Главная страница
qrcode

Педагогическая запущенность детей, ее динамика в дошкольном и младшем школьном возрасте


Скачать 21.46 Kb.
НазваниеПедагогическая запущенность детей, ее динамика в дошкольном и младшем школьном возрасте
АнкорПедагогическая запущенность детей.docx
Дата13.11.2017
Размер21.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПедагогическая запущенность детей.docx
ТипДокументы
#31338
Каталог

Педагогическая запущенность детей, ее динамика в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Педагогическая запущенность (ПЗ) в детском возрасте есть такое состояние личности ребенка, которое является следствием недостатков, искажений, отклонений в знаниях, общем развитии ребенка, его отношениях с окружающим миром, вызванных педагогическими причинами, и следовательно, поддающихся устранению педагогическими средствами.

Группы причин ПЗ:

1.недостатки семейного воспитания ребенка:

- низкий культурный и педагогический уровень родителей

- отрицательный психологический микроклимат семьи

- неполноценность структуры семьи

-неправильное отношение родителей к ребенку (подавление личности, угрозы, физические наказания)

-незнание или невыполнение родителями требований по подготовке ребенка к обучению в школе, оказании ему помощи в учении

-отсутствие четкой организации жизни и деятельности ребенка в семье, безнадзорность ребенка в быту

-нарушение единства требований к ребенку, их последовательности

2.недостатки обучения и воспитания в ДОУ и школе:

- слабое знание педагогом ребенка, условий его воспитания в семье

-недостаточная подготовка родителей будущих первоклассников

-отсутствие учета эмоционального состояния ребенка при организации воспитательно – образовательной работы с ним

-недостаточное руководство межличностных отношений в группе, игровыми отношениями детей

-преобладание методики негативного стимулирования деятельности и познания ребенка

-перенос в школу сложившихся в семье и ДОУ негативных установок и отношений к ребенку

-общие недостатки воспитательно – образовательной работы в группе

-отсутствие преемственности и взаимодействия в работе семьи, ДОУ и школы по профилактике ПЗ

3.личностные недостатки ребенка:

-отставание в общем развитии, неравномерность, слабость представлений об окружающем мире, недостаточное физическое развитие, влияющее на работоспособность, утомляемость ребенка

-неподготовленность, отсутствие интереса к ВВД (ролевая игра, учение)

-неумение преодолевать трудности

-нравственная невоспитанность

Вывод: рассмотренные внешние и внутренние причины ПЗ детей играют роль предрасполагающего, но вовсе не фатально действующего фактора. Т.о., ПЗ не находится в прямой зависимости от возраста, пола, качеств личности ребенка. Но, при стечении неблагоприятных обстоятельств, дети с большими личностными недостатками оказываются больше подвержены негативным влияниям.

Условия возникновения и развития ПЗ:

  1. Если дефекты семейного воспитания, ошибки обучения и воспитания в ДОУ сочетаются между собой

  2. Если влияние негативных внешних факторов имеют относительную длительность во времени или высокую степень действия

  3. Если эти воздействия приходятся на наиболее сензитивный период развития ребенка (раннее детство)

  4. Если негативным воздействиям на ребенка не противопоставляются профилактические меры

Сущность ПЗ ребенка заключается в его необразованности, неразвитости и невоспитанности, вызванные педагогическими причинами.

ПЗ

необразованность

неразвитость

невоспитанность

Неуспешность в сюжетно-ролевой игре, предпочтение предметных игр, неготовность к школе, несоответствие уровня представлений ребенка об окружающем мире возрастным требованиям, отсутствие/слабая мотивация учения, неумение выделять учебные задачи в ходе игровой, трудовой и познавательной деятельности.

Внешне: устойчивая нелюбознательность, ненаблюдаемость, отсутствие интереса к познавательной деятельности, интеллектуальная пассивность, безинициативность, неуверенность, несамосоятельность, недобросовестность, быстрая утомляемость

Неразвитость психических, познавательных процессов, отставание в развитии эмоционально – волевой сферы, неправильное развитие индивидуально – психических качеств личности, мышление – вязкое, конкретное; бедное воображение, слабая память, неуравновешенность эмоций, слабоволие, упрямство, негативизм.

Внешне: грубость, непослушание, недисциплинированность, неорганизованность. Часто: лживость, нескромность, подозрительность, обостренное самолюбие, озлобленность, жестокость, агрессивность или заниженная самооценка, замкнутость, недоверчивость.

Но! Сущность ПЗ и ее симптомы не всегда совпадают. Например: грубость, расторможенность, неуравновешенность могут быть связаны с нервно – психическими расстройствами, хроническими соматическими заболеваниями, пограничными состояниями, а также носить ситуативный характер. Поэтому стоит вопрос о дифференциации ПЗ от сходных с ней состояний. При ПЗ органика ребенка не нарушена, а задержка темпов развития, нервные расстройства носят вторичный характер и обусловлены педагогическими причинами. Необходима специальная диагностика, глубокое медицинское обследование детей.

Степени ПЗ:

  1. Легкая (латентная): характеризуется незначительными, трудно отличающимися от возрастных проявлений отклонениями в социальном и нравственном развитии ребенка. В ней преобладают «положительные» свойства, степень проявления которых сильная и средняя; отрицательные качества обычно однородны по своему составу, степень проявления их средняя и слабая, характер проявления ситуативный, эпизодический. Отношение к ВВД невыраженное, обнаруживаются первые симптомы неуспешности в ней из-за начинающегося проявляться отставания в развитии психических процессов, отсутствия соответствующего возрасту уровня знаний, умений, навыков. Ребенок чаще всего испытывает влияние педагогически несостоятельной или конфликтной семьи; он «списывает» неправильные образцы поведения и отношений в семье.

  2. Средняя (начальная): углубление отклонений в социальном и нравственном развитии ребенка. Положительные свойства личности преобладают, но имеют среднюю и слабую степень проявлений. Негативные черты выражаются в средней, иногда в яркой форме. Они становятся более разнородны, но эпизодически по проявлениям. Отношение к высшей деятельности – равнодушное. В силу длительного влияния конфликтной, часто аморальной, семьи неправильно формируются нравственные представления, усваивается отрицательный социальный и нравственный опыт. Отсутствие четкого режима в семье ведет к безнадзорности.

  3. Высокая: характеризуется выраженными отклонениями в развитии психики и деятельности ребенка. Негативные качества проявляются в средней и сильной степени. Они переходят в черты характера, начинают определять направленность личности. Удельный вес положительных качеств уменьшается. Отношение ребенка к высшей деятельности – отрицательное (в связи с длительным неуспехом в ней). Неразвитость психических процессов, искажение в развитии нравственной, эмоционально-волевой сферы вызваны не только дефектами семейного воспитания, но и недостатками воспитательно-образовательной работы. В быту ребенок безнадзорен, предоставлен самому себе.

Этапы диагностики ПЗ:

  1. Исключение сходных с ПЗ состояний на основе глубокого медицинского обследования детей.

  2. Исключение нарушений, связанных с возрастными и ситуативными проявлениями путем введения контрольных групп (дети в норме).

  3. Использование диагностических анкет – характеристик для выявления общих признаков ПЗ.

  4. Углубленное изучение личности педагогически запущенных детей

Общие черты Пия (не смогла расшифровать слово) педагогически запущенных дошкольников и младших школьников:

  1. Подражание плохим примерам

  2. Возмещение (в большинстве случаев неосознанное, интуитивное, в виде эмоционально-окрашенных реакций, стремление ребенка возместить свою несостоятельность в каком-то виде деятельности, неудовлетворенность отношений со сверстниками путем шалостей, проказ, озорства, грубости и т.д.).

  3. Увлечение (неумение ограничить удовлетворение положительных интересов и склонностей в разумных пределах,проявление отрицательных наклонностей).

  4. Подчинение мнению других (неумение отклониться от негативных влияний в группах свободного общения – в подъездах, на улице).

  5. Освобождение - как демонстрация ухода ребенка из-под излишней опеки, насилия над личностью, лишения его самостоятельности, выражающееся в стремлении ребенка «уйти на улицу», бродяжничество.




перейти в каталог файлов


связь с админом