Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

исслед. работа. Исследование экологического состояния леса в районе п. Осиновое Плесо (исследовательская работа) Работу выполнила ученица 10 класса


НазваниеИсследование экологического состояния леса в районе п. Осиновое Плесо (исследовательская работа) Работу выполнила ученица 10 класса
Анкорисслед. работа.doc
Дата13.01.2017
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаissled_rabota.doc
ТипИсследование
#4574
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Осиноплесская средняя общеобразовательная школа»



Исследование экологического состояния леса в районе

п. Осиновое Плесо

(исследовательская работа)

Работу выполнила ученица 10 класса
Обгольц Анастасия Олеговна
Руководитель учитель биологии и географии
Сергеева Татьяна Яковлевна


2014

Содержание

Введение

3

Обзор литературы

5

Результаты исследования

1. Физико-географическая характеристика леса

6

2. Основные лесообразующие породы

6

3.Определение ярусного сложения леса

6

4.Оценка состояния древостоя

7

5. Определение количественного соотношения между видами растений леса

7

6. Состояние деревьев, выросших в разных условиях существования

8

7. Описание состояния кустарниковых и кустарничковых ярусов, травянистых растений

8

8. Вредители леса

8

Результаты работы

11

Перспективы работы

12

Литература

13

Приложения

14


Человек! «Остановись, не губи природу:
Не вырубай леса, не засоряй поля,
Не отравляй в озерах, в реках воду,
Она тебе как жизнь нужна».
Не создал ты не дерево, не речку,
Не птиц, что летают в облаках,
Не сотворил ты не одну зверушку,
Зачем все превращаешь в прах?

Введение

Человек и природа связаны между собой с древних времен. Тысячелетиями человек получал от природы все, ничего не давая взамен. И лишь недавно люди стали задумываться, что необходимо менять свое отношение к природе.

Окружающий мир обойдется и без человека, а вот человек без природной среды существовать не сможет.

На переломе XX-XXI вв. перед цивилизацией встала реальная угроза глобального экологического кризиса, смертельная опасность которого стала особенно очевидна сейчас. Изменение климата Земли, загрязнение воздушного бассейна разрушение озонового слоя, истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана, загрязнение земель, разрушение почвенного покрова, оскудение биологического разнообразия и многое другое, все это – глобальные проблемы человечества.


Особое место в жизни людей занимают леса. В последнее время стало заметно влияние человека на лес, в первую очередь – это гибель леса и вырубка. Эта проблема коснулась и окрестных лесов поселка Осиновое Плесо.

Целью моей работы является исследование экологического состояния ближайшего участка леса окрестностей поселка Осиновое Плесо.

Я поставила перед собой следующие задачи:
1) изучить литературу по теме растительный мир;
2) составить физико-географическую характеристику леса;
3) определить основные лесообразующие породы территории;
4) определить ярусное сложение лесного сообщества;
5) выявить количественное соотношение между видами растений леса;
6) оценить состояние древостоя леса; лесопатологические исследования основных древесных пород;

7) оценить повреждение леса энтомовредителями и человеком.

Актуальность темы

Эта тема актуальна в нашей местности, так как в последнее время мы наблюдаем гибель леса от насекомых - вредителей и антропогенного воздействия.

Практическая значимость

Данное исследование я предложу членам школьного лесничества и работникам местного Лесхоза для решения проблемы повреждения леса энтомовредителями.

Сроки проведения исследования

Исследования проводились с сентября по ноябрь 2013 года. Обработка данных исследования декабрь2013г.– март 2014г.

Обзор литературы

Для проведения данных исследований использовалась дополнительная литература и методические материалы. В качестве источника информации по исследованию ярусности леса использовался учебник А.О. Криксунова «Экология» 9 класс, где имеется информация о своеобразии лесов и их свойствах, о причинах ярусного расположения растений леса. В журнале «Биология в школе №3/2005 год в статье Самкова В.А. использовалась информация по определению ярусов и их значение, Аношин Р.М. Практикум по дендрологии и лесоводству. "Лесная промышленность". Источниками описания основных методик стали методический журнал «Биология в школе» и вкладыш «Учителю экологии», где предложены задания для проектов по исследованию лесного сообщества, так же применялись справочники, определители, журнал «Юннатский вестник».

Материалы и методика

Размер пробной площадки составляет 100 кв. м (квадратная площадка 10 * 10 м).


Основные методы: научный (изучение литературы), лабораторный, визуальный (наблюдение).

Приборы и оборудование: компас, линейка, рулетка, планшет, карандаш, бланки для записи результатов исследования.

Результаты исследования

  1. Физико-географическая характеристика леса

В качестве объекта исследования был выбран участок леса на юге от поселка Осиновое Плесо. Размер пробной площадки составляет 100 м2. Общий характер рельефа которого – равнинный, климат континентальный умеренный.

Визуальное наблюдение позволяет отнести почвы к подзолистым относительно плодородным по составу.

Наличие хвойных деревьев характеризуют его как хвойный тип леса, некоторые деревья имеют красный оттенок. Данный участок окружен болотами. На этой территории наблюдаются следы деятельности человека (срубленные деревья, свалки мусора, выпас скота).

Приложение 1: «Физико-географическая характеристика пробной площадки»

2. Основные лесообразующие породы
Основными лесообразующими породами являются пихта обыкновенная, сосна сибирская. Древостой двухярусный. Предельная высота I яруса – около 35-45 метров. В нем преобладает пихта, реже – сосна. Во II ярусе, высотой до 15 м, произрастают молодые растения пихты, по окраинам кустарники.

На участке 100 м2 насчитывается 22 особей пихты, сосны- 5.

Возраст пород деревьев пихты до 70 лет, сосны до 70 лет, диаметр стволов деревьев max (в см.): пихты 50 см, сосны – 40 см.
Приложение 2: «Описание древостоя».

3.Определение ярусного сложения леса

Растения на данном участке леса имеют разную высоту, поэтому их надземные части расположены в несколько ярусов. Распространение растений по ярусам связано с количеством света, которое определяет температурный режим и режим влажности в лесном сообществе на разной высоте.
Приложение 3: «Ярусы леса».

В данном сообществе встречаются лишайники, имеющие внеярусное расположение, т.к. не относятся ни к одному из ярусов, и, растущие на самих деревьях и кустарниках.

4.Оценка состояния древостоя
Оценка состояния древостоя оценивалась по шкале

Шкала визуальной оценки деревьев по внешним признакам

Таблица 1

Балл.

Характеристика состояния.

1

Здоровые деревья, без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме.

2

Ослабленные деревья. Крона слабоажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя часто с желтым оттенком. У хвойных деревьев нВ стволе смолотечение и отмирание коры на отдельных участках.

3

Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, сухая вершина, листья светло зеленые, прирост уменьшен или отсутствует.

4

Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие, недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком, отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60%. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселение короедами, усачами, златками.

5

Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая, осыпается или осыпалась. Кора на стволах отслаивается или осыпалась. Стволы заселены ксилофагами (потребители древесины).

Состояние древостоя леса оценивается по категориям.

Приложение 4: «Оценка состояния древостоя».

Расчет оценки состояния древостоя

Во время обследования деревьев на пробной площадке получены следующие данные.
Пихта обыкновенная: 22 дерева, баллы 1, 1, 1, 1, 1, 1, 2, 2, 2, 2, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 4, 4, 4.
Сосна сибирская: 5 деревьев, баллы 1, 1, 1, 1, 2.
Тогда общее число учтенных на площади деревьев составляет 27.
Рассчитываем коэффициенты состояния отдельных деревьев:
К пихты = (1+1+1+1+1+1+2+2+2+2+3+3+3+3+3+3+3+3+3+4+4+4)/22=2,4
К кедра = (1+1+1+1+2)/5=1,2

Определяем коэффициент состояния древостоя в целом по формуле:
К = (К пихты + К кедра)/2=(2,4 + 1,2)/2=1,8
Такое значение коэффициента состояния лесного древостоя позволяет оценить его как ослабленное.


Вид

Количество

Баллы состояния леса

Коэффициент древостоя

1

2

3

4

5

Пихта обыкновенная

22

6

4

9

3

-

2,4

Сосна сибирская

5

4

1

-

-

-

1,2

Итого

27

10

5

9

3

-

1,8


Древостой на данном участке леса ослабленный -1,8

К=1,6 – 2,5 –ослабленный древостой (II).

По данным лесопатологических исследования выявлено, что на данном участке количество

  • здоровых деревьев составляет - 52 %

  • спиленных - 13 %

  • поврежденных и больных — 35%


Количество поврежденных и больных деревьев свидетельствует о том, что в лесу не все условия для жизни деревьев являются благоприятными, а наличие спиленных – о негативном отношении человека к природе.

5. Определение количественного соотношения между видами растений леса

Для данного исследования применялась шкала обилия Друде.
Сплошной покров образует мох, отдельными участками на данной территории произрастает папоротник, земляника лесная, кисличка, майник, вороний глаз, черемша (колба) и другие. В древесном ярусе доминирует пихта обыкновенная, рассеяно – кедр сибирский, в кустарниковом – малина лесная, по окраинам – ива.

Приложение 5: «Шкала оценок обилия Друде»

6. Состояние деревьев, выросших в разных условиях существования
Состояние определялось среди деревьев, растущих в тесной группе, отдельно стоящих в лесу по следующим показателям: форме кроны, расположению кроны, расположению ветвей, облиствению, наличию отмерших веток, листьев.

Среди отдельно стоящих деревьях в лесу состояние хорошее: форма кроны широкая, густое расположение ветвей, густое облиствение, редко встречаются отмершие ветки и листья.

Деревья, растущие в лесу, в тесной группе имеют узкую форму кроны, редкое расположение ветвей, наличие множества отмерших ветвей и листьев, особенно у малых деревьев. В результате можно сделать вывод, что взрослые высокие деревья оказывают влияние на них и это сказывается на росте и развитии подроста.

Приложение 6: «Состояние деревьев, выросших в разных условиях».
7. Описание состояния кустарниковых и кустарничковых ярусов, травянистых растений
Описание проводилось по основным показателям: численность, высота, фенологическая фаза(Алехин В.А.).
Среди кустарниковых форм по численности преобладает малина высотой до 130 см., по окраинам ива высотой до 150 см. Растения находятся в фазе созревания семян.

Среди травянистых растений по численности преобладает земляника, которая образуют заросли высотой 7-15 см. Различные виды трав находятся в фенологической фазе - полного созревания.

Приложение 7: «Кустарниковые и кустарничковые ярусы, травянистые растения».

8. Вредители леса

Вредят лесам нашей местности еловый лубоед, пихтовый усач, непарный шелкопряд.

Еловый лубоед (короед-типограф) поражает хвойные деревья. Черно-коричневый жучок (тело до 5,5 мм в длину) просыпается после зимней спячки в конце апреля — начале мая и начинает летать и ползать в поисках подходящего дерева. Жук выбирает дерево и атакует его. Прежде всего, самец готовит брачную камеру. Самки включаются в работу позже, на них лежит ответственность за боковые маточные ходы. В ответвлениях находятся личиночные ходы для куколок. Подрастающие личинки прогрызают боковые ходы в лубе (мягкая ткань под корой). Появляется разветвленное «короедовое гнездо». Если его разрушить, то личинки очень быстро погибают.

Легко заметить насекомое по косвенным признакам. Например, ствол охотно долбит дятел. Короед привлекает и поползня. Крошечные круглые отверстия в коре свидетельствуют о том, что часть жуков успела вылететь. Мелкие опилки на коре и у подножья, древесная «мука» указывают на дерево, которое активно осваивается короедами. Нередко бурая хвоя на пихтах тоже является признаком присутствия жуков-типографов. Самый неблагоприятный прогноз для дерева — это отслоившаяся или упавшая с дерева кора, бурые мелкие опилки на голом стволе.

Пихтовый усач питается соком дерева, прокалывая у основания кору и высасывая его, тем самым прекращает доступ к фоинкам и они от этого желтеют.

Непарный шелкопряд-гусеница, поедающая почки бич хвойных насаждений, при массовом очаге поедает все побеги и происходит усыхание хвои. Сильные сибирские морозы придерживают его распространение, а недорубы, золомы на буреломе способствуют распространению непарного шелкопряда.

Этому небольшому жучку удается справиться с огромными деревьями. Букашка оказалась не столь простой, как кажется. Короеды (из отряда жесткокрылых) напоминают долгоносиков без вытянутой трубки на голове. У них при себе есть необходимый набор специальных «инструментов». Например, углубления с зубцами на надкрыльях. Личинки короедов толстые и безногие. Они белого цвета с большой коричневой головой.

Жуков, в первую очередь, привлекают ослабленные (по тем или иным причинам) деревья. Самки имеют отличное обоняние, действующее на расстоянии 500 — 1000 м. Самцы чувствуют запахи слабее. Обоняние помогает насекомым выбрать подходящую породу дерева определенной кондиции. В жизни короедов случаются свои трагедии. Хуже всего приходится первопроходцам, которые часто гибнут из-за смолы или сока жизнеспособных деревьев. Основная часть жуков перебирается на ствол лишь тогда, когда улавливает запах выброшенной наружу трухи. Они набрасываются на ослабленное дерево и заселяют его. Характер деятельности разных видов короедов (выбор породы дерева, система ходов и т.п.) настолько индивидуален, что специалисты способны «по почерку» классифицировать короеда-вредителя. Приложение 8: «Фотографии»

Для борьбы с насекомыми необходимо вести биологические меры – повесить как можно больше скворечников. Этим ежегодно занимаются школьники нашей школы.

         Результаты работы
Результаты исследования состояния древостоя.

Анализ состояния древостоя показал, что большинство деревьев находятся в удовлетворительном состоянии. Коэффициент состояния лесного древостоя  составляет 1,8, что характеризует ослабленный древостой. Это объясняется высокой межвидовой конкуренцией между деревьями, так как в среднем на 2м2 приходится 3-4 дерева. Деревья довольно высокие до 45 м, диаметр стволов от 8 до 40 см. А так же выявлено антропогенное  влияние на древостой и энтомовредители.

Определение  количественного  соотношения между видами растений леса.

 Сплошной покров образует мох, отдельными участками на данной территории произрастает папоротник, земляника лесная, кисличка, майник, вороний глаз, черемша (колба) и другие. В древесном ярусе доминирует пихта обыкновенная, рассеяно – кедр сибирский, в кустарниковом – малина лесная, по окраинам – ива.

Определение состояния деревьев, выросших в разных условиях существования.

На отдельно стоящих деревьях в лесу состояние хорошее: форма кроны широкая, густое расположение ветвей, густая листва, редко встречаются отмершие ветки и листья.

Деревья, растущие в лесу, в тесной группе имеют узкую форму кроны, редкое расположение ветвей, наличие множества отмерших ветвей и листьев, особенно у малых деревьев. В результате можно сделать вывод, что взрослые высокие деревья оказывают влияние на них и это сказывается на  росте и развитии подроста.

Определение рекреационной нагрузки на лес.

       В лесу встречаются необустроенные кострища, много тропинок разной степени вытаптывания, особая проблема – свалки бытового мусора.

Общие выводы

Результаты исследовательской работы следующие:

  1. Лес относится к типу хвойного.

  2. В лесу выделено пять ярусов.

  3. Определено количественное соотношение между видами растений леса.

  4. Выявлено состояние древостоя, растений кустарникового, травянистого ярусов.

  5. Определено состояние деревьев, выросших в разных условиях.

  6. Дана оценка состояния древостоя хвойного леса.

  7. Определены вредители леса.

Перспективы работы

Лес – это источник красоты и вдохновения, выполняет большую эстетическую роль. Поэтому я и ученики нашей школы хотели привлечь внимание учащихся школы и населения к проблеме леса путем исследовательской работы.

1. Ребятами нашей школы были оформлены листовки «Сохраним леса от пожаров», «Первоцветы», «Антипал». «О кедре сибирском замолвите слово» и другие и развешены по селу.

2. Проводили викторину о лесе.

3. Проводим акции «Очистим лес от мусора»

На следующий год планирую продолжить работу по исследованию лесных экосистем, в частности фауну данного участка леса.


Считаю, что данная работа поможет осознать, что лес – это богатство любой страны и нуждается в изучении и охране.

Благодаря исследованиям естественных объектов я получила реальную и достоверную информацию о состоянии лесов на территории Терсинского сельского поселения. Посредством экологических рейдов мы удостоверились о пагубном антропогенном влиянии на окружающую среду. Данная ситуация побудила нас принять посильные практические меры по устранению недостатков, развернуть пропагандистскую работу среди учащихся и населения.

Литература

  1. Аношин Р.М. Практикум по дендрологии и лесоводству. "Лесная промышленность". Учебно- методическое пособие. – М.1979.

  2. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно- методическое пособие. – М.: АГАР, 2000.

  3. Гладкий, Ю. Н. Лавров С. Б. «Дайте планете шанс». М: Просвещение 1995г.

  4. Журнал «Юннатский вестник»,

  5. Криксунова А.О «Экология» 9 класс.- М.»Дрофа», 2003г

  6. Куликова Г.В. Юному лесоводу. – М.: Россельхозиздат 1987.

  7. Лесная энциклопедия: В 2-х т. /Гл. ред. Воробьёв Г. И. – М.: Сов. энциклопедия, 1985.

  8. Небел В. «Наука об окружающей среде». М: «Мир» 1993г.

  9. Новиков В.С., Губанов И. А. Школьный атлас определитель высших растений. – М.: Просвещение, 1985.

  10. Краснобродов И.М., Крапивкина Э.Д., Ломоносова М.Н.и др. Определитель растений Кемеровской области – Новосибирск. Изд-во СО РАН, 2001.- 477с.

  11. Самкова В.А. Мы изучаем лес. – Сост. Самкова В.А. / под ред. И.Т. Суравегиной .- М.: Центр «Экология и образование» 1993.-112с.

  12. Самкова В.А. «Биология в школе» №3/2005 год «Определение ярусов и их значение»




перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей