Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

_Реан А.А., Психология человека от рождения до смерти. Коллектив авторов Психология человека от рождения до смерти


НазваниеКоллектив авторов Психология человека от рождения до смерти
Анкор Реан А.А., Психология человека от рождения до смерти.doc
Дата15.11.2016
Размер7.55 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаRean_A_A__Psikhologia_cheloveka_ot_rozhdenia_do_smerti.doc
ТипУчебник
#1789
страница59 из 62
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   62

Личность (человек как личность) – в отечественной психологии это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В зарубежной психологии личность, как правило, определяется на основе частных эмпирических представлений, развиваемых в рамках той или иной теории личности.

Лобные доли – области правого и левого полушарий головного мозга, обеспечивающие программирование, регуляцию и контроль деятельности человека. Их поражение ведет к снижению умственных способностей и невозможности планирования за счет выпадения ориентировочной основы действий.

Логическая или словесно-логическая память – запоминание и воспроизведение мыслей.

Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия.

Ложные цели – рационально объясненные самому себе причины того или иного действия или поступка, оправдывающие поведения человека в его собственных глазах, а также в глазах общества.

Локус контроля – склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе.

Лонгитюдное исследование – длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека.

Лонгитюдный метод – методология проведения экспериментального исследования закономерностей изменения психологических, физиологических и других характеристик за определенный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же выборки обследуемых.

Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения; склонность, пристрастие к чему-либо.

Манипуляторный характер действий (лат. manipulus – горсть, пригоршня; manus – рука) – осуществление разнообразных движений руками с предметом, его ощупывание, вращение, перекладывание, встряхивание, бросание и т. д.

Маргинальность подростковая – пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами – миром детей и миром взрослых. При этом ни одним из этих миров подростки не принимаются как полноправные участники: они уже слишком «большие», чтобы быть детьми, но еще слишком «малы», чтобы быть взрослыми. Противоречивость предъявляемых к ним требований и ожиданий приводит к возникновению конфликтных по своему социальному содержанию форм поведения.

Мастерство – свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода.

Мастурбация – искусственное (вне полового акта) раздражение половых органов для вызывания оргазма.

Мезоморфное (атлетическое) телосложение – стройный, сильный, мускулистый индивид, ассоциируется с соматотоническим типом личности, для которого характерны высокий жизненный тонус, любовь к приключениям и риску.

Метаценности семейные (греч. meta – между, после) – в данном случае это те ценности, которые сопутствуют и способствуют стабильности семейных отношений и являются производными от нее, например теплота семейных отношений, взаимное уважение, поддержка.

Метод возрастных срезов – методология проведения экспериментального исследования динамики психологических и физиологических характеристик за определенный период времени, построенная на одномоментном обследовании лиц, принадлежащих к различным возрастным группам.

Метод поперечных срезов – методология проведения экспериментального исследования динамики психологических, физиологических и других характеристик людей, как правило, занимающихся одной и той же деятельностью, на основе обследования не связанных между собой групп людей, находящихся на различных временных отрезках деятельности.

Механизм самореализующегося пророчества – основа отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением. Ожидания личности во многом определяют и характер ее действий и ее интерпретации реакций окружающих.

Механизм эмоционального заражения – появление эмоциональной реакции или эмоционального состояния у ребенка, соответствующих таковым у взрослого в процессе общения с ним.

Механическая память или механическое запоминание – способность запоминать без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.

Механическое запечатление – вид запоминания, который заключается в многократном повторении материала до его запоминания от начала и до конца, без использования специальных приемов и алгоритмов для упрощенного или ускоренного запоминания.

Мечта – положительно окрашенная долговременная мотивационная установка, направленная в будущее.

Микроинсульт – острое нарушение мозгового кровоснабжения.

Мировоззренческие чувства – переживания, связанные с формированием собственной системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также переживания, связанные с формированием жизненной позиции, ценностных ориентаций, убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности.

Мнемические процессы – совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминания, воспроизведения, забывания и пр.

Мнемонические приемы – специальные приемы, сознательно используемые субъектом для эффективного запоминания и воспроизведения информации.

Модальность ощущений – качественная характеристика ощущений, отражающих основной источник информации. Выделяют зрительную модальность, слуховую и т. д.

Монологическая речь – речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.

«Моральные инстанции» – ступени поэтапного принятия индивидом системы моральных, нравственных норм и ценностей общества.

Моральные чувства – переживания, связанные с морально-нравственной оценкой окружающей действительности, самого себя, системы межличностных отношений.

Морфологические элементы – основные части речи, ее категории и формы слов, определяющие роль слов в словосочетании и предложении, а также устанавливающие род, число, падеж, время, лицо, склонение, спряжение, неизменяемость слов и др.

Мотив (лат. movere – приводить в движение, толкать) – сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием); внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Мотив власти – стремление человека проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей, в основе этого лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии.

Мотив достижения – устойчиво проявляемая потребность человека добиваться успеха в различных видах деятельности.

Мотив «избегания неудачи» – стремление избежать срыва, неудачи, порицания или наказания в том или ином виде деятельности.

Мотиваторы (мотивационные детерминанты) – факторы, которые участвуют в мотивационном процессе и обусловливают принятие решений.

Мотивационная установка – латентное состояние готовности к удовлетворению потребности; запланированное, но отсроченное задание для себя или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода.

Мотивационно-потребностная сфера личности – те аспекты личности и личностные состояния, которые побуждают личность к действию, вызывают активность субъекта с определенной целью. Мотивационно-потребностная сфера личности включает интересы, влечения, эмоции, установки и идеалы.

Мотивационные детерминанты (мотиваторы) – факторы, которые участвуют в мотивационном процессе и обусловливают принятие решения.

Мотивационный кризис – ситуация смены и / или ослабления мотивов, часто связанная с определенными периодами возрастного развития.

Мотивация – вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.

Мотивация процессом – интерес к самому процессу совершения действия.

Мотивация роста (метапотребности) – потребности высшего уровня, связанные с врожденным стремлением человека актуализировать свой потенциал. Возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены.

Мотивация содержанием – стремление к познанию новых фактов, сути явлений, их происхождения.

Мотивы развития личности – внутреннее побуждение личности расширить свой кругозор, повысить эрудицию и общекультурный уровень, то есть потребность заниматься самосовершенствованием.

Моторика – движения, осуществляемые скелетно-мышечной системой.

Моторные процессы – совокупность процессов, обеспечивающих двигательные акты индивида.

Моторные способности – свойства моторной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой.

Мудрость – экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам; глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

Мультиинфарктная деменция (МИД) – снижение интеллектуального уровня, наступающее внезапно, в виде ряда неожиданных симптомов, вызываемое инсультом или серией микроинсультов.

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Наглядно-действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Направленность – способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

«Нарцисс» – личность нарциссического типа. Определяющими свойствами являются: эгоизм, самолюбование, крайне высокая осознанная самооценка, стремление к личной выгоде и благополучию любой ценой, стремление эксплуатировать людей в личных целях, в связи с этим – гипертрофированная способность к вытеснению из сознания порочащих его качеств личности и совершаемых поступков, гедонизм, любовь к комфорту, высокомерное либо равнодушное отношение к другим, непереносимость более блестящих людей, завистливость, стремление принизить достоинства других, склонность к самовосхвалению, приданию своей персоне высокой значимости.

Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью.

Неадекватные аффективные реакции – эмоциональные реакции, не соответствующие ситуации (или субъективно воспринимаемые окружающими как несоответствующие ситуации).

Невербальные функции интеллекта – функции интеллекта, связанные с восприятием, оценкой и оперированием образами, например, геометрическими фигурами.

Невроз – функциональное нервно-психическое расстройство психогенной (как правило, конфликтогенной) природы, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах.

Невротические потребности – различные защитные стратегии, формирующиеся в качестве адаптационных механизмов к окружающему враждебному миру.

Невротический симптомокомплекс – перечень признаков в состоянии и поведении субъекта, достаточный для констатации невроза.

Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, проявляющаяся как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев.

Негативная самооценка – низкий уровень самоуважения, ощущения собственной ценности, формирует негативное отношение к своей личности.

Нейрофибриллы – анатомический элемент структуры нервного волокна.

Ненормативные события – события, случившиеся совершенно неожиданно: внезапная смерть близкого человека, потеря работы и т. д.

Неологизм – вновь образованные слова или слова известные, но используемые в новом значении.

Непроизвольное внимание – один из видов внимания – психический процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Непроизвольное воображение – вид воображения, характеризующийся непреднамеренным воспроизведением и преобразованием полученных ранее впечатлений. Крайним случаем проявления непроизвольного воображения являются сновидения.

Неравномерность – неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций.

Низкий статус – «незаметная» роль субъекта в межличностных отношениях; личность не имеет влияния или оказывает незначительное влияние на динамику отношений в группе.

Нормативная шкала ценностей – социально приемлемая и общественно одобряемая шкала ценностей.

Нормативные события – события, наступление которых ожидается в определенное время и переживается большинством людей.

Область (сфера) психического развития – психическое пространство, состоящее из элементов (носителей психического) определенного качества.

Обобщение – продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

Обобщенность экспрессии – логическое объединение нескольких внешних признаков и качеств конкретных эмоций и чувств.

Обобщенные чувства – переживания, отражающие более или менее устойчивые отношения человека к окружающей действительности и к самому себе, не опосредованные конкретным предметом или явлением.

Образ тела – представление личности о внешности, о степени эстетичности телосложения.

Образ Я – здесь: обобщенное субъективное представление о своих собственных личностных, в том числе профессиональных качествах.

Образная память – память на представления, картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы и т. д.

Образное мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются образы.

Объем внимания – одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии нескольких предметов.

Одиночество – состояние человека, когда ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.

Операция – в концепции Ж. Пиаже это «обратимое умственное действие», иными словами, это интериоризированное предметное действие, ставшее обратимым.

Опосредованные мотивы – мотивы, возникшие в связи с внешними обстоятельствами, например в рамках изменяющихся требований со стороны общества или рынка труда ради получения диплома, который расширит возможности трудоустройства.

«Опустевшее гнездо» – период в жизни семьи, который наступает после того, как младший из детей покидает родительский дом.

Опытно-практический фактор – влияние на психическое развитие ребенка опыта, приобретаемого им в процессе различных видов практической деятельности.

Оральная стадия – первая стадия психосексуального развития (по З. Фрейду, приходится на младенческий возраст), на протяжении которой центром чувственных стимуляций, наслаждения и интереса ребенка становится его рот. Чрезмерная или недостаточная стимуляция, получаемая ребенком в течение первой половины первого года жизни, по мнению Фрейда, приводит к формированию орально-пассивного характера. В течение второй половины первого года жизни у ребенка появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения переживаемого психического состояния. Фиксация ребенка на этих переживаниях в последующем приводит, по мнению Фрейда, к формированию орально-агрессивного характера.

Ориентировочные действия (франц. orientation – установка, ориентация) – совокупность действий человека, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.

Отрицание – игнорирование личностью опасной и нежелательной информации с целью исключения конфликта между Я-образом и непосредственным опытом.

Отрицательная самооценка – синоним «негативная самооценка».

Отрицательные эмоции – переживания, связанные с неудовлетворением или невозможностью удовлетворить те или иные потребности.

Ощущение – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Память – процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.

Патерналистская концепция мотивации трудовой деятельности – теория, рассматривающая вознаграждение как основной побудительный рычаг, стимулирующий работников к усердному труду. При этом вознаграждения, которые используются в качестве поощрения, не зависят от продуктивности деятельности, а получаются персоналом в силу их принадлежности к данному предприятию.

Первичная (рабочая) память – память, обеспечивающая выполнение оперативной задачи. Чаще всего это понятие встречается в иностранной литературе. В отечественной литературе данный вид памяти принято называть оперативной памятью.

Переключаемость внимания – способность осмысленно и сознательно перемещать внимание с одного объекта на другой.

Переоценка профессиональной карьеры – период самоанализа, часто встречающийся в середине жизни и связанный с профессиональным выбором и продвижением вперед. Иногда приводит к изменению направления карьеры.

Перцептивная деятельность – совокупность психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение в сознании человека окружающей его действительности.

Перцептивная информация – информация об объектах и явлениях реальной действительности, полученная в результате их восприятия индивидом.
1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   62

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей