Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

_Реан А.А., Психология человека от рождения до смерти. Коллектив авторов Психология человека от рождения до смерти


НазваниеКоллектив авторов Психология человека от рождения до смерти
Анкор Реан А.А., Психология человека от рождения до смерти.doc
Дата15.11.2016
Размер7.55 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаRean_A_A__Psikhologia_cheloveka_ot_rozhdenia_do_smerti.doc
ТипУчебник
#1789
страница56 из 62
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   ...   62

Глава 6

Смерть и умирание



Ты утратил надежду на бессмертие, какая разница, сколько тебе осталось ждать – несколько часов или несколько лет.

Жан-Поль Сартр


Человек отличается от всех других живых существ тем, что знает о неизбежности своей смерти. В раннем детстве, правда, осознание конечности своего физического существования еще отсутствует. Однако уже вскоре формируется вполне четкое представление о неизбежном финале жизни.

Это обстоятельство, связанное со знанием о конечности собственной жизни и неотвратимости смерти, на протяжении всей истории человека было основанием создания различных концепций смысла жизни, теорий потустороннего мира и жизни после смерти.

Тема смерти является важнейшей во всех религиях мира. Одни при этом верят в бренность и временность земного существования и в вечную жизнь души после физической смерти, после освобождения от грешного тела. Другие принимают теорию реинкарнации, которая допускает возможность многократного физического возрождения и возвращения в земной мир в различных живых формах: в другом человеке, в животном, в дереве и т. п. Заметим, кстати, что концепция реинкарнации существовала и в христианстве до 553 года, пока не была осуждена Вторым Константинопольским собором. Кто-то вообще не верит ни в какие формы жизни после смерти. Однако для всех знание о неизбежности смерти является важнейшим обстоятельством, непосредственно влияющим на жизнь человека. В определенной мере можно утверждать, что именно знание о неизбежности смерти придает жизни смысл.

Описать с психологической точки зрения финальный период жизни человека достаточно сложно. И дело здесь заключается не только в том, что тема эта является в определенной мере табуированной, а потому и малоисследованной. Кроме того, отношение к смерти является чрезвычайно личностным, индивидуализированным, зависящим от множества субъективно-объективных факторов. Очевидно, люди разного возраста по-разному воспринимают смерть и по-разному относятся к ней. Однако наряду с возрастным параметром на отношение к смерти влияют экзистенциальная система личности, степень религиозности, субъективный жизненный опыт, состояние здоровья, наконец. Несмотря на это, мы все-таки постараемся рассмотреть некоторые общие тенденции, связанные с процессом умирания и смерти.

Страх смерти



В некоторых исследованиях было показано, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые (Kastenbaum R., 1986). Опрос большой группы людей преклонного возраста, проведенный в ходе одного исследования, показал, что на вопрос «Боитесь ли вы умереть?» только 10 % ответили «да» (Jeffers & Verwoerdt, 1977). При этом отмечается, что пожилые люди думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием (Крайг Г., 2000). Понятно, что эти утверждения отражают общую тенденцию, из которой не только могут быть, но и, конечно, фактически имеются значительные исключения, обусловленные индивидуальными отличиями. Так, с одной стороны, установлено, что люди, имеющие ясную цель в жизни, меньше боятся умереть (Durlak, 1979), а другие исследования говорят о том, что пожилых людей, физически и психически здоровых, имеющих планы на будущее и чувствующих себя адаптированными в жизни, смерть беспокоит больше всего (Крайг Г., 2000). Поистине, как точно заметил А. Шопенгауэр, страх смерти есть не что иное, как оборотная сторона воли к жизни.

Этапы умирания (классификация Кюблер-Росс)


Элизабет Кюблер-Росс осуществила систематическое исследование смерти и процесса умирания. Проведя много времени у постели умирающих больных, она выделила в их переживаниях пять этапов: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие (Kubler-Ross, 1969). Периодизация Кюблер-Росс является в настоящее время одной из самых используемых.

Отрицание. Человек отказывается принять возможность своей смерти. Узнав о том, что его болезнь смертельна, человек уверяет себя, что это ошибка и диагноз поставлен неправильно.

Гнев. Осознание человеком того, что он действительно умирает, приводит к появлению чувства гнева, обиды и зависти к окружающим. Человек задает вопрос: «Почему именно я?» Фрустрация актуализирует обвинительные реакции, обращенные к врачам, к каким-либо другим людям или к судьбе вообще.

Торг. Человек ищет способы продления жизни и обещает все что угодно в обмен на продление своей жизни. Одни обещают врачам бросить пить или курить, другие, обращаясь к Богу, обещают начать в случае выздоровления праведную жизнь.

Депрессия. Умирающий теряет интерес к жизни, его охватывает чувство безнадежности. Человек горюет о предстоящей смерти и о разлуке с родными и близкими.

Принятие. На последней стадии человек смиряется со своей судьбой и с неизбежностью смерти. И хотя человек не становится веселым, у него в душе воцаряется мир и спокойное ожидание конца.

Несмотря на широкую известность и популярность, данная классификация принимается не всеми специалистами. Так, Кастенбаум и Коста (Kastenbaum & Kosta, 1977) подвергли критике предложенную Кюблер-Росс классификацию этапов процесса умирания. По их мнению, не все умирающие проходят через каждый из этих этапов, а кроме того, сама очередность этапов может быть иной. Практически точно такие же критические замечания относительно классификации Кюблер-Росс высказывает и Хадсон (Hudson, 1981). Кроме того, в связи с предложенной классификацией этапов умирания человека высказываются опасения по поводу того, что родственники и друзья будут относиться к умирающим без должного сострадания и понимания. Они будут «просвещенно» считать, что какое-либо переживание умирающего – «это просто очередной этап процесса умирания» (Kastenbaum & Kosta, 1977).

В качестве примера описания состояния человека, принявшего факт своей скорой смерти, приведем поразительно глубокую художественную зарисовку Ж. П. Сартра о переживаниях человека, приговоренного к расстрелу.

«…я заметил, что предметы стали выглядеть как-то странно: они были более размытыми, менее плотными, чем обычно. Стоило мне посмотреть на скамью, на лампу, на кучу угольной крошки, как становилось ясно – меня не будет. Разумеется, я не мог четко представить свою смерть, но я видел ее повсюду, особенно в вещах, в их стремлении отдалиться от меня и держаться на расстоянии – они это делали неприметно, тишком, как люди, говорящие шепотом у постели умирающего. <…> Теперь меня ничто не привлекало, ничто не нарушало моего спокойствия. Но это было ужасное спокойствие, и виной тому было мое тело: глаза мои видели, уши слышали, но это был не я – тело мое одиноко дрожало и обливалось потом, я больше не узнавал его».

Галлюцинации умирающих и посмертные переживания


Большое исследование, основанное на наблюдении лечащих врачей и медицинских сестер, ухаживающих за умирающими, было проведено Карлисом Осисом и его сотрудниками. Результаты исследования были опубликованы в 1961 г. В процессе проведенной работы был исследован широкий диапазон явлений, связанных с умиранием, а также выделена их типология (Osis K., 1961; Гроф С., Хэлифакс Д., 1996). Выводы этого исследования основаны на опыте 35 540 наблюдений за процессом умирания.

Как констатируют авторы исследования, большинство умирающих не испытывали страха. Чаще наблюдались ощущения дискомфорта, боли или безразличия. Примерно у одного из двадцати человек отмечались признаки душевного подъема.

Особое внимание в этом исследовании было обращено на видения и галлюцинации умирающих. При этом подчеркивалось, что галлюцинации умирающих – это особые галлюцинации. Все они носят характер видений, которые испытывают люди, находящиеся, по заключению врачей, в сознании, ясно понимающие происходящее и правильно реагирующие на окружающую обстановку. Работа мозга не искажалась к тому же седативными препаратами или высокой температурой тела. Относительно ясности сознания картина становилась иной лишь непосредственно перед смертью, хотя и за час до кончины около 10 % умирающих находились в сознании.

Было установлено, что нередко видения более или менее соответствовали традиционным религиозным концепциям и представляли собой рай, небеса. Другие видения были лишены религиозного оттенка, но также были связаны с красивыми образами – пейзажи с прекрасной растительностью и редкими красивыми птицами. В основном же люди в своих видениях видят умерших ранее самых близких родственников, которые часто желают помочь переходу умирающего в загробный мир.

В исследовании К. Осиса было показано, что характер видений является относительно независимым от физиологических, культурных и личностных особенностей, вида заболевания, уровня образования и религиозности человека. И это, пожалуй, одно из самых поразительных открытий данного исследования. Похожие выводы были получены в других работах, при изучении опыта посмертных переживаний людей, переживших клиническую смерть и вернувшихся к жизни. Было констатировано, что имеется огромное сходство во всех изученных посмертных описаниях видений и переживаемых событий. При этом подчеркивается, что описания видений вернувшихся к жизни не связаны с культуральными особенностями и не согласуются с принятыми в данной культуре представлениями о смерти (Moody R., 1975).

Согласно анализу Р. Нойеса , в описаниях переживаний состояния близости к смерти и самой смерти выделяются три стадии : сопротивление, обзор жизни, трансцендентность (Noyes R., 1971). Исследование Р. Нойеса касается не умирания как длительного процесса, а непосредственно самой смерти. В частности, в результате какой-либо критической, экстремальной ситуации.

На первой из выделенных им стадий – стадии сопротивления – происходит осознание опасности, появление чувства страха, направленность на борьбу с опасностью. Как правило, пока сохраняются хотя бы какие-то шансы на выживание, у человека четко выражено осознание опасности ситуации и активное противостояние ей. В момент осознания тщетности попыток выжить и отказа от сопротивления страх исчезает и человек начинает ощущать безмятежность и спокойствие.

Вторая стадияобзор жизни – следует непосредственно за отказом от активного сопротивления. Обзор жизни проходит в форме панорамы воспоминаний, сменяющих друг друга в быстрой последовательности и охватывающих все прошлое человека. Все это чаще всего сопровождается ощущением положительных эмоций, в более редких случаях – негативными переживаниями.

Третья стадиятрансцендентности является логическим следствием происшедшего обзора жизни. Люди воспринимают свое прошлое со все большим отдалением. В конце концов они способны достичь состояния, при котором их жизнь видится как единое целое и вместе с тем в ней различима каждая деталь. Затем преодолевается даже и этот уровень, и умирающий, как бы выходя за пределы самого себя, испытывает трансцендентальное состояние, иногда обозначаемое как космическое сознание (Noyes R., 1971; Гроф С., Хэлифакс Д., 1996).

Другой исследователь, Р. Муди, изучил 150 случаев посмертных переживаний. На основе этого анализа он построил «полную модель смерти», включающую в себя общие элементы в типичной для них последовательности (Moody R., 1975, 1992). Кратко описание этой модели сводится к следующему. В момент смерти человек начинает слышать неприятный шум, громкий звон или жужжание и в то же время чувствует, что очень быстро движется через длинный темный туннель. Затем человек замечает, что оказался снаружи собственного физического тела. При этом он видит свое тело со стороны, находясь как бы в роли наблюдателя. Затем появляются духи умерших ранее родственников и друзей, которые хотят встретить его и помочь ему. Многие видят также дух незнакомый, ранее не встречавшийся ни разу. Это любящее существо из света, которое, не прибегая к звуковой речи, задает вопросы, позволяющие дать оценку собственной жизни; это существо помогает также провести эту оценку посредством мгновенного просмотра панорамы главных событий жизни человека.

Мы можем заметить, что результаты этого исследования в основном согласуются с выводами, полученными в других исследованиях, на некоторых из которых мы останавливались ранее. Большинство специалистов интерпретируют подобные переживания как галлюцинации умирающего мозга. Однако некоторые возражают против такой трактовки (Moody R., 1975, 1992; Osis K., 1961; Grof S., Halifax J., 1978, 1996). При этом в качестве аргументации ссылаются на большое сходство многочисленных проанализированных посмертных переживаний; независимость посмертных переживаний от индивидуально-психологических и личностных особенностей людей; независимость посмертного опыта от культуральных особенностей среды, уровня образования и религиозного воспитания. Подчеркивается также, что события, переживаемые умирающим, поразительно совпадают с тем, что написано в древних эзотерических источниках, хотя сами эти источники были совершенно неизвестны большинству людей, описавших свой посмертный опыт.


Добровольный уход из жизни



Имеет ли человек право на добровольный уход из жизни, если земной путь уже почти завершен, а впереди только новые болезни и немощь? Христианская религия отвечает на этот вопрос однозначно отрицательно. Жизнь – это величайшее благо, дарованное человеку Богом. А потому, отказываясь от жизни, человек отказывается и от Бога. Кроме того, человеку неизвестен промысел божий: может быть, и самая тяжелая болезнь завершится излечением; а если это даже и не так, то, может быть, в этих болезнях и страданиях заложен особый, неявленный человеку смысл.

Светский ответ не столь однозначен. Одни полагают, что человек волен сам распоряжаться своей жизнью и вправе прекратить ее немучительно, когда возраст и болезни все равно не оставляют никаких перспектив. Другие, напротив, считают, что умирать надо только естественной смертью, несмотря на все имеющиеся фатальные болезни, ибо со стопроцентной вероятностью никто не скажет, действительно ли в данном конкретном случае болезнь закончится летальным исходом или нет.

В последние годы ведутся активные дискуссии по поводу возможности оформления правового статуса эвтаназии. Эвтаназия (буквально: «хорошая смерть», от греч. eu – хороший и thanatos – смерть) – это действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больных людей. Различают активную и пассивную эвтаназию.

При активной эвтаназии врач использует специальные средства, ускоряющие наступление смерти. Это может быть смертельная инъекция какого-либо вещества, передозировка снотворного и пр.

Пассивная эвтаназия означает отказ от мер, способствующих поддержанию жизни. Таким образом, пассивная эвтаназия не предполагает никаких активных действий, непосредственно приводящих к смерти. В данном случае речь идет о прекращении поддерживающих жизнь процедур, в результате чего смерть наступает естественным путем.

С юридической точки зрения активная эвтаназия недопустима. В настоящее время она рассматривается как безусловно противозаконное действие, а врач, проводящий активную эвтаназию, подлежит наказанию по суду. Этический кодекс врача, выраженный Гиппократом, также не допускает проведение активной эвтаназии: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Несмотря на это, случаи активной эвтаназии все-таки имеют место.

В случае пассивной эвтаназии главной проблемой является вопрос: когда врачи уже имеют достаточные основания для того, чтобы отключить системы, поддерживающие жизнь больного? То есть, по существу, пассивная эвтаназия связана с ответом на вопрос: произошли ли необратимые изменения, не совместимые с жизнью, или нет? В настоящее время этот вопрос решается в соответствии с критериями установления необратимого прекращения функционирования, то есть смерти мозга. В качестве таких критериев называются следующие (Kastenbaum R., 1986; Крайг Г., 2000):

– невосприимчивость и отсутствие реакций;

– отсутствие движения и самостоятельного дыхания; отсутствие любой самопроизвольной мышечной активности;

– отсутствие рефлексов;

– ровная линия электроэнцефалограммы (ЭЭГ), свидетельствующая об отсутствии активности мозга;

– отсутствие притока крови к мозгу и циркуляции внутри него.

Автоэвтаназия


В связи с правовой неприемлемостью и уголовной преследуемостью активной эвтаназии в последние годы достаточно интенсивно обсуждается вопрос об автоэвтаназии . По мнению сторонников этого подхода (Д. Хамфри, Дж. Ларью, Р. Скотт), если обычный суицид – это в различных разновидностях эмоциональное или иррациональное убийство себя, то эвтаназия – это рациональное самоубийство.

В соответствии с этой точкой зрения автоэвтаназия этически оправданна при наличии следующих причин:

– далеко зашедшее неизлечимое заболевание, вызывающее непереносимые страдания;

– тяжелая физическая инвалидизация, столь сковывающая, что человек не может переносить подобное ограничение существования (Hamphry D., 1992). При этом первая причина рассматривается как основная и наиболее распространенная, а вторая – как более редкая.


Например

В США существует общество «Хемлок», объединяющее сторонников автоэвтаназии, которое насчитывает в своих рядах 40 000 человек и имеет 70 региональных отделений. Для людей, принимающих идею автоэвтаназии, сформулированы определенные этические параметры добровольного ухода из жизни по вышеуказанным причинам. Эти параметры определяются следующим образом (Hamphry D., 1992).

● Необходимо быть совершеннолетним.

● Решение должно быть ясно осознанным.

● Самоосвобождение через самоубийство не следует делать после первого известия об угрожающем жизни заболевании. Должны быть найдены необходимые медицинская помощь и консультация.

● Лечащий врач должен быть проинформирован, и его ответ необходимо принять в расчет.

● Свой уход из жизни необходимо планировать так, чтобы не навлечь уголовной ответственности на других.

● Необходимо оставить записку, прямо говорящую о причинах принятого решения.
Однако многие критикуют идею автоэвтаназии, полагая, что самоубийство в принципе не может быть рациональным (Glass R., 1988; Юдин Б. Г., 1992; Реан А. А., 1995). Тщательный анализ и исследование различных случаев показывают (Glass R., 1988), что с клинической точки зрения даже у терминально больных пациентов почти всегда самоубийство произошло под влиянием психического расстройства, а не рационального выбора.
Эвтаназия (букв.: «хорошая смерть», от греч. eu – хороший и thanatos – смерть) – действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больных людей.

Итоги возраста



Главной особенностью данного возраста является процесс старения, сопровождающийся определенными возрастными изменениями, проявляющимися прежде всего в постепенном ослаблении деятельности организма.

В развитии когнитивной сферы происходят изменения. В процессе старения большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается.

Те интеллектуальные функции человека, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости.

Основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито.

Поздняя взрослость имеет свои положительные стороны в отношении развития и трансформации когнитивной сферы. Но не у всех лиц, достигших данного возраста, динамика когнитивной сферы имеет одинаковый характер, в процессе которой формируются признаки мудрости.

Подводя итог рассмотрению особенностей интеллектуальных характеристик у людей преклонного возраста, необходимо заметить, что динамика характеристик когнитивной сферы у лиц, достигших этого возрастного периода, зависит в значительной степени от субъективных факторов, и в первую очередь от особенностей личности конкретного человека.

Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями.

Пожилые мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными.

В старости ослабление аффективной сферы человека лишает красочности и яркости новые впечатления, отсюда – привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний.

Следует отметить, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые, они думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием, боясь только, что процесс умирания будет длительным и болезненным.

Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы пожилых людей. С каждым десятилетием происходит корректировка целей, мотивов и потребностей.

Человек, перешагнувший 60-летний рубеж и имеющий крепкое здоровье, во многом движим все еще теми же потребностями, что и в более молодом возрасте. К ним относятся: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства (духовного и / или материального) следующему поколению, активное участие в жизни общества, ощущение полезности и значимости для него.

После 70 лет на передний план выходит другая потребность – поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. В то же время интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью, то есть к тому, что называют хобби, у пожилых людей не ослабевает.

Особое значение в период поздней взрослости приобретают семейные отношения, которые дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, позволяют почувствовать себя более устойчиво, во многом определяя радости, горести и заботы пожилого человека.

Я-концепция периода поздней взрослости и старости представляет собой сложное образование, в котором «записана» информация о множестве Я-образов, возникающих у человека в самых различных вариантах его самовосприятия и самопредставления. Это избирательная память личности, отражающая события таким образом, чтобы не нарушить основные личностные позиции.

Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь, относятся: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.

Позитивная и деятельная Я-концепция обеспечивает продолжение личностного развития и оптимистический подход к жизни в поздние годы, позволяет притормозить физическое старение и вносит большую духовность и творческую озаренность в самоактуализацию личности.

Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни.

Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосредственно, все более сужается.

Степень социальной активности пожилых людей снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказываются в одиночестве. Преодолению одиночества и повышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа.

В пожилом возрасте резко возрастает интерес к религии.

Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно, часть из них проживают «счастливую старость». У многих к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни. Способность к такому взгляду на данный период своей жизни зависит прежде всего от личных установок человека.

Следует отметить, что ведущими факторами развития продуктивного старения являются самоактуализация «Я» и ориентация на творческую деятельность.

Список литературы



Александрова М. Д.  Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1974.

Александровский Ю. А.  Пограничные психические расстройства. Ростов-на-Дону, 1997.

Альперович В. Д.  Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. М., 1998.

Ананьев Б. Г.  Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.

Анциферова Л. И.  Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности. Психологический журнал. 1996. № 6.

Артемова О. Ю.  Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987.

Берльер Ф.  Старение и старость. М., 1964.

Бернс Р.  Я-концепция и воспитание. Прогресс, 1986.

Вайсман Р. С.  Развитие мотивационной сферы человека в старшем возрасте: Автореф. дисс. канд. М., 1976.

Вундт В.  Очерки психологии. СПб., 1897.

Головей Л. А.  Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости. Докт. дисс. психол. СПбГУ, 1996.

Гроф С., Хэлифакс Д.  Человек перед лицом смерти. М., 1996.

Дементьева Н. Ф.  Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология зрелости и старения. 1998. № 2.

Изард К. Г.  Психология эмоций / Пер. с англ. СПб., 1999.

Ильин Е. П.  Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

Каариайнен К., Фурман Д. Е.  Верующие, атеисты и прочие // Вопросы философии. 1997. № 6.

Калиш Р.  Пожилые люди и горе // Психология зрелости и старения. 1997. Осень.

Карпенкова Т. В.  Основы социально-правовой защиты пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1998. № 2.

Карсаевская Т. В., Шаталов А. Т.  Философские аспекты геронтологии. М., 1978.

Квинн В.  Прикладная психология. СПб., 2000.

Кемпер И.  Легко ли не стареть? М., 1996.

Корсаков С. С.  Курс психиатрии. М., 1913.

Крайг Г.  Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

Краснова О. В.  Исследование структуры социальной поддержки пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1998. № 2.

Краснова О. В.  Социально-психологические аспекты старения // Клиническая геронтология. 1997. № 3.

Кроник А. А., Головаха Е. И.  Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Составитель Л. В. Куликов. СПб., 2000.

Куликов Л. В.  Психология настроения. СПб., 1997.

Курганский Н. А.  Целеполагание и некоторые его мотивационные детерминанты при неврозах // Психол. журнал. 1989. № 6.

Ланге Н. Н.  Психологический мир. М.; Воронеж, 1996.

Леонтьев А. Н.  Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.

Маслоу А.  Мотивация и личность. М., 1998.

Мечников И. И.  Этюды оптимизма. М., 1987.

Муди Р.  Жизнь после жизни. Л., 1992.

Новикова Л. Г.  Основные характеристики динамики религиозности населения // СоцИС: социологические исследования. 1998. № 9.

Основы геронтологии / Под ред. А. Бинэ, Ф. Бурльера / Пер. с франц. М.: Медгиз, 1960.

Пако С.  Старение психических способностей человека: Основы геронтологии. М., 1960.

Панина Н. В., Сачук Н. Н.  Социально-психологические особенности образа жизни стареющих людей // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1985. № 9.

Патрушев В.  Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых // Социологические исследования. 1998. № 10.

Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты. Ульяновск, 1995.

Полищук Ю. И. и др. Состояния одиночества и ассоциированные с ними расстройства депрессивного спектра у лиц пожилого возраста // Клиническая геронтология. 1999. № 8.

Популярная энциклопедия пожилого возраста. Самара, 1996.

Потанина Ю. А.  Адресная поддержка пенсионеров в условиях переходной экономики // Население России сегодня. М., 1999.

Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М., 1998.

Реан А. А.  Психология изучения личности. СПб., 1999.

Роджерс К. Р.  Взгляд на психотерапию: Становление человека. М., 1994.

Российский статистический ежегодник. 1999.

Рубинштейн С. Л.  Основы общей психологии. СПб., 1998.

Рыбалко Е. Ф.  Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.

Рязанцев С.  Философия смерти. СПб., 1994.

Смит Эллиот Д.  Стареть можно красиво. М., 1995.

Старость. Популярный справочник. М., 1996.

Сухобская Г. С.  Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека: Автореф. дисс. д-ра наук. Л., 1975.

Филиппов Ф. Р.  От поколения к поколению. М., 1989.

Франкл В.  Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

Фромм Э.  Бегство от свободы. М., 1998.

Фромм Э.  Человек для себя. Минск, 1992.

Хамитов Н.  Философия одиночества. Одиночество женское и мужское. Киев, 1995.

Ханна Т.  Искусство не стареть. СПб., 1996.

Холодная М. А.  Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томского университета; М.: Барс, 1997.

Хьелл Л., Зиглер Д.  Теории личности. СПб., 1997.

Чеботарев Д. Ф.  Геронтология и гериатрия. М., 1984.

Шаповаленко И. В.  Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. 1999. № 6.

Шахматов Н. Ф.  Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996.

Элкинд Д.  Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1999.

Alien P. A. et al. Impact of age, redundancy, and perceptual noise on visual search. Journal of Gerontology, Psychological Sciences. 1992. 47 (2).

Allport G. W.  Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961.

Baltes P. В. (1993. The aging mind: potential and limits. The Gerontologist. Vol. 33. No. 5.

Bartoshuk L. & Weiffenbach J.  Chemical senses and aging. In: E. Schneider & J. Rowe (Eds.), Handbook of the biology of aging. San Diego: Academic Press. 1990.

Bengston V. L. & Robertson J. F.  Grandparenthood. Beverly Hills, CA: Sage. 1985.

Burnside I. M., Ebersole P. & Monea H. E. (Eds.) Psychological caring throughout the life span. New York: McGraw-Hill. 1979.

Сrain W.  Theories of Development. 3d ed. N. Y.: Prentice Hall, 1992.

Doll R.  Alzheimer’s disease and environmental aluminum. Age and Aging. 1993. 22 (2).

Erikson E. H., Erikson J. M., Kivnick H. Q.  Vital involvement in old age. New York: Norton.

Evans D. & al. Prevalence of Alzheimer’s disease in a community population of older people. Journal of the American Medical Association. № 262.

Fozard J. L.  Vision and hearing in aging. In: J. E. Birren & K. W. Schaie (Eds.) Handbook of the psychology of aging. 3 ed. New York: Academic Press. 1990.

Hamphry D.  Dying with Dignity: understanding euthanasia. N. Y., 1992.

Hoyer W. J. & Plude D. J.  Attentional and perceptual processes in the study of cognitive aging. In: L. W. Poon (Ed.) Aging in the 1980s. Washington DC: American Psychological Association.

Miller S. K.  Alzheimer’s gene «the most important ever found». New Scientist. 1939. 139 (1887).

Perlmutter M., Adams C., Barry J., Kaplan M., Person D. & Verdonik F. (1987) Aging & memory. In: K. W. Schaie & K. Eisdorfer (Eds.). Annual review of gerontology and geriatrics (Vol. 7). New York: Springer, 1987.

Poon L.  Differences in human memory with aging: Nature, causes and clinical implications. In: J. Birren & W. Schaie (Eds.). Handbook of the psychology of aging. 2nd. ed. New York: Van Nostrand Rienhold, 1985.

Rogers C. R.  Growing old or older and growing // Journal of Humanistic Psychology. 1980. V. 20. № 4.

Salthouse T.  Speed of behavior and its implications for cognition. In: J. E. Birren & K. W. Schaie (Eds.). Handbook of the psychology of aging. 2nd ed. New York: Van Nostrand Rienhold, 1985.

Sheehy G.  New passages: Mapping your Life across time. New York: Random House. 1995.

Spitzer M.  Taste acuity in institutionalized and noninstitutionalized elderly men. Journal of Gerontology. 1988. Vol. 43.

Thompson A. S.  Notes on career development inventory – adult form. As quoted in: R. P. Johnson & H. C. Riker (1981). Retirement maturity: A valuable concept for preretirement counselors. Personnel and Guidance Journal. 1977. 59.

Willis S. & Nesselroade C.  Long-term effects of fluid ability training in old-old age. Developmental Psychology. 1990. V. 26.

Willis S.  Towards an educational psychology of the older adult learner: Intellectual and cognitive bases. In: J. Birren & W. Schaie (Eds.). Handbook of the psychology of aging. 2nd. ed. New York: Van Nostrand Rienhold, 1985


1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   ...   62

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей