Главная страница
qrcode

Как корректировать детскую агрессию во время игр с песком


НазваниеКак корректировать детскую агрессию во время игр с песком
АнкорКак корректировать детскую агрессию во время игр с песком.pdf
Дата20.05.2019
Размер1.01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKak_korrektirovat_detskuyu_agressiyu_vo_vremya_igr_s_peskom.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипШпаргалка
#50807
Каталог
Как корректировать
детскую агрессию
во время игр с песком
Используйте игры с песком в группе и на прогулке, чтобы корректировать агрессию дошкольников. В статье – примеры терапевтических игр и шпаргалка, которая поможет диагностировать агрессию у детей

46
Применяйте метод песочной терапии, чтобы научить детей распознавать и контролировать гнев, сформировать способность к эмпатии, доверию, сопереживанию.
Предлагаем примеры занятий для профилактики детской агрессивности. Вы можете проводить их с детьми сами и рекомендовать родителям и воспитателям.
Шпаргалка поможет вам оценить уровень, направленность и тип агрессии, а также определить, как прорабатывается внутренний конфликт.
Как организовать песочницу
Для терапевтической игры организуйте классическую песочницу. Возьмите деревянный ящик размером 50 × 70 × 8 см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, его можно увидеть целиком. Дно и борта – голубого цвета как символы воды и неба.
На 2/3 объема засыпьте ящик песком. Песок должен быть чистым, просеянным, не слишком мелким и не слишком крупным, сыпучим и приятным на ощупь.
Подготовьте коллекцию миниатюрных игрушек. Размер не должен превышать 8 см.
Анна Иванова, педагог-психолог высшей квалификационной категории,
МБДОУ «ЦРР – детский сад � 20», г. о. Кинешма,
Ивановская область
ПСИХОПРОФИЛАКТИК А
песочная терапия
40
Справочник педагога-психолога� �Детский сад
Как проводить песочную терапию
Песочную терапию проводите в группах, в парах или индивидуально. При этом возраст участников может быть разным, в том числе можно работать с парой «родитель – ребенок».
Используйте для снятия агрессии у детей мотивационные игры с песком, соленым тестом, водой.
Из соленого теста можно, например, слепить фигурку обидчика и проговорить ему, что обидело. Применяйте предметно-практические игровые действия: сжимать песок, похлопывать, перебирать, пересыпать, перетирать между ладошками, закапывать мелкие игрушки, дуть на песок. Предложите ребенку: «Давай, утрамбуем песок (прокатимся на бульдозере, поиграем в бокс)».
Манипуляции с песком помогут снять напряжение, выплеснуть злость и стабилизировать эмоции.
Упражнение «Тух-туби-дух». Ребенок подходит к песочнице и начинает «протопывать» ногами свою злость, произнося слова «Тух-туби-дух». Сначала медленно, затем нужно ускоряться и вкладывать в голос всю злость, гнев, который сейчас на языке. Затем откройте песочницу и предложите ребенку стучать по песку с той же фразой сначала кулаком, затем пальцами. Спросите:
«Какие чувства ты сейчас испытываешь? Твоя злость стала меньше? Она ушла из ножек, кулачков, пальчиков и ротика?». Если ребенок еще злится, предложите взять фигурку, которая напоминает о злости, обиде. Пусть он попрыгает с ней, пошагает этой фигуркой по песку.
Взаимодействие с фигуркой поможет прожить состояние агрессии и стабилизировать эмоции.
В процессе игры можно использовать метод «отреагирования». Помогите ребенку понять, что случилось, а затем сбросить негативные чувства «здесь и сейчас», например, чувства обиды, подавленности. Спросите ребенка: «Расскажи, что случилось?», «Кто тебя обидел?».
Скачайте больше примеров терапевтических игр, которые помогут корректировать агрессию, в тексте этой ста
«Тух-туби-дух»
Предложите воспитателям эту игру как метод работы с детской агрессией
№11 ноябрь 2018 года
41
Но этот метод применяйте, только если уверены, что не спровоцируете, например, увеличение враждебности.
Как ввести правила поведения в песочнице
При первом знакомстве с песочницей представьте детям сказочного персонажа, у которого будет право контролировать их поведение, и введите правила игры в песочнице. Это должна быть украшенная и одетая фигурка размером примерно 10 см. Персонаж должен пригласить детей в свою страну.
Определите амплуа персонажа: Королева песка, песочного мира, Царь пустыни, Принцесса Песчинка,
Песочная фея, Хозяйка песочницы и др. Подойдут образы реальных жителей пустыни: черепахи, сусликов, тушканчиков, змей, верблюда: Король верблюдов,
Песочный верблюд. Можно взять знакомых детям героев мультфильмов: покемонов, трансформеров, биониклов.
При помощи персонажа объясните такие правила: песок не разбрасывать, не сыпать, не есть, не разрушать постройки других, не заливать всю песочницу водой, не уносить игрушки. Хорошо, если получится сформулировать правила без частиц «не», например: «оставлять игрушки на полке», «лить воду только в условленное место» и т. д.
Можно сделать так, чтобы к детям обращался «невидимый» персонаж – «Дух пустыни». Он может сказать:
«Много лет я создавал свою страну, подбирал песчинку к песчинке, летал по свету, выбирая самых лучших жителей. Мы очень любим свою страну, в которой нам весьма уютно. Чтобы и вы получили удовольствие от пребывания здесь, просим вас соблюдать законы».
Если необходимо, в дальнейшем дополните правила.
Со временем предложите их озвучивать самим детям.
Это поможет развивать речь, повышать уровень ответственности и включить механизм саморегуляции.
Чтобы регулировать время и поведение детей используйте сюжет «День – ночь». Если границы дозволенного
Важно
Чтобы песочная терапия помогла ребенку, покажите, что уважаете его, серьезно относитесь к проблемам, которые его волнуют
ПСИХОПРОФИЛАКТИК А
песочная терапия
42
Справочник педагога-психолога� �Детский сад
будут грубо нарушены, «закройте страну», то есть накройте песочницу для «сна» любым непрозрачным материалом.
Перед началом занятия или активной работы в группе изобразите непринужденный диалог между Хозяином песочной страны и детьми. Это поможет вам глубже понять конфликт, а дети смогут расслабиться. Включите фоновую музыку.
Упражнение «Победитель злости». Песочная фея:
«Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы детей). Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет: каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас

сердиться правильно”, то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит живой песок
(мокрый или кинетический песок). Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее».
Если напряжение ребенка велико, предложите ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр. Пусть ребенок по примеру взрослого сделает из мокрого песка шар, на котором обозначит углублениями или нарисует глаза, нос, рот. Присвойте этому шару злые мысли и действия ребенка. Пусть
Песочная фея скажет: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Старший дошкольник может комментировать процесс изготовления «шара-злюки». Затем ребенок должен любым способом разрушить песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость».
После этого попросите ребенка руками медленно выровнять поверхность песка и оставить на ней отпечатки своих ладоней. Это поможет ему успокоиться и справиться с негативными чувствами и эмоциями:
«Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить отпечатки своих ладоней на песке.
«Победитель
злости»
Предложите воспитателям эту игру как метод работы с детской агрессией
№11 ноябрь 2018 года
43
Упражнение «Злючка-колючка, или Поймай злость».
Упражнение помогает научиться распознавать, понимать, принимать и правильно проживать злость, раздражение, гнев, ярость. Предложите ребенку выбрать фигурку, которая похожа на жительницу страны эмоций «Злючку-колючку»: «Посмотри внимательно на фигурки и выбери ту, которая привлечет твое внимание. Теперь погрузи, закопай ее в песок, в том месте куда тебе захочется». Здесь важно посмотреть зону погружения в песок, которая может символизировать прошлое, настоящее или будущее: фантазии, эмоции, действия. Предложите собрать песок в одном месте в горку-вулкан, где погрузили фигурку. Затем пусть ребенок возьмет совок и лопатку и начинает просеивать песок из горки. При этом он должен наблюдать за потоком, выискивать ту самую «Злючку-колючку».
Когда фигурка окажется в сите, предложите ребенку поместить ее на ладошку и поговорить о ней. Какая она, почему злится, кричит, грубит, дерется? Почему мешает другим жителям страны эмоций? Что она хочет объяснить? Что поможет ей измениться? Так ли она плоха на самом деле? Что нужно сделать, чтобы
«Злючка-колючка» смогла позлиться, не причиняя боль и вред другим жителям? Вопросы формулируйте сами с помощью ребенка. Направляйте ребенка и помогайте осознать, что гнев, злость – это такие же эмоции, как радость, печаль, грусть.
Что рекомендовать
воспитателям и родителям
Расскажите родителям и воспитателям о доступных им элементах песочной терапии и ошибках при работе с детской агрессией. На примерах покажите, к чему приводят фразы: «Не злись, возьми себя в руки, не капризничай». Ведь в большинстве случаев они бессмысленные, так как запрет проявлять отрицательные эмоции вызывает у ребенка лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к взрослому. Кроме того, он усиливает чувство вины за «плохое поведение».
Упражнения
Между упражнениями делайте пятиминутки свободной игрыотдыха в песке для психопрофилактики
ПСИХОПРОФИЛАКТИК А
песочная терапия
44
Справочник педагога-психолога� �Детский сад
Можно привести такой пример. Мама разговаривает по телефону, ребенок подходит и говорит ей: «Я тебя ненавижу». Мама в шоке, она начинает думать, где упустила малыша. А он разозлился, потому что мама долго разговаривает и не обращает на него внимания. Ребенок не может в силу своего возраста сказать: «Я злюсь, когда ты долго не обращаешь на меня внимания». Мама тревожится, запрещает так говорить.
Через некоторое время, в течение которого запрет повторяют, ребенок понимает, что проявлять злость нельзя. Но чувство-то есть. Что с ним делать, ребенок не знает и начинает бояться своей злости. Это чувство накапливается, а затем выплескивается в непредвиденных ситуациях. Вскоре такой ребенок может получить ярлыки «агрессивный», «неуправляемый».
Если родители испытывают из-за агрессии ребенка неудобство, стеснение, стыд, беспомощность, объясните, что на самом деле их пугает то, что ребенок не умеет проявлять свою злость. Скажите, что агрессия помогает человеку мобилизовать свои силы, выстраивать границы, то есть говорить другим «так со мной делать нельзя». Выстраивать границы без крика, истерик или применения физической силы – это нормально. Ребенка нужно постепенно учить понимать свои эмоции и управлять злостью, раздражением, гневом, яростью. Для этого подходит метод песочной терапии.
Посоветуйте родителям не запрещать ребенку злиться, а проиграть с ним в песочнице истории о том, как решить конфликт. Для профилактики агрессии полезно строить картины из песка, придумывать истории о событиях и законах окружающего мира.
Объясните, что ребенок успокаивается, когда работает с сыпучим песком, закапывает и раскапывает игрушки. Во время таких игр проблему можно проработать на разных уровнях: телесных ощущений, эмоций, чувств, мыслей. Ребенок возвращается к своим переживаниям, на бессознательно-символическом уровне реагирует на внутреннее напряжение и находит решение проблемы.
Совет
Привлекайте родителей к играм с песком, чтобы научить их лучше понимать своих детей и скорректировать отношения между детьми и родителями
№11 ноябрь 2018 года
45
для педагога- психолога
ШПАРГАЛКА
Уровень агрессии. Высокий – есть активные агрессивные действия героя или по отношению к герою. Средний – есть вооруженные фигурки или подготовка к войне.
Низкий – мирное зрелище.
1
Направленность агрессии. Аутоагрессия – разрушительные действия по отношению к себе у главного героя. Гетероагрессия – противоборство армий, агрессивные действия главного героя.
2
Тип агрессии. Прямая – агрессия направлена на фигурку.
Косвенная – фигурка, на которую направлена агрессия, ассоциируется у ребенка с конкретным человеком или несколькими людьми: мать, отец, брат, подруга, знакомый.
3
Стадии проработки внутреннего конфликта. Стадия 1 – хаос: предметы беспорядочно расставляются или перемешиваются с песком. Стадия 2 – конфронтация: выделяются активные противоборствующие стороны. Стадия 3 – консолидация: герои приходят к согласию и объединяются, активные злодеи погибают, добро побеждает зло.
4
Как оценить агрессию
во время игр ребенка с песком

перейти в каталог файлов


связь с админом