства по содержанию(умозаключение, суждение)
| Навязчивости
| Сверхценные идеи
| Бредовые идеи
| Навязчивости – спонтанное возникающие, характеризующиеся неодолимостью при физическом к ним отношении психические явления
Критерии: спонтанность, неодолимость, сохранение критики
Классификация навязчивостей:
Обсессии – собственно навязчивые мысли: Воспоминания, Опасения, Сомнения, «Умственная жвачка», Счет
| Фобии – навязчивые страхи(эмоции), сколько объектов – столько и страхов
Клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства
Агорофобия – боязнь открытых пространств
Оксифобия – боязнь острых предметов
Нозофобии – боязнь заразиться
| Компульсии – навязчивые движения
(Грызть ручку, Поправление воротничков, Поколачивание пальцев по столу)
| Ритуалы – вторичные защитные навязчивые действия (обсесси и фобии)
Особые формы навязчивости:
Контрастные – противоречат желаниям
Овладевающие – частично реализуются в поступках (на фоне астенизации, интоксикации, усталости), кратковременные
| Сверхценные идеи – возникающие на реальной основе, неадекватные по силе и продолжительности, психические переживания при критическом к ним отношении.
Критерии: реальная основа, выход мысли за рамки(неадекватная сила), осознанные(можно разубедить)
Доминирующие идеи переживания в связи с реальной ситуацией. После разрешения ситуации – все заканчивается
Возникают не у всех людей (тревожных, мнительных, переживающих)
Ипохондрия – состояние чрезмерной озабоченности собственным здоровьем.
| Бредовые идеи – патологически ложные суждения и умозаключения, возникающие на патологической основе, противоречащие реальности, не поддающиеся критике.
Критерии: патологическая основа, отсутствие критики, противоречивость реальности, выходят за рамки социально – культурных особенностей общества (нельзя разубедить)
Иммобильные идеи – установленные взгляды, обусловленные воспитанием и культурой
|
| Классификация бредовых идей:
По содержанию:
Величие – переоценка сил
Преследование – персикуторные идеи, бред отношений, отравления
Депрессивный бред – «самоуничижение», ипохондрический, самообвинение
По количеству идей:
Монотематический
Политематический
По степени аргументирования:
Систематизированный
Не систематизированный
По продолжительности:
Острый – до 2 мес, формируется быстро, несколько часов
Подострый – 2 – 6 мес, формируется неделями, малая скорость
Хронический – более 6 мес, медленно, латентно, несколько месяцев (м/б год и более)
По происхождению:
Первичный – интерпретативный, реальные факты, но не верные выводы (искажение собственного мышления)
Вторичный – чувствительный, продолжение имеющихся психических расстройств. Нарушение чувствительной сферы → ипохондрический тип
Бредовые синдромы:
Паранойяльный (паранойя)
Паранойдный (паранойд)
Парафрения
Паранойя – монотематический, интерпретативный, систематизированный
Паранойд – политематический, сложный по происхождению, различный по степени систематизации (+ с. Кандинского – Клерамбо: псевдогаллюцинации, психический автоматизм, бред преследования)
Виды психического автоматизма:
Ассоциативные – чужие мысли в голове, чувство открытости
Сенсорные- собственные ощущения воспринимаются как чужие
Моторные – собственная физическая активность воспринимается как чужая
Панавтоматизм – все 3 вида одновременно
С. Котара – сочетание тяжелой депрессии и депрессивного бреда
Парафрения – нелепый, фантастический, неадекватный, гротесский, сложный по происхождению
Этапы формирования бреда:
Бредовая настороженность – изменение эмоционального состояния
Бредовое восприятие – придование значений отдельным объектам
Бредовое толкование
Озарение
Распад бреда – под действием лечения
Транзитивизм – распределение брела на окружающих (отражает динамику болезни)
Трансформация – превращение 1 бредовой идем в другую в рамках болезни (отражает давность болезни)
Ипохондрический синдром:
Ипохондричность – черта характера, повышение внимания с детства к собственному здоровью
Может протекать в 3 формах: навязчивость, сверхценные идеи, бред
Дисморфофобический синдром – чрезмерная патологическая озабоченность на наличие у себя дефекта или недостатка
Дисморфомания – стремление к исправлению у себя дефекта
Дисморфофобия – чрезмерная патологическая озабоченность на наличие у себя дефекта и стремление его исправить
Мания – патологическая страсть
МанИя – патологическое повышение настроения
Формы дисморфофобического синдрома: навязчивости, сверхценные идеи, бред
Эндогенная пубертатная нервная анорексия – склонность к похуданию
Метод Эверье – оценка целенаправленности мышления
Методика:
Прочесть текст
Проанализровать
Какие мысли отражены в тексте
Внимание
– психическая функция, позволяющая выделить 1 предмет или явление, игнорируя остальные ( отбор информации)
Свойства:
Активность – фиксация внимания усилием воли (произвольно/непроизвольно)
Направленность – вектор внимания (внешняя/внутренняя)
Широта, параметры:
Объем – количество информации, которое человек в состоянии удержать в сфере своего внимания одномоментно
Распределение – степень охвата вниманием объекта, находящегося в живой сфере
Переключение – скорость перевода внимания с 1 объекта на другой, временный параметр ( легкое/трудное)
Концентрация – степень сосредоточения внимания на объекте ( высокая/низкая)
Устойчивость – длительность, фиксация внимания на объекте (устойчивое/неустойчивое)
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью:
Микроневротическая симптоматика
Гиперреактивность – расторможенность, суетливость
↑ отвлекаемость
Дефект внимания
К 14 – 15 годам симптомы сглаживаются и исчезают, если нет, лечение ноотропами ( т.к. страдает ретикулярная формация)
Память (мнестический познавательный процесс)
- психическая функция, отражающая прошлый опыт
Структура:
Рецепция – запоминание, процесс запечатления информации, протекающей в произвольной и непроизвольной формах. Произвольная – мнестическая задача есть, непроизвольная – задачи нет.
Ретенция – хранение, способность наполнения получаемой информации, удержание
Репродукция – воспроизведение, осуществление воспроизведения без повторного повтора информации
Забывание – утрата четности или снижение объема материала в сочетании с невозможностью воспроизведения
Классификация:
По длительности:
Мгновенная ¼’’
Кратковременная – оперативная, необходима для воспроизведения информации в ближайшее время (формирование замкнутой цепи нейронов, на необходимое время)
Долговременная – длится всю жизнь
Генетическая – передается по наследству
По анализаторам:
Зрительная
Слуховая
Тактильная
Обонятельная и тд
По пониманию:
Логическая (смысловая), понимание смысла
Механическая (зубрежка)
В зависимости от волевых действий:
Произвольное запоминание
Непроизвольная запоминание
В зависимости от способа:
Непосредственная
Опосредованная
Патология памяти
Дисмнезии – все расстройства памяти
Гипомнезии – ослабление памяти
Гипермнезии – усиление памяти связанное с патологическим процессом
Амнезии – отсутствие памяти
Конградная амнезия – амнезия периода выключения сознания
Парамнезии – искажение памяти
В зависимости от времени воздействия патологического фактора:
Ретроградная – все, что происходило до травмы
Антероградная – все, что после травмы
Ретроантероградная – до и после травмы
По динамике:
Прогрессирующая – усиление патологии ( травма, интоксикация, гипоксия)
Регрессирующая – исчезает после снижения активности патологического процесса
Стационарная –нет динамики
Ретардированная – отсроченная (нарушения возникают не сразу, а через какой – либо промежуток времени, несколько часов)
Симптоматические расстройства
Анэкфория – невозможность вспомнить необходимую информацию в нужное время (стресс)
Аффектогенная амнезия – под действием эмоций, человек забывает какое – либо происшествие своей психики
Истерическая амнезия – забывание событий, которые являются для человека неприятными, тягостными
Фиксационная амнезия – невозможность запоминать и удерживать в памяти текущие события
Скотомизация – выпадение из памяти событий, четко ограниченных во времени
Парамнезии
а) криптомнезии – забывание источника информации
б) псевдореминисценции – воспоминания о собственных, имевших место в жизни , но оттесненных к другому временному промежутку событий
в) конфобуляции – воспоминания, которых не было в жизни
г) эхомнезия – уверенность в нескольких идентичных событиях и объектах ( парамнезия Пика)
Синдром прогрессирующей гипомнезии – характерен для системного поражения ГМ, облитерирующих процессов, тяжелом АС
В основе лежит закон Рибо – в памяти лучше сохраняются события, полученные раннее, которые были закреплены опытом
Текущие события стираются первыми, а далекие в последнюю очередь
Синдром Корсакова:
Фиксационная амнезия
Ретроантероградная амнезия
Парамнезии (псевдореминисценции и конфобуляции)
синдром неспецифический и возникает при:
Гипоксии ГМ
Отравлениях
Интоксикации
После тяжелых полостных операций
У лиц находящихся на аппаратах искусственного кровообращения и ИВЛ
Интеллект (ум)
- совокупность познавательных способностей организма
Способность потенцировать возможность к приобретению опыта и навыков
Биологическая основа – задатки (морфологические основы организма)
Формы поведения:
Вербальный (запас слов, эрудиция)
Способность решать проблемы
Практический интеллект (адаптация)
Способности:
Общие ( ходить, говорить)
Специальные (медицинские)
Формы организации:
Здравый смысл – избегание логических ошибок
Рассудок – познавание реальности при использовании формирующихся знаний
Разум – высшая форма организации интеллекта
Компоненты интеллекта:
Сумма опыта, знаний
Потенциальная возможность к получению знаний
Способность к творческому использованию опыта
Нарушение интеллекта
Умственная отсталость ( олигофрения) – характеризуется недостаточностью развития интеллектуальной функции, врожденный характер, либо приобретено в раннем возрасте ( до 3-3,5 лет)
Приобретенное слабоумие ( деменция) – функциональность интеллекта сформировалась, но под действием причин происходит снижение или их распад
Характеристика по сферам:
Познавательная сфера (мышление, память, внимание)
Эмоциональная сфера
Двигательно – волевая сфера
Параметры:
Объем рабочей памяти
Прогнозирование
Бескорыстная помощь
Логика, сознание
Биофизические параметры:
Формула интеллекта = ускорение * частота * скорость
Любопытство – познание
Глубина – главное от второстепенного
Гибкость и подвижность – использование опыта
Логическое мышление – последовательные рассуждения
Доказательность – факты
Критичность – оценка
Широта – охват объекта
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |
|
|