ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ 8 ТИПА (по Марковой)
(ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ОДНИМ СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ)
Упражнение «Один-много»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; учить употреблять слова в единственном и множественном числе.
КАПКАН – КАПКАНЫ
ФОНТАН – ФОНТАНЫ
ТЮЛЬПАН – ТЮЛЬПАНЫ
ПАВЛИН – ПАВЛИНЫ
БУБЛИК – БУБЛИКИ
БУСИНКА – БУСИНКИ
ПЕСЕНКА – ПЕСЕНКИ
ПОСЫЛКА – ПОСЫЛКИ
ИНДЮК – ИНДЮКИ
КОЛЕНКА – КОЛЕНКИ
ИГОЛКА – ИГОЛКИ
| ОБЛАКО – ОБЛАКА
УМНИЦА – УМНИЦЫ
ГАНТЕЛЯ – ГАНТЕЛИ
БЕРЛОГА – БЕРЛОГИ
ПОДРУГА – ПОДРУГИ
СЕКУНДА – СЕКУНДЫ
МОЧАЛКА – МОЧАЛКИ
ОЦЕНКА – ОЦЕНКИ
КОСЫНКА – КОСЫНКИ
ПУШИНКА – ПУШИНКИ
ПОДУШКА - ПОДУШКИ
|
Упражнение «Найди конец слова: -ТКА или -ДКА»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; формирование навыков словообразования; формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
Оборудование: карточки с недописанными словами, отдельно карточки с
–ТКА и –ДКА по несколько штук.
Ход игрового упражнения: детям предлагается определить, как заканчивается слово и поставить рядом со словом соответствующую карточку.
КАЛИ…
УЛИ…
СЕЛЕ…
ПИПЕ…
ЛОША…
МИНУ…
ПОМА…
| МИШУ…
ПОГО…
ЛОПА…
НИКИ…
ПИЛО…
СОСЕ…
|
Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
ТУФЛЯ –
ДУБИНА –
ПАНАМА –
ПУГОВИЦА –
СЕЛЬДЬ –
МИНУТА –
КОЛЕНО –
ПЕСНЯ –
| ТУФЕЛЬКА
ДУБИНКА
ПАНАМКА
ПУГОВКА
СЕЛЕДКА
МИНУТКА
КОЛЕНКА
ПЕСЕНКА
| ИГЛА –
МИША –
НИКИТА –
ПУХ –
ЛОШАДЬ –
ЛОПАТА –
ПОГОДА –
| ИГОЛКА
МИШУТКА
НИКИТКА
ПУШИНКА
ЛОШАДКА
ЛОПАТКА
ПОГОДКА
|
Упражнение «Назови ласково»
Аня –
Оля –
Ваня –
Таня –
Соня –
Дима –
Лена –
| Анечка
Олечка
Ванечка
Танечка
Сонечка
Димочка
Леночка
| Вода –
Коса –
Синица –
Кольцо –
Сумка –
Лямка –
Нитка –
| Водичка
Косичка
Синичка
Колечко
Сумочка
Лямочка
Ниточка
| Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами –очк, -ечк, -ичк; словообразование ласкательных собственных имен женского и мужского рода.
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: продолжать учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; употреблять слова с различными падежными окончаниями; развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки (берлога, панамка, туфелька, мочалка, тюльпаны, оценка, котлета)
Медведь зимой спит в …
В жаркую погоду нельзя выходить на улицу без …
Золушка на балу потеряла …
Петя помыл тело…
Весной в саду расцвели …
Ученик гордится хорошей … и стыдится плохой …
Из мясного фарша сделали …
Кузнец работает в …
Пограничник охраняет …
Упражнение «Найди и назови место картинки»
Цель: учить употреблять в речи пространственные предлоги НАД, ПОД, МЕЖДУ, ПЕРЕД, ПОСЛЕ, используя слова со слоговой структурой восьмого типа; развитие внимания, памяти.
Оборудование: предметные картинки (примеры на табло).
Ход игрового упражнения: разложить картинки на табло. В ходе игры логопед задает вопросы: что находится между той или иной картинкой, какая картинка перед какой, за ней, над ней, под ней? Где находится картинка? Какая картинка слева от нее? Справа от нее?
УЛИТКА
|
ПАВЛИНЫ
|
ПАНАМКА
|
ПРУЖИНА
|
ТЮЛЬПАНЫ
|
КАПУСТА
|
ДЕВОЧКА
|
ОБЛАКА
|
ОДЕЖДА
|
ПШЕНИЦА
|
ПОДУШКА
|
МОЧАЛКА
|
БАБУШКА
|
ДЕДУШКА
|
КОСЫНКА
|
ТУФЕЛЬКА
|
ИНДЮКИ
|
КОТЛЕТЫ
|
Упражнение «Магазин»
Цель: учить употреблять в речи слова 8 типа слоговой структуры; закрепление лексической темы «Продукты питания»; развития внимания, памяти.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных отделов в магазине (мясной отдел, хлебный, рыбный, овощной, отдел фруктов, отдел приправ, молочный, кондитерский), предметные картинки с изображением продуктов (БУБЛИКИ, КОТЛЕТЫ, КОНФЕТА, КОЛБАСА, КАПУСТА, СМЕТАНА, СЕЛЕДКА, ОГУРЦЫ, ЯБЛОКИ, ВИНОГРАД, БАРАНКИ, РЯЖЕНКА, ГОРЧИЦА, СОСИСКИ, КАРТОФЕЛЬ, БАКЛАЖАН, ИРИСКА, ПРЯНИКИ, РЕДИСКА, КАМБАЛА, ПЕЛЬМЕНИ) Ход игрового упражнения: определить в каком отделе продается тот или иной продукт и разложить картинки по «отделам», одновременно озвучивая: огурцы продаются в овощном отделе, конфеты продаются в кондитерском отделе и т.д. Затем раздаются детям «корзинки для продуктов». Предлагается купить в магазине продукты и рассказать, что приобрели и в каком отделе.
Упражнение «Запомни, повтори»
Цель: закрепление употребления слов 8 типа в чистоговорках. Две кукушки, две болтушки
Куковали на опушке:
Раз – кукушка, два – кукушка:
Оглушили всю опушку.
Упражнение «Отгадай ребусы»
Цель: продолжать закреплять употребление в речи слов 8 типа; развитие внимания, логического мышления. (столица)
КОМ
ТА
| (комната)
ЖДА
ДЕ
| (надежда) (копилка)
У
ШКА
| (подушка)
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ 9 ТИПА
(ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ОДНИМ СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ) 1. Упражнение «Много-один»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; учить употреблять слова в единственном и множественном числе.
-
ПАМЯТНИКИ – ПАМЯТНИК
ПАЯЛЬНИКИ – ПАЯЛЬНИК
КУПАЛЬНИКИ – КУПАЛЬНИК
НАПИЛЬНИКИ – НАПИЛЬНИК
БУДИЛЬНИКИ – БУДИЛЬНИК
КУЗНЕЧИКИ – КУЗНЕЧИК
| КОМАНДИРЫ – КОМАНДИР
ТРОТУАРЫ – ТРОТУАР
СВЕТОФОРЫ – СВЕТОФОР
ПИАНИСТЫ – ПИАНИСТ
МАШИНИСТЫ – МАШИНИСТ
БАЯНИСТЫ - БАЯНИСТ
|
2. Упражнение «Кто как голос подает?»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; развитие внимания, памяти, логического мышления.
-
Голубь
Ворона
Кошка
Свинья
Курица
Лягушка
Утка
Журавль
| ВОРКУЕТ
КАРКАЕТ
МУРЛЫЧЕТ
ХРЮКАЕТ
КУДАХЧЕТ
КВАКАЕТ
КРЯКАЕТ
КУРЛЫЧЕТ
|
Упражнение «Чем отличаются эти слова»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; учить различать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Помнил –
Копал –
Думал –
Клеил –
Следил –
ПОДМЕТАЛ –
| НАПОМНИЛ
ОТКОПАЛ
ОБДУМАЛ
ЗАКЛЕИЛ
ВЫСЛЕДИЛ
Подмёл
| ОБНИМАЛ –
ОТНИМАЛ –
ПОДНИМАЛ –
Подкидывал –
Чертил –
ПРОДАВАЛ –
| Обнял
Отнял
Поднял
ПОДКИНУЛ
НАЧЕРТИЛ
Продал
|
Упражнение «Придумай одно слово вместо двух»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; формирование навыков словообразования слов из двух основ.
Логопед: Ребенок:
-
ВЕЗДЕ ХОДИТ –
САМ СВАЛИВАЕТ –
СНЕГ ПАДАЕТ –
ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ –
ЦВЕТЫ РАЗВОДИТ –
ПЧЕЛ РАЗВОДИТ –
ЗЕМЛЮ КОПАЕТ –
БЕНЗИН ВОЗИТ –
ПО СКАЛАМ ЛАЗИТ –
ХОДИТ С ПОМОЩЬЮ ТЕПЛА –
ПТИЦ ЛОВИТ –
ЛЕТИТ С ПОМОЩЬЮ ВЕРТУШКИ –
| ВЕЗДЕХОД
САМОСВАЛ
СНЕГОПАД
ЛИСТОПАД
ЦВЕТОВОД
ПЧЕЛОВОД
ЗЕМЛЕКОП
БЕНЗОВОЗ
СКАЛОЛАЗ
ТЕПЛОВОЗ
ПТИЦЕЛОВ
ВЕРТОЛЕТ
|
Упражнение «ЧЕК И ЧИК»
Цель: учить употреблять в речи трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; навыки употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ЧЕК- и –ЧИК- .
ШНУРО
БУЛЬОН
КРЮЧО
БАЛОН
ЗНАЧО
КИРПИ
ВОЛЧО
ВНУЧО
БАТОН
НОСО
| ОГУР
ГРИБО
ЦВЕТО
ДРУЖО
КЛУБО
БАНАН
ЛИМОН
МОЛОД
КРУЖО
МОСТО
| СЛЕДО
ДОЖДИ
ДИВАН
САЛОН
УКОЛЬ
ЛИСТО
ГЛАЗО
СНЕЖО
КУСТО
РОСТО
|
Упражнение «Угадай профессию»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; закрепить лексическую тему «Профессии».
Играет на пианино
Управляет поездом
Продает товары
Выращивает цветы
Руководит школой
Рисует картины
Носит багаж на вокзале
Работает с камнем
Чинит часы
Копает землю
Ухаживает за садом
Мальчик, который пасет стадо животных
Ходит по лесу с ружьем и высматривает зверей
Командует солдатами
Выращивает в поле урожай зерновых культур
Спасает людей, попавших в беду
| ПИАНИСТ
МАШИНИСТ
ПРОДАВЕЦ
ЦВЕТОВОД
ДИРЕКТОР
ХУДОЖНИК
НОСИЛЬЩИК
КАМЕНЩИК
ЧАСОВЩИК
ЗЕМЛЕКОП
САДОВНИК
ПАСТУШОК
ОХОТНИК
КОМАНДИР
АГРОНОМ
СПАСАТЕЛЬ
|
7. Упражнение «Составь предложения»
Цель: продолжать учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; употреблять слова с различными падежными окончаниями; развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
МЛАДЕНЕЦ – КОЛЯСКА ВИНОГРАД – ИЗЮМ
КОРОВНИК – КОРОВА ГРУЗОВИК – ВОДИТЕЛЬ
КУРЯТНИК – КУРЫ АВТОБУС – ПАССАЖИРЫ
ГРЕБЕШОК – ПЕТУШОК АКВАРИУМ – РЫБКИ
ЛЕПЕСТОК – ЦВЕТОК Образец: Младенец лежит в коляске.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ 10 ТИПА
(ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ)
Упражнение «СТРЕЛОЧКА»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; словообразование существительных с помощью суффикса –К-, -ОШК-, -ЕШК-, -УШК-
-
ТРОПИН
|
| ИГРУШ
| БАНКЕТ
| ТАБЛЕТ
| КОНФЕТ
| РАСЧЁС
| СНЕЖИН
| ЛАМПОЧ
| ЯРМАР
| ПРИВИВ
| ФУТБОЛ
| ПЕРЧАТ
| ЛАСТОЧ
| МАСЛЁН
| ТРАВИН
| ГВОЗДИ
| ОВЧАР
| СКАКАЛ
| БРУСНИ
| КЛУБНИ
| СГУЩЁН
| ПРИЧЁС
| КАРТИН
|
-
ИГРУ
|
| МАТРЁ
| ИЗБУ
| КОРМУ
| СТАРУ
| БОЛТУ
| КАРТО
| ОКРО
| МАРТЫ
| ВЕСНУШ
|
Упражнение «Чего не стало?»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; учить употреблять слова в родительном падеже единственного числа.
ЛАСТОЧКА – нет ЛАСТОЧКИ
КРЫЛЕЧКО – нет КРЫЛЕЧКА
КОРМУШКА – нет КОРМУШКИ
СНЕЖИНКА – нет СНЕЖИНКИ
ГРАДУСНИК – нет ГРАДУСНИКА
ИЗБУШКА – нет ИЗБУШКИ
ЗАКЛАДКА – нет ЗАКЛАДКИ
КОРЗИНКА – нет КОРЗИНКИ
СОЛНЫШКО – нет СОЛНЫШКА
| СКОРЛУПА – нет СКОРЛУПЫ
ЛАМПОЧКА – нет ЛАМПОЧКИ
КВАРТИРА – нет КВАРТИРЫ
ЧАСТУШКА – нет ЧАСТУШКИ
КИСТОЧКА – нет КИСТОЧКИ
ЗАПЛАТКА – нет ЗАПЛАТКИ
ОБЛОЖКА – нет ОБЛОЖКИ
ЛАМПОЧКА – нет ЛАМПОЧКИ
ШКАТУЛКА – нет ШКАТУЛКИ
|
Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; употребление в речи суффикса –ОЧК- и –ЕЧК-, развитие внимания, памяти, логического мышления.
-
Лента
Тумба
Верба
Морда
Клетка
Кнопка
Пчелка
Плитка
Блузка
Стопка
Пробка
Сказка
Грядка
Стенка
| ЛЕНТОЧКА
ТУМБОЧКА
ВЕРБОЧКА
МОРДОЧКА
КЛЕТОЧКА
КНОПОЧКА
ПЧЕЛОЧКА
ПЛИТОЧКА
БЛУЗОЧКА
СТОПОЧКА
ПРОБОЧКА
СКАЗОЧКА
ГРЯДОЧКА
СТЕНОЧКА
|
| Крошка
Пташка
Плюшка
Спичка
Свечка
Кружка
Клуша
Клюшка
Пряжка
Крышка
Брошка
Крыльцо
Слово
Книжка
| КРОШЕЧКА
ПТАШЕЧКА
ПЛЮШЕЧКА
СПИЧЕЧКА
СВЕЧЕЧКА
КРУЖЕЧКА
КЛУШЕЧКА
КЛЮШЕЧКА
ПРЯЖЕЧКА
КРЫШЕЧКА
БРОШЕЧКА
КРЫЛЕЧКО
СЛОВЕЧКО
КНИЖЕЧКА
| Упражнение «ОЧК И ЕЧК»
Цель: учить употреблять в речи трехсложные слова с двумя стечениями согласных; навыки употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ОЧК- и –ЕЧК- .
ЛЕНТА
КРОШ А
ТУМБ А
ВЕРБ А
ПТАШ А
МОРД А
ПЛЮШ А
СКАЗ А
КРЫЛ О
| СПИЧ А
СВЕЧ А
КЛЕТ А
КНОП А
КРУЖ А
ПЧЕЛ А
КЛУШ А
ГРЯД А
СЛОВ О
| КЛЮШ А
ПЛИТ А
БЛУЗ А
ПРЯЖ А
СТОП А
ПРОБ А
КРЫШ А
СТЕН А
КНИЖ А
|
Упражнение «Угадай, кто это?»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; закрепить лексическую тему «Профессии».
Ход игры: соединить соответствующее понятие с представленным в левом столбике объяснением.
Играет в шахматы
Летает в космос
Чертит чертежи
Вставляет новое стекло
Работает на кране
Помогает врачу лечить, делает прививки и уколы
Работает на станке
Уже не мальчик, но еще не юноша
Рассказывает сказки
Действует против кого-то
| КОСМОНАВТ
КРАНОВЩИК
СТАНОЧНИК
ШАХМАТИСТ
МЕДСЕСТРА
ПРОТИВНИК
ЧЕРТЁЖНИК
СТЕКОЛЬЩИК
СКАЗОЧНИК
ПОДРОСТОК
|
Упражнение «Из действия появляется предмет»
Цель: продолжать учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; образование существительных из глаголов-действий.
-
Обложить
Проверять
Кормить
Сгущать
Причёсывать
Расчёсывать
Скакать
Прививать
Закладывать
Загружать
Выставлять
Привыкать
| ОБЛОЖКА
ПРОВЕРКА
КОРМУШКА
СГУЩЕНКА
ПРИЧЕСКА
РАСЧЕСКА
СКАКАЛКА
ПРИВИВКА
ЗАКЛАДКА
ЗАГРУЗКА
ВЫСТАВКА
ПРИВЫЧКА
| Упражнение «Объясни, чем отличаются слова.
Составь с парами слов предложения»
Цель: продолжать учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; образование слов со значением вместилища, со значением части, развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
СНЕГ – СНЕЖИНКА ХЛЕБ – ХЛЕБНИЦА
ПЕСОК – ПЕСЧИНКА МАСЛО - МАСЛЁНКА
ТРАВА – ТРАВИНКА
ЗЕРНО – ЗЁРНЫШКО
Упражнение «Закончи предложения»
Цель: продолжать учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; употреблять слова с различными падежными окончаниями; развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
Слова для справок: СВИНАРНИК, КОРЗИНКА, ГРАДУСНИК, СКОРЛУПА, СТАНЦИЯ, ПРИЧЕСКА.
Свинья со своими поросятами живет в …
Грибник складывает грибы в …
Температуру измеряют (чем?) …
Цыпленок клювиком разбил (что?) … и появился на свет.
Поезд подъезжает к следующей …
Парикмахер сделал красивую …
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |