Главная страница
qrcode

Логопедические_карты_для_диагностики_речевых_нарушений_Е.Д._Дмитрова. Исследование речевых и неречевых функций


НазваниеИсследование речевых и неречевых функций
АнкорЛогопедические карты для диагностики речевых нарушений Е.Д. Дмитрова.pdf
Дата20.05.2017
Размер3.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLogopedicheskie_karty_dlya_diagnostiki_rechevykh_narusheniy_E_D_
оригинальный pdf просмотр
ТипИсследование
#20291
страница2 из 7
Каталог
1   2   3   4   5   6   7
Степень выраженности заикания в различных речевых
формах
• спонтанная речь______________________________________
• сопряженная речь отраженная речь______________________________________
• чтение пересказ шепотная речь________________________________________
• ритмизированная речь_________________________________
• стихотворная речь____________________________________
• пение _______________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Эмболофразия _____________________________________
_______________________________________________________ Уловки (речевые, двигательные, психологические) ______
_______________________________________________________
_______________________________________________________

18 Сопутствующие движения ___________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Логофобия ________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________ Заключение Рекомендации
_____________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________

19 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИИ Фамилия, имя, отчество ___________________________________ Возраст Произносительная сторона речи. Степень разборчивости речи:
• Речь невнятная, малопонятная для окружающих __________ Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная ____ Разборчивость речи не нарушена ________________________
2. Темп речи (норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание. Ритм речи (норма, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов)__________________________________
Дыхание
(свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неров- ное)
• Физиологический вдох (глубокий, недостаточный, короткий, прерывистый) физиологический выдох (продолжительный, укороченный, наличие гиперкинезов: ригидность) Дифференциация носового и ротового выдоха ____________ Наличие нижне-диафрагмального дыхания _______________ Речевой выдох (короткий, прерывистый, достаточный, наличие гиперкинезов, ригидность) Голос сильный, звонкий) Недостаточная сила голоса, слабый, тихий, истощающийся по мере говорения Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, ги- перназализованный, носовая эмиссия) Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций голос маломодулированный или немодулированный, монотонный)
__________________________________________________________
__________________________________________________________

20 Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции
(N, нарушение) ________________________________________
__________________________________________________________ Строение и подвижность органов артикуляции
Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический пар, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия Лицевая мускулатура
• Гипомимия __________________________________________ Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония Сглаженность носогубных складок ______________________ Оральные синкинезии Тремор подбородка ___________________________________ Асимметрии _________________________________________
• Гиперкинезы Ригидность __________________________________________
Губы
(толстые, тонкие, М) Тонус (гипертонус, гипотонус, дистония, N) Подвижность (малоподвижные, подвижные) Наличие расщелин или послеоперационных рубцов ________
Зубы
• Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы, N __________________________ Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный) ______________________________________
Твердое нѐбо готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N) _______________________________
Мягкое нѐбо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы, субмикозная щель, уву- ля) _______________________________________________________ Язык (толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная подъязычная связка) Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N)
• Гиперкинезы, тремор Девиация (отклонение) языка вправо/влево Посинение кончика языка _____________________________

21 Объем артикуляционных движений языка строго ограничен, неполный, полный) Язык не выводится из полости рта Верхний подъем Боковые отведения (повороты вправо/влево) Пощелкивание Облизывание губ Умение удержать артикуляционную позу ________________ Способность к переключению __________________________
Гиперсаливация Жевание не жует твердую пищу, затруднено, N) Глотание (поперхивается, не нарушено)
Фонетико-фонематический строй речи
С С' З З' Ш Ж Ч Щ Ц Р Р' Л Л' Н КГ ХМ Й Ф В П Б Т ДА Э Ы ИО у Нарушение звукопроизношения

1. Сформирован недостаточно (пропуски, искажения) _______ Усредненность гласных (нарушена лабиализация) Недостаток произношения звонких согласных Недостаток произношения глухих согласных Недостаток произношения мягких согласных _____________ Недостаток произношения твердых согласных палатализация. Изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазан- насть речи. Фонетический строй речи сформирован достаточно, в пределах возрастной нормы

22 Нарушение дифференциации звуков

__________________________________________________________
__________________________________________________________ Заключение
__________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
_________________________ Рекомендации ________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

23 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
(ОНР, ЗРР, АЛАЛИЯ)
Анамнез
1. В каких условиях воспитывается ребенок (с кем, посещает ли дошкольные учреждения. Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка:
• есть / нет быстроговорение у членов семьи или близких родственников (отметить, у кого)
• позднее появление речи у родителей (отмечалось / нет, отметить, у кого и когда появилась
Понимание речи
• когда стал реагировать на обращение ____________________ когда стал различать голоса родных когда стал соотносить слова с предметами ________________ когда стал соотносить слово с картинкой Время появления у ребенка:
• гуления, какие звуки преобладали _______________________
• лепетных слов цепочки лепетных слов простой фразовой речи развернутой фразовой речи Особенности отношения родителей к речи ребенка (под-
черкнуть)
• поддразнивающее
• требовательное
• чрезмерно внимательное
• адекватное
Получал ли логопедическую помощь (если да, то какую, в течение какого времени, каковы были результаты) ___________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

24 Особенности общения общается с детьми ____________________________________
— своего возраста старше себя младше себя
• предпочитает находиться (играть) один Игры и интересы какие игрушки любит как использует игрушки _______________________________
— неосмысленно манипулирует попавшимися под руку игрушками использует игрушки по назначению организует сюжетную игру
• как относится к своим игрушкам ________________________
— игрушка быстро надоедает ломает игрушки проявляет интерес только к новым игрушкам предпочитает одну, любимую, игрушку
• как играет (молча или сопровождает игровые действия различными звукосочетаниями, словами)
Поведение ребенка на приѐме
• как вступает в контакт ________________________________
• негативистические реакции ____________________________
• аутистичные черты понимание обращенной речи___________________________
• игровая деятельность__________________________________
• проявления педагогической запущенности реакция родителей на поведение ребенка на приеме _______ Исследование зрительного гнозиса цветовой и предметный гнозис)
подбор по образцу называние цветов подбор по образцу геометрических фигур подбор по образцу букв подбор по образцу цифр _______________________________

25 Слуховой гнозис
• различение ритмических последовательностей
• узнавание и воспроизведение мелодий
Сомато-сенсорный гнозис
• пробы на локализацию прикосновения
• перенос позы кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами Анализ элементарных компонентов движений пройти по комнате попрыгать на одной ноге сжать руку
Оптико-кинетическая организация движений сложить первый и второй пальцы в кольцо сделать козу сделать «зайчика
»
Состояние конструктивного праксиса рисование без образца складывание разрезанных картинок складывание матрешки складывание из палочек пространственно организованных структур Состояние аппарата артикуляционной моторики тонус _______________________________________________ активность __________________________________________ объем движений ______________________________________ точность выполнения длительность добавочные и лишние движения ________________________ Речевой статус

Импрессивная речь Нулевой уровень реагирует на свое имя реагирует на интонацию поощрения или запрещения

26 Ситуативный понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром знает имена своих близких знает названия своих игрушек может показать части тела у себя, своих близких, у игрушек
Номинативный
• хорошо ориентируется в названиях предметов
• хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках
Предикативный
• знает много названий действий
• ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к предметам, с которыми совершает действия
• различает значение некоторых первообразных предлогов
Расчлененный
различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, приставками, суффиксами)
Выполнение заданий отметить, какие инструкции выполняет на обследовании, что выполняет дома)
Понимание целостных словосочетаний
обними маму
поцелуй папу
пожалей бабушку
• поиграй в ладушки
закрой глаза помаши ручкой
возьми маму за руку и иди домой Понимание названий знакомых игрушек
• покажи зайчика, машину, собачку
• возьми зайчика, машину, собачку
• дай зайчика, машину, собачку
Понимание названий предметов, используемых в быту
Может ли показать части своего тела, части тела куклы, игрушечных животных
Может ли узнать знакомые предметы, изображенные на картинках

27 Узнавание действий на сюжетных картинках

• на сюжетных картинках одно и тоже лицо совершает разные действия покажи, где мальчик спит (ест, идет покажи, какой мальчик спит (ест, идет покажи, кто здесь спит (ест, идет)

• на сюжетных картинках действия выражены возвратными глаголами покажи, кто как одевается (умывается, причесывается,

катается)
на сюжетных картинках изображены действия, сходные по ситуации покажи, кто здесь умывается, а кто вытирается покажи, какой мальчик рисует, а какой пишет покажи, кто прыгает, а кто бежит
Может лис помощью вопросов к сюжетным картинкам понять направленность действия, объект действия, место дейст-
вия.
чем девочка ест
• что девочка ест
• на чем девочка сидит
Понимание просьб, вопросов, связанных с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных
местах
давай уберем игрушки в шкаф
подойди кокну сядь за стол
• поставь ножки под стол
положи ручки на стол
Узнавание предметов по их назначению (с использованием предметных картинок)
• покажи, из чего ты пьешь
покажи, что ты надеваешь на ножки
• покажи, чем причесывают волосы
покажи, чем копают песок Выполнение многозвенных инструкций
налей в стакан воды и дай его бабушке
возьми у меня карандаши и убери их в шкаф
зайчика отнеси маме, а куклу положив шкаф

28 мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать Понимание названий признаков предметов

• принадлежности отдельных предметов (покажи, где мой платок а где твой)
• понимание словесных обозначений таких признаков, как короткий, длинный, узкий, широкий, высокий, низкий и т.п.
• умение сравнивать два предмета по величине (Какой кубик больше Какая веревочка толще) Понимание элементарных временных отношений давно — недавно, вчера — сегодня)
Понимание грамматических форм слов Единственное и множественное число существительных Уменьшительно-ласкательные суффиксы Единственное и множественное число глаголов Мужской и женский род глаголов прошедшего времени Префиксальные изменения глагольных форм Глаголы совершенного и несовершенного вида Предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов исключается подсказывающая ситуация)
• на стол ставят коробку с крышкой и кладут плоский кружок Положи кружок НА коробку, ПОД коробку, В коробку, ЗА коробку, ПЕРЕД коробкой»
• на стол ставятся две коробки с крышками в одну из коробок кладется плоский кружок, второй такой же кружок кладется во вторую коробку Достань кружок ИЗ коробки, достань кружок ИЗ-
ПОД коробки»
• «Положи карандаш ПЕРЕД коробкой, ЗА коробкой, МЕЖДУ коробками»
Понимание единственного и множественного числа имен прилагательных Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)
Понимание формы рода имен прилагательных Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)
Понимание некоторых падежных окончаний и конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой Покажи ложкой карандаш, карандашом ложку...»)
Понимание родовых признаков предметов, выраженных личными местоимениями в косвенных падежах

29 Экспрессивная речь

Отсутствие вербальной речи
• виды невербального общения просьбы (дать что-нибудь) ____________________________
— приветствия ________________________________________
— попытки дать что-нибудь другому человеку _____________
— попытки привлечь внимание интонационная окрашенность вокализаций и псевдослов
__________________________________________________________ есть ли звукоподражания мимика использование жестов пробует ли договаривать рифмы при чтении стихов
• фиксировать все лепетные псевдослова, количество слогов в них
Односложные предложения Предложения из аморфных слов Первые формы слов Усвоение флексийной системы языка Усвоение служебных частей речи Усвоение морфологической системы языка Усвоение частей речи
• существительные глаголы _____________________________________________ прилагательные местоимения наречия служебные слова Объем предложения отметить, какие использует) Синтаксические отношения

• падежные формы _____________________________________ множественное число существительных, прилагательных
• формы глаголов______________________________________
• словоизменения прилагательных _______________________ дифференциация предлогов ____________________________

30
Словообразование
• суффиксы (уменьшительные существительные детеныши животных профессии уменьшительная форма признаков предметов образование прилагательных от других частей речи)
• глагольные префиксы антонимы
Согласование
• прилагательных с существительными (в именительном падеже мужского и женского рода единственного числа, множественного числа, в косвенных падежах)
Звукопроизношение
____________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________ Фонематические процессы Заключение __________________________________________ Рекомендации ________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

31 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом