Главная страница
qrcode

Логопедические_карты_для_диагностики_речевых_нарушений_Е.Д._Дмитрова. Исследование речевых и неречевых функций


НазваниеИсследование речевых и неречевых функций
АнкорЛогопедические карты для диагностики речевых нарушений Е.Д. Дмитрова.pdf
Дата20.05.2017
Размер3.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLogopedicheskie_karty_dlya_diagnostiki_rechevykh_narusheniy_E_D_
оригинальный pdf просмотр
ТипИсследование
#20291
страница3 из 7
Каталог
1   2   3   4   5   6   7
Анамнез
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Жалобы Особенности голоса, его силы и тембра:
нормальный, высокий, низкий, глухой, дрожащий, сиплый, хриплый, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония
Изменения тембра голоса ______________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________ Характер голосообразования и атаки голоса:

твердая, мягкая, придыхательная Ощущения в гортани:

сухость, першение, желание откашляться, чувство инородного тела, затруднения при глотании, поперхивание жидкой/твердой пищей
Особенности дыхания:
без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное, недостаточность дыхания при ходьбе.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

32
Фонационный выдох достаточный, укороченный, резко укороченный, речь на вдох.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________ Темп, ритм речи норма, замедленный, ускоренный, дизритмия, тахилалия, бра- дилалия, заикание.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________ Время максимальной фонации:
максимально длительное произнесение гласного звука после предварительного вдоха. (Измерение проводится три раза и высчитывается средний показатель)
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________ Интонационные особенности речи Исследования проводят с использованием различного речевого материала изолированных звуков, слогов, слов, предложений вопросно-ответной формы речи, чтения стихотворных и прозаических текстов Заключение __________________________________________
___________________________
___________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ Рекомендации ________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

33 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РИНОЛАЛИИ
1) Состояние артикуляционного аппарата
(строение и функция):
Губы
— наличие послеоперационных рубцов, толстые, тонкие, без патологии Верхняя губа
Норма Укорочена Подвижность — достаточна, ограничена Переключаемость движений — достаточна, недостаточна
Преддверие полости рта — глубокое, неглубокое, не сформировано, сформировано Зубы — крупные, мелкие, редкие
Зубной ряд — сформирован, не сформирован
Прикус — нормальный, прогения, прогнатия, открытый (боковой, передний. Сужение верхней челюсти, протрузия (выступание межчелюстной кости)
Язык — форма и размер — обычные массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий
Корень языка — норма, гипертрофия
Кончик языка — истонченный, широкий
Подъязычная связка — норма, короткая, спайка с тканями подъязычной области
Позиция в полости рта — правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта
Подвижность языка достаточная, недостаточная
Переключаемость движений — достаточная, недостаточная
Проверка производится с помощью традиционных артикуляционных проб иголочка, лопаточка, чашечка, часики, маляр, почисти зубки, лошадки и т. д.
Тонус мышц языка — норма, повышен, понижен
Наличие тремора (мелкого дрожания языка, девиации (отклонения языка в сторону, гиперсаливации (повышенного слюнотечения Твердое нѐбо
— неоперированная расщелина, сформированное твердое нѐбо — широкое, узкое, плоское, высокое, готическое разновидность высокого, наличие дефектов переднего или среднего отделов твердого нѐба
Мягкое нѐбо — неоперированная расщелина, сформированное мягкое нѐбо — короткое, длинное, подвижное, малоподвижное
Состояние мимической мускулатуры в покое и динамике — наблюдается ли патологическая активность лицевых мышц, компенсаторные гримасы при фонации
Детям предлагают сделать веселое лицо (засмеяться, сердитое лицо (нахмурить брови, поднять брови, прищурить поочередно правый и левый глаз, надуть щеки, втянуть щеки и т. д. Состояние дыхательной функции:
• физиологическое дыхание;
• фонационное дыхание.
Оценка физиологического дыхания — определение типа ключичный, грудной, нижнереберный-диафрагмальный.
Оценка фонационного (речевого) дыхания — длительность и направленность ротового выдоха при фонации (в момент речи) и наличие носовой эмиссии. Состояние голосовой функции:
• тембр голоса;
• высота голоса;
• сила голоса.
Предложить ребенку произносить слова или фразы шепотом, тихим, громким голосом, меняя громкость произнесения отраженно за логопедом.
Высота голоса определяется с помощью пения гамм враз- личных диапазонах или произнесения слови фраз с повышением или понижением голоса. Состояние звукопронзношения
• изолированное произнесение звуков
__________________________________________________________ повторение слови фраз отраженно

35 произнесение звуков в спонтанной речи
__________________________________________________________ Примерный перечень слов для отраженного произнесения пони, пена, баба, белый, Вова, Витя, Фома, Филя, Таня, тетя, дом, дядя, сова, сено, зайка, Зина, шапка, жук, цапля, щетка, чай, лапа, Ляля, рыба, река. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры, например На Тане пальто. Просодическая сторона речи
• мелодико-интонационная выразительность речи
__________________________________________________________
__________________________________________________________
• темпо-ритмическая организации речи Исследование проводится на материале стихотворений, сказок, поговорок. Состояние фонематического восприятия и способности к фонематическому анализу:
• дифференциация изолированных звуков
• на уровне слогов
• на уровне слова
Задания
• Ребенка просят определить пары звуков, используя игровые моменты Кто как жужжит — «з-з-з»: комар, «ж-ж-ж»: жук дифференциация [з]-[ж]); «с-с-с»: вода течет, «ш-ш-ш»: змея шипит (дифференциация [с]-[ш]); «д-д-д»: играем на барабане, «т-т-т»: стучат колеса поезда (дифференциация д-т); «р-р-р»: собака рычит,
«л-л-л»: самолет гудит — где собака, а где самолет.
• Для дифференциации слогов предлагаются слоговые ряды, в которых нужный слог выделяется поднятием руки.
• Для проверки фонематического восприятия на уровне слова ребенку предлагают картинки, названия которых отличаются одним звуком «мишка»-«миска», «козы»-«кожи», «коза»-«коса», «зуб»-
«суп», «том»-«дом», «удочка»-«уточка», «вата»-«фата», «башня»-
«пашня», «лак»-«рак». Требуется определить, разные это слова или одни и те же. Дети показывают картинки, объясняя значение слови повторяют их за логопедом.

36 Для того чтобы трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации, необходимо предлагать задания, исключающие артикулирование.
7. Состояние активного и пассивного словарного запаса существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий. Состояние грамматического строя речи
• характер употребления ребенком грамматических конструкций умение согласовывать прилагательные с существительными вроде, числе и падеже числительные с существительными употребление числа ирода глаголов использование предложных и беспредложных падежных форм существительных. Заключение __________________________________________ Рекомендации ________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

37 КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДОХ ЛЕТ Параметры изучения Возраст
0,5 1 1,5 2 2,5 3 Общая моторика Поднимает голову, лежа на животе
+ Опирается на локти
+ Пытается сесть
+ Переворачивается
+ Поднимается и удерживает на ногах вес тела+ Сидит самостоятельно
+ Ползает
+ Самостоятельно стоит
+ Самостоятельно ходит
+ Наклонившись, поднимает предмет с пола
+ Встает самостоятельно
+ Поднимает предмет, присев на корточки
+ Бегает
+ Идет по лестнице с опорой
+ Идет спиной вперед
+ Бьет по мячу ногой
+ Сидит на корточках
+ Поднимается по лестнице без опоры
+ Спускается по лестнице с опорой
+ Сохраняет равновесие при ходьбе
+ Прыгает обеими ногами
+

38 Продолжение табл. Параметры изучения Возраст
0,5 1 1,5 2 2,5 3 Ходит на носках
+ Спускается по лестнице без опоры
+ Пробегает 15 м
+ Перепрыгивает через черту
+ Спрыгивает с последней ступеньки
+ Самостоятельно приседает и встает
+ Стоит на одной ножке
+ Повторяет движения за взрослыми
+ Перешагивает через препятствие
+ Ручная моторика Сжимает предмет в руке
+ Тянет предметы к себе
+ Играет своими руками
+ Тянется в направлении объекта
+ Тянет предметы в рот
+ Берет 2 предмета сразу
+ Трясет предметы
+ Перекладывает предметы из одной руки в другую
+ Исследует предметы
+ Хватает предметы большими указательным пальцами
+ Стучит предметами друг о друга
+ Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно
+ Использует указательный палец при показе
+

39 Продолжение табл. Параметры изучения Возраст
0,5 1 1,5 2 2,5 3 Бросает мячик двумя руками
+ Пьет из чашки
+ Распаковывает предмет
+ Бросает бусинку в бутылочку
+ Открывает крышечку коробочки
+ Рисует каракули
+ Раздевается самостоятельно
+ Переворачивает странички
+ Достает бусинку из бутылочки
+ Бросает мячик одной рукой
+ Ест ложкой
+ Надевает бусинки на проволоку
+ Складывает лист бумаги пополам
+ Переливает воду из сосуда в сосуд
+ Рисует круги, правильно держа карандаш
+ Застегивает пуговицы
+ Формируется предпочтение руки
+
Праксис
1
Кинестетический праксис Покажи ушки (2-3 п. правая левая Покажи рожки (2-3 п. правая левая Сложи колечко (1-2, 3, 4, 5). правая левая
1
Праксис — адекватно координированное действие, сопровождающееся развѐрнутым контролем, которое может нарушаться при поражениях головного мозга различной локализации

40 Продолжение табл. Параметры изучения Возраст

0,5 1 1,5 2 2,5 3 Оральный праксис Облизывает ложку
+ Пьет из чашки
+ Выплевывает еду кончиком языка
+ Жует твердую пищу
+ Движение губами при словах «ам-ам»
+ Динамический праксис Перебор пальцев (1-2, 3, 4, 5 и обратно) правая левая
+ Воспроизведение ритмических структур
1 1 правая левая
+
1 11 правая левая
+ Конструктивный праксис Собирает пирамидку из х колечек
+ из х колечек
+ Строит башню из кубиков
+ из х кубиков
+ из 6-ти кубиков
+ Доска Сегена; круг, квадрат, треугольник
+ Сложение фигур
2 части.
+
3 части
+ Сложение из палочек (2—4)
+ А) по образцу Б) по памяти

41 Продолжение табл. Параметры изучения Возраст

0,5 1 1,5 2 2,5 3
Гнозис
1
Зрительное восприятие Следит глазами за движущимся объектом
+ Фиксирует взгляд на лице
+ Следит за удаляющимся объектом
+ Рассматривает предмет в руке
+ Видит на столе горошину
+ Оба глаза смотрят прямо
+ Наблюдает за движущимся человеком
+ Следит за упавшим предметом
+ Рассматривает свои руки
+ Узнает свою бутылочку
+ Находит накрытый предмет
+ Предпочитает определенную игрушку
+ Наблюдает за своим отражением
+ Следит за катящимся мячиком
+ Рассматривает яркие картинки
+ Подкладывает предметы к их изображениям
+ Следит за манипуляциями с предметами на столе
+ Различает 2 предмета разного размера
+ Различает 2 разные геометрические формы
+
1
Гнозис — философский термин, обозначающий знание. В нейропсихологии «гнозис» — собирательное понятие для процессов опознания стимулов разной модальности (зрительная, слуховая и т. д)

42 Продолжение табл. Параметры изучения Возраст

0,5 1 1,5 2 2,5 3 Знает свою одежду
+ Находит 2 спрятанные предмета
+ Лицевой гнозис Узнает близких родственников
+ Узнает соседей и гостей
+
Зрительно-пространственное восприятие Узнает знакомые места
+ Слуховое восприятие Пугается громких звуков
+ Реагирует на звуки во сне
+ Замирает, услышав тихий звук
+ Смотрит на говорящего
+ Прислушивается к пению, музыке
+ Вертит головой в поисках источника звука
+ Реагирует на успокаивающий тон взрослого
+ Прислушивается к шагам
+ Реагирует на шепотную речь
+ Реагирует на строгий тон
+ Поворачивает голову на звук
+ Различает на слух 2 удара
+ Определяет и показывает направление звука Вверху Внизу Слева Справа
+

43 Продолжение табл. Параметры изучения Возраст

0,5 1 1,5 2 2,5 3 Дифференциация звучащих игрушек Бубен — флейта Металлофон — молоток Две погремушки Два колокольчика
+ Цветовой гнозис Различает 2 цвета
+ Подбирает парные картинки из ряда
(4 + основные цвета)
+
Сомато-пространственный гнозис Показывает части тела на кукле
+ Показывает части тела на себе
+ Показывает 6 названных частей тела
+
Импрессивная речь Понимает смысл сказанного
+ Смотрит в сторону называемого человека
+ Реагирует на просьбу Иди ко мне
+ Понимает смысл просьбы Открой рот
+ Реагирует на свое имя
+ Указывает на х названных людей
+ Указывает на 4 названных предмета
+ Понимает вопрос Хочешь
+ Понимает ласковые слова и «баю-бай»
+ Понимает призыв гулять
+

44 Продолжение табл. Параметры изучения Возраст

0,5 1 1,5 2 2,5 3 Понимает смысл 20 слов
+ Показывает 8 названных предметов
+ Показывает 4 названных людей
+ Понимает До свидания, Пока
+ Выполняет просьбу Дай мне еще один
+ Понимает просьбу Уложи куклу +
+ баиньки
+ Понимает двойное обозначение места Положив спальню на кровать, на стол в кухне+ Выполняет двойную просьбу
+ Понимает глаголы на картинке
+ Сформированы понятия один — много
+ Экспрессивная речь Лепечет
+ Издает звуки в ответ на реплику взрослого
+ Выражает эмоции звуками
+ Подражает звукам
+ Произносит 4 различных слога
+ Выражает желание звуками
+ Звуки а, о, ум, б, п
+ Произносит 2 слова
+ Подражает звукам х животных
+ Повторяет за взрослым 2 слова
+ Выражает желание словами
+

45 Окончание табл. Параметры изучения Возраст

0,5 1 1,5 2 2,5 3 Звуки н, л, д, т, в, ф
+ Использует 5 слов
+ Называет х людей по имени
+ Называет 4 предмета
+ Называет 2 вида деятельности
+ Использует 10 слов
+ Называет себя по имени
+ Говорит там, уйди, пожалуйста, спасибо
+ Называет 2 свойства предмета
+ Произносит фразу из х слов
+ Употребляет местоимения он, она, оно
+ Употребляет слова еще, опять, много
+ Повторяет фразу из четырех слов
+ Спрашивает Что это
+ Произносит фразу из трех слов
+ Разговаривает с игрушками
+ Звуки р, с, ш, ч, ц, щ
+ Мышление Распределяет предметы на две группы
+ Находит поставленный на новое место предмет
+ Сортирует ложки и вилки
+ Раскладывает 2 пары картинок в отдельные стопки
+ Сортирует чайные и столовые ложки
+

46 КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ Х ЛЕТ Учитываются сила движений, точность движений, темп движения, координация движений, переключение от одного движения к другому года

• Ездит на трехколесном велосипеде
• Проносит 3 м стакан с водой
• Идет по полосе длиной 3 м
• Прыгает на 20 см в длину и на 5 см в высоту
• Поднимается по лестнице без опоры года

• Шагает, размахивая в такт руками
• Удерживает равновесие на каждой ноге (2-3 сек.)
• Подпрыгивает на одной ноге
• Делает 5 прыжков подряд на двух ногах
Спрыгивает двумя ногами с дивана
• Спускается по лестнице с переменой ног
• По сигналу переходит с бега на ходьбу лет

• Мяч бросает вверх, ударяет об пол, ловит лет раз ударяет по мячу ладонью
• На бегу подбрасывает и ловит мяч
Ручная моторика года
• Одевается сам
• Открывает спичечный коробок
• Разворачивает конфету
• Держит карандаш пальцами
• Рисует круг
4 года
• Моет и вытирает руки
• Откручивает болт, поворачивает ключ в замке
• Застегивает и расстегивает пуговицы

47 Режет ножницами Выполняет шнуровки Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата Строение артикуляционного аппарата а) губы норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др) б) зубы норма, комплектация полная, отсутствие, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др.
____________________) в) прикус норма, прогения, прогнатия, открытый передний, боковой глубокий перекрест) г) язык норма, массивный, маленький, девиация кончика влево право) д) подъязычная связка норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная) е) твердое нѐбо норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель) ж) мягкое нѐбо норма, укороченное, провисание оправа, слева расщелины увуля: норма, не сформирована, раздвоена) Параметры движения (губ щек, языка а) объем движений в полном объеме, ограничен б) точность выполнения сохранна, нарушена в) тонус без особенностей, повышен, снижен г) темп движений нормальный, медленный быстрый д) переключаемостъ движений нормальная, замедленная, персеверации, замена движений е) тремор усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкенезии, слюнотечение Состояние звукопроизношения Характер проявления а) изолированные нарушения ____________________________ б) нарушения в слогах __________________________________ в) нарушения в словах __________________________________ г) нарушения во фразах _________________________________

48
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом