Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

_Реан А.А., Психология человека от рождения до смерти. Коллектив авторов Психология человека от рождения до смерти


НазваниеКоллектив авторов Психология человека от рождения до смерти
Анкор Реан А.А., Психология человека от рождения до смерти.doc
Дата15.11.2016
Размер7.55 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаRean_A_A__Psikhologia_cheloveka_ot_rozhdenia_do_smerti.doc
ТипУчебник
#1789
страница62 из 62
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   62

Фантазия – продукт воображения, суть которого заключается в изменении облика реальной действительности, отраженной в сознании. В некоторых случаях термин «фантазия» используется в качестве синонима воображения.

Фенотип – совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

Физиологические потребности – потребности, существенные для физического выживания человека. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции.

Фиктивные цели – цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно проверить или подтвердить.

Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

Фон аффективной сферы – синтез эмоций и чувств, переживаемых человеком достаточно длительное время.

Фрагментация личности – отсутствие целостности, гармоничности в структуре личности.

Фрустрация – психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.

Функциональный характер действий – воспроизведение в структуре действий функциональных свойств предмета, например, характерных для него движений или движений, связанных с его использованием.

Хватательный рефлекс – ребенок так крепко хватается за любой предмет, коснувшийся ладони его руки, что он может, ухватившись за что-либо, держаться на весу целую минуту.

Хныканье – ноющие, писклявые звуки, издаваемые ребенком и периодически прерываемые плачем.

Хранитель семьи – роль, которую берут на себя люди среднего возраста, заключающаяся в поддержании семейных традиций, отмечании достижений и праздников, сохранении семейной истории и поддержке связей со всеми членами семьи.

Хронологическое время – определяет паспортный возраст личности.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, определяющий целостность и направленность поведения.

Цельность – интегральная функциональная характеристика целого, характеризующая единство целей и средств их достижения, обеспеченная повторяемостью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого.

Центр «наслаждения» – условное название центра нервной системы, обеспечивающего положительное эмоциональное реагирование.

Центр «страдания» – условное название центра нервной системы, обеспечивающего отрицательное эмоциональное реагирование.

Центр нервной системы – функционально связанные совокупности нейронов, расположенные в одной или нескольких структурах центральной нервной системы, обеспечивающие осуществление целостной реакции организма или регуляцию той или иной функции; ограниченное скопление нервных клеток, обеспечивающее осуществление строго определенной функции организма.

Чувства – переживание человеком своего отношения к удовлетворению или неудовлетворению высших, духовных, культурных потребностей.

Чувственный (эмоциональный) тон – слабовыраженная эмоциональная реакция; эмоциональная окраска, своеобразный оттенок психического процесса.

Чувство личности – переживание человеком своего отношения к самому себе как субъекту (или участнику) социальных отношений и сознательной деятельности.

Шейно-тонический рефлекс – если голову лежащего на спине ребенка повернуть в сторону, он принимает позу, похожую на позу фехтовальщика.

Широта распространения чувства – определяется тем, как широки и многообразны те сферы личности, с которыми сплелось переживаемое чувство.

Шкала Векслера – Беллвью – психодиагностическая методика оценки уровня интеллектуального развития, предложенная Д. Векслером в 1939 г. Беллвью – название клиники, в которой данная шкала была разработана. Наибольшую известность получил модифицированный вариант этой шкалы, опубликованный в 1955 г. под названием «Векслера интеллекта взрослых шкала».

Эвтаназия (буквально: «хорошая смерть», от греч. eu – хороший и thanatos – смерть) – действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больных людей.

Эго-интеграция – чувство завершенности на кульминационном отрезке жизненного цикла; проявляется в осознании человеком того, что реализовано главное дело жизни, включая работу, достижения и семью.

Эгоцентризм мышления – это скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения.

Эгоцентрическая эмпатия – переживание за самого себя; страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя.

Экзистенциальный мотивационный вакуум – ощущение утраты основного жизненного мотива – смысла жизни.

Экспектации (англ. expectation – ожидание) – система ожиданий и требований, предъявляемых к личности относительно норм исполнения ею социальных ролей.

Экспрессивные признаки – выразительные (мимические, пантомимические (двигательные) и т. д.) особенности тех или иных эмоций и чувств.

Экспрессия (лат. expressio – выражение) – выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека.

Эктоморфное (астеническое) телосложение – высокий, худой, хрупкий индивид, ассоциируется с церебротоническим типом личности, характерными чертами которого являются замкнутость, сдержанность, бережливость, умеренность, пассивность.

Эмоции – отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Эмоциональная (аффективная) составляющая – чувственное оценивание себя, источником которого является субъективная интерпретация реакций других людей.

Эмоциональная автономия – избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей.

Эмоциональная возбудимость – характеризует скорость возникновения, протекания и смены эмоционального отклика (эмоционального состояния).

Эмоциональная депривация (лат. deprivatio – лишение) – продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.

Эмоциональная децентрация – способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека.

Эмоциональная доступность – готовность к эмоциональной близости с партнером; эмоциональная поддержка, понимание, одобрение вне зависимости от ситуации взаимодействия.

Эмоциональная культура (лат. cultura) – дословно – воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими.

Эмоциональная реактивность – эмоциональная восприимчивость субъекта, его чувствительность к эмоциогенным воздействиям.

Эмоциональная устойчивость – характеризует продолжительность и степень стабильности эмоциональных реакций (эмоциональных состояний).

Эмоциональное общение – общение посредством так называемых выразительных движений, то есть движений, соответствующих определенному эмоциональному состоянию: поз, мимики, интонаций голоса, прикосновений, поглаживаний, прижимания к груди, отталкивания и т. д.

Эмоциональное отвержение (эмоциональный «арктический холод») – особенно опасна для акцентуации шизоидного типа, хотя имеет неблагоприятные последствия и для многих других типов акцентуаций.

Эмоционально-оценочное отношение – переживание собственного отношения к правилам, морально-нравственным нормам.

Эмоциональность – основная психофизиологическая особенность детского возраста. Именно эмоциональность, ее возрастные изменения придают качественное своеобразие поведению детей на разных этапах их развития.

Эмоционально-ценностное отношение – переживание отношения к окружающей действительности через систему морально-нравственных критериев, принятых в обществе.

Эмоциональные константы (лат. constans (constanis) – неизменный) – устойчивые эмоциональные отношения, имеющие, как правило, субъективную природу и малоизменяемые под влиянием окружающей действительности.

Эмоциональные состояния – переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания.

Эмоциональный голод – потребность в эмоциональных впечатлениях и переживаниях; в узком смысле – потребность в положительных эмоциях значимого человека или референтной группы.

Эмоциональный стресс – психическое состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Эмпатическое понимание – способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир и переживание субъектом тех же самых чувств, которые испытывает другой.

Эмпатия (греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствования, в переживания другого человека.

Эпилептоид – личность эпилептоидного типа. Ведущими свойствами являются: ригидность (негибкость, «вязкость»), проявляющаяся в эмоциональной сфере (медленное однонаправленное формирование эмоциональной реакции с последующим ее разрешением в форме взрыва, «злопамятность», устойчивость чувств), в мышлении (фиксация на теме, обстоятельность), в поведении (упорство, настойчивость); концентрация интересов на материальном благополучии, собственном здоровье; аккуратность, бережливость, расчетливость, склонность к накопительству; напряженность и сила влечений; дифференцированное отношение к людям по вертикали власти: по отношению к вышестоящим – угодливость, исполнительность, к нижестоящим – жесткость, вплоть до жестокости; вместе с тем – приступы сентиментальности.

Эстетические чувства – чувства, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение красотой; чувство возвышенного или величественного; чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, растроганности.

Этап начинаний – время поиска своего места в обществе взрослых и принятия на себя жизненных обязательств, предполагающих стабильное и предсказуемое будущее во всех сферах жизнедеятельности.

Этап сохранения достигнутого – период, когда человек стремится сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого он добился ранее.

Этап упрочения карьеры – период ранней взрослости, когда доминирующей потребностью становится необходимость занять прочное место в выбранной сфере деятельности.

Я-концепция – 1) обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности; 2) целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.

Я-образ – совокупность чувственных образов (ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.

Я-перспективное – модель, в которую может быть преобразовано Я-реальное в процессе реализации определенных потребностей.

Я-реальное – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Я-реальное может быть в большей или меньшей мере реалистичным.


1 Второй период юности определяется в границах от 17 до 21 года.

1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   62

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей