Ищи дорогу с малых лет, Уверенно иди сквозь годы, Оставь на этой лучшей из планет Свой яркий след, свои живые всходы. Сергей Островский.
Любовь к родной природе, привязанность к земле, на которой живешь, - основа для формирования любви к своей Родине, воспитания патриотических чувств, ответственности за то, что происходит вокруг тебя. Бережное отношение к природе, желание приумножить её богатства необходимо воспитывать с самого раннего детства. Любить можно только то, что хорошо знаешь, с чем соприкасаешься в своей деятельности. Поэтому необходимо научить детей наблюдать природу, видеть интересное и необычное в её обычных проявлениях, устанавливать связи между растениями, животными и явлениями неживой природы.
Сегодня, кажется, уже никого не надо убеждать, что лес оказывает на окружающую среду огромное влияние. К сожалению, всё, что составляет лес, сейчас, как никогда, нуждается в защите. Однако, люди часто забывают, что лес – зеленое золото России, «зеленые легкие нашей» планеты. Жизнь на Земле без леса невозможна.
Уметь понимать и чувствовать живой лес доступно далеко не всем. Это возможно только тогда, когда лес становится призванием и делом всей жизни. И еще, когда тебе с детства помогают сделать первые шаги на этом пути.
Нам повезло. Мы живем в одном из красивейших мест Кемеровской области. Поселок Осиновое Плёсо расположен в 100 километрах от города Новокузнецка среди гор и тайги на берегах рек Томи и Терси.
Сама специфика сельской школы как фактора развития села, источника возрождения и сохранения культурных традиций, ее близость к лесным природным комплексам выдвигают эколого-биологическое, природоохранное направление работы на одно их первых мест.
Именно поэтому одним из главных направлений деятельности МБОУ «Осиноплесская СОШ» является воспитание экологически грамотного и бережно относящегося к природным богатствам подрастающего поколения. Невозможно заниматься охраной природы, сбережением природных богатств: лесов, рек и озер, птиц и зверей, недр и воздуха - без привлечения к этой работе подрастающего поколения. Чтобы внести, свою малую лепту в сохранение леса в нашей школе создано школьное лесничество «Терсинка». Лесничество объединяет школьников и педагогов, которые не на словах, а на деле любят родную природу, лес и хотят сохранить их для себя и потомков.
Это нашей истории строки…
Школьное лесничество «Терсинка» было создано в 1977 году, работало оно круглый год. Под руководством лесничих Терсинского лесхоза старшие члены школьного лесничества готовили и проводили в зимнее время лекции о лесе, его значении, патрулировали дороги перед новогодними праздниками, подкармливали лесных зверей и птиц. Весной, летом и осенью ребята ухаживали за лесными культурами (посев, прополка, осветление). Собирали лекарственные травы, сушили их, собирали березовые почки. За отличную работу в школьном лесничестве администрация Терсинского лесхоза неоднократно награждала членов школьного лесничества туристическими путевками по городам-героям, памятным местам, поездками в цирк, театр и т.д.
Задача руководителей школьных лесничеств - не только научить ребят сохранять и преумножать лесные богатства, но и дать экологические знания, научить добиваться результатов в труде. В разное время эту задачу в нашем школьном лесничестве решали разные педагоги. У истоков создания школьного лесничества стояла старейшая учительница школы Грибкова Валентина Ивановна, учитель географии (1977-1981гг.). В 1982 году в школу приехала молодая, энергичная, жизнерадостная учительница русского языка и литературы Синюкова Галина Павловна. Её назначили заместителем директора школы по воспитательной работе и одновременно – руководителем школьного лесничества. С тех пор вот уже более 30 лет возглавляет она школьное лесничество, отдавая свою любовь не только детям, но и лесу.
С конца 80-х и до конца 90-х годов прошлого века школьники работали в лесничестве эпизодически. Выполняли только те работы, которые не надо было оплачивать. В связи со сложной экономической обстановкой лесхоз не предоставлял рабочие места для школьников. Упал престиж работы в лесном хозяйстве. Молодежь стала уезжать из села в город.
В начале 2000 годов экономическая обстановка в стране стабилизировалась. В 2002 бывшие члены школьного лесничества, а теперь уже специалисты лесхоза, вышли с предложением к руководству школы и лесхоза о возобновлении работы школьного лесничества. Директор лесхоза Чиган Е. В. поддержал инициативу своих работников, заинтересовав выпускников школы тем, что будет оплачивать обучение студентов лесохозяйственного профиля. Были разработаны устав, локальные акты, заключен договор, составлена карта-схема закрепленного участка; разработаны инструкции по технике безопасности/охране труда обучающихся. И началась планомерная, целенаправленная работа школьников по восстановлению и охране леса, которая продолжается по сегодняшний день. Школьное лесничество «Терсинка» организует свою работу на территории Терсинского лесхоза, который расположен в среднем течении реки Томи. По лесорастительному районированию Кемеровской области территория Терсинского лесхоза (директор – Чиган Т.Б.) относится к зоне горной тайги и в её границах к Кузнецко-Алатаусскому кедро-пихтовому району.
Карта Терсинского лесхоза
В насаждениях лесхоза пихтачи занимают 44% покрытой лесом площади, деревья мягколиственных пород -45%, еловые насаждения – 6%, кедровые – 2%. Средний возраст насаждений – 67 лет.
За школьным лесничеством закреплено 10 гектаров леса. Это хвойный лес с преобладанием пород: ель, пихта, сосна сибирская.
На закрепленной территории имеются питомник, экологические тропы. Здесь круглогодично организуется работа школьников по восстановлению и охране леса.
Директор школы Малыгина Директор лесхоза Чиган Зинаида Ивановна Евгений Владимирович Целью создания школьного лесничества является воспитание у подрастающего поколения любви и бережного отношения к родной природе, умении ценить и рационально, по-хозяйски, использовать её богатства и красоту, заботиться о братьях наших меньших. Основные задачи школьного лесничества:- ознакомить учащихся с основами лесоводства; - сформировать умения и навыки экологически грамотного поведения в природе; - распространять среди населения экологические знания; - охранять и восстанавливать лесные насаждения; - формировать у школьников навыки исследовательской работы; - осуществлять природоохранную деятельность; - помочь школьникам в профессиональном самоопределении. Направления работы школьного лесничества:Изучение курса «Основы лесоводства в 9 классе Программа предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 34 часа. Курс включает знакомство с направлениями работы местного лесхоза, встречи с тружениками предприятий лесной отрасли. Материал курса актуален для учащихся лесного поселка, многие из которых планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбрать профессию лесного профиля. Включение в содержание школьного образования программы «Основы лесоводства» является настоятельной необходимостью сегодняшнего времени. В ней рассматриваются вопросы о значении леса в жизни человека, страны, планеты в целом, пользование лесом, влияние человека на состояние леса, будущее лесов, международное сотрудничество по охране лесов планеты. К проведению занятий привлекаются специалисты Терсинского лесхоза, которые организуют лесотехническую учебу. В программе предусмотрены практические работы, экскурсии в соответствии с интересами и потребностями учащихся. На практическом занятии Экскурсия в лес Экскурсия в «Терсинский лесхоз» Работа по восстановлению лесных насажденийОкружая леса заботой,Помогая животным, птицам,Мы в чудесных стихах природыОткрываем свои страницы.Ребята из школьного лесничества помогают лесникам в создании лесокультур ели и кедра. Выращивают из семян посадку- лесопосадочный материал в питомнике. Производят вручную посадку под меч Колесова трёхлетних саженцев. Осуществляют уход за подрастающими саженцами ели и кедра, вручную пропалывают эти лесные культуры. Совместно с лесниками проводят осветление лесных культур. Очищают просеки от порубочных остатков.
Осветление лесных культур
Прополка саженцев Посев семян Подготовка почвы к посеву Природоохранная деятельность Во время лесной практики летом ребята патрулируют леса и места массового отдыха земляков. Взрослые опытные лесники учат их охранять лес, самое малое деревце и его обитателей. Нередко взрослые, которые неправильно развели костер или не убрали за собой груды мусора, краснеют, получив замечание от юных инспекторов охраны леса. Зимой юные лесоводы помогают взрослым готовить корма для жителей леса, изготавливают и развешивают кормушки в лесу и поселке, патрулируют на дорогах вместе с полицией и лесниками, предотвращая варварское хищение елей в преддверии Нового года. Изготавливают скворечники, убирают несанкционированные свалки в окрестностях поселка, вдоль дороги в г. Новокузнецк, очищают и благоустраивают родники, очищают от мусора берега рек Томи и Терси.
Акция «Скворечник»
Акция «Чистые берега»
Акция «Чистый родник»
Акция «Скворечник!» Лес здоров, если на каждый его гектар приходится, по крайней мере, четыре муравейника. Но вот беда: слишком часто разрывает муравейники бродячий скот. Тогда на помощь лесным муравьям приходят школьники, они огораживают муравейники, защищают их от разорения, в случае необходимости расселяют муравейники. Природа помнит о каждом из нас, и воспоминания должны быть самыми хорошими и светлыми. Этому учит школьное лесничество. Работа школьного лесничества Основные виды работ
| 2008
| 2009
| 2010
| 2011
| 2012
| Посадка деревьев (шт.)
| 600
| 400
| 650
| 800
| 850
| Посев семян в питомнике ( га)
| 2
| 3
| 5
| 5
| 5
| Прополка саженцев в питомнике (га)
| 2
| 3
| 5
| 5
| 5
| Осветление саженцев на делянах (га)
| 8
| 10
| 10
| 10
| 10
| Изготовление скворечников (шт.)
| 57
| 48
| 49
| 54
| 60
| Изготовление и развешивание кормушек (шт.)
| 49
| 50
| 57
| 60
| 64
| Благоустройство родников (шт.)
| 3
| 2
| 3
| 4
| 4
| Огораживание муравейников (шт.)
| 6
| 5
| 7
| 7
| 9
| Переселение муравейников (шт.)
| 2
| 4
| 3
| 3
| 3
| Очистка леса от захламлённости (га)
| 5
| 4
| 4
| 5
| 5
| Изготовление и развешивание аншлагов (шт.)
| 3
| 2
| 4
| 3
| 6
| Заготовка мётел (шт.)
| 35
| 30
| 28
| 30
| 38
| Заготовка берёзовых веников (шт.)
| 82
| 80
| 73
| 83
| 94
| Агитационная и пропагандистская деятельностьБольшая работа проводится по воспитанию экологически грамотного подрастающего поколения. Ребята из школьного лесничества под руководством педагогов разрабатывают и проводят экологические мероприятия и викторины среди учащихся школы, выпускают стенгазеты и буклеты экологической направленности. Ежегодно в школе проходит экологическая неделя, в ходе которой проводятся лекции, беседы, викторины, КВНы, праздники, устные журналы «Лес и космос», «Зеленый друг», «Берегите лес от пожаров», «Что нужно знать о нересте рыб», «Всемирный день охраны окружающей среды», «День лесника», конкурсы рисунков, сочинений, натуралистических зарисовок, авторских стихов, рассказов и сказок о лесе, игры «Экологический бумеранг», «Мир вокруг нас». Весной ребята помогают Терсинскому лесхозу проводить масштабные акции по распространению листовок и плакатов по правилам пожарной безопасности в лесах. Во время операций: «Первоцветы», «Берёзовый сок», «Муравей», «Кормушка», «Скворечник», «Чистый родник», «Очистим берега рек!», «Экологический марафон», «Посади дерево»- выпускаются листовки, развешиваются аншлаги соответствующей тематики. Операция «Сохраним Школьный патруль Экологический елочку» на дорогах субботник В лесничестве есть экологическая агитбригада. Ребята сами сочиняют сценки, частушки экологической направленности и выступают с ними перед школьниками и жителями села. Выступление агитбригады Учебно-исследовательская деятельностьВ жизни леса есть много неизведанных троп, которые ждут своих исследователей. Задача педагогов, работающих с ребятами в школьном лесничестве, - научить детей наблюдать природу, видеть интересное и необычное в её обычных проявлениях, устанавливать связи между растениями, животными и явлениями неживой природы. Под руководством педагогов и специалистов в школьном лесничестве активно ведется работа по исследованию лесных насаждений. Юные лесники ведут фенологические наблюдения, проводят опыты по заданию Терсинского лесхоза, разрабатывают и реализуют проекты по сохранению лесных богатств, проводят исследовательские работы, пишут рефераты, оформляют коллекции растений, поврежденной насекомыми древесины, участвуют в научно-практических конференциях. В процессе учебных исследований ребята овладевают практическими навыками работы со специальными приборами, использования информационно – коммуникативных технологий, разработки и реализации исследовательских программ, а также получают необходимые консультации специалистов лесного хозяйства по вопросам, касающимся исследовательской и природоохранной деятельности. Научно-практическая конференция школьников Проведение опытов Призеры конференции Участие в конкурсахКоллектив школьного лесничества «Терсинка» и отдельные его члены на протяжении всех лет существования лесничества принимают самое активное участие в конкурсах, образовательных выставках различного уровня, в слетах-конкурсах школьных лесничеств и часто занимают призовые места. Учебный год
| Наименование мероприятия
| Результат
| 2003-2004
| Областной слет-конкурс школьных лесничеств
| 1 место, Автомобиль УАЗ, диплом Администрации Кемеровской области.
| 2005-2006
| Заочный областной лесной конкурс «Подрост»
| 2 место, диплом ДОКО
| 2005-2006
| Заочный конкурс материалов эколого-биологической направленности
| Грамота ДОКО
| 2005-2006
| Конференция в детско-юношеском центре «Орион». Проведение мастер – классов по изготовлению скворечников, кормушек.
| 1, 2 места,
Почетные грамоты Администрации г Новокузнецка
| 2007-2008
| Заочный областной лесной конкурс «Подрост»
| 1 место,
Диплом ДОКО
| 2008-2009
| Областной конкурс водных объектов
| Почетная грамота ДОиНКО
| 2008-2009
| Областной конкурс проектов «Чем мы дышим?»
| 3 место,
Грамота ДОиНКО
| 2008-2009
| Областной конкурс «Сохраним лес от пожаров»
| 2 место,
Диплом ДОиНКО
| 2009-2010
| Конкурс методических материалов эколого-биологической направленности
| Благодарственное письмо ДОиНКО
| 2009-2010
| Конкурс методических материалов эколого-биологической направленности
| Благодарственное письмо ДОиНКО
| 2010-2011
| Заочный областной лесной конкурс «Подрост»
| Грамота ДОиНКО
| 2009-2010
| Заочный областной лесной конкурс «Подрост»
| Грамота
ДОиНКО
| 2010-2011
| 3 Всероссийский заочный конкурс на лучшую методическую разработку по экологической проблематике Москва- Ярославль
| Благодарственное письмо Департамента образования мэрии
г. Ярославля
| 2011-2012
| Областная экологическая акция «Найди свой родник»
| Благодарственное письмо ДОиНКО
| 2012-2013
| Заочный областной лесной конкурс «Подрост»
| 3 место,
Грамота ДОиНКО
| «Где родился – там и пригодился…»Школьное лесничество живёт своей интересной и полной жизнью, сочетая в себе трудовое воспитание, природоохранную работу и профориентацию. Оно помогает сделать ребятам первые шаги в выборе своей будущей профессии, в решении посвятить свою жизнь благородной и ответственной профессии лесничего 21-го века. Бывшие школьные лесничие получают начальное, среднее и высшее профессиональное образование по специальностям лесного хозяйства и возвращаются в родной поселок работать. Школьное лесничество помогает юным лесничим найти свое место в жизни. Выпускники школы, получившие профессии лесной промышленности ФИО
| Учебное заведение
| Профессия
| Фролов Валерий Семенович Стрельченко Наталья Владимировна Стрельченко Ирина Владимировна Патов Фролова Ирина Владимировна Коробейников Сергей Евгеньевич Марчук Сергей Сергеевич Цыганенко Ирина Юрьевна
| Тогучинский
лесной
техникум
| Техник-лесник
| Арбузов Иван Владимирович Верле Иван Федорович Рогов Сергей Иванович Синюков Андрей Геннадьевич Арбузов Александр Александрович Петрук Виктор Иванович Суров Сергей Владимирович Арбузов Иван Александрович
| Сибирский технологический институт лесного хозяйства
| Механик
Инженер по охране леса
| Чекмарев Петр Петрович Попов Олег Иванович Гаврилов Николай Иванович Завразин Андрей Юрьевич
| Бийский
лесной
техникум
| Мастер леса
| Семейные династии1. Перцевы : Виктор Львович –мастер леса, Василий Львович – водитель лесовоза.2.Фроловы : Валерий Семенович – механик лесхоза, Валерий Валерьевич – инженер по охране леса.3. Шауфлер : Андрей Густавович – водитель лесовоза, Любовь Геннадьевна –техник- лесник.4. Гавриловы : Андрей Иванович – техник – лесник, Анатолий Андреевич – лесничий.5. Овсянниковы : Олег Викторович – водитель лесовоза, Александр Олегович – водитель лесовоза, Ирина Юрьевна – техник - лесник.6. Марчуки : Сергей Иванович – мастер леса, Иван Сергеевич – тракторист, Сергей Сергеевич – техник – лесник.Школьное лесничествоБежит от школьного лесничества,Зовет тропинка в мир чудес,Где шелестит его величество -Могучий друг – зеленый лес.Ручей под горку звонко катится,Несет привет речной волне,И светит над его сиятельством,Сверкает солнце в вышине.Очень важно, очень нужноЖить с родной природой дружно.Потому-то, оттого-тоМы в зеленый лес идем.Под деревьями шагаем,По-хозяйски помогаем,Бережем и охраняем.Он растет – и мы растем! перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |